girniy.ru |
1
Урок русского языка в 4 классе
Слайд 2. Тема урока: Двойники, но не братья. - О каких словах, о каком явлении в языке так говорят? Обратимся к рисункам на доске. - Что можно сказать об этих словах? (многозначные, омонимы) - Где можно встретить такие слова? Слайды 3, 4,5. У нас возникла проблемная ситуация: одни говорят, что это слова многозначные, другие говорят, что слова-омонимы. Может это одно и то же? Давайте поставим учебные задачи, которые нам предстоит на уроке решить. Слайд 6. Задачи урока:
- Что мы уже знаем об омонимах и многозначных словах? (ответы детей) II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Месяц – в календаре; на небе
Слайд 7. Работа со словарями - Давайте сравним определения по словарю. Слайд 8. Многозначные слова – слова, которые имеют не одно, а несколько значений. В этих словах одно значение выступает как основное, а другие – как вторичные. Например:
Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А они висят на месте.
Говорит корова. – Вы купите молочка – Вкусного парного! Поросята тут как тут: - Нам по целой кружке! – Пятачки свои суют Меленькие хрюшки. Это были примеры, в которых встретились многозначные слова. (пятачки, часы) Слайд 9. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. В отличие от многозначных, значения, которых тесно и непосредственно связаны друг с другом, омонимы представляют собой совершенно разные слова, так как обозначают разные предметы, признаки, действия. Например: За столом сказала мать: - Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: - А болтать ногами можно? И самое главное: в толковых словарях омонимы даются как разные слова в разных словарных статьях, а многозначные слова имеют одну большую словарную статью.
Слайд 11. На каждой парте карточка с таблицей, куда нужно, проверив по словарю, внести слово. - Давайте попробуем, пользуясь словарем отличить омонимы от многозначных слов. У вас получится две группы слов: многозначные и омонимы. Гребешок, лисички, нос, морж, мешать, кашка, бродить, корень, надуть, ласка, глава, наступить, лапа, ладить, месяц, досыпать, ручка, худой, зайчик, часовой, гусеница. Слайд 12. Проверка
Слайд 13. - Как отличить многозначные слова от омонимов? 4. Разновидности омонимов Итак, « омоним» в переводе означает одинаковое имя. - Давайте продолжим наблюдение над словами, которые называют омонимы. Катя изучала разновидности омонимов подробно и сегодня своими наблюдениями поделится с нами. Катя. Наблюдая за омонимами, я обнаружила, что некоторые слова, обозначающие разные явления или предметы, совпадают полностью, другие похожи только на слух, а значение третьих невозможно определить, если они написаны отдельно и не включены в текст или написаны без указания, куда падает ударение. Например, никогда не перепутать слова «за'мок» и «замо'к», в устной речи, а в предложении: «Путник увидел замок», - наоборот, никогда не понять, что же увидел путник, если не знать контекста или если в слове не будет стоять значок ударения. Случается и обратная ситуация, когда на письме фраза не вызывает сомнения, а когда ее произносишь, возникает комичная ситуация. Например, фразы из текста: В деревне Волки все крыши из ели. Как понять смысл предложения? Ел старик хлеб с ухой – откуда же под столом рыбьи кости? Слайд 14. Наука лингвистика, изучающая русский язык, дала определение для подобных омонимов. Выделяют полные омонимы, слова, полностью совпадающие по произношению и написанию, но обозначающие совершенно разные предметы, и неполные (частичные) омонимы. Среди частичных омонимов различают омофоны, омографы и омоформы. День вступил в свои права. Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо? Предо мною близнецы. Я спросил их: - Вы откуда Появились, молодцы? Отвечали мне слова: - Заверяем, голова, Что и раньше с нами встречи
1 группа слов-омонимов
Всё утро дождик шёл косой.
Посмотрел на потолок.
И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки, Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка здесь, а норки – нет!.. Слова косой, потолок, норка - одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи или разные формы одного и того же слова. Это ОМОФОРМЫ. Слайд 15. 2 группа слов-омонимов
Андрюша держится за нос.
Сад колхозный сторожил.
Занос и за нос, старожил и сторожил, лесу и лису – слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Это фонетические омонимы или ОМОФОНЫ. Слайд 16. 3 группа слов-омонимов
Слова за'мок – замо'к, ко'сит – коси'т, со'рок - соро'к одинаковые по написанию, но разные по произношению слова. Это графические омонимы или ОМОГРАФЫ. Если такие слова будут вне текста, то определить их значение можно при наличии ударения. Слайд 17.
Осенью поздней земля засыпает, Листьями ветер ее засыпает. Диме охота, чтобы у него была собака. В нашей стране запрещена охота на редких животных. Третий день недели – среда. Среда обитания животных. - Посмотрим, что у нас получилось. Слайд 18. Таблица «Омонимы»
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ Слайд 19.
А кролик из духовки - прыг за печь, (омофон) Потом за лавку и в окошко с лавки. Умчался в лес, где распевали славки. (омофон) Дым из трубы ползет, свиваясь в жгут, Дрова сегодня зря лисицы жгут. (омоформа)
Чтобы испечь пирог, нужна мука. (омографы)
Андрюша держится за нос. (омофоны) Говорили тиграм львы: - эй, друзья, слыхали ль вы, Что не может носорог Почесать свой нос о рог? (омофоны)
Слайд 20. Проверка - Как будем определять вид омонима? - Чтобы различить их между собой, нужно посмотреть на написание, произношение, вопрос. Слайд 21.
- Давайте попробуем предположить, для чего на нужны омонимы в речи? (высказывания детей) Катя. Нужны ли знания об омонимах в современной жизни? В современном русском языке зафиксировано значительное количество омонимов, причем с развитием языка их становится еще больше. Существует даже словарь омонимов русского языка.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ПОВТОРИЛИ…(многозначные слова) ВЫЯСНИЛИ…(что такое омонимы, их разновидности, признаки) СОЗДАЛИ (алгоритм отличия омонима от многозначного слова и определения типа омонима по его признакам) УЗНАЛИ (что существуют полные и частичные омонимы, где их можно встретить)
Слайд 27. Я научился… Я понял… Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно…
Можно сказать про омонимы «Двойники, но не братья»? (ответы детей)
Найти омонимы, выписать, определить их вид по таблице. Слайд 29. Урок окончен. Спасибо за урок! Приложения
1) - Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. - Ну а вы-то кто же? - Мы лисички тоже. - Как, с одной-то лапкой? - Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев) 2) Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, - Зависело б от мыла, Веснушки я б отмыла. (Я. Козловский)
Говорю своей сестрёнке: “На воскресник мне пора. Разобьем сегодня клумбу В центре нашего двора”. И быстрей на плечи куртку Да на голову платок. “Подожди, – кричит сестрёнка. – Ты забыла … молоток!”
Омонимы (в переводе с греческого "одинаковое имя") — это слова-"близнецы", которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Попробуй сам написать эти слова.
Наконец черепаха Квази немного успокоился и, тяжело вздыхая, заговорил: - Когда мы были маленькие, мы ходили в школу на дне моря. Учитель у нас был – старик Черепаха. Мы звали его спрутиком. - А зачем же вы звали его спрутиком, - спросила Алиса, - если на самом деле он был Черепахой? - Мы его звали спрутиком, потому что он всегда ходил с прутиком, - ответил сердито черепаха Квази. Составьте словосочетания или предложения с омоформами.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей. – Она жёлтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком! – Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка. – Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Каша песни пела? – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать! – Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали.
Раздел – снял одежду; глава в книге Надуть – обмануть; наполнить воздухом Глава – самый главный; голова; раздел в книге Ласка – доброта и нежность; животное Норка – жилье животного; животное |