https://electroinfo.net

girniy.ru 1 ... 2 3 4

Мудрость, а не просто интеллект, - вот что характеризует подлинную духовность. Мудрецу нельзя отказать в духовности, ибо он духовен по определению: мудрец - это именно человек, достигший вершин духовного развития. Не просто учёный и не обязательно учёный, а тот, который знает, как наиболее человечно поступить в той или иной ситуации. И способен поступать только так, по-другому просто не умеет. У него по-другому не получится. Чтобы поступить бесчеловечно, ему надо перестать быть собой.

Хорошо, если мудрец, подобно А.В.Меню, может свою мудрость ещё и философски обосновать (не за это ли, кстати, он поплатился жизнью?). Но чтобы быть мудрым, не обязательно быть философом. Мудрость - это прежде всего безошибочная человечность. Всё остальное второстепенно. Мудрость может (и должна!) быть интуитивной, но ни в коем случае не бесчеловечной. Бесчеловечная мудрость - это никакая не мудрость. И, разумеется, не духовность.

Комплекс какой бы то ни было "избранности" с мудростью, а значит и духовностью, тоже несовместим. Мудрость глубоко демократична. Но и другая крайность - уравниловка, нивелировка, обезличка, стрижка всех под одну гребёнку, - тоже, разумеется, ничего общего с мудростью, а значит и с духовностью, не имеет. Для истинного мудреца нет ни толпы, ни героев. Ни массы, ни вождей. Просто-напросто все для него существуют поштучно. Сами по себе. Как есть.

"Что поделаешь, если он такой", - обычный аргумент моей мамы, когда я на кого-то злился.

И Януш Корчак настаивает на этом же принципе истинной мудрости, когда пишет о младенце: "Он такой". То есть ни лучше, ни хуже кого бы то ни было, а как есть. Такого и люб