girniy.ru 1 2 3 ... 5 6

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Бюджетное устройство – это совок-ть принципов построения гос-венного бюджета и бюджетной системы страны. Бюджетная системасов-ть бюджетов гос-ва, административно-территориальных образований, самостоятельных гос учреждений и фондов. Бюджетная система – главное звено финансовой системы гос-ва. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. Бюджетная система унитарного гос-ва состоит из 2 звеньев – государственного и местных бюджетов. Бюджтная система федеративного гос-ва – из трех – федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. Бюджет конфедеративного (союзного) гос-ва формируется из вносов входящих в конфедерацию гос-в.

В соответствии с конституцией и бюджетным кодексом рф бюджетная система состоит из 3 уровней: федерального бюджета и гос-венных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов рф и бюджетов территориальных внебюджетных фондов, местных бюджетов. Бюджеты, входящие в бюджетную систему рф, самостоятельны и не вкл-ся др в друга.

Принципы функционирования: единство (единство правовой базы, ден системы), разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность (право законодательных органов гос власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самост-но осущ-ть бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, полнота отражения доходов и расходов, сбалансированность, эффективность и экономичность использования ср-в, гласность (обязательное публикование в открытой печати утвержденных бюджетов), достоверность,адресность и целевой характер.


ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.

Это форма проявления эк сущности финансов на практике в действии.


- распределительная. Отражает финансовые отношения с качественной страны, т.е. показывает виды финансовых потоков, их направления и цели. Объект распределения - общественный продукт – сов-ть материальных благ, созданных и реализованных в денежной форме в течение финансового года. Процесс фин распределения осущ-ся по двум стадиям – 1) первичное, в процессе которого формир-ся первоначальные финансовые ресурсы. Не обеспечивает всех эк субъектов необходимым объемом фин ресурсов. 2) перераспределение. Осущ-ет дополнительное обеспечение отдельных экономических субъектов за счет других. Происходит целевое обеспечение отдельных затрат эк субъектов. Перераспределение чаще всего осуществляется через образование и использование денежных фондов (формир-ся за счет прибыли)

Амортизация и оборотные ср-ва направляются на производственные цели только в бесфондовом порядке. Без образования фондов исп-ся денежные дох населения на потребление и образование сбережений. Фин рес гос-ва образуются через 2 вида фондов – бюджеты и внебюджетные фонды. Основная часть ресурсов нах-ся в бюджетах территорий, куда поступают косвенные налоги, налоги, которые вкл в затраты, прямые налоги, кот уплачиваются юр и физ лицами с доходов и имущетсва, а также неналоговые доходы. Поступившие в бюджеты ср-ва распределяются по территориальному признаку на федер бюдж., региональн б и местные б. Бюджетные ср-ва распределяются по функциям, которое выполняет гос-во – национальная оборона, нац без-ть, нац экономика, образование, здравоохранение, культура и др общегосударственные вопросы. По целевому назначению распр. Б. – з/п, оплата товаров, работ, услуг, трансферты населению, дотации организациям. Бюджетные ср-ва распределяются по ведомствам и учреждениям-получателям. Ср-ва внебюджетных фондов исп-ся по 3 направлениям – трансферты населению, финансирование целевых программ, затрат на управление.

- контрольная. Показывает процесс функц-я финансовых отношений с количественной стороны, т.е. определяет размер фин потоков.


Обе ф-ии отражают один процесс, но с разных сторон. Результатом контрольной ф-ии явл фин инфо, которая поступает от различных финансовых потоков, происходит организация фин контроля как особой управленческой деятельности.

Фин инфо явл основой финансового контроля, но для полноценного фин контроля необх создание специальных органов.

Распределительная и контрольная ф-ии тесно связаны и взаимообусловлены.

Сущ-ет также регулирующая ф-я финансов, меняющая мотивацию хозяйствующих субъектов для достижения целей общества на к.-л. этапе его развития.


БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО СТАДИЙ

Бюджетный процесс – совок-ть действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой. В рф время совершения процесса исполнения бюджета – бюджетный период с 1 января по 31 декабря. Участники бюджетного процесса – представительные органы власти (рассматривают и утверждают проекты бюджетов), исполнительные органы (осуществляют основное финансовое планирование), банк россии (разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики), распорядитель бюджетных средств (распределяет ср-ва между бюджетополучателями),бюджетополучатель, контрольно-счетные органы (контроль за исполнением бюджетов и внебюджетных офндов.

Этапы бюджетного процесса:

- Составление проекта бюджета. Осуществляется исполнительными органами власти. Ранее происходит разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс (СФБ) государства на территории РФ. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, отражает требования финансовой политики, структура доходов и расходов СФБ приближается к бюджету. Бюджет выражает финансовую программу конкретно. СФБ позволяет органам исполнительной органам исполнительной власти разрабатывать постепенно бюджетные расходы и делать расчеты для определения доходов бюджета. Непроизводственная работа по составлению проектов бюджетов ведется Минфином РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При составлении бюджета используются методы:


Метод экономического анализа. Определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения текущий, выявляет причины отклонений.

Нормативный метод. В его основе норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму получают общую сумму расхода.

Экстраполяционный метод. Определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предшествующие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.

- Рассмотрение и утверждение бюджетов. Осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием) РФ, представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления. Проект бюджета, полученный Советом Госдумы направляется в комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. Комитет решает вопрос о принятии проекта федерального закона «О Федеральном бюджете» к рассмотрению в Госдуме. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, Комитетам Госдумы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную Палату на заключение.

Получив заключение от каждого комитета, Комитет госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение и представляет его на рассмотрение в Госдуму, которая начинает его рассмотрение в нескольких чтениях. При рассмотрении бюджета в первом чтении Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной налоговой политики, принципы взаимодействия федерального бюджета с бюджетами субъектов федерации. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении. В третьем чтении отражаются расходы федерального бюджета по подразделениям функциональной классификации, по всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах утвержденных во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов. В четвертом чтении рассматривают поправки к законопроекту, поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета.


На пленарном заседании Госдумы законопроект ставят на голосование в целом. Принятый Госдумой закон в соответствии с Конституцией в течение 5 дней со дня принятия должен быть передан на рассмотрение Совету Федерации. Закон о бюджете считается одобренным, если за него проголосовало более 50% от общего числа членов палаты, либо, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. При отклонении его Советом Федерации обе палаты парламента создают Согласительную комиссию, после чего закон повторно рассматривает дума. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании он набрал не мене 2/3 от общего числа голосов депутатов Думы.

- Исполнение бюджета. Начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета. Главная задача исполнения – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей. Работа по исполнению бюджета ведется Минфином РФ, Гос. Налоговой службой и гос. таможенным комитетом РФ и их органами на местах. При исполнении бюджета распределение всех видов платежей и ассигнований ведется по бюджетной росписи доходов и расходов, которая представляет собой оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации. Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на Федеральное Казначейство, которое обеспечивает принцип единства кассы в отношении федеральных средств.

- составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Эти работы возложены на Минфин и его финансовые органы, Гос. налоговую службу, Гос таможенный комитет. Отчеты направляются в соответствующие органы гос. власти, отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному собранию, который его и утверждает. Для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета Совет Федерации и госдума образуют счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.


ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНДЫ.

Это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих целевое назначение. Выполняют распределительную (перераспрделение через внеб фонды части НД в пользу соц слоев населения или отдельных отраслей экономики) и контрольную (информирование общества о возникновении отклонений в производственном или социальном процессах) ф-ии.

Централизованные (гос-венные). Пенсионный фонд, фонд соц страх, фонд обязтельного мед страх, фонд поддержки малого предпринимательства, федеральный фонд соц поддержки населения.

Децентрализованные. Формируются для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач. Фонды, создаваемые: по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач; для решения отраслевых задач – фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Источники формирования: обязательные платежи, добровольные взносы физ и юр лиц, прибыль от коммерческой деятельности.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются федеральным собранием в форме фед законов.

В соответствии с бюджетным кодексом функционируют:

Пенсионный фонд. Создан по постановлению верховного совета рсфср 1990 г. деятельность: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения. Ср-ва фонда формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. Средства используются на выплату пенсий по возрасту и инвалидности (3 части – базовая – из федерального бюджета, страховая и накопительная – за счет платежей по обязательному пенс страх), по случаю потери кормилица (базовая и страхвая).

Фонд соц.страх. создан в 1990 г.по постановлению совета министров рсфср. Задачи: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение, санаторное лечение. Средства образуются за счет: ЕСН, страховых взносов работодателей, граждан, занимающих индивидуальной трудовой деятельностью, доходов от инвестирования средств в ценные бумаги.


Фонд обязательного мед.страх. создан в 1991 г. в соответствии с законом рсфср об обязательном мед страх. Цель – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи. Источники финансирования: часть ЕСН, ср-ва федерального, региональных, местных бюджетов, ср-ва предприятий, граждан, безвозмездные взносы и пожертвования. Ср-ва передаются лечебным учреждениям опосредованно через страховые компании, кот осуществляют контроль за целевым использованием.

Также классифицируют как социальные (для финансирования расходов, связанных с населением – пенс, соц страх, фед мед страх, террит мед страх) и экономические (предназн для финансирования расходов отдельных отраслей экономики (дорожный) или для финансирования отдельных мероприятий (экологические фонды), для предоставления однотипных расходов с т.з. назначений (инвестиционный). В наст время все эти фонды консолидированы в состав бюджета различных уровней.

В наст время через внебюджетные фонды перераспределяется 15% ВВП.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМ.

Под государственным долгом понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Гос.долг – совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями. Долговые обязательства: явные (займы, кредиты, ссуды, имеющие четкий график обслуживания и погашения); неявные (образующиеся в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате з/п работникам бюджетной сферы)
Структуру долга можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, по срочности исполнения обязательств, соотношению явных и неявных обязательств и по видам держателей.

Формы долга в РФ:
- кредитные соглашения и договоры
- государственные ценные бумаги

- договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению и исполнению обязательств третьими лицами

- соглашение и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Госдолг подразделяется на внешний и внутренний. Критерий различия – вид валют. В зависимости от сроков погашения выделяют: краткосрочные (до года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5-30).

Госдолг РФ обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Федеральное правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов федерации и муниципальных образований, за искл.случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий гос. по погашению внешних и внутренних займов, выплаты процентов по ним, изменению условий и сроков ранее выпущенных займов. К мероприятиям по у.г.д. относятся: политика рефинансирования, конверсия займов, консолидация, аннулирование и унифицирование займов. Конверсия – изменение доходности займа путем снижения или повышения процентной ставки. Консолидация займа – изменение государством сроков действия ранее выпущенных займов. Унифицирование займов – обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулирование – полный отказ гос.от своих долговых обязательств внутри страны. Такой метод применяется крайне редко.



<< предыдущая страница   следующая страница >>