https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Тема «Первая мировая война» (2 урока)


Цели урока: Сформировать представления о первой мировой войне: охарактеризовать цели участников, описать ход военных действий и внутреннее положение воюющих государств. Подвести учащихся к пониманию значения Первой мировой войны в истории человечества. Продолжить формирование умений аналитического чтения, делать выводы на основе работы с документами, давать анализ истории войны. Воспитывать неприятие войны, жестокости, уважение к человеческой жизни как высшей ценности.

Оборудование урока: Карта «Первая мировая война», ПК, проектор, экран, презентация «Первая мировая война» (видеофрагменты см. CD-ROM «Уроки всемирной истории КиМ: Новейшее время»), учебник «Новейшая история зарубежных стран XX- н.XXIв.» Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О., раздаточный материал – фрагменты документов (Коваль Т. В. Конспекты уроков для учителя истории: всеобщая история ХХ век.:М., ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003.- 272с – с.29-32)

Опережающее задание: Подготовить сообщение «Убийство в Сараево», «План Шлиффена», «Брусиловский прорыв».

План урока:

1. Причины войны.

2. Участники и их цели. Повод к войне.

3. Особенности военных действий.

4. «План Шлиффена».

5. Ход военных действий, основные сражения 1914-1918 гг.

6. Результаты и последствия войны.

Ход урока.

1 урок.


  1. Причины войны.

    • Проверка домашнего задания. Беседа.

Какие противоречия в международных отношениях в н. 20 в. привели мир на грань войны?

Слайд 6. Причины войны. Цитата. Краткое обсуждение.

Карикатура «Кайзер Вильгельм, пожирающий земной шар» - обобщение учителя о характере войны.

  1. Участники и их цели. Повод к войне.

  • Проверка домашнего задания. Слайд 7. Сгруппировать страны по блокам.
  • Самостоятельная работа с учебником. Слайд 8. Таблица и задание. Заполняем выделенную колонку. Устная проверка. Еще раз вывод о характере войны.


  • Сообщение ученика «Убийство в Сараево» слайд 9. Цитата для вывода.

  1. Особенности военных действий.

  • Работа с документами определить особенности и записать в тетради.

  • Слайд 10. Комментарий учителя. «Индустриальное общество – эпоха масс. Человек исчезает. Гибель одного – горе. Гибель миллиона… абстрактная цифра.»

  1. План «Шлиффена»

  • Сообщение ученика. Слайд 11.

  1. Ход военных действий.

  • Самостоятельная работа с учебником по предложенному плану Слайд 12. 1914 г проверяем на уроке. Слайд 13.

2 урок.

5. Ход военных действий.

  • Индивидуальные ответы учащихся по плану + комментарий учителя с опорой на презентацию. Слайды 14-18. Текст слайдов включается после устного ответа ученика, т.е. используются для проверки и закрепления материала. Видеофрагменты создают образные представления о прошлом. Комментарий учителя акцентирует воспитательный потенциал темы.

  • 1916 г Сообщение ученика «Брусиловский прорыв» слайд 15.

  1. Результаты и последствия войны.

  • Обобщение учителя. Слайд 19-20.

Домашнее задание. § 5 вопрос 14 письменно. Подготовка к тесту. Слайд 21

Рекомендуемая литература. Слайд 22.


Раздаточный материал. См. Коваль Т.В. Конспекты для учителя истории: Всеобщая история: ХХв.: 9 кл.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272с. - с.29-32.


1 вариант.

Познакомьтесь с высказываниями современников и историков о Первой мировой войне. Ответьте, что нового внесла эта война в представления о ведении военных действий.
  1. Фельдмаршал Г. Китченер, Великобритания: «Мы должны быть готовы направить на поле сражения милльинные армии и обеспечить их всем необходимым в течение нескольких лет» (Такман Б Августовские пушки. М., 1972)


  2. Президент Франции Р. Пуанкаре: «В 5 часов (22 апреля 1915г – Т.К.) начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над Ипром и над многими деревнями… Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции. Те, кто стоял ближе к северным окопам впереди Ипра, увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывавшихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако… Вскоре офицеры за фронтом британских войск были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей, стремившихся в тыл… Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми и полумертвыми, которые, задыхаясь, агонизировали, отравленные хлористым ядом» (Пуанкаре Р На службе Франции. Воспоминания.).

  3. Б Такман, английский историк: «Бывший военный атташе в Брюсселе… отправился с белым флагом в бельгийский штаб… Парламентер заявил, что цеппелины разрушат Льеж в случае отказа пропустить немцев через город. Переговоры оказались безрезультатными, и 6 августа цеппелин L-Z вылетел из Кельна, чтобы ударить с воздуха по Льежу. Сбросив тринадцать бомб и убив при этом 9 мирных граждан, он был первым, совершившим воздушный налет…» (Такман Б Августовские пушки. М., 1972).


2 вариант.

Познакомьтесь с высказываниями современников и историков о Первой мировой войне. Ответьте, что нового внесла эта война в представления о ведении военных действий.

1) В. Виргинский, В. Хотеенков, советские историки: «Война моторов» проявилась на суше как во все более значительном использовании автотранспорта для снабжения фронта…, так и в применении новых боевых средств – танков, бронемашин, самоходных орудий… Идея создания «сухопутных линкоров» нашла активную поддерждку у тогдашнего военно-морского министра Англии У. Черчилля. По его настоянию министерство ассигновало 70 тыс. ф. ст. на изготовление 18 опытных образцов танков. Изготовление танков в Англии началось в 1915г., причем в декабре, для соблюдения секретности было принято кодированное наименование «танк», т.е. цистерна, бак. Это название потом утвердилось в английском и русском языках…» (В первых публикациях в России о действиях на фронте эти машины именовались «танк» или «лохань». (Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники. 1879-1917.М., 1988).


2) Б Такман, английский историк: «Как только немцы входили в город, его стены начинали белеть заранее отпечатанными объявлениями… наказанием для гражданских лиц, стрелявших в солдат, была смерть. «Любой, подошедший ближе 200 м к аэроплану или воздушному шару, будет застрелен на месте». Владельцы домов, в которых найдут спрятанное оружие, будут расстреляны. Все, кто укрывает у себя… солдат, будут отправлены на «постоянные» каторжные работы в Германию. Деревни, в которых будут совершены «враждебные» акты, будут сожжены. Если же «враждебные акты» произойдут на дороге между двумя деревнями, к жителям обеих деревень будут применены те же меры» (Такман Б Августовские пушки. М., 1972).


3 вариант.

Сравните высказывание Р. Пуанкаре и описание военных действий Германии, данное историком Н. Яковлевым. Сделайте вывод обо особенностях проведения боевых операций. Какие чувства вызывают у вас источники?


      1. «Мы ведем теперь атаку усовершенствованным способом. Она долго и тщательно подготовляется. Сначала интенсивный артиллерийский огонь разворачивает окоры неприятеля и уничтожает защитные сооружения. Когда замолкает артиллерия, пехота идет в атаку и берет позиции в штыковом бою. Но после этого трудность заключается в том, чтобы держать под огнем неприятельские батареи; наши орудия должны отвечать на их стрельбу мощной контратакой В этих ожесточенных боях, в которых выказываются чудеса храбрости и кровь льется ручьями, мы, про всей видимости, не добиваемся никаких реальных преимуществ…» (Пуанкаре Р На службе Франции. Воспоминания.).
      2. «Как исполинская гнусная тварь, германские войска наползали на русские позиции – «когтистыми лапами» была пехота, а «хвост» - тяжелая артиллерия – находился вне пределов огня нашей полковой и дивизионной артиллерии. Вражеские батареи с безопасной дистанции методически разрушали первые линии траншей. Когда воронки перекрывая друг друга, превращали позиции в страшное месиво, громыхающая гадина трусливо вытягивала лапы: немецкая пехота совершала осторожный бросок и с лихорадочной поспешностью закреплялась. Следовала неизбежная русская контратака, ее отбивали сравнительно легко, с помощью уже выдвинувшейся вперед немецкой легкой артиллерии. А тем временем подтягивался «хвост»… и все начиналось сначала» (Яковлев Н. 1 августа 1914. М., 1993).



4 вариант.

Прочитайте отрывок из письма Ф Степуна (1884-1965), русского философа, который в годы Первой мировой войны был прапорщиком-артиллеристом. Какие особенности этой войны раскрывает источник? Согласны ли вы с его мнением?

«28 января 1915. Слава Богу, ночь прошла благополучно… Под окном слышны молодые голоса. Раздаются команды. Это к нам дивизию пришло новобранское пополнение. Бесконечно жалко смотреть на молодых парней. Можно с уверенностью сказать, что мало кто вернется домой здоровым и неизувеченным, а многие уже в ближайшие дни будут убиты. Полки редеют ежедневно. В победоносных боях, о которых я уже писал тебе, наш полк потерял половину своих. Полк пополнят пришедшим пополнением, пополнение это снова перебьют; придет второе пополнение – месяцев через пять не станет и его и т.д. О если бы кно-нибудь из пламенных защитников войны с национально-культурной точки зрения должен был бы взять на свою единоличную ответственность все эти молодые жизни и навек задушить все эти звонкие голоса, то усерен, в мире не нашлось бы ни одного защитника войны» (Степун Ф. Спасение Германии в России. Спасение России в Германии //Родина. 1993.№8-9).

Тест. Тема «Первая мировая война».


  1. Подчеркните лишнее.

Причины Первой мировой войны.

  1. Стремление индустриальных держав к ослаблению государств конкурентов в экономическом и военном развитии, к военному разрешени�