https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Урок русского языка. 2 класс


Тема: Фразеологизм. Фразеологизм и слово.

Цель: образовательные:

-наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;

-формировать умение сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, речь, языковое чутьё, интерес к предмету русского языка у учащихся; расширять словарный запас учащихся;

воспитательные: воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к труду.,

способствовать умению работать в содружестве друг с другом, само- и взаимопроверке

ход


  1. Организационный момент

Все подравнялись, приготовились к уроку. А теперь тихонечко садитесь.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться!

Улыбнитесь всем друзьям

И послушайте меня!

У нас на уроке много гостей. Недаром в народе говорят: «Гость недолго гостит, да много видит». Мобилизующий этап

Ø Постановка учебной задачи.

Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

- Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

- Сегодня мы познакомимся с фразеологизмами, их использованием в нашей речи.

число и классная работа

Минутка чистописания

Начнем наш урок минуткой красивого письма

На доске записано предложение. Прочитайте его про себя. Кто хочет прочитать вслух. Люби, цени и знай свой язык.

Что означают эти слова? Мы живем в замечательной стране с красивым названием Россия и как истинные граждане своего государства должны любить, ценить и знать свой язык.

Запишите это предложение в тетрадь.


  1. Изучение нового материала

Оглянитесь. Что вы видите вокруг? А теперь прочитайте текст учебника стр. 99.

Как вы думаете, почему Света не увидела лета? Подумайте, что означает выражение «оглянуться не успеешь». Можно ли его заменить одним словом? Каким?

Знакомство с правилом. ( стр. 99)

В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

А живут они в стране Фразеологии.

Слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов

Phrasis + logo

Phrasis  (фразис) – «выражение»

Logos (логос) – понятие, слово. Из этимологии этого слова следует, что оборот речи (несколько слов) выступает, как слово, имеющее единое значение. 

Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Смысл имеет только всё выражение в целом.

Значение фразеологизмов ты можешь узнать во фразеологическом словаре.

( Показать  «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова. М., 1987г)

   Ø Наблюдение за значением фразеологизмов. упр. 1 стр.100

Прочитайте устойчивые сочетания слов. Знакомы ли они вам? Попробуйте объяснить значение каждого фразеологизма одним словом.

- Ответьте на такой вопрос: если вместо «заруби на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом «запомни» - более яркое, выразительное? Что помогло предложению стать таким?

Ø Наблюдение за значением слов, входящих во фразеологизм

- Давайте подумаем, что происходит со значениями слов, когда они находятся во фразеологизме: можно ли что-то зарубить на носу, могут ли пятки засверкать, падает ли снег на голову.


- Значит, зарубить + нос не равняется «запомнить», пятки + сверкать не равняется «быстро бежать», падать снег + на голову не равняется «неожиданно».

 - Давайте, сравним фразеологизмы с такими словосочетаниями: интересный урок, тетрадь в линейку. В этих словосочетаниях слова не теряют своё самостоятельное значение, а во фразеологизмах…. Поэтому их называют  устойчивыми словосочетаниями.

правило стр. 101

III Отработка усвоенного материала.

Ø Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов; сравнение значений фразеологизмов и свободных сочетаний слов.

- Составьте предложения, используя фразеологизмы.

Фразеологизмы  Значение

в рот воды набрал будто онемел, лишился дара речи

хлопот полон рот очень много дел, хлопот

не лезет в рот  нет никакого желания есть

- Запишите любое предложение, в скобках укажите значение фразеологизма. Сравните со свободными сочетаниями со словом «рот», в следующих предложениях.

Саша в рот воды набрал и прополоскал горло. Моей маленькой сестричке два годика, и у неё полон рот зубов. Не надо лезть в рот рукой, это неприлично.

(В предложениях слово «рот» употреблено в своём основном значении,

во фразеологизме значение слова «рот» теряется).

Работа в парах стр. 102 упр. 3 по карточкам

в столбике записаны фразеологизмы, а на карточках их значения.

запишите в тетрадь три понравившиеся.

Словарная работа

Игра фотоглаз.

Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только словарное слово в начальной форме. После написания и проверки ребята объясняют значение фразеологизмов, если ученикам неизвестно значение, то учитель предлагает свою помощь.


Ворона в павлиньих перьях

Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства

Прикусить язык

Это выражение употребляется в значении «помолчать»

Медвежья услуга

Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

- Кормить завтраками

Так говорят, когда человек обещает, но не выполняет своего обещания в срок.

У вас на столах лежат карточки с заданиями, в которых спрятаны словарные слова.

Просмотрите глазками цепочку и попытайтесь догадаться, какое слово пропущено

Позавчера, вчера, …., завтра, послезавтра.

Найдите это слово в орфографическом словарике в конце учебника.

Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, отметьте особенности написания.

Назовите ошибкоопасные места

Составьте предложение.

IV.Диагностика качества усвоения нового материала

в конце урока (обратная связь)

Ø Исправление ошибок в использовании фразеологизмов.

- Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.

1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть.

2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.

3) Настю хлебом не корми, дай книгу почитать.

4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.


5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.

V.Домашнее задание

Составьте два предложения с любыми фразеологизмами.

Выполните рисунок к понравившемуся фразеологизму.

VI Подведение итогов урока.

- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

- Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы?

Рефлексия. У вас лежат листы настроения. Вам необходимо дорисовать лицо человечка, которое поможет нам определить насколько успешно прошел урок.

- На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.