girniy.ru 1 2 ... 5 6

1. Сущность и необходимость финансов.


2. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.

3. Роль финансов в кругообороте основного капитала предприятия.

4. Финансовая система страны, характеристика ее звеньев.

5. Финансовые ресурсы и их состав.

6. Финансовая политика государства.

7. Бюджетное устройство и бюджетная система государства.

8. Функции финансов.

9. Бюджетный процесс, характеристика его стадий.

10. Внебюджетные фонды.

11. Государственный долг и организация управления им.

12. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и методы финансирования.

13. Государственный кредит, его сущность и роль в финансировании бюджетного дефицита.

14. Профицит бюджета: его формирование и распределение.

15. Налоговая система государства.

16. Прямые налоги и их характеристика.

17. Косвенные налоги и их характеристика.

18. Элементы налога и их характеристика.

19. Экономическое содержание и значение налогов.

20. Роль финансов в кругообороте оборотного капитала предприятий.

21. Инвестиции и источники их финансирования.

22. Прибыль организации, источники её образования и распределения.

23. Финансовое планирование (прогнозирование).

24. Финансы организаций, их характеристика.

25. Характеристика межбюджетных отношений в РФ.

26. Сущность и роль бюджетных отношений в современных условиях.

27. Управление финансами.

28. Финансовый контроль, его формы, виды, методы.

29. Типы финансовой политики и их особенности.

30. Расходы бюджетной системы: их классификация и характеристика.

31. Финансы в системе денежных отношений.

32. Финансовый механизм в рыночной экономике.

33. Доходы бюджетной системы: их классификация и характеристика.


34. Неналоговые доходы бюджетной системы.

35. Формы государственного кредита.

36. Система органов управления финансами в РФ.

37. Фискальные цели финансовой политики государства.

38. Регулирующие цели финансовой политики государства.

39. Финансы населения.

40. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.


СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ

Финансы – экономические отношения, осуществляемые в основном в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами. Возникают по поводу перераспределения дохода общества, для обеспечения исполнения государством своих функций

Система денежных отношений делится на идеально-денежные отношения (возник при выполнении деньгами ф-ии меры стоимости) и реально-денежные отношения (возникают на основе движения денег в наличной и безналичной форме). Деньги – средсво обращения, ср-во платежа, ср-во накопления.

Реально-денежные отношения: 1- сделки купли-продажи товаров. Движение осуществляется на встречу товару. Здесь деньги выполняют ф-ю средства обращения. Это категория – денежное обращение. 2 – самостоятельное движение денег, когда деньги выходят из сферы чисто денежного обращения из сделок купли-продажи и начинают движение, обособленное от товара с целью покрытия обязательств, возникающих в экономике. Ф-я средства накопления и средства платежа. На основе этого движения ф-ют 2 категории – кредит и финансы.

Кредит – срочное возвратное движение денег.

Финансы – одностороннее движение денег безэквивалентно и безвозвратно от одного экономического субъекта к другому. Т.О. финансы – часть денежных отношений, возникающих на основании движения реальных денег, движение осуществляется самостоятельно обособленно от товара, имеет односторонний характер с целью обеспечения общественных потребностей.


Необходимость финансов вытекает из того, что они обеспечивают определенные общественные потребности – 1) связанные с восстановлением использования в производстве элементов основного и оборотного капитала – это обеспечивает простое воспроизводство. 2) потребности, связанные с расширением произ-ва, т.е. с увеличением основного и оборотного капитала. 3) потребности, связанные с обеспечением непрерывности произ-ва, кот. м.б. нарушена стиийными бедствиями, авариями.


РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ВВП

Расширенное воспроизводство вкл непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части – НД. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит гос-венным финансам и фин предприятий. Гос-во воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хоз-ва, социальных мероприятий и налоговую политику. В условиях административно-командной сис-мы эффективность использования гос средств на финансирование народного хоз-ва была низкой. А в условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы фин отношений. Гос финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления ср-в д. обеспечить структурную перестройку эк-ки.

Максимизация ВВП и НД или минимизация инфляции и дефицита – цель развития эк системы, которая реализуется с помощью финансов. Основные взаимосвязи между хоз субъектами в стране по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помощью макроэкономического тождества

Y=C+I+G (Y – ВВП по расходам, С – потребительские расходы домашних хоз-в, I – инвестиционные расходы частного бизнеса, G – гос расходы). В закрытой эк-ке, где более 80% ВВП производится и потребляется в стране, стоимость произведенных товаров равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов. В открытой эк-ке учитываются расходы на товары, произведенные в других странах +Ex-Im. В соответствии с этой формулой годовая ст-ть произведенных товаров и услуг в стране (ВВП) равна расходам национальных эк агентов на все произведенные товары плюс чистый экспорт. Т.О. если гос-во перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хоз-ва и частный бизнес возможности использования этой доли ВВП с большей результативностью.



РОЛЬ ФИНАНСОВ В КРУГООБОРОТЕ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Роль финансов в воспроизводстве основного капитала состоит в том, что в процессе фин отношений формируются источники для создания, восполнения и расширения основного капитала. Финансовые источники в этих процессах играют важнейшую роль – до 60% основного капитала формир-ся за счет фин ресурсов. Первоначальное создание основного капитала осуществляется за счет уставного капитала, источником формирования которого являются фин ресурсы: денежные ср-ва юр и физ лиц, а также гос-ва. Эти ср-ва явл денежными ср-вами, которые предоставляют собственники новых организаций. В процессе эксплуатации основного капитала, он подвергается износу. Для восполнения изношенного основного капитала необходимо формирование спец фин рес – амортизационных отчислений. Выделение амортизации из выручки, накопление амортизации, потребление ее на приобретение нового основного капитала взамен изношенного осуществляется финансовым методом. В процессе воспроизводства м. осуществляться увеличение объемов осн капитала. С этой целью в процессе фин отношений происходит направление на рост основного капитала внутрихоз источн (прибыли) и дополнительно привлеченных ср-в (ср-ва от продажи дополнительно выпущенных акций, паев и бюджетных ассигнований).

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ

Между разнообразными финансовыми отношениями существует общность: все осуществляют распределение ВВП и НД, участвуют в формировании фондов денежных средств, контролируют и регулируют распределительный процесс, выступают преимущественно в денежной форме.

Имеющие общие черты финансовые отношения образуют финансовую категорию – налоги. Категории группируются в звенья – бюджет, финансы организаций. Далее формируются финансовые сферы (децентрализованные и централизованные) – государственный финансовый аппарат под управлением министерства финансов и министерство по налогам и сборам, государственный таможенный комитет.


Т.О. при усложнении финансовых отношений формируется финансовая система, которая отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества.

Финансовая система – совок-ть фин отношений, выступающих в виде взаимосвязанных категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства.

В унитарном государстве – двухуровневая финансовая система –финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами. Федеративное гос-во – три уровня – проявляются финансовые отношения членов федерации. В рф 3 уровня – центр, регионы и местные органы самоуправления. Делится на централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные нах-ся в собственности государства, в соотвествии с БК объединяют бюджетную систему и внебюджетные фонды. Каждый бюджет функ-ет автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящие бюджеты. Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы. Бюджеты субъектов рф и бюджеты региональных внебюджетных фондов утвержадются представительными органами власти субъектов федерации, а местные бюджеты – местными органами самоуправления.

Децентрализованные финансы. В сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны – это финансы предприятий и финансы домашнего хозяйства. Финансы предприятий участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – НД. Предприятия обладают финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку, распоряжаются прибылью. Финансовые ресурсы ком.предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу. Финансы домашних хозяйств играют важную роль в регулировании платежеспособного спроса страны. Часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности.



ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ СОСТАВ

Вся совокупность реальных денег, которая нах-ся в собственности или распоряжении или оперативном управлении юр, физ лиц и гос-ва носит название финансовых ресурсов. Они выступают объектом фин отношений, формируют денежные потоки, которые определяют тот или иной вид финансовых отношений. Состав можно классифицировать по 2 признакам:

- по происхождению. Денежные доходы – формир-ся как вновь созданная фин стоимость, добавленная к материальным затратам в процессе производства и реализации товаров, работ, услуг, формируются у всех экономических субъектов – у предприятий и организаций прибыль, у населения – з/п, предпринимательский доход, у гос – косвенные налоги – ндс, акцизы и налоги, включаются в затраты – ЕСН. Денежные поступления – у предпринимателей возникают в процессе кругооборота первоначального капитала при его озобновлении и увеличении. Оборотные ср-ва, которые вложены в запасы сырья, материалов, амортизационные отчисления, за счет которых происходит возобновление внеоборотных активов. У гос к ден поступлениям относятся безвозмездные перечисления из внешних источников – фин. помощь, а также формир-ся путем продажи имущества. Денежные резервы – накапливаются в течение нескольких лет, не имеют целевого назначения и за счет которых покрываются непредвиденные расходы.

- по распределению фин. ресурсов. Децентрализованные (фин.рес организации и населения), централизованные (рес гос-ва в бюджетах и внебюджтных фондах)


ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Фин политика - совокупность мероприятий по определению целей и задач исп-я фин отношений по формированию фин мех-ма и по управлению финансами. Цели – фискальная, регулирующая.

Фискальные цели фин политики предполагают, что гос за счет поступающих доходов должно покрывать расходы, которые возникают в связи с выполнением государством своих ф-ий. Оптимальный результат, который м.б. достигнут гос-вом с фискальной т.з.- обеспечение равновесного бюджета, в кот доходы и расходы равны. На практике такое бюджетное равновесие невозможно, и фискальные проблемы возникают у гос-ва, если имеется бюджетный дефицит. При благоприятных экономических условиях доходы гос-ва растут за счет увеличения объектов обложения и налоговой базы. Развитие эк. циклично. В условиях неблагоприятной эк конъюнктуры гос-во часто использует способ изменения налоговой нагрузки. Закон Лаффера – на первом этапе увеличение Нн приводит к росту доходов, т.к. налоги еще не высоки и не противоречат эк интересам плательщиков, позже налоги становятся слишком высоки, и экономическим субъектам остающихся фин ресурсов не хватает для самофинансирования своих расходов, и плательщик начинает уклоняться от уплаты налогов. оптимальная Нн зависит от большого количества факторов:


-социальные – чем выше участие государства в финансировании образования, здравоохранения, тем больше Нн;

-экономические факторы – доля гос собственности. Чем она выше, тем выше уровень Нн.

-политические – содержание армии, чем страна больше, тем больше Нн.

Реальный оптимальный уровень Нн обеспечивается опытным путем. Выбор мероприятий не всегда может привести к росту доходов и не всегда обеспечить сбалансированность, т.к. с увеличением доходов м. расти и расходы, а при сокращении одних расходов могут расти другие, очень сложно выбрать те неэффективные расходы, которые подлежат сокращению.

Государство может отказаться от ежегодного балансирования и перейти к циклическому балансированию. В период роста эк-ки и высоких цен на экспортные товары гос-во накапливает бюджетный профицит в специальных резервных фондах, а в период экономического спада за счет резервов осуществлять финансирование, а в целом за весь эк-кий цикл достигается бюджетное равновесие. В большинстве развитых стран – неэффективно, т.к. не наблюдается высоких темпов роста и глубоких спадов.

Гос-ва применяют регулирующую политику – политику регулир-ния бюджетных дефицитов:

-ограничения в использовании гос-венного кредита – исп-е кредитов для рефинансирования старых займов, эти поступления не направлены на непроцентные расходы, они финансир-ся за счет обычных доходов. Такая система регулирования наз-ся формированием первичного профицита. Исп-ся как правило в среднеразвит странах. В развитых – более жесткие административные методы – ограничение и размера резервов, и размера долга.

Регулирующие цели:

Фин инструменты: налоги и бюдж финанс. Происходит стихийно. Гос-во должно вмешиваться в эк-ку для сглаживания неравномерности эк развития, повышения занятости и стабилизации денежной системы. Основными целями регулирования выступают следующие процессы: эк рост, занятость, инфляция, валютный курс.


В условиях рыночной эк-ки гос-во не может напрямую директивно управлять деят-ю эк субъектов, т.о. фин регулирование явл осн инструментом косвенного управления эк-кой через предоставления физ и юр лицам дополнительных фин ресурсов или через их изъятие.

Различают:

-стимулирующее регулирование – гос-во предоставляет эк суб дополнительные фин ресурсы за счет уменьшения Нн и дополнительного бюджетного финансирования, т.о. обеспечивается рост эк-ки и занятости, но может привести и к росту цен и стимулировать инфляцию.

-сдерживающее, рестрикционное регулирование – гос-во уменьшает размеры фин рес-в за счет увеличения Нн и сокращения бюджетного финансирования эк субъектов. Это стимулирование направлено на стабилизацию денежного обращения, т.к. уменьшается спрос и снижаются стимулы для роста цен, инфляции. Но в то же время отрицательно сказывается на эк росте

Проблемы фин регулирования: проблема достижения целей (интересы гос-ва и юр и физ лиц могут не совпасть), проблема выбора целей регулирования (при помощи одного мех-ма регулирования гос-во не может одновременно воздействовать на все эк процессы для обеспечения положит динамики, в нек сл в эк формир стагфляция – стагнация и инфляция – происх резкое увеличение цен на рынке под воздействием к-л факторов, кот приводят к уменьшению объема прозводства. В этих условиях любое регулирование имеет отрицательное воздействие. Сначала необходимо уменьшить инфляцию, затем стимулировать произ-во.), проблема сроков регулирования (фин инструменты могут обеспечить воздействие только на среднесрочные и долгосрочные тенденции развития эк-ки. Изменение налогов требует изменение зак-ва. Для регулирования текущих и краткосрочных процессов гос-во использует ден-кредитные инструменты – ставка рефинансирования, норма обязательных резервов ком банков в ЦБ РФ, операции ЦБ на фин рынках)



следующая страница >>