girniy.ru 1 2 ... 33 34




МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине


«ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕМОГО РЕГИОНА (ЭКОНОМИКА КОРЕИ)»

(2-курс)


Область знания: 200000 – Социальный сфера, экономика и право

Область образования: 230000 – Экономика

Направление бакалавриата: 5231000 – Экономика зарубежных стран и страноведение –(по странам и регионам)


Ташкент – 2011


Учебно-методический комплекс разработан на основе типовой программы и учебного плана направления образования, обсужден и утвержден на заседании кафедры «Экономика региона Дальнего Востока и Южной Азии и страноведения» «_28_» __06__2011 г.(Протокол №__21_), на заседании УМС факультета «ЭЗС и страноведения» ТашГИВ «29_»_06_____ 2011__г. (Протокол № _3___)


С о с т а в и т е л ь:

Д.А.Мирханова – доцент кафедры «Экономика стран Дальнего Востока и Южной Азии и страноведение» ТГИВ, кандидат экономических наук.

Р е ц е н з е н ты :




Камилова М.Х. –зав. отделом «Института экономики» Академии наук Республики Узбекистан, кандидат экономических наук, доцент;

К.К.Хакбердиев - доцент кафедры «Экономическая теория», ТГИВ, кандидат экономических наук




Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседанииУМС института «___28___»___08_____ 2011г. Протокол № _1__

Введение

Республика Корея начиная с 60-х годов выбрала индустриальный путь развития. Модель индустриализации дала возможность ей развиваться высокими темпами. В 2008г. экономический рост в Республике Корея достиг 4% отметки. В 2007-2008гг. Республика Корея заняла 11-е место в мировом рейтинге конкурентоспособности. Больших успехов она достигла не только в развитии промышленности, транспорта, связи, сферы высоких технологий, но и в социальной сфере. Расходы на социальные нужды в 2008 году составили 70,5 трлн. вон. Особенно важно отметить развитие пенсионного фонда. Начиная с 2008 года пенсионный фонд начал размещать свои акции в 26 развитых странах мира в размере 21,5 млрд. долларов. Такие высокие показатели дают возможность Республике Корея войти в разряд развитых государств. Не имея, каких либо природных ресурсов Кореи удалось достичь таких высоких темпов во всех сферах экономики. Такие темпы роста Республике Корея удалось достичь благодаря роли государства в формировании экономики.

В курсе «Экономика изучаемой страны (Корея)» изучаются особенности развития корейской экономики за период с 60-х годов, начало индустриализации до наших дней.

В данным учебным комплексе изучается модель экономического развития РК, роль государства в проведении политики индустриализации, пятилетние планы экономического развития, социальные вопросы и вопросы связанные с проведением политики индустриализации.

Данный учебный комплекс рассчитан на студентов 2 курса, магистров и аспирантов обучающихся по направлению кафедры «Экономика стран Дальнего Востока и Южной Азии и страноведения», «Корееведения» а также на широкий круг научных исследователей, изучающих данный курс «Экономика Кореи».

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕМОГО РЕГИОНА

(ЭКОНОМИКА КОРЕИ)»

Утверждено Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан«___»_____2011г. Приказ«____»



Введение

Республика Корея начиная с 60-х годов выбрала индустриальный путь развития. Модель индустриализации дала возможность ей развиваться высокими темпами. В 2008г. экономический рост в Республике Корея достиг 4% отметки. В 2007-2008гг. Республика Корея заняла 11-е место в мировом рейтинге конкурентоспособности. Больших успехов она достигла не только в развитии промышленности, транспорта, связи, сферы высоких технологий, но и в социальной сфере. Расходы на социальные нужды в 2008 году составили 70,5 трлн. вон. Особенно важно отметить развитие пенсионного фонда. Начиная с 2008 года пенсионный фонд начал размещать свои акции в 26 развитых странах мира в размере 21,5 млрд. долларов. Такие высокие показатели дают возможность Республике Корея войти в разряд развитых государств. Не имея, каких либо природных ресурсов Кореи удалось достичь таких высоких темпов во всех сферах экономики. Для Республики Узбекистан выбравшей рыночный путь развития важное значение имеет опыт таких государств как Республика Корея. Такие темпы роста Республике Корея удалось достичь благодаря роли государства в формировании экономики. В настоящее время в Республике Узбекистан строящей рыночную экономику важное место занимает роль государства. Узбекистан достиг высоких темпов экономического роста. Важное значение приобрело социальное развитие. Так например, на социальные нужды государством выделено 54% средств из госбюджета. Однако, в построении рыночной модели экономики важно изучение опыта таких государств как Республика Корея.

«Экономика изучаемой страны (Корея)» изучаются особенности развития корейской экономики за период с 60-х годов, начало индустриализации.

Уровень экономического развития и структура хозяйства страны, ее особенности и проблемы развития, раскрываются динамика и структура национального дохода и национального богатства, этапы индустриализации, региональная политика и экономика Особое место занимает менеджмент, научно-технический прогресс, реализация в стране программы информационного общества, развитие собственных НИОКР,know how.


Факторы развития Кореи как система НИОКР, трудовые ресурсы и роль человеческого фактора, особенности организации и управления, государственное регулирование экономики, денежное обращение, участие страны в международных рынках, Чеболь. Кроме того, начато изучение экономики КНДР, процесс возможного воссоединения двух Корей.

Основные цели и задачи

Цель дисциплины – образовать знания, умения и навыки о понятии факторов ускорения темпов экономического роста в условиях новой модели экономического развития причин кризиса в период индустриализации, восстановления экономики после кризиса, о ФПГ, развитии малого и среднего бизнеса, отрасли высоких технологий, построении новой моделей развитого государства и т.д.

Задачи дисциплины – научить анализировать проблемные ситуации; выдвигать гипотезы); способность к математическому моделированию (определение данных, условий и границ поиска решений, перевод проблемы на язык математики, применение адекватного математического аппарата, интерпретация решения).

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов по предмету

В процессе освоения данного предмета студент должен достичь следующего:

Иметь представление о схемах научного исследования, видах квалифицированных научных работ студентов, специфике методов естественных и общественных наук, диалектических, системных и каузальных методах в экономической теории, теоретических и эмпирических методах в экономической науке, общенаучных методах в исследовании социально – экономических и политических процессов, научно-исследовательские программах и проектах, требованиях к их разработке, формах исследования и методах сбора данных.

Иметь навыки и умения решать задачи (постановка вопроса, нахождение нужной информации для решения задачи, анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотезы), способность к математическому моделированию (определение данных, условий и границ поиска решений, перевод проблемы на язык математики, применение адекватного математического аппарата, интерпретация решения);


Уметь логически мыслить (дедуктивные и индуктивные умозаключения, комбинация логики и интуиции, аргументация выводов и заключений); иметь коммуникативные умения (чтение, письмо, речь на языке математики, использование математических символов и формул, построение графиков, схем, диаграмм); умение применять новые информационные технологии.

Связь предмета с другими дисциплинами учебного плана и их методическая взаимосвязь

Данные предмет изучается с 5 по 8 семестр. Для изучения данного предмета необходимо, чтобы студент имел достаточные знания по предметам, предусмотренным учебным планом, такими как: гуманитарные, социально - экономические предметы (экономическая теория, социология), математика и естествознание (высшая математика, география), общепрофессиональные предметы (микро-макро экономика, мировая экономика, теория статистики, финансы и кредит), обще-специальные предметы (международная банковская система, нефтяной фактор, рынок ценных бумаг, конкурентоспособность национальной экономики). В данном курсе изучаются экономика промышленности, налоговая политика, анализ хозяйственной деятельности.

Роль предметов в производстве

Данная специальность является составной частью изучения тенденции развития мировой экономики. Роль этой дисциплины заключается в подготовке квалифицированных кадров для работы в сфере международных экономических отношений, а также специалистов – страноведов.

Современные информационные и педагогические технологии в обучении предмету

Информационно-методическое обеспечение курса предполагает полное и всестороннее усвоение учебного материала. Оно направлено на формирование самостоятельного творческого и продуктивного мышления студентов бакалавриата. Информационно-методическое обеспечение предусматривает использование на занятиях и в ходе самообразования студентов следующую деятельность:

Использование на занятиях мультимедиа.

Применение компьютерных и телевизионных технологий обучения.

Применение информационных технологий.

Обеспечение учебного процесса необходимой научной и методической литературой, наглядностью и раздаточным материалом.

Разработка методических рекомендаций для студентов по изучению курса и организации самообразования.

Основная часть

Содержание теоретических занятий предмета

Общая характеристика экономического развития Республика Корея до кризиса

Обзор экономического развития РК и КНДР. Территория. Политика. История. Экономика. Основные макроэкономические показатели развития.(ВВП, Инфляция, Безработица, золото валютные резервы и др.). Направления индустриальной политики РК.

Республика Корея в мировой экономике

Источники экономического роста. Место Южной Кореи и её доля в мировом ВВП, международные рынки в которых участвует Корея. Структурные сдвиги в экономике. Роль и место РК в мировой экономике, эволюция развития Республики Корея с 60х годов.

Основные черты хозяйственного механизма и роль государства в развитии экономики

Роль государства в формирования экономики. Пятилетние планы экономического развития и их выполнения под руководством государства. Планирование резервы хозяйственной активности. Трудовые отношения развитие хозяйства построение, индустриального государства путем планирования экономических показателей. Роль государства в формировании экономики. Реформы правительства в создании законодательных основ индустриальному развития государства.

Модель экономического развития Республики Кореи

Общая характеристика методов руководства, импорт, экспорт капитала.

Вложения в человеческий капитал, экспорт импорт зарубежных технологий. Заимствование зарубежных технологий. Внешняя торговля, вложения в человеческий капитал, обмен зарубежными технологиями, организация патенто-лицензионной деятельности. Развития РК по пятилеткам.


Концепция “Новой экономической стратегии”

Новая экономика периода Ким Ен Сама, проведение операции под собственными именами, политика открытых сделок. Результаты новой политики. Период 80-х годов , период 90-х годов, наведение порядка в банковско финансовой сфере и сделках с зарубежными партнерами. Стодневный план новой экономики. Период Ким Ен Сана осуществление плана по всем показателям отраслевого и регионального развития. Экономический спад и реформы. Реформы в промышленности и торговля а также в сельском хозяйстве.

Контрольные показатели пятилетнего плана Новой экономики

Тенденции развития экономики за период 1990-1997 год. Макроэкономические показатели. До кризисный и послекризисный периоды экономического развития, по всем макроэкономическим показателям. Результаты “Новой экономики”. Спад и реформы в экономическом развитии, роль правительства в создании «новой экономики».

Развитие сельского хозяйства Республики Кореи

Роль сельского хозяйства в организации сбережении и накоплений. Организация фермерских хозяйств, ценовая политика в сельском хозяйстве

Финансовая система Республики Кореи до Азиатского финансового кризиса

Банковская система РК. Азиатский финансовый кризис и его последствия. Меры правительство РК по преодолению финансово экономического кризиса в РК. Ценовая политика. Бюджетная политика, распределение финансовых средств на основные нужды государства, здравоохранения науку, культуру, оборону и т.д.

Финансовая система Республики Кореи после Азиатского финансового кризиса

Финансовая система Республики Кореи после Азиатского финансового кризиса (1997-2000 гг.). Банковская система РК и его реформы после Азиатского финансового кризиса. Система государственных финансов в РК. Налоговая система РК до и после кризиса. (виды налогов, составные часты налогов) классификация налогов. Инвестиционная деятельность Республики Корея до и после Азиатского кризиса.


Мировой глобальной финансовой кризис в РК 2008 году.

Причины кризиса, его последствия, для банковской системы, антикризисная программа Ли Мен Бака по выходу из кризиса 2008 года. Становления и развития рынка ценных бумаг в РК.

Экономическая развития Республики Корея после глобального экономического кризиса

Либерализация торговли. Подписание соглашений о свободной торговле с США, ЕС, Чили и Мексикой. Участия в международных организациях. Роль и значение экономического развития Республики Корея в АТР. Региональные объединения АТЭС, АЛТИД, АСЕАН и др. организации в которых состоит Корея и ее доля в выпуске продукции этих стран в мировом ВВП

Международной транспорт и коммуникации РК. Социально-экономическое развитие в сфере промышленных технологии

Изучение ноу-хау в сфере высоких технологии, создания технопарков и технополисов. Перспективы развития ИКТ, Интернет в РК, ИКТ в промышленности. Использование ИКТ в промышленности. Создание НИОКР и инновации в сфере ИКТ.

Метро и воздушный транспорт

Транспортная система в РК. Совершенствование транспортной системы, строительство аэропортов и гаваней.

Экономическое развитие в 2008-2011 годах.

Развития экономики по ключевым отраслям: энергетика, химическая промышленность, машиностроения, Развитие автомобильной промышленности Республики Корея. Транспорт грузовой и легковой. Деятельность предприятий автомобильной промышленности, электроника и судостроение.

Промышленность и судостроение РК.

Влияние глобального кризиса на портфель заказов в судостроительной промышленности. Прогнозирование затрат на новые ссуда, реконструкция, автомобилестроение и авиапромышленность. Развитие промышленности по отраслям. Внедрение новых видов технологий основанных на последних достижениях науки и техники.

Социально – экономическое и экологическое развития РК.


Уровень эколого-экономического состояния РК на современном этапе. Стратегия РК по охране окружающей среды. Меры правительство по созданию законодательных основ и внедрению крупно масштабных проектов по охране окружающей среды. Создание новых «Зеленых технологий» и проблемы занятости, трудовых ресурсов. Пенсионная система РК, роль профсоюзного движения в РК. Трудовые отношения в РК. Оплата труда и социальная защита в РК. Совершенствование социально-экономического развития РК

Система образования в РК.

Обзор образовательной системы. Средства массовых информации, наука, патентно–лицензионная деятельность космос, культура, туризм. Патентно-лицензионная работа в развитии высоких технологий. Деятельность технопарков и создания НИОКР. Структура образования, ступеней ВУЗовского образования, дошкольное и школьное образование.

Внешне экономическая деятельность РК и ее интеграция в мировое хозяйство.

Формы и типы интеграционных объединений с участием РК. Внешняя торговля, импорт-экспорт капитала и технологии. Квоты на экспорт, соблюдения требований мирового стандарта в ВТО. Сальдо торгового баланса. Импортные и экспортные пошлины, состояние платежного баланса. Создания свободных экономических зон в РК. И ее участия в процессах международной экономической интеграции.

Экономика Республика Корея на современном этапе.

Обзор экономического развития. (2008-2011гг.). Основные тенденции, развития экономики на современном этапе. Макроэкономическое и микроэкономическое развитие. Чеболь после кризиса. Основные направления деятельности ФПГ и модель индустриального развития Кореи. Анализ тенденции развития малого и среднего бизнеса. Сочетания крупного бизнеса с малом предпринимательством.

Республика Корея в мирохозяйственных связях

Страны Европы, США и Азиатские страны. Экономическое сотрудничество в сфере обмена технологий и торговли. Интеграция Республики Корея в мировое хозяйство. Интеграция в сфере экономики, политики , культуры, создания СЭЗ. Виды СЭЗ. Масан, Пусан, зоны инвестиций, торговые зоны, экспортные зоны.


Экономические проблемы воссоединения Северной и Южной Кореи

Анализ и сравнение ее развития с Южной Корей возможности восстановления экономика КНДР.

Стратегия и тактика маркетинга в корейских компаниях

Методика комплексного изучения рынка, использование конкурентоспособности корейских компаний на мировых рынках.

Экономическая сотрудничество Республики Узбекистан и Республики Корея

Торговля, инвестиции, обмен технологиями, сотрудничество сфере образования и бизнеса, создание СЭЗ в городе Навои.

Рекомендации и указания по организации семинарских занятий

Семинарские занятия проводятся на основе планов этих занятий, с использованием прогрессивных методов преподавания. При подготовке к семинарским занятиям необходимо самостоятельно творчески изучить рекомендуемую литературу и ответить на вопросы самоподготовки студентов. На семинарских занятиях необходимо остановиться на рассмотрении следующих вопросов:


  1. Экономика Кореи в 1990 г.

  2. Экономические тенденции 2008-2011гг.

  3. Развитие отраслей промышленности по отраслям: легкая промышленность, кожевенно-обувная, электроника.

  4. Финансовая система и банковское дело

  5. Модель индустриального экономического развития.

  6. Модель построения развитого государства (после 2000 года).

  7. Республики Корея в мировом хозяйстве.

  8. “Концепция новой экономики” Ким Ен Сама и стодневный план экономики.

  9. Экономическое развитие Кореи в 2010-2011 году.

  10. Развитие промышленности по отраслям (автомобильная, авиапромышленность, химическая промышленность, судостроение, авиапромышленность, энергетика, транспорт).

  11. Развитие сельского хозяйства до и после Азиатского кризиса

  12. Развитие транспорта и связи, ИКТ Республики Корея
  13. Промышленная политика Республики Корея на современном этапе.


  14. Мировой глобальной экономический кризис и его влияние на экономику Кореи.

  15. Уровень развития экономики и внешне экономическая деятельность после глобального кризиса.

  16. Участия РК в международных экономических организациях МВФ, АСЕАН, АТЭС, ВТО, ООН, МАГАТЭ и др.

  17. Экологические проблемы в РК и пути их решения после глобального кризиса.

  18. Антикризисная программа Ли Мен Бака по выходу из кризиса.

  19. Развития сферы «зеленых технологий».

  20. Развития трудовых ресурсов, миграция трудовых ресурсов, совершенствование условии труда.

  21. Система высшего образования в РК.

  22. Развитие инновации, нано технологии, ноу-хау.

  23. Освоение космоса.

  24. Инвестиционная политика РК на внутреннем и внешнем рынках

Указания по организации написания курсовых работ

Целью курсовой работы по дисциплине (экономика Кореи) является осуществление самостоятельного исследования по заданной теме. Курсовая работа должна включать: введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы исследования, ставятся цель и задача предполагаемой работы; основной части, в которой раскрываются основные вопросы исследуемой темы, на основе собранного статистического материала, осуществляется анализ и оценка жизнедеятельности субъекта национальной экономики; заключение, в котором обобщаются результаты проведенного исследования; список литературы, используемой в процессе написания работы. Курсовая работа выполняется на 20-25 листах компьютерного варианта. Работа печатается через 1 интервал 14 шрифтом.



следующая страница >>