girniy.ru |
1
Урок русского языка. 2 класс
Все подравнялись, приготовились к уроку. А теперь тихонечко садитесь. Прозвенел уже звонок Начинаем наш урок Предлагаю подружиться И всем вместе потрудиться! Улыбнитесь всем друзьям И послушайте меня! У нас на уроке много гостей. Недаром в народе говорят: «Гость недолго гостит, да много видит». Мобилизующий этап Ø Постановка учебной задачи. Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок. - Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»? - Сегодня мы познакомимся с фразеологизмами, их использованием в нашей речи. число и классная работа Минутка чистописания Начнем наш урок минуткой красивого письма На доске записано предложение. Прочитайте его про себя. Кто хочет прочитать вслух. Люби, цени и знай свой язык. Что означают эти слова? Мы живем в замечательной стране с красивым названием Россия и как истинные граждане своего государства должны любить, ценить и знать свой язык. Запишите это предложение в тетрадь.
Оглянитесь. Что вы видите вокруг? А теперь прочитайте текст учебника стр. 99. Как вы думаете, почему Света не увидела лета? Подумайте, что означает выражение «оглянуться не успеешь». Можно ли его заменить одним словом? Каким? Знакомство с правилом. ( стр. 99) В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ. А живут они в стране Фразеологии. Слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов Phrasis + logo Phrasis (фразис) – «выражение» Logos (логос) – понятие, слово. Из этимологии этого слова следует, что оборот речи (несколько слов) выступает, как слово, имеющее единое значение. Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Смысл имеет только всё выражение в целом. Значение фразеологизмов ты можешь узнать во фразеологическом словаре. ( Показать «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова. М., 1987г) Ø Наблюдение за значением фразеологизмов. упр. 1 стр.100 Прочитайте устойчивые сочетания слов. Знакомы ли они вам? Попробуйте объяснить значение каждого фразеологизма одним словом. - Ответьте на такой вопрос: если вместо «заруби на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом «запомни» - более яркое, выразительное? Что помогло предложению стать таким? Ø Наблюдение за значением слов, входящих во фразеологизм - Давайте подумаем, что происходит со значениями слов, когда они находятся во фразеологизме: можно ли что-то зарубить на носу, могут ли пятки засверкать, падает ли снег на голову.
Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства
Это выражение употребляется в значении «помолчать»
Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
Так говорят, когда человек обещает, но не выполняет своего обещания в срок. У вас на столах лежат карточки с заданиями, в которых спрятаны словарные слова. Просмотрите глазками цепочку и попытайтесь догадаться, какое слово пропущено Позавчера, вчера, …., завтра, послезавтра. Найдите это слово в орфографическом словарике в конце учебника. Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, отметьте особенности написания. Назовите ошибкоопасные места Составьте предложение. IV.Диагностика качества усвоения нового материала в конце урока (обратная связь) Ø Исправление ошибок в использовании фразеологизмов. - Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова. 1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть. 2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит. 3) Настю хлебом не корми, дай книгу почитать. 4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.
|