girniy.ru
|
|
1 2 ... 14 15
Первый учебник вайшнава
Вводный курс
в сознание Кришны
Международное Общество Сознания Кришны
Основатель-ачарья Его Божественная Милость
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
нама о виу-пдйа ка-прехйа бх-тале
римате бхактиведнта-свмин ити нмине
намас те срасвате деве гаура-в прачрие
нирвиеа-нйавди-пчтйа-деа-трие
В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью
А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой,
который очень дорог Господу Кришне.
ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.
О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами,
мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении.
Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы
и несешь освобождение странам Запада,
в которых широко распространился
имперсонализм и философия пустоты
Глава первая
Духовный учитель и ученик
Четыре недостатка обусловленной души
Ч
то такое Веды? Санскритский вербальный корень веда можно перевести по-разному, но смысл, в конечном счете, один. Веда значит "знание". Любое знание, которое вы получаете, это веда, поскольку учение Вед – это изначальное знание. Когда мы находимся в обусловленном состоянии, наше знание имеет много недостатков. Разница между обусловленной душой и освобожденной заключается в том, что обусловленной душе присущи недостатки четырех видов. Первый из них состоит в том, что такая душа обязательно ошибается. Например, Махатму Ганди считали великой личностью, хотя он и совершил много ошибок. Даже в последний период его жизни он не послушал своего помощника, который предупреждал его: "Махатма Ганди, не ходите на собрание в Нью-Дели. Мои друзья сказали мне, что там будет опасно". Но он настоял на своем, отправившись на это собрание, и там был убит. Даже великие люди, такие как Махатма Ганди, президент Кеннеди – их было так много – совершают ошибки. Ошибаться свойственно человеку. Это один из недостатков обусловленной души.
Д
ругой недостаток – находиться в иллюзии. Иллюзия означает – принимать что-то, чего не существует, то есть майи. Майя означает "то, чего нет". Каждый принимает свое тело за самого себя. Если я спрошу вас, кто вы, то вы ответите: "Я
мистер Джон, я богатый человек, я то, я это". Все это разные формы отождествления себя с телом. Но вы не есть это тело. Это иллюзия.
Т
ретий недостаток – склонность к обману. Каждый склонен обманывать других. Человек может быть первейшим глупцом, но выдавать себя за умного. Всем вокруг очевидно, что он заблуждается и совершает ошибки, но он все равно будет рассуждать: "Я думаю, что это так, а это вот так". При этом он даже не понимает, в каком положении находится. Он пишет книги по философии, хотя сам далек от совершенства. В этом его болезнь. Это и есть обман.
И
наконец, наши чувства несовершенны. Мы очень гордимся своим зрением. Часто люди с вызовом спрашивают нас: "Можете ли вы показать нам Бога?" Но есть ли у вас глаза, чтобы увидеть Бога? Вы никогда не сможете Его увидеть, если у вас нет для этого глаз. Если сейчас в комнате вдруг станет темно, вы не сможете увидеть даже собственной руки. Так много ли стоит ваша способность видеть? Таким образом, нельзя рассчитывать получить знание (веду) с помощью наших несовершенных чувств. Обладая в обусловленной жизни этими недостатками, мы никому не можем дать совершенное знание. Да и сами мы несовершенны. Поэтому мы принимаем Веды такими, как они есть.
Шри Ишопанишад, введение.
Чайтанья Махапрабху продолжал: "… ведические утверждения – самоочевидны. Все, что говорится в Ведах, должно быть принято. Если мы даем Ведам свое толкование, следуя фантазии, авторитет Вед тотчас же утрачивается".
Комментарий
С
уществует четыре главных типа свидетельств – непосредственное восприятие, гипотеза, историческая ссылка и Веды. Из них Веды являются самым весомым свидетельством. Если мы хотим дать толкование ведической версии, оно должно соответствовать тому, какие задачи мы ставим перед собой. Прежде всего, мы можем представить свое толкование в качестве предположения или гипотезы. Такое толкование не является истинно верным, ведь здесь нет самоочевидного доказательства. Шрила Мадхвачарья, давая свой комментарий к афоризму " дришьяте ту" ( Веданта-сутра 2.1.6), цитирует из Бхавишья-Пураны следующее: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, А тхарва-веда, Махабхарата, Панчаратра и изначальная Рамаяна – все эти писания считаются ведической литературой. Пураны (такие, как Брахма-ваиварта-пурана, Нарадия-пурана, Вишну-пурана и Бхагавата-пурана) специально предназначены для вайшнавов и также считаются ведической литературой. Таким образом, то, что утверждается в Пуранах, Махабхарате и Рамаяне, является самоочевидным. И нет никакой необходимости давать этому какое-то толкование. Бхагавад- гита является частью Махабхараты, поэтому все утверждения Бхагавад-гиты – самоочевидны. Они не нуждаются в интерпретации, но если мы пытаемся давать им свое толкование, весь авторитет ведической литературы сходит на нет.
Ч. ч. Мадхья 6.137
Процессы обретения знания
В
еды не являются творением человеческой мудрости. Ведическое знание пришло из духовного мира, от Господа Кришны. Другое название Вед – шрути. Словом шрути называют знание, которое приобретают с помощью слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути можно уподобить матери. От матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Если мать скажет: "Вот твой отец", – то вам придется согласиться с этим. Установить личность отца с помощью эксперимента невозможно. Аналогично этому, если вы хотите познать нечто, выходящее за пределы сферы вашего опыта, вашего эмпирического знания, за пределы сферы действия ваших чувств, вы должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об экспериментировании. Все эксперименты уже были поставлены. Все уже установлено. Мнение матери, например, должно быть признано истинным. Другого пути нет.
В
еды называют матерью, а Брахму – дедом, предком, так как он был первым, кто получил ведическое знание. Брахма был первым живым существом на заре творения. Он получил это ведическое знание и передал его своему сыну Нараде и другим ученикам и сыновьям, а они в свою очередь передали его своим ученикам. Так ведическое знание передается по цепи ученической преемственности. В Бхагавад-гите (4.2) также подтверждается, что ведическое знание передается этим путем. Поставив эксперименты, вы придете к тому же выводу, но чтобы сберечь время, лучше просто принять учение Вед. Если вы хотите узнать, кто ваш отец, и признаете свою мать авторитетом в этом вопросе, то все, что бы она ни сказала, будет принято вами без возражений. Существует три вида свидетельств: пратьякша, анумана и шабда. Пратьякша означает "непосредственное". Непосредственное свидетельство не слишком хорошо, так как наши чувства несовершенны. Например, мы ежедневно видим солнце, и оно кажется нам маленьким диском, тогда как на самом деле оно гораздо больше многих планет. Так чего же стоят наши наблюдения? Поэтому, чтобы больше узнать о солнце, мы должны читать книги. Итак, непосредственный опыт несовершенен. Кроме того существует индуктивный метод, гипотеза: "Это может быть так… ". Например, согласно теории Дарвина, "это может быть так, а то может быть еще как-нибудь", но это не наука. Это всего лишь предположение, и оно также несовершенно. Однако знание, полученное из авторитетного источника, совершенно. Если у вас есть программа радиопередач, выпущенная радиостанцией, вы принимаете ее. Вы не оспариваете ее, вам ни к чему проводить эксперименты, потому что она получена из надежного источника.
В
едическое знание называют шабда-праманой, или по-другому шрути. Шрути означает, что это знание должно быть получено с помощью слушания. Веды учат, что если мы хотим понять трансцендентную науку, то должны слушать человека, сведущего в этом вопросе. Трансцендентное знание приходит из-за пределов вселенной. Знание, доступное в этой вселенной, – это материальное знание, а знание за ее пределами – трансцендентное знание. Нам не под силу достичь границ даже этой вселенной, не говоря уже о духовном мире. Следовательно, обрести полное знание невозможно.
Шри Ишопанишад, введение
С
ознание Кришны и преданное служение начинается со слушания, называемого на санскрите шраванам. Необходимо, чтобы все имели возможность приходить на собрания преданных и слушать их. Слушание – необходимое условие прогресса в сознании Кришны. Открывая свой слух восприятию трансцендентных звуков, человек может быстро очистить свое сердце. Важность слушания подтверждает и Господь Чайтанья. Слушание очищает сердце оскверненной души, открывая ей доступ к преданному служению и давая возможность понять смысл сознания Кришны.
О
важности процесса слушания замечательно сказано в Гаруда-пуране: "Состояние живого существа, ведущего обусловленную жизнь в материальном мире, сходно с состоянием человека, потерявшего сознание от укуса змеи – из того и из другого бессознательного состояния можно выйти с помощью звука мантры". Укушенный змеей не умирает немедленно, сначала он теряет сознание, впадая в коматозное состояние. Живые существа, находящиеся в материальном мире, тоже спят, пребывая в неведении относительно того, что они собой представляют, в чем заключаются их истинные обязанности и в каких отношениях они находятся с Богом. Так что материальная жизнь – это жизнь укушенного змеей майи, иллюзии. Человек, полностью утративший сознание Кришны, по сути дела мертв. Но укушенного змеей, который все равно что мертв, можно возвратить к жизни, прочитав над ним специальную мантру. Есть люди, виртуозно владеющие искусством чтения мантр, которые могут возвращать человека к жизни. Привести человека в сознание Кришны из глубокого обморока материальной жизни можно тем же самым способом – с помощью звука маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
О
том, как важно слушать об играх Господа, говорится в Четвертой песни Шримад-Бхагаватам (29.40). В этом стихе Шукадева Госвами обращается к Махарадже Парикшиту с такими словами: "Дорогой царь, нужно стремиться в то место, где великие ачарьи (святые учителя) повествуют о трансцендентных деяниях Господа, чтобы обратить свой слух к реке нектара, струящейся с луноподобных ликов этих великих людей. Тот, кто горит желанием слушать эти трансцендентные звуки, наверняка освободится от всех проявлений материального голода и жажды, страха и неудовлетворенности, равно как и от всех иллюзий материального существования".
М
етод слушания как способ достижения самоосознания в нынешний век Кали рекомендовал также Шри Чайтанья Махапрабху. В этот век очень трудно следовать всем регулирующим принципам и изучать Веды, как то предписывалось в предыдущие века. Но если человек внимает словам великих преданных и ачарьев, этого одного достаточно, чтобы очиститься от всей материальной скверны. Поэтому Чайтанья Махапрабху советовал каждому слушать авторитетных ачарьев – истинных преданных Господа. Слушание профессионалов не приносит никакой пользы. Если же мы будем слушать людей, действительно осознавших себя, то в наши уши потекут реки нектара, подобные тем, что текут на Луне. Это метафора, использованная в данном стихе.
К ак говорится в Бхагавад-гите, "материалистичный человек может избавиться от своих материальных желаний и страстей, только если примет сознание Кришны". Никто не в состоянии оставить низшие занятия, пока не найдет занятия высшего. В материальном мире все поглощены иллюзорной деятельностью низшей энергии, но тот, кто получает возможность вкусить блаженство, которое приносит деятельность высшей энергии, совершаемая Кришной, забывает обо всех низших наслаждениях. Когда Кришна говорит на поле битвы Курукшетра, материалисту может показаться, что Он просто беседует с другом, но на самом деле река нектара струится из уст Шри Кришны. Внимая этим звукам, Арджуна избавился от своих иллюзорных материальных проблем.
В
Двенадцатой песни Шримад-Бхагаватам (3.15) говорится: "Тот, кто стремится к чистому, беспримесному преданному служению Господу Кришне, прославляемому в трансцендентных звуках, должен всегда слушать повествования, в которых воспеваются Его величие и трансцендентные качества. Это, несомненно, уничтожит все пороки в сердце".
Нектар преданности, стр. 119-121
В человеке, который просто слушает ведические писания, тотчас же пробуждается влечение к любовному преданному служению Господу Кришне, Верховной Личности Бога, которое гасит в нем пламя скорби, иллюзии и страха.
Комментарий
И
з всех органов чувств ухо – самое действенное. Мы способны слышать даже во время глубокого сна. В состоянии бодрствования мы способны защититься от врагов, но во время сна нас охраняет только слух. Здесь подчеркивается важность слушания для достижения высочайшего совершенства жизни – избавления от тройственных материальных страданий. Каждый в этом мире исполнен скорби, постоянно гонится за иллюзией и боится возможных врагов. Это основные симптомы материальной болезни. Но здесь недвусмысленно утверждается, что, просто слушая послание Шримад-Бхагаватам, человек развивает в себе привязанность к Верховной Личности Бога, Шри Кришне, и, как только это происходит, симптомы материальной болезни исчезают. Шрила Вьясадева увидел всесовершенную Личность Бога, таким образом, в данном стихе подтверждается существование всесовершенной Личности Бога, Шри Кришны…
Л
юбовное преданное служение Господу начинается со слушания повествований о Господе. Повествования о Господе неотличны от Него Самого. Господь абсолютен во всех отношениях, и поэтому нет разницы между повествованием о Господе и Самим Господом. Таким образом, слушать повествования о Господе – значит быть прямо связанным с Ним через посредство трансцендентного звука. Сила воздействия трансцендентной вибрации настолько велика, что она сразу избавляет от упомянутых выше материальных привязанностей. Как уже говорилось, связь с материей приводит к тому, что у живого существа возникает своего рода путаница в представлениях, и вследствие этого оно принимает иллюзорную клетку материального тела за реальность. Запутавшиеся живые существа, принадлежащие к различным формам жизни, по-разному впадают в заблуждение. Даже на самой высокой ступени развития человеческой жизни преобладает та же иллюзия, принимающая форму различных "измов"; она разрывает любовные отношения между живым существом и Господом, тем самым препятствуя и установлению любовных отношений между людьми. Слушание Шримад-Бхагаватам уничтожает эти ложные представления материализма, и в обществе воцаряется подлинный мир, которого так рьяно добиваются политики во всевозможных политических ситуациях. Они хотят установить мир в отношениях между людьми и государствами, и все же иллюзии и страх, порожденные слишком сильной привязанностью к материальному господству, не исчезают. Поэтому все мирные конференции политиков не могут принести людям мира. Это можно сделать, только слушая повествования о Верховной Личности Бога Шри Кришне, содержащиеся в Шримад-Бхагаватам. Недалекие политики могут проводить свои мирные конференции и встречи на высшем уровне в течение сотен лет, но они никогда не добьются успеха. Пока мы не достигнем той ступени, на которой восстановятся наши утраченные отношения с Кришной, мы не избавимся от иллюзии, заставляющей нас принимать свое тело за истинное "я", а значит, будет существовать и страх. Тысячи свидетельств богооткровенных писаний и личный опыт сотен и тысяч преданных, полученный в таких местах, как Вриндаван, Навадвипа и Пури, доказывают, что Шри Кришна является Верховной Личностью Бога. Даже в словаре Каумуди в качестве синонимов слова "Кришна" приводятся выражения "сын Яшоды"" и "Верховная Личность Бога, Парабрахман". Отсюда следует, что, просто слушая ведическое повествование Шримад-Бхагаватам, человек сможет установить непосредственную связь с Верховной Личность Бога Шри Кришной и тем самым достичь высшего совершенства жизни, поднявшись над материальными страданиями, иллюзией и страхом. Таковы практические критерии, с помощью которых можно распознать тех, кто действительно со смирением обратил свой слух к Шримад-Бхагаватам.
Шримад-Бхагаватам 1.7.7
ом аджна тимирндхасйа
джнджана-алкай
чакшур унмлита йена
тасмаи р-гураве намах
Я
в глубоком почтении склоняюсь перед своим духовным учителем, который открыл мне глаза, факелом знания рассеяв мрак невежества.
Необходимость принятия гуру
Для того, чтобы решить проблемы жизни…
"Слабость заставила меня утратить всякое самообладание; я уже не вижу, в чем мой долг, укажи мне верный путь. Теперь я Твой ученик, поручаю Тебе свою душу. Прошу, научи меня".
Комментарий
П
о свойствам самой природы вся система материальной деятельности является для всех источником затруднений. Затруднения возникают на каждом шагу, и поэтому следует обратиться к истинному духовному учителю, который сможет указать путь к достижению цели жизни. Вся ведическая литература рекомендует обратиться к истинному духовному учителю, который поможет выпутаться из жизненных затруднений, возникающих против нашего желания, подобно лесному пожару, вдруг начинающемуся иногда, хотя никто, казалось бы, леса не поджигал. Подобным же образом, мир так устроен, что жизненные затруднения появляются сами по себе, независимо от нашего желания. Никто не хочет пожара, но он возникает, и мы оказываемся в замешательстве. Ведические шастры рекомендуют обратиться за помощью в разрешении наших проблем к духовному учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственности, и постараться осознать то, что он нам преподаст. Считается, что с истинным духовным учителем человек познает все, поэтому, чем пребывать в затруднениях, рождаемых материальной жизнью, лучше обратиться к нему за помощью.
Бхагавад-гита 2.7
Для того, чтобы получить совершенное знание…
"Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю".
Комментарий
П
уть духовной реализации, без сомнения, труден. Поэтому Господь советует нам обратиться к истинному духовному учителю, принадлежащему к цепи ученической преемственности, начинающейся с Самого Господа. Никто не может быть истинным духовным учителем, если он не принадлежит к такой последовательности. Господь – изначальный духовный учитель, а принадлежащий к ученической преемственности может передать своему ученику послание Господа таким, как оно есть. Никто не способен достичь духовной реализации, изобретя свой собственный метод, как предлагают невежественные и самонадеянные люди. Бхагаватам (6.3.19) говорит: "дхарма ту скд бхагават-пратам – путь религии непосредственно указан Господом". Поэтому мыслительные спекуляции или сухие доводы не могут вывести человека на верный путь. Также и самостоятельным изучением книг невозможно достичь духовного развития. Чтобы получить знание, следует обратиться к истинному духовному учителю.
Бхагавад-гита 4.34
тасмд гуру прападйета
джиджсу рейа уттамам
бде паре ча нита
брахмай упаамрайам
Поэтому любой, кто серьезно желает настоящего счастья, должен найти истинного духовного учителя и принять у него прибежище, пройдя обряд инициации. Квалификация истинного духовного учителя – в том, что он принял заключения писаний в процессе размышления над ними, и в том, что он способен убедить в этих заключениях других. Такие великие личности, принявшие прибежище у Верховного Господа и оставившие все материальные соображения, должны быть приняты как истинные духовные учителя.
Шримад-Бхагаватам 11.3.21
Квалификация духовного учителя
Учение
П
ервый шаг на пути преданного служения заключается в том, чтобы принять покровительство духовного учителя и задавать ему вопросы, касающиеся практики преданного служения. Это поможет человеку избежать возможных оскорблений на пути преданного служения. Даже если человек утвердился в преданном служении, подобно Махарадже Парикшиту, он должен продолжать задавать вопросы постигшему истину духовному учителю. Другими словами, духовный учитель должен обладать глубокими познаниями, чтобы суметь ответить на все вопросы преданных. Таким образом, тот, кто не знает авторитетные писания в совершенстве и не способен ответить на все насущные вопросы, не должен выдавать себя за духовного учителя, преследуя корыстные цели. Тому, кто не способен освободить ученика, запрещено становиться духовным учителем.
Шримад-Бхагаватам 2.8.7
Д
уховный учитель не говорит о себе как о Самом Верховном Господе; он является представителем Бога. Богооткровенные писания запрещают кому бы то ни было представляться Богом, но истинный духовный учитель заслуживает такого же почитания, как и Кришна, ведь он является самым верным и близким слугой Господа.
Ч. ч. Ади 1.44, комментарий.
Реализация
Ч
еловек не должен становиться духовным учителем, если он не достиг платформы уттама-адхикари… Уттама-адхикари – это совершенный преданный, достигший вершин преданного служения. Уттама-адхикари свободен от желания критиковать и оскорблять других, и его сердце абсолютно чисто. Он достиг высшей ступени духовного самоосознания – ступени беспримесного сознания Кришны. По словам Шрилы Рупы Госвами, общение с таким маха-бхагаватой, совершенным вайшнавом, и служение ему – это то, к чему должен стремиться каждый преданный… Среди множества таких [настоящих] вайшнавов, возможно, найдется один, который серьезно относится к служению Господу и неукоснительно следует всем регулирующим принципам, повторяя предписанное количество кругов джапы на четках и все время ища новые пути распространения сознания Кришны. Следует считать такого вайшнава уттама-адхикари – человеком, достигшим вершин преданного служения, и всегда искать его общества… Осознав себя вечным слугой Кришны, человек утрачивает интерес ко всему, что не связано со служением Кришне. Всегда думая о Кришне, изобретая все новые и новые методы распространения святого имени Кришны, он осознает, что единственная его задача – распространять движение сознания Кришны по всему миру. Следует считать такого человека уттама-адхикари и всегда искать его общества, строя свои отношения с ним на шести принципах (дадти пратигхти и т.д.). В сущности, такого продвинутого преданного-вайшнава, уттама-адхикари, следует принять своим духовным учителем… Шрила Бхактивинода Тхакур дал некоторые практические указания, помогающие отличить вайшнава уттама-адхикари, в частности, по его способности обращать многие падшие души в вишнуизм.
Нектар наставлений, текст 5
О
бусловленной душе мешают четыре недостатка: она обязательно совершает ошибки, она обязательно впадает в иллюзию, она имеет склонность обманывать других, и чувства ее несовершенны. Отсюда следует, что мы должны следовать за освобожденными личностями. Это движение сознания Кришны получает указания непосредственно от Верховной Личности Бога через тех, кто строго следует Его наставлениям. Хотя последователь может и не быть освобожденной личностью, тем не менее, если он следует наивысшей из всех освобожденных личностей, Личности Господа, на его деятельность естественным образом перестает влиять скверна материальной природы. Поэтому Господь Чайтанья говорит: "Если Я дам тебе такое указание, ты можешь стать духовным учителем". Человек сразу же может стать духовным учителем, если он имеет полную веру в трансцендентные слова Верховной Личности Бога и следует Его наставлениям.
Шримад-Бхагаватам 4.18.5
Ученическая преемственность
И
з Упанишад мы узнаем о том, что гуру называют того, кто получил знания, слушая Веды: ротрийа брахманишхам. Другое название Вед – шрути, и истинный духовный учитель должен получить ведическое знание по цепи ученической преемственности. Как сказано в Бхагавад-гите (4.2), эва парампар-прптам. Настоящий гуру ничего не говорит от себя и ничего не придумывает. Знание, которое он дает своим ученикам, является авторитетным и получено им по парампаре. Он также полностью поглощен служением Верховной Личности Бога (брахма-ништхам). Таковы два главных качества истинного духовного учителя: он должен обладать знанием, полученным по цепи ученической преемственности, и посвящать все свое время служению Верховному Господу. Ему не обязательно обладать обширными познаниями и эрудицией, но все его знания должны исходить из авторитетного источника.
Учение Господа Капилы, стр. 56
Характер
Н
е следует принимать духовным учителем глупца, не выполняющего заповедей священных писаний, человека сомнительных качеств, не соблюдающего принципов преданного служения или находящегося под властью шести посредников чувственного наслаждения. Эти шесть посредников таковы: язык, гениталии, желудок, гнев, ум и речь. Только тому, кто обуздал их, решается принимать учеников по всему миру.
Нектар преданности, стр.86
Освобождение других
С
огласно шастрам обязанность гуру состоит в том, чтобы вернуть ученика домой, обратно к Господу. Если он не способен сделать это и вместо этого, наоборот, мешает ученику вернуться обратно к Богу, он не должен быть гуру. Гурур на са сйт (Шримад-Бхагаватам 5.5.18). Человек не должен становиться гуру, если он не может дать своему ученику возможность продвинуться в сознании Кришны. Цель жизни – стать преданным Господа Кришны и, таким образом, освободиться от цепей материального существования (тйактв дехам пунар джанма наити мм эти со 'рджуна). Духовный учитель помогает ученику достичь этого уровня, развивая в нем сознание Кришны.
Шримад-Бхагаватам 8.20.1
Деятельность
Некоторые ведут себя очень хорошо, но не проповедуют сознание Кришны, а другие проповедуют, но ведут себя неподобающим образом. Ты же выполняешь свои обязанности по отношению к святому имени и ведя себя достойным образом, и проповедуя. Поэтому ты – духовный учитель всего мира, ибо ты – самый продвинутый в мире преданный.
Комментарий
З
десь Санатана Госвами дает четкое определение того, кто такой истинный духовный учитель всего мира. Он указывает необходимую квалификацию духовного учителя: такой человек живет в соответствии с указаниями писаний и в то же время проповедует. Тот, кто следует этому, является истинным духовным учителем. Харидаса Тхакура был идеальным гуру, так как он регулярно повторял на четках предписанное количество имен. Воспевал он святое имя Господа 300.000 раз каждый день. Преданные общества сознания Кришны повторяют минимум шестнадцать кругов в день, что не представляет трудности, и в то же время они должны проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху в соответствии с посланием Бхагавад-гиты как она есть. Тот, кто следует этому, становится квалифицированным для того, чтобы стать духовным учителем всего мира.
Ч. ч. Антья 4.102.3
Гуру, шастра, садху
С
адху-шастра-гуру: человек должен проверять, является ли что-то духовным или нет, пользуясь указаниями святых личностей, писаний и духовного учителя. Духовный учитель – этот тот, кто следует наставлениям своих предшественников, а именно садху или святых личностей. Духовный учитель не говорит ни о чем, что не упоминается в авторитетных писаниях. Обычные люди должны следовать наставлениям садху, шастр и гуру. Между тем, что говорят шастры, и тем, что говорит истинный духовный учитель – нет различий.
Шримад-Бхагаватам 4.16.1
Смиренное вопрошание
Смиренно задавай ему [духовному учителю] вопросы и служи ему.
Комментарий
Ч
тобы получить знание, следует обратиться к истинному духовному учителю, полностью вручить себя ему, стать его нижайшим слугой, забыв о ложной гордости. Удовлетворение осознавшего себя духовного учителя есть секрет прогресса в духовной жизни. Вопрошание и смирение есть качества, способствующие духовному пониманию. Если нет смирения и служения, вопросы, задаваемые мудрому духовному учителю, не возымеют действия.
Бхагавад-гита 4.34
Н
икто не требует слепо предаваться, нет, мы должны уметь задавать разумные вопросы. Не вопрошая, мы не продвинемся духовно. Тот ученик в школе, который задает учителю вопросы, обычно является разумным учеником. Когда маленький ребенок спрашивает у отца: "А что это такое? А что вот это?", то, как правило, это является признаком разума. У нас может быть очень хороший духовный учитель, но если мы не находим в себе сил, чтобы спрашивать его, то не сможем духовно продвигаться…
Н
ачальное предписание Веданта-сутры таково: атхто брахма-джиджс. "Настало время вопрошать о Брахмане". Слово атха означает, что достаточно разумный человек, который осознал в главном, какое разочарование приносит материальная жизнь, становится способным вопрошать. В Шримад-Бхагаватам говорится, что человеку следует вопрошать духовного учителя о том, что находится "за пределами этой тьмы". Этот материальный мир по своей природе темен, он искусственно освещается огнем. Нам следует вопрошать о трансцендентных мирах, которые существуют за пределами этой вселенной. Если человек полон желания узнать об этих духовных мирах, он должен найти духовного учителя, иначе в его исследованиях не будет никакого смысла… Это совсем не значит, что мы должны слепо предаваться. Духовный учитель может быть осознавшей себя личностью и утвердиться в Абсолютной Истине, и все же наша обязанность – задавать ему вопросы для того, чтобы понять все тонкости духовной жизни.
Раджа Видья, стр. 75-76, 87
Послушание
Ш
рила Вишванатха Чакраварти также подчеркивает, что если мы хотим добиться успеха в преданном служении и вернуться к Богу, то должны неукоснительно следовать всем наставлениям духовного учителя. Таков путь к совершенству. Преданный может не беспокоиться о том, достигнет он совершенства или нет, так как, если он следует наставлениям духовного учителя, он непременно достигнет его. Нас должно заботить только то, как выполнить указания своего духовного учителя. Духовный учитель в совершенстве знает, на что способен ученик, поэтому он дает ему соответствующие указания, и, если ученик выполняет все указания своего духовного учителя, он достигнет совершенства.
Шримад-Бхагаватам 4.8.71
Искренность
Я был очень привязан к этим мудрецам. Я вел себя смиренно, и служение им уничтожило все мои грехи. В глубине сердца я непоколебимо верил в них. Обуздав чувства, я телом и умом строго следовал их указаниям.
Комментарий
З
десь перечислены качества вероятного кандидата, обладая которыми он может рассчитывать подняться до уровня кристально чистого преданного. Такой кандидат всегда должен искать общения с чистыми преданными. Не следует позволять псевдопреданным вводить себя в заблуждение. Чтобы получить наставления чистого преданного, человек должен быть прост и кроток. Чистый преданный – это душа, полностью предавшаяся Личности Бога. Он понимает, что Личность Бога – верховный владыка, а все остальные – Его слуги. И только общение с чистыми преданными может избавить человека от всех грехов, накопленных им за время мирского общения. Преданный-неофит должен верно служить чистому преданному, быть очень послушным и строго следовать его наставлениям. Таковы признаки преданного, решившего уже в этой жизни добиться успеха.
Шримад-Бхагаватам 1.5.29
"В твоей книге должны быть описаны качества истинного гуру и настоящего ученика. И тогда, перед тем, как принять духовного учителя, человек сможет убедиться в истинности его положения. Точно также и духовный учитель сможет узнать, каково положение ученика… "
Комментарий
К
ачества истинного ученика Шримад-Бхагаватам описывает следующим образом:
амнйа-матсаро дако
нирмамо дха-сухдах
асатваро 'ртха-джиджсур
анасйур амогха-вк
У ченик должен обладать следующими качествами. Ему следует отказаться от материального вожделения, гнева, иллюзии, безумия и зависти. Единственным его интересом должно быть познание науки о Боге, и он должен быть готов разобраться во всех тонкостях этой науки. Ему следует перестать думать о себе: "Я есть это тело" или "Эта вещь принадлежит мне". Человек должен любить своего духовного учителя и иметь твердую веру в него, а также быть очень постоянным и непоколебимым. Настоящий ученик должен уметь задавать вопросы для того, чтобы понять трансцендентные темы. Он не должен выискивать недостатки среди добродетели, и должен перестать интересоваться материальными предметами. Кришна, Верховная Личность Бога – таков его единственный интерес.
Ч. ч. Мадхья 24.330
Парампара: ученическая преемственность
С
овершенное знание называется парампарой, или дедуктивным знанием, нисходящим от авторитета к смиренно-внимающему, который по-настоящему предан и искренне совершает служение. Невозможно познать Всевышнего, бросая вызов Его авторитету. Он оставляет за Собой право не открывать Себя ничтожной частице целого, относящейся к Нему с вызовом, – частице, попавшей под власть иллюзорной энергии. Преданные послушны Ему, и потому трансцендентное знание нисходит к ним от Личности Бога через Брахму, его сыновей и учеников в цепи преемственности. Этому процессу способствует Сверхдуша, помогающая преданным изнутри. Таков совершенный путь постижения трансцендентной науки.
Шримад-Бхагаватам 1.2.21
Б
хагавата-дхарма [принципы религии] может быть понята человеком, только если он следует системе парампары Господа Брахмы, Господа Шивы, четырех Кумаров и других авторитетов. Существуют четыре цепи ученической преемственности: Брахма-сампрадая – от Господа Брахмы, Рудра-сампрадая – от Господа Шивы, Шри-сампрадая – от Лакшми, богини удачи, и Кумара-сампрадая – от Кумаров. Чтобы понять самую сокровенную систему религии, следует принять прибежище у одной из этих четырех сампрадай. В Падма-пуране сказано: "сампрадйа вихн йе мантрс те нипхал матх" – если человек не следует четырем признанным сампрадаям, мантра, которую он повторяет, или инициация, которую он получил, – бесполезны. В настоящее время существует множество апа-сампрадай, т. е. сампрадай, не являющихся истинными. Такие сампрадаи не связаны с авторитетами – Господом Брахмой, Господом Шивой, Кумарами или Лакшми – и сбивают людей с толку. Шастры утверждают, что инициация, полученная в таких сампрадаях, бесполезна, это пустая трата времени, поскольку она никогда не поможет человеку понять истинные религиозные принципы.
Шримад-Бхагаватам 6.3.20-21
Шикша и дикша гуру
Я предлагаю свои почтительные поклоны духовным учителям, преданным Господа, воплощениям Господа, Его полным частям, Его энергиям и Самому изначальному Господу, Шри Кришне Чайтанье.
Комментарий
С
лово гурун стоит во множественном числе, так как каждый, кто дает духовные наставления, в основе которых лежат богооткровенные писания, признается духовным учителем. Хотя другие могут помогать новичкам, показывая им путь, гуру, который посвящает человека в воспевание маха-мантры, является инициирующим (дикша) гуру, а святые, дающие наставления о дальнейшем продвижении в сознании Кришны, называются духовными учителями-наставниками (шикша-гуру). Инициирующий и наставляющие духовные учителя являются равными и идентичными проявлениями Кришны, несмотря на то, что у них разные обязанности. Их назначение – вести обусловленные души обратно домой к Богу.
Ч. ч. Ади 1.34
Цель
Э
ти взаимоотношения [с Кришной] устанавливаются, когда человек обретает связь с истинным духовным учителем, который является непосредственным представителем Кришны в цепи ученической преемственности… Связь с духовным учителем называется инициацией. Со дня посвящения, данного духовным учителем, между Кришной и тем, кто культивирует сознание Кришны, устанавливается связь. Без посвящения истинным духовным учителем настоящая связь с сознанием Кришны не может возникнуть.
Нектар преданности, стр. 21
Ш
ри Чайтанья Махапрабху продолжал: "… вначале должна быть вера. Затем у человека появляется интерес к общению с чистыми преданными. Впоследствии человек получает посвящение у духовного учителя и начинает следовать регулирующим принципам под его началом. Так ученик освобождается от всех нежелательных привычек и крепко утверждается в преданном служении. Позднее у него развиваются вкус и привязанность. Это путь садхана-бхакти, исполнения преданного служения согласно регулирующим принципам. Постепенно эмоции человека усиливаются, и, в конце концов, в нем пробуждается любовь. Так у преданного, заинтересованного сознанием Кришны, постепенно развивается любовь к Богу".
Ч.ч. Мадхья 23.14-15
Квалификация
"В твоей книге должны быть описаны качества истинного гуру и настоящего ученика. И тогда перед тем, как принять духовного учителя, человек сможет убедиться в истинности его положения. Точно так же и духовный учитель сможет узнать, каково положение ученика… "
Комментарий
П
режде, чем принимать человека в ученики, духовный учитель должен проверить его квалификацию. В движении сознания Кришны требования таковы, что человек должен быть готов отречься от четырех столпов греховной жизни – незаконного секса, мясоедения, интоксикаций и азартных игр. Прежде всего мы смотрим, готов ли потенциальный ученик следовать регулирующим принципам – особенно это касается западных стран. Только если он готов к этому, ему дается имя слуги-вайшнава, а также посвящение в повторение Харе Кришна маха-мантры (по меньшей мере 16 кругов ежедневно). Таким образом, ученик занимается преданным служением под началом духовного учителя или его представителя, и после окончания срока от шести месяцев до года он получает рекомендацию на вторую инициацию, во время церемонии которой ученику вручается священный шнур и он признается истинным брахманом.
Ч.ч. Мадхья 24.330
И
менно духовный учитель освобождает ученика из когтей майи, посвящая его в повторение Харе Кришна маха-мантры. Так спящее человеческое существо становится способным оживить свое сознание через воспевание Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Иначе говоря, духовный учитель пробуждает спящее живое существо к его изначальному сознанию, чтобы оно могло поклоняться Господу Вишну. Такова цель дикши, или инициации. Инициация означает получение чистого знания о духовном сознании.
Ч.ч. Мадхья 9.61
|