girniy.ru 1 ... 2 3 4 5 6

РАСХОДЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Конкретные виды расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством.

Классификация позволяет видеть наглядно движение ресурсов, объединять сметы и бюджеты в общие своды, упрощает экономический анализ, контроль за исполнением бюджетов. В соответствии с законом о бюджетной классификации рф 1996 г. действуют следующие классификации:


- функциональная (отражает направление финансов на выполнение основных функций гос): 1 уровень – гос управление и местное самоуправление, судебная власть, международная деятельность, национальная оборона, с/х и рыболовство, образование, культура, искусство и т.д.; 2 уровень – подразделы, конкретизующие направление бюджетных ассигнований.

- экономическая (по экономическому содержанию). Текущие, капитальные, предоставление кредитов за вычетом погашения. Подразделы: закупка товаров, оплата услуг, выплата процентов, субсидии, трансферты, капитальные вложения в основные фонды. Текущие расходы – обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, поддержка других бюджетов. Капитальные расходы – затраты, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

- ведомственная (отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета). 1 уровень – прямые получатели средств – министерства, ведомства. 2 уровень – кл-я целевых статей расходов, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей ср-в (напр., содержание депутатов госдума, закупки вооружения…) 3 уровень – детализация направление финансирования по целевым статьям.

ФИНАНСЫ В СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ.


Финансы – сов-ть эк отношений, возникающих в процессе одностроннего самостоятельного движения реальных денег в целях обеспечения общественных потребностей. Состав фин отношений:

- отношения, возникающие в рамках одного эк субъекта (юр или физ лица). У юр лиц эти отношения связаны с распределением выручки и др доходов от хоз деятельности с распределением чистой прибыли, а также отношения, которые возникают при движении оборотных средств и амортизационные отчисления. Эти отношения связаны с внутрихоз деятельностью орг. У физ лиц сущ ден отношения при потреблении благ и организации сбережений

- отношения, кот возникают между неск юр или физ лицами. 1) безвозмездная передача ден ср-в между этими субъектами – фин помощь; 2) отношения, связанные с формированием и распределением фонда оплаты труда; 3) отношения по уплате ден санкций – штрафы, пени, неустойки; 4) отношения, связанные с инвестированием ден ср-в в акции и паи; 5) отношения, связанные с получением дох от фин и кредитных вложений – дивиденды, доходы по паям.

- отношения, возникающие между юр и физ лицами с одной стороны и гос-вом с др: 1) уплата налогов и неналоговых платежей; 2) предоставление из гос ден фондов трансфертов населению – пенсий и пособий, предоставление бюджетных ассигнований организациям.

- отношения, возникающие между органами гос и местной власти по поводу перераспределения между ними денежных ср-в, поступающих в бюджетную систему.

Фин рес (вся совок-ть реальных денег, кот нах-ся в собственности, распоряжении или оперативном управлении юр, физ лиц или гос-ва) выступают объектом фин отношений, формируют денежные потоки, кот определяют тот или иной вид финансовых отношений.


ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Фин мех-м представляет собой совок-ть форм, методов организации фин отношений. Под формой фин мех-ма понимается определенный вид платежа или вид денежного фонда, кот формируется на практике между экономическими субъектами. Под методом фин мех-ма понимается порядок осущесвления платежа или форм. 2 вида: обязательный (эмперативный) и дополнительный (факультативный).


Обязательный устанавливается гос-вом и применяется в силу закона или других нормативных актов. Примен-ся достаточно часто по всем отношениям, где гос-во явл субъектом, в отношениях, в которых затрагиваются большое кол-во эк субъектов. Примен-ся, когда в какой-то степени затрагиваются интересы гос-ва. В рез-те таких отношений уменьшаются или увеличиваются налоги. Обязат фин мех-м устанавливается нормативными актами. Законодательная база дел-ся на 2 части: общее зак-во и фин зак-во. К законам постоянного действия относятся: бюджетный кодекс, налоговый кодекс, законы АО, законы страхования, о банках, о негосударственных пенсионных фондах. Временные законы и постановления: законы о фед бюджете и региональные и местные бюджеты на очередной плановый период. Временные формируются на основе законов постоянного действия. Кроме законов в кач-ве ист фин мех-ма м рассматривать подзаконные акты исполнительных органов – указы и распоряжения президента. Обязательный фин мех-м явл норм док. Для вступления в действие их регистрируют в министерстве юстиции. Межгосударственные законы имеют первостепенное значение по отношению к внутренним.

Дополнительный фин мех-м формируется организациями и определяет порядок образования и использования внутренних фин ресурсов орг, чистой прибыли, которая остается после уплаты налога в бюджет. Дан фин мех-м устанавливается таким док-том, как устав организации, учредит договор, различные положения - о распределении прибыли, о формировании фондов и т.п.


ДОХОДЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА.

Под доходами понимаются ден ср-ва, которые поступают в бюджеты различных уровней от юр и физ лиц на безвозвратной и бевозмездной основе. Большая часть доходов формир-ся в обязательном порядке, т.е. устанавливаются на основе действующего законодательства. Доходы представляют собой только часть бюджетных ресурсов, которыми располагает гос-во и муниципалитет. Также поступают источники финансирования дефицита, но они вносятся на возвратной основе. В соответствии с бюджетным кодексом в состав доходов вкл 3 вида поступлений: налоги, ненал платежи, безвозм платежи.


Преобладающее место занимают налоги. Прямые налоги взимаются с налогоплательщиков, с его доходов и имущества, отдельных видов деятельности. Плательщик является конечным. Воздействуют на доходы плательщиков, поэтому с их помощью возможно создание стимулов для новых вложений в эк-ку. Личные налоги – подоходный налог, налог на прибыль и НДФЛ. Подоходный налог – самый крупный вид налогов, который может быть глобальным или шедулярным. Глобальный взимается с объекта, который обеъдиняет все виды полученного дох, кот взимается по единой ставке. Шедулярная сист – налог делится на шедулы, т.е. части и к каждой части применяется собственная ставка налога. Косвенные - Налоги, которые взмаются в виде надбавки к отпускной цене товара, они формируют конечную цену, по которой товар продается покупателю. Дает возможность включать налоги в цену, т.о. переложить их на покупателя. Такое переложение возможно частично, т.к. увеличение цены приводит к сокращению объема продаж и уменьшает размер доходов, кот. получают продавцы. Осуществляются по товарам неэластичного спроса – лек-ва, продукты. Явл фискальным инструментом. С помощью этих налогов выполняют доходы бюджета. Преимущественно носят глобальный характер. Более регулярные, т.к. по этим налогам устанавливаются более короткие налоговые периоды, с т.з. взимания более простые. Разделяют на универсальные (примен-ся при реализации всех или большинства товаров - ндс) и индивидуальные (устанавливаются на отдельные виды товаров – акцизы, алкогольные и табачные изделия, товары массового потребления – бензин, предметы роскоши – импортные легковые авто). Фискальная монополия – налог, кот взимается с производства или реализации товаров, на которые установлена гос монополия.

Неналог поступления: доходы от использования имущества, принадлежащего гос-ву – доходы от аренды гос имущества, дох, полученные в виде процентов по счетам, на кот хранятся бюджетные ср-ва; дох, полученные в виде % по кредитам; дивиденды по акциям и паям; доходы от внешнеэкономической деятельности – таможенные сборы, доходы; доходы от оказания услуг, кот предоставляются гос-вом; доходы от эксплуатации природных ресурсов; фин санкции. В 2007 г на долю ненал дох пришлось 40% всех доходов всвязи с иск таможенных пошлин из налоговой системы.


Безвозвратные отчисления. Малая часть доходов. Примерно 75% всех субъектов рф получают фин помощь и 50% местных бюджетов. Формы: дотация – ден ср-ва, выделяющиеся из одного бюджета в др на безвозмездной основе для покрытия недостатка доходов и финансирования любых расходов; субвенция – передача ден ср-в из одного бюджета в др на безвозвр основе для финансирования целевых расходов; субсидия – переход ден ср-в из одного бюджета в др для финансирования целевых расходов в долевом порядке.


НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.

Состав неналоговых доходов определяется бюджетным кодексом рф и включает в себя:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (средства, получаемые в виде арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства от передачи имущетсва под залог; средства от возврата государственного кредита; доходы от дивидендов по акциям, принадлежащих рф.)

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (средства от продажи уставного капитала орг, нах-ся в гос собственности; средства от продажи акций, доходы от реализации запасов и резервов)

- доходы от платных услуг, оказываемых органам государственной власти

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответсвенности

- фин помощь бюджетных ссуд

Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер. Большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации гос запасов и резервов и прибыль банка россии по нормативам, установленным федеральными законами.



ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.

Обеспечением гос долга служит все имущество, составляющее казну. Долговые обязательства могут сущ-ть в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени рф, как заемщика с кредитными организациями, иностранными гос-вами и международными фин орг;

- гос займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени рф;

- договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;

- договоров о предоставлении гос гарантий рф;

- соглашений и договоров, заключенных от имени рф о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Заемные ср-ва рф мобилизует в основном 2 путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от размещения займы делят на внутренние и внешние. По внутренним займам кредиторами выступают физ и юр лица, выпускаются в нац валюте, для привлечения ср-в эмитируются ценные бумаги. Внешние займы – в иностранной валюте.


СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ.

В любой стране существуют определенные системы органов, кот занимаются управлением фин отношений. Выделяют гос органы управления и органы управления фин предпр. Гос органы управления вкл в себя органы общего управления и спец гос аппарат. К орг общего управления относят законодательные и исполнительные органы власти. В рф на фед уровне относят федеральное собрание, президент рф и правительство рф. Фед собрание состоит из 2 палат – гос дума и совет федерации. Госдума принимает и рассматривает все законы в области фин бюджета и налогов, рассматривает и утверждает основные направления денежно-кредитной и финансовой политики рф. Образует счетную палату рф и назначает аудиторов счетной палаты. Совет федерации рассматривает принятые думой законы в области фин, бюджета и налогов о общем, не имея права вносить какие-либо изменения. Их можно одобрить или не одобрить в целом. Президент подписывает все принятые думой законы и после их публичного объявления законы вводят в действие. Издает указы и распоряжения по отдельным фин вопросам в соответствии с действующим законодательством и распор резервным фондом. Правительство рф явл исполнительным органом власти, осущ операции по общей организации планирования и исполнения фед бюджета, осуществляется общий контроль за деятельностью фед министерств и ведомств, издает постановления и распоряжения по отд фин вопросам и распор резервным фондом правит. Спец гос аппарат вкл в себя систему гос органов управления финансами в сост правит-ва рф. Ведущий орган – минфин.


Ф-ии: 1) методологическая – подготовка проектов фин зак-ва, разработка осн направлений развития и соверш отношений; консультационная – представл разъяснения по вопросам фин, бюджетного и налогового зак-ва. 2) ф-я бюджетного планирования – минфин составляет проект фед бюджета и предоставляет его в прав-во рф, затем в гос думу для утверждения. 3) ф-я исполнения фед бюджета. В процессе исполнения минфин составляет бюджетную роспись по фед бюджету и отчет об исполнении. Проводит контроль за деят-ю фед казначейства. 4) организация международных валютно – фин отношений, управления гос долгом. Хранение части золотого запаса.

В состав системы минфина вкл след фед службы, кот вып контрольную ф-ии по отдельным направлениям гос деятельности – фед нал служба, фед казначейство, фед служба мониторинга, фед служба фин контроля и аудита.


ФИСКАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

классическая фин пол-ка использовалась длительный период времени (с нач 18 до нач 30-х гг 20 в). теоретическая основа – политэкономия А.Смита и Д.Рикардо. смысл – гос-во не вмешивается в эк-кую деят-ть общ-ва и выполняет в основном политическую и социальные ф-ии. Цель такой политики – обеспечение равновесного сбалансированного бюджета – фискальные цели. Небольшие расходы и невысокие налоги. Фин мех-м основан на косвенных налогах, кот позволяют максимально быстро собрать необходимые доходы, а в расходах применялся метод финансирования бюджетных учреждений. Бюджетные дефициты покрывались с пом гос кредита. Все ф-ии управления выполнял минфин (казначейство). Такая политика не могла полностью обеспечить интересы общества, т.к. невмешательство гос-ва в эк-ку приводит к глубоким и затяжным эк кризисам. В этот период гос-во меняет ориентиры и отказывается от фискальных целей и переходит ко 2 типу фин политики.

Фискальные цели финансовой политики предполагают, что гос за счет поступающих доходов должно покрывать расходы, которые возникают в связи с выполнением государством своих ф-ий. Оптимальный результат, который м.б. достигнут гос-вом с фискальной т.з.- обеспечение равновесного бюджета, в кот доходы и расходы равны. На практике такое бюджетное равновесие не возможно, и фискальные проблемы возникают у гос-ва, если имеется бюджетный дефицит. При благоприятных экономических условиях доходы гос-ва растут за счет увеличения объектов обложения и налоговой базы. Развитие эк. циклично. В условиях неблагоприятной эк конъюнктуры гос-во часто использует способ изменения налоговой нагрузки. Закон Лаффера – на первом этапе увеличение Нн приводит к росту доходов, т.к. налоги еще не высоки и не противоречат эк интересам плательщиков, позже налоги становятся слишком высоки, и экономическим субъектам остающихся фин ресурсов не хватает для самофинансирования своих расходов, и плательщик начинает уклоняться от уплаты налогов. оптимальная Нн зависит от большого количества факторов:


-социальные – чем выше участие государства в финансировании образования, здравоохранения, тем больше Нн;

-экономические факторы – доля гос собственности. Чем она выше, тем выше уровень Нн.

-политические – содержание армии, чем страна больше, тем больше Нн.

Реальный оптимальный уровень Нн обеспечивается опытным путем.

Выбор мероприятий не всегда может привести к росту доходов и не всегда обеспечить сбалансированность, т.к. с увеличением доходов м. расти и расходы, а при сокращении одних расходов могут расти другие, очень сложно выбрать те неэффективные расходы, которые подлежат сокращению.

Государство может отказаться от ежегодного балансирования и перейти к циклическому балансированию. В период роста эк-ки и высоких цен на экспортные товары гос-во накапливает бюджетный профицит в специальных резервных фондах, а в период экономического спада за счет резервов осуществлять финансирование, а в целом за весь эк-кий цикл достигается бюджетное равновесие. В большинстве развитых стран – неэффективно, т.к. не наблюдается высоких темпов роста и глубоких спадов



<< предыдущая страница   следующая страница >>