Что нужно знать о толерантности
Вначале обратимся к истории понятия толерантность. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые 17-18 в.в. Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Наиболее последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер, не критикуя ни одну из конкретных религий, показал, что религии, милосердные по своей сути, могут быть разрушены предрассудками и нетерпимостью. Он утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование.
Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
В 1789 г. - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.
Что касается этимологии понятия толерантность, то оно происходит от латинского глагола tolerare (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка толерантности в разных культурах неоднозначны. Интересный сравнительный анализ понимания данной категории в разных языках предпринят авторами упомянутой выше книги «На пути к толерантному сознанию».
В
английском языке понятие толерантность выражает три пересекающихся значения:
устойчивость, выносливость;
терпимость;
допуск, допустимое отклонение.
Так, Оксфордский словарь раскрывает толерантность как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во
французском языке толерантность трактуется как «уважение свободы другого, его образа мысли,
поведения, политических и религиозных взглядов».
В
китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В
арабском языке толерантность определяется как «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим».
В
персидском языке это понятие означает «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
В
русском языке толерантность характеризуется как «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». В. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами как смирение, кротость, снисходительность, великодушие. Напротив, нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности, непостоянстве и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, В. Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.
Важно подчеркнуть, что в опыте русской культуры 19 века (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. А. Ухтомский) возникла традиция трактовки
терпимости как понимания. Эта традиция
в дальнейшем получила развитие в работах М. М. Бахтина и его последователей, а также в «диалогической» линии западной философии (М. Бубер, Ф. Розенцвейг и др.).
Данный подход в известной мере противоположен подходу к толерантности, сложившемуся в рамках западной философской традиции в целом. Здесь смысловой акцент категории толерантности делается на идее меры, границы, до которой можно терпеть другого. Русская же культурная традиция представляет модель «человека понимающего», в основе которой лежит
идея диалога взаимодействующих субъектов, их взаимообогащения и взаимодополнения опытом друг друга. В западной традиции нет речи о понимании, принятии другого таким, каков он есть; здесь, скорее, возникает образ человека, который, по выражению В. В. Глебкина, во имя сохранения паритета позиций, стиснув зубы,
терпит своего партнера (до поры - до времени).
На наш взгляд, эту идею понимания субъектами друг друга чрезвычайно важно сохранить в современных трактовках толерантности и донести до сознания школьников.
Таким образом, толерантность - это достаточно сложный термин, с целым рядом нюансов. В обыденной жизни его часто сводят просто к терпимости, терпимому отношению к событию или человеку. Понятно, что это - явное сужение достаточно объемной и разноплановой категории.
В отличие от бытового использования термина толерантности как терпимости, в научной литературе в целом отмечается его многоплановость. Правда, в разных изданиях нередко фиксируются лишь отдельные аспекты данного понятия. Если свести их воедино, то получится целый перечень аспектов, позволяющий рассматривать толерантность с позиций широкого историко-эволюционного понимания - как социальную норму либерального гражданского общества, в которую входят следующие компоненты:
социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
уважение и признание равенства партнеров;
отказ от доминирования и насилия;
признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций;
отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой - то одной точки зрения;
готовность принять другого таким, какой он есть;
доверие, умение слушать и выслушивать другого;
способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию);
способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия;
готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия, но без ущемления как собственных интересов, так и интересов партнера, с правом отстаивать эти интересы.
На последний из перечисленных компонентов хотелось бы обратить особое внимание, поскольку именно он обеспечивает
устойчивость толерантного взаимодействия. Дело в том, что и отдельные люди, и целые группы имеют как
общее, так и
особенное во взглядах, отношениях, традициях. Это неизбежно, т.к. каждый из нас обязательно обладает сходством с другими и одновременно отличается от них.
На протяжении веков проблемы взаимодействия выходцев из разных стран, представителей разных культур, носителей различных бытовых правил и норм решались отнюдь не на основе единства общих и особенных интересов. Традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. И тогда сильный утверждал свое особое видение мира (свои взгляды, идеи, традиции) как самое правильное, единственно верное, истинное.
К сожалению, эта традиция продолжает сохраняться и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем, казалось бы, способных объединить на принципах действительного равенства все заинтересованные страны и народы. Наглядный пример тому - борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов.
Не меньшую озабоченность у многих деятелей культуры, политиков, журналистов вызывает и устойчивая ориентация российского руководства на силовые способы решения вопроса взаимоотношений России с Чечней, без должного учета тех самых особенных интересов чеченского народа. О праве отстаивать эти интересы речь либо не идет вообще, либо оно предоставляется только в том виде, какой кажется приемлемым российской стороне.
Однако в современных условиях данный способ утверждения своего особого видения мира становится все менее приемлемым. Всякая попытка ликвидации особенного ведет к тому, что один из партнеров - будь то отдельный человек или социальная общность - превращается в исполнителя чьей-то воли. В свою очередь, приоритетное обеспечение особых интересов одной из взаимодействующих сторон неизбежно приводит
к разрушению самого контакта. Стабильность такого контакта предполагает наличие того, что объединяет партнеров друг с другом. Сами нормы, правила общения возникают и утверждаются для того, чтобы обеспечить возможность какой-либо совместной деятельности. Следовательно, вступая в общение с иными по культуре и традициям людьми, человек, с одной стороны, должен во имя согласия в определенной мере ограничить себя, свою «особость»; с другой стороны, он вправе рассчитывать на то, что достижение согласия произойдет без ущемления его коренных интересов.
Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов.
Чтобы более детально разобраться в интересующем нас понятии, целесообразно пойти от противного. Противоположной толерантности является категория нетерпимости. Явление нетерпимости привлекло внимание ученых, которые изучали авторитаризм, национализм, политический конформизм, консерватизм, политические предрассудки и стереотипы. В ходе этих исследований, еще в 50-х годах ХХ века немецкий философ Теодор Адо?рно и его коллеги обнаружили психологический феномен, названный ими «авторитарной личностью». Более поздние исследования установили, что авторитарная личность - это сложный комплекс качеств, который включает:
комплекс психологических особенностей;
набор идеологических позиций.
Психологические особенности находят выражение в характерных для данного личностного типа эмоциональных, когнитивных (знания) и поведенческих проявлениях. Человек авторитарного типа отличается крайней
нетерпимостью к мнениям, не совпадающим с его собственными, а также к неопределенности, к «непорядку».
Его психика отличается
ригидностью (застойностью), а мышление -
приверженностью к стереотипам и
закрытостью для нового знания. Таким людям свойственно восприятие окружающего мира преимущественно в черно-белых тонах (хорошо - плохо, красиво - некрасиво), без использования большого диапазона понятий, значительного разнообразия оттенков в политических позициях. В тех случаях, когда им приходится иметь дело со сложными и запутанными проблемами, они стремятся упростить их, игнорируя нюансы.
Особый комплекс психологических свойств авторитарной личности складывается по поводу власти. Авторитарного человека характеризуют
авторитарная агрессивность и
авторитарное подчинение. Эти черты проявляются,
с одной стороны, как почитание тех, кто стоит выше на лестнице власти, и, с другой стороны, как стремление подавить, подчинить всякого, кто в социальном отношении ниже его. Такие люди вообще склонны мыслить в терминах власти, для них очень важно выяснить: кто главный, кто кому подчиняется.
Для авторитарной личности характерно стремление ориентироваться на других и на условности, принятые в её группе. Это качество получило название конвенционализм, т. е. жесткое следование определенным нормам. Коммунистические взгляды в бывшем СССР были такой же конвенциальной нормой, как теперь в России - демократия. При этом смена политических ориентиров с коммунистических на либеральные не привела к уменьшению конвенциональности, хотя эта конвенциональность приобрела новую окраску и проявляется теперь как лояльность к разным культурным нормам, даже тогда, когда они друг другу противоречат.
Авторитарная личность склонна делить людей на «своих» и «чужих». «Чужие» становятся объектом негативных оценок и враждебных установок, тогда как «свои» воспринимаются положительно, причем это одобрение имеет некритический характер.
Что касается набора идеологических позиций, свойственных авторитарной личности, то он представлен национализмом (этноцентризмом), догматизмом, консерватизмом, милитаризмом.
Национализм - это признание безусловного превосходства своего народа над другими, его исключительности среди других.
Догматизм представляет собой такой тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем осуществляется без учета конкретной реальности, конкретных обстоятельств места и времени. Выражается догматизм в слепой приверженности к однажды выработанным или усвоенным способам познания и деятельности, в нетерпимости к иным взглядам, вере в абсолютную власть.
Консерватизм - это приверженность традиционному и устаревшему, враждебность и противодействие прогрессу, стремление сохранить существующий порядок вещей.
Милитаризм выражается в постоянном ощущении опасности, враждебного окружения и - как следствии этого - ориентации на силовое решение проблем.
Таким образом, как собственно психологические, так и идеологические составляющие авторитарной личности оказываются связанными с проявлением нетерпимости к инакомыслию, неприятием плюрализма, делением людей на «своих» и «чужих».
В целом авторитарная личность может быть противопоставлена личности толерантного типа, которая отличается прямо противоположным набором характеристик - открытостью мышления, терпимостью к инакомыслию, способностью к компромиссам, свободой от бессознательной тревожности, приоритетом рационального начала в выборе своей позиции, признанием у людей равных прав, отсутствием стремления к подавлению других.
Сопоставление авторитарной и толерантной личности позволяет уточнить исходное понятие толерантности.
На наш взгляд, толерантность - это такой тип взаимоотношений отдельных людей, народов, государств, который включает осознанное признание и соблюдение партнерами, независимо от их языка и культуры, следующих важнейших принципов:
признания равенства партнеров,
взаимоуважения прав другого (в том числе права быть иным),
сохранения индивидуального своеобразия каждого из них,
достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что практическая работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного
поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа. Речь идет о таких качествах, как чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, осознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других, позитивное отношение к себе самому и представителям других народов и иных культур.
Материалы предоставлены кандидатом философских наук Н.В. Кленовой,
главным методистом Центра развития систем дополнительного образования детей
Министерства образования РФ