girniy.ru 1

НАПОЛЕОН НА ЭЛЬБЕ: ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

В ПОЭЗИИ XIX ВЕКА




Ю.Ю. Вакун


Московский областной колледж искусств и технологий, г. Егорьевск

Научный руководитель А.Е. Назарова, кан. фил. наук


Отечественная война 1812 года – одна из героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира, поразила воображение современников. Не случайно гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем исторической науки.

В нашем исследовании мы рассмотрим стихотворение А.С.Пушкина «Наполеон на Эльбе» с точки зрения отображения в нем событий истории.

В результате поражения армии Наполеона в Бородинском сражении на сторону Бурбонов перешли войска, капитулировавшие в Париже. Союзники потребовали от Бонапарта полного отречения от престола за себя и за своих потомков. Наполеон подчинился этому требованию и отправился в почетную ссылку на остров Эльба.

Вечерняя заря в пучине догорала,

Над мрачной Эльбою носилась тишина,

Сквозь тучи бледные тихонько пробегала

Туманная луна;

Уже на западе седой, одетый мглою,

С равниной синих вод сливался небосклон.

Наполеона терзают воспоминания о былой славе, поэтому он бежит с острова. Пушкин выступает в роли пророка, он предчувствует, что бегство не принесет Наполеону ожидаемых результатов. Поэт предрекает ему неудачи. В стихотворении Пушкин показывает это с помощью слова мрачный в различных вариантах сочетания: мрачны думы, мрачится тьма. Эти словосочетания указывают на недобрые, мрачные мысли Наполеона.

В начале стихотворения мы видим остров Эльба глазами Наполеона. Для него Эльба - тюрьма, в которой ему предстоит провести остаток жизни. Первые 6 строк рисуют мрачную картину заката, одиночества Наполеона, скорби по былым подвигам. Это подчеркивается такими эпитетами, как мрачная
Эльба, бледные тучи, туманная луна, седой небосклон.


Наблюдая за вечерним пейзажем, Наполеон вспоминает былую славу, но на душе у него неспокойно; для того чтобы показать это, Пушкин использует метафоры: носилась тишина, одетый мглою небосвод, тихонько пробегала луна (Пушкин использует развернутое сравнение: пробегающая туманная луна выступает в роли недоброй мысли, рождающейся у Наполеона).

Мы убеждаемся в полном одиночестве Наполеона:

Один во тьме ночной над дикою скалою

Сидел Наполеон.

Пушкин дает Наполеону, отправленному в ссылку и вскоре вновь захватившему власть во Франции, новые характеристики:

...В уме губителя теснились мрачны думы,

Он новую в мечтах Европе цепь ковал... -

отмечает поэт и показывает целеполагающие стремления Наполеона:

Уж мир лежит в оковах предо мной!

Прейду я к вам сквозь чёрные пучины

И гряну вновь погибельной грозой!

И вспыхнет брань! за галльскими орлами,

С мечом в руках победа полетит,

Кровавый ток в долинах закипит,

И троны в прах низвергну я громами

И сокрушу Европы дивный щит!..

Пушкин использует аутодиалог (спор персонажа с самим собой), который является отражением характерной особенности человеческой психики. Кроме того, подобная внутренняя «диалогика», по терминологии М.С. Кагана, «есть форма существования духовности, высшее, конечное проявление человеческого духа»: в начале своей речи Наполеон вспоминает былые подвиги, славу и тут же противоречит самому себе. Пушкин заставляет Наполеона свирепо прошептать ругательства самому себе, превозносить своих врагов, а о себе отзываться как об ужасном злодее:

Полнощи царь младой! ты двинул ополченья,

И гибель вслед пошла кровавым знаменам,

Отозвалось могущего паденье -


И мир земле и радость небесам,

А мне - позор и поношенье!

Под словами «царь младой» Пушкин имеет в виду Александра I, правившего в то время в России.

Честолюбивый и тщеславный Наполеон угрожает Европе:

... Страшись, о Галлия! Европа! мщенье, мщенье!

Рыдай - твой бич восстал - и всё падёт во прах,

Всё сгибнет, и тогда, в всеобщем разрушенье,

Царём воссяду на гробах!

В своем стихотворении А.С. Пушкин, говоря о «законных царях», имеет в виду династию Бурбонов во главе с Людовиком ХVIII:

И Галлия тебя, о хищник, осенила;

Побегли с трепетом законные цари.

Но зришь ли? Гаснет день, мгновенно тьма сокрыла

Лицо пылающей зари…

Пушкин предчувствует еще один поход Наполеона и считает, что «гроза» уже близко:

Мрачится неба свод, гроза во мгле висит,

Все смолкло... трепещи! погибель над тобою,

И жребий твой еще сокрыт!

С падением Наполеона закончилась эпоха «революционных» войн. В этих войнах Франция объективно не имела никаких шансов победить, так как возбудила против себя враждебность основных европейских государств.


Библиографический список


  1. Пушкин А.С. Наполеон на Эльбе / Полное собрание сочинений: В 10 т. / АН СССР/ сост. Б.В.Томашевский. – 4-е изд. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979 / Т. 1. Стихотворения, 1813–1820. – 1977. – 479 с.

  2. Вульфсон Г.Н., Ермолаев И.П., Кашафутдинов Р.Г., Смыков Ю.И. История России с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие. Казань: Буквица, 1999. – 327 с.

  3. Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны в 1812 году: Ч. 2. – Санкт-Петербург: Воен. тип., 1839.
  4. Муравьева О.С. Пушкин и Наполеон // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). – 1991.

  5. Шуринов А.С. И милость к падшим призывал. А.С. Пушкин о Наполеоне // Материалы XIII Всероссийской научной конференции, Бородино, 5-7 сен. 2005 г. – М.: Полиграф сервис, 2006. – 347 с.