https://electroinfo.net

girniy.ru 1
EDUCLUSTER Finland LTD



Елена Терукова


Мотивация и структурирование на уроках математики.

Исследование


Руководитель:

Сирье Гроссманн-Лоот


Таллинн


2011

СОДЕРЖАНИЕ

Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем чтобы воспитывать и обучать,

изучая их,- таков путь единственно полноценной педагогической работы

и наиболее плодотворный путь познания психологии детей.

С. Л. Рубинштейн


1. Введение: актуальность проблемы эффективного преподавания. - 3

2. Проблемы и задачи современной школы: - 4

а) психологические особенности современных учеников, дети с СДВГ и дефицитом внимания;

б) эффективные приёмы обучения, задачи педагога.

3. Практика: опыт преподавания математики детям с СДВГ и дефицитом внимания математики в 4-6 классах: - 6

а) характеристика 4 класса;

б) задачи обучения;

в) основные методы работы, их применение и развитие по классам;

г) динамика результатов обучения, оценка продуктивности методов, выводы.

4. Заключение: значение развития методики преподавания для современного общества. - 13


Введение.

Актуальность проблемы эффективного преподавания.

Современная школа достаточно хорошо оснащена технически: компьютерные классы, интерактивные доски, калькуляторы. Однако это значительно не повысило эффективность обучения. По-прежнему не редкость, что дистанция между учеником и знанием „огромного размера“. Да и природа бросает вызов: дети информационного общества импульсивны, невнимательны, неорганизованны. А современному обществу требуются хорошие специалисты. Где выход из сложившегося положения? Проблемой озаботились и учёные, и учителя, и родители.

Учёные выяснили, что дети не только подросли (акселерация), а и изменились. Растёт число детей с явным нарушением функции внимания, а это психическое свойство, на основе которого только и может происходить обучение, та дверь, через которую осуществляется переход внешних знаний в собственные умения и навыки ребёнка.


Учителя почувствовали, что методы работы, годами верно служившие успешному преподаванию, “не работают”. Те качества, благодаря которым дети в большинстве и овладевали знаниями: любознательность, воля, усидчивость, организованность, воля трансформированы, и не ясно, как учить?

Родители с тревогой обнаружили, что они не являются для детей тем авторитетом каким были для них в детстве собственные родители, и “по старому” общаться с новым поколением не получается, а у современных детей много проблем. Как помочь своему чаду? Как достучаться, а не быть отвергнутым? Как передать знания, традиции новому поколению?

Время усложняется, проблемы множатся, а дети растут и каждая нерешённая сегодня задача обернётся завтра или конфликтом , или несчастьем, или затаённой душевной болью. ...


Проблемы и задачи современной школы.

Психологические особенности современных учеников, дети с СДВГ и дефицитом внимания.

Школа – это весомая часть современного общества. Любые значительные изменения в окружающем мире прямо или косвенно влияют на школьную работу. 50-60 годы ознаменовались приходом на учёбу детей рослых, сильных, не по годам развитых физически и интеллектуально. Акселерация, ускоренное развитие человеческого организма, серьёзно повлияла на ход учебного процесса: снизился возраст поступления в школу, предметные программы усложнились, прибавились новые науки, увеличилось время обучения(основное образование ученик получает за 8-9 лет, а не 6-7 как раньше), удлинился учебный день. Прошли годы, школа значительно изменилась, приспособившись к новым ученикам и требованиям современного общества. 80-ые годы принесли новые тревоги: неуклонно росло число детей, не справлявшихся с программой. Они были импульсивны, невнимательны, чрезвычайно подвижны. В школе у таких детей возникали сложности: «трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителем» (Заваденко 2000, 3). Проблема требовала решения, учёные занялись исследованием таких детей и вообще современных школьников.


Учёные разных стран пришли к одинаковым результатам: во-первых, от 20% до 30%( Заваденко 2000, гл. 2) детей младшего школьного возраста страдают из-за различных патологий. А это от 4 до 6 человек в классе с 20 учениками!

Во-вторых, «самой распространённой формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». (Заваденко 2000, 3) По данным большинства исследований его частота среди детей школьного и дошкольного возраста 4%-17% ( Терхи Ояла, 22.11.2010). Это 1-4 ученика среди каждых 20 детей!

Ученые основательно изучили это состояние детей и выявили основные проявления : (Терхи Ояла, Тарья Ореллана, 23.11.2010)


  • «Ребёнок не способен придерживаться предлагаемых инструкций и довести до конца игру, урок или выполнение уроков, домашней работы.

  • Ребёнок не способен организовать самостоятельную деятельность.

  • Ребёнок не способен сосредоточиться или пребывает в задумчивости.

  • Ребёнок не обращает внимания на детали или делает ошибки по невнимательности.

  • Рeбёнок не желает выполнять задания соответствующие его уровню развития, но требующие длительного сохранения умственного напряжения.

  • Ребёнок находится в постоянном движении» (Терхи Ояла, Тарья Ореллана, 23.11.2010).

  • «Гиперактивность сопровождается не просто избыточной двигательной активностью, но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий , требующих усидчивости(ребёнок ёрзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так в школе они могут мешать учителям, отвлекать одноклассников и провоцировать их неправильное поведение во время уроков»(Заваденко 2000,4).
  • « Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями»(Заваденко 2000, 5)


Это был серьёзный вызов современной педагогике. Тем более, что в эти же годы активизировалось движение за совместное обучение детей с разными способностями (инклюзивное обучение). Жизнь требовала найти такие методики, которые позволяли бы в массовой школе успешно осваивать требуемый временем минимум знаний всем учащимся.

Эффективные приёмы обучения, задачи педагога.

Прогрессивная педагогика всегда смотрела в будущее и искала гуманные решения задач стоящих перед образованием. История вопроса даёт много материала для размышлений. Л. Н. Толстой, преподавая в деревенской школе в Ясной Поляне, имея писательский опыт изучения человеческой души глубоко видел школьные проблемы . « Вы спрашиваете одного, другому хочется рассказать,- он знает, он, перегнувшись к вам, смотрит на вас во все глаза, насилу может удержать свои слова, жадно следит за рассказчиком и не пропустит ему ни одной ошибки. Спросите его и он расскажет страстно, и то , что он расскажет, навсегда врежется в его памяти, но продержите его в таком напряжении, не позволяя ему рассказать полчаса, он станет заниматься щипанием соседа». ( Ротенберг 1989, 49). Так «… дети отучаются трудиться, у них пропадает вкус к работе, появляются различные фобии и тяжелые комплексы, правильная педагогическая система позволяет всего этого избежать» . (Френе 1990, 275) Многие и многие педагоги видели и видят, что часто правила работы и жизни школы вне учёбы не имеют никакой ценности. Кто же будет делать эту работу охотно и эффективно? В Ясной Поляне Толстой успешно решал проблему: дети рассказывали уроки друг другу, высказаться мог каждый! Селестен Френе через школьную типографию, оригинальные учебные карточки, обучающие ленты превращал учебную работу «в цепь творческих актов ,что повышает самостоятельность и заинтересованность детей, прививает вкус к приобретению новых знаний , даёт почувствовать радость открытия» . (Френе 1990, 18) Вальдорфская школа приблизила обучение к потребностям жизни, давая ребёнку возможность самим набираться опыта и жить в соответствии со своими потребностями.


Много авторских методик предложило последнее время. Но речь идёт именно о массовой школе, необходимы способы результативной работы, которые посильны каждому учителю и обычному ученику. И такие эффективные методические инструменты были найдены. Это и старые педагогические ценности и достижения нового времени. Методика погружения в предмет, стимуляция и развитие поисковой активности, целенаправленная мотивация, опорные конспекты и структуризация деятельности (помещения, времени, предмета ), визуализация объектов и многое другое.

Практика: опыт преподавания математики детям с СДВГ в 4-6 классах

в Нарвской Православной гуманитарной школе

В 2007-2008 учебном году я начала преподавать математику в 4 классе, который, по мнению всех учителей, был самым сложным в школе. Общая картина результатов учёбы не выглядела очень печальной, однако все, кому довелось поработать с этими детьми, отмечали их слабые учебные навыки, медленный темп работы на уроке, неустойчивость внимания, сильную отвлекаемость и возбудимость, трудности с пониманием и усвоением изучаемого материала, плохую память. Эту картину дополняли узкий кругозор, грубое поведение ( в классе было 6 мальчиков), неразвитые социальные навыки и как следствие низкая самооценка учащихся. Трое детей были с официальными диагнозами из группы ММД (минимально-мозговой дисфункции), но некоторые из них имели даже 4 по математике. Всего из 6 уч-ся трое имели «4» и трое «3» по моему предмету. Я с тревогой ожидала начала учебного года. Надежду на взаимопонимание с учащимися , на построение эффективной системы работы с этим классом давало то, что, во-первых, в начальной школе они занимались у ученицы из моего первого выпуска, с которой мы, естественно, исповедовали общие педагогические принципы, и , во-вторых, их результаты изучения математики в начальной школе были удовлетворительны и говорили об интересе к предмету.

Первые два года давали мне небольшой резерв времени. Программа по математике в 4 -5 классах построена так, чтобы закрепить и расширить умения и навыки начальной школы, новые понятия есть, но их не так много, как будет в последующие годы обучения, когда каждые 3-4 урока требуют от ученика или усвоения нового понятия, или устойчивого формирования нового навыка. Поэтому на первые 2 года работы (4-5 класс) ,кроме прохождения программы я поставила перед собой 2 задачи:


1) закрепить стойкое позитивное отношение к предмету ,т.к. без этого усваивать сложные понятия и двигаться вперёд в старших классах просто невозможно;

2) вести постоянную работу по формированию общих учебных навыков. Развивать внимание (устойчивое, произвольное, длительное), мышление через занимательные, логические задачи и методические игры, расширять математический кругозор. Наладить стандартные формы работы: как оформляем работу в тетради, как выполняем самостоятельные работы, как работаем у доски, как проводим обсуждение задачи, проблемы, нового понятия.

Работать так, чтобы к 6 классу сформировать стандартные способы работы с новым понятием, с задачей, с другой математической проблемой. В 6 классе эти формы закрепить, учить обобщать, классифицировать, развивать по-прежнему внимание, другие качества и тогда у нас будет надёжная база для изучения математики на 3-ей ступени. Конечно, частью таких навыков дети владели с начальной школы, но во- первых, как говорилось выше все навыки были очень слабыми , во-вторых, новая ступень обучения предполагала развитие и расширение умений.

Конечно, так чётко эти задачи 3,5 года назад я для себя не выделяла, было скорее интуитивное понимание, как строить учебный процесс. Да и этого тоже часто не было и приходилось опытным путём искать двери к копилке знаний в детских умах. И, наверно, часто мои действия были хаотичны, чётко не целенаправленны. Я как за соломинку бралась за любой способ удержать детское внимание на предмете как можно дольше, но постепенно выработалось несколько приёмов работы, которые позволили нам не только двигаться вперёд по программе, но развиваться и укреплять необходимую базу общих учебных навыков. Сейчас эти ребята в 7 классе и базовые понятия ими усвоены, способы работы найдены, на уроках они активны, домашние работы выполняют добросовестно, они с интересом берутся за сложные задания. Если раньше я планировала уроки с тайным опасением : сработает , не сработает, то теперь я спокойно готовлюсь и веду уроки в 7 классе. …


Данные курсы помогли мне систематизировать опыт, найти ошибки, правильно расставить акценты, дали много новых инструментов для учебной работы с такими детьми. Курсы помогли взглянуть на проблемы обучения не с эмоциональной, а рациональной стороны: это физиологические нарушения, это надо скорректировать. Лечит и методика, и лекарства, и время! А, ведь, поначалу я знала только об одном ученике (болен). Ззнания помогут хотя бы в будущем сохранить много сил и нервов учителю.


  1. Сентябрь 4 класса . В первые же уроки давала сама небольшие новые понятия , отрабатывала их, и спрашивала ; постоянно контролируя ситуацию, стараясь исключать неудачи и разочарования. Повторять устные и письменные вычисления начала только через две недели, когда прошли тревоги первых дней и дети открылись учителю.

  2. Двигалась вперёд медленно, маленькими простыми порциями давала материал так, чтобы это не могло не получиться. Позже нашла подтверждение правильности своих действий в книге Роберта Штенберга «Отточите свой интеллект». Там в алгоритме Вальтера Шнайдера «Увеличение эффективности автоматизации» говорится: «улучшение в выполнении какой-либо работы прежде всего является функцией корректного использования процесса или процессов, предназначенных для автоматизации … Скорее верные, чем неверные, случаи выполнения по-настоящему вносят лепту в достижение цели ... как что-то делать(и, по возможности, эффективно)»(Штенберг2000, 404)

  3. Соблюдала на уроке баланс труда и отдыха, обязательно устраивая в середине урока разминку, или физическую, или интеллектуальную, или просто рассказывала подходящую весёлую историю, занимательный факт.

Например:

  • Пальчиковые упражнения;

  • Повтори действие( ученик показывает позу, часто весёлую, хлопок, новая поза, хлопок, …. Дети повторяют, темп увеличивается; можно парами)
  • Короткие речёвки с движениями. Мы учили на эстонском языке. Поговорки, скороговорки, использующие математические термины; загадки;


  • Головоломки, лабиринты, симметрия.

  1. Старалась задействовать в обучении разные чувства:

  • Задания на разноцветных листах.

  • Физические действия не только во время разминки (кинетика). Например, выразите ответ на вопрос так: согласие хлопком, нет- молчание.

Какие из чисел делятся на 3: 207, 89, 234, 1150, 14?

  • Эстафета примеров(выбегают –пишут ответ);

  • Повторение: встаём в круг. Двигаемся к центру так: на каждый шаг называем математическое понятие (или формулу , правило). По очереди. Кто быстрее окажется в центре.

  • В конце года в ходе итогового повторения делаем в течении нескольких уроков книжечку «Математика в 4(5, 6) классе»



  1. Контролировала эмоции. Позитивный опыт должен быть преимущественным! Например пальчиковые упражнения шли с трудом , поэтому использовала редко и осторожно, чтобы не портить настроение детям. « Обращайте внимание ребёнка на то, что он уже умеет и в чём он успешен, вместо того, чтобы указывать на ошибки и проблемные места» ( Риика Хирвонен, 7.02.2011)

  2. Избегала детского напряжения. В чтении дети в 4 классе были не сильны. Прочитать, а тем более выучить новое понятие было сложно. Поэтому после знакомства с понятием задание на дом было таким: прочитать правило 5 раз. На следующий день проверка показывала читал ученик или нет. Потом вместе на уроке учили, а дома повторяли. Так медленно, но с надёжными знаниями двигались вперёд, постепенно учась учиться.

  3. Стимулировала и мотивировала через оценивание.

  • По понедельникам оцениваются все (т.к трудно с отдыха переключиться на работу) Но поначалу ставила только хорошие оценки. Двойки и колывообще ставила крайних случаях, не чаще 1-2 раз в месяц.
  • Использовала дневник «по полной»: за активную работу писала добрые слова. Не жалела оценки: слабым ученикам ставила 4 за хорошую устную работу только в дневник (,т.к. это были не 70-90 %, но говорила, что если подтвердишь знания в письменной самостоятельной работе, хорошая оценка пойдёт в журнал). Жизнь всегда корректировала и итоговая оценка была объективна, а если немного и завышена, то годовая оценка исправляла положение, зато ученик (и родитель) вовремя получал поддержку.


  • При сдаче устных зачётов первой паре учеников всегда плюс 0,5-1 балл.

  • Иногда для выведения итоговой оценки за урок отмечала на доске оценку за каждый этап урока: Иван -5, 4, 3, 4, 5

Константин-3, 4, 4, 4

( Например, первая оценка- устный счёт, вторая- домашнее задание, третья- полётное повторение, когда каждый получает вопрос, и т.д. ) .Это заимствовала из исследования психологов. Как влияет на настроения подсчёт испытуемым пачки банкнот, даже и чужих ? Повышает настроение на 20-25%! А мои «деньги» это оценки. И стала крупно писать 5 и 4 за ответы на доске. Это прибавляло энтузиазма. Правда иногда была потребность крупно писать фамилии нарушителей, молча, без комментариев, как светофор у Тийны Пильбака –Рёнка. Не все коллеги были согласны со мной. Но меня поддерживал собственный материнский опыт, один из троих моих детей испытывал поначалу большие трудности ( класс погружения, очень строгая учительница) и я видела как жесткая негативная оценка тормозит его развитие, мешает открыться знаниям. Дома мы нашли выход, я перестала обращать внимание на оценки , старалась увлечь сына самим заданием, развить любознательность. Мы учили друг друга: он меня- эстонскому, а я его- математике, природоведению и т.д. Это открыло мне простую истину, что в случае ошибки, не стоит акцентировать внимание на оценке неудачной деятельности, гораздо полезнее максимально быстро исправить ошибку, иногда даже самой, и двигаться дальше, опираясь на знакомое и понятное. Это как машину из кювета вытащить, а не охать по поводу как угораздило… Так «стремление к хорошему, эффективному и результативному обучению сохраняется, несмотря на трудности»( Тийна Пильбака-Рёнка , 8.02.2011)

  1. Постепенно выработалaсь стабильная структура урока:

-устный счёт ;

-короткая письменная работа: диктант или опрос по новым понятиям, небольшая вычислительная работа и т. д.

- основная часть


(новая тема, закрепление изученного материала ….)

-разминка

- основная часть

-заключение: итоги, д/з

Причём, поняв, что лето стёрло из памяти и без того слабое знание таблицы умножения, считали хором. Например,по7: 7,14,21 …

По 12: 12, 24,36, .. По 200 и т.д. Повторяли состав числа 10, 20, … 100. Учитель -68, дети -32 и т.д. Можно придумать ещё варианты

Это снимало страх, кто-нибудь обязательно помнил ответ. С такого счёта начинали каждый урок. И это сразу отделяло этих импульсивных , легко возбудимых детей от перемены, которую они всегда проводили очень бурно. Быстро организм переключался на работу.

Замечание: сейчас у меня второй подобный сложный класс- это 5-ый. И я пожала с ними настоящие плоды такой стабильной структуры урока: дети, зная и много раз исполняя с учителем одну и ту же работу переносят на себя её выполнение и ответственность за это (детское «я-сам!») Мои пятиклассники со звонком сами начинают считать, если мне приходиться задержаться … Знакомая и вам ситуация.

« Нужна определённая дисциплина, обеспечивающая нормальное сотрудничество в группах, образованных для совместной работы. Дети понимают такую дисциплину, принимают её и поддерживают, если они сами ощущают её необходимость»(Френе 2000, 274)



  1. С 6 класса предлагала уже задания на выбор, разные по сложности, по объёму. Могли ученики выбрать и способ работы: парами решать задачи, одному или со мной.

  2. Использовала Интернет. С удовольствием дети занимались на Миксике. Играли в логические игры на сайте www. nazva.net . Упражнялись на учебной компьютерной программе «Координатная плоскость».
  3. Занималась пропедевтикой. Старым педагогам знакомо это понятие. В школу его ввела в 70-е годы учительница начальных классов из России Лысенкова. Пропедевтика- это наука, которая предваряет глубокое изучение предмета в будущем. Здесь используется сразу несколько психологических хитростей.


а) Это необязательный материал, ещё будем изучать, У ребёнка снимается напряжение, что должен понять, запомнить. Не должен! В течении1-2 недель учитель мимоходом вводит новые термины, понятия, правила … и когда приходит срок это серьёзно применять и изучать, то стресса, как при любой встрече с новым нет, и усвоение проходит легко.

б) «Это будем изучать в 8 классе,» -говорит учитель, например, пятиклассникам. Все ушки навострили! «Но, думаю вам тоже это по силам!»-продолжает учитель и излагает материал в доступной форме. Дети в восторге, они поняли то, что изучают старшеклассники. И так несколько раз. А через несколько лет : помните ….? И обязательно вспомнят. Получилось это случайно. Когда не успевала приготовить материал для устной работы, то устраивала такой «винегрет»: четвероклассникам рассказывала что-нибудь из программы 5, 6 классов, а с восьмиклассниками наоборот, решала числовые ребусы 5 класса. Часто это было во время разминки. Потом стала использовать целенаправленно.

12. Структурировала учебный материал: давала его в таблицах, кратких конспектах. Максимальное уплотнение позволяет материал легко усваивать, воспроизводить, запоминать, применять. « Порядок освобождает мысль» говорил Рене Декарт.

Всё это помогло учащимся научиться учиться, приобрести твёрдые знания по математике, повысить свою самооценку. Да, большей частью на уроках мы отрабатывали типовые задания, но главное, мы на уроке слышали и понимали друг друга, работали. Таблица показывает медленное , но неуклонное движение вперёд. Сейчас, анализируя нашу работу, понимаю, что я активно структурировала учебный процесс, работала над мотивацией учащихся, использовала в основном «преподавание, направленное на ребёнка: активная поддержка развития учебных и социальных навыков детей, принятие во внимание начинаний и интересов детей, общая ответственность» ( Риика Хирвонен , 7.02.2011). Наставительное преподавание , правда, ещё часто тоже работало.

Таблица 1.


Успеваемость учеников 7 класса Нарвской Православной гуманитарной

школы по математике




Ńļčńīź



4 źėąńń


5 źėąńń


6 źėąńń

1.

3 4 4 3

4 4 4 3

3 4 4 4

2.

3 3 3 3

3 3 3 3

3 3 3 3

3.

3 3 3 3

3 3 3 2

3 4 3 3

4.

3 3 4 4

4 3 4 3

4 4 4 4

5.

3 4 5 4

5 4 4 4

5 4 4 4

6.

3 4 4 4

3 4 4 3

3 4 4 3


Ńšåäķ˙˙

÷åņāåšņķą˙

īöåķźą


3,46


3.33


3,67


Ńšåäķ˙˙ īöåķźą

ēą ōåāšąėü


3,53


3,67


3,76

Ó÷åįķūé

ćīä



2007/2008


2008/2009


2009/2010



Не могу утверждать, что только мои поиски привели к такому результату. Учительский труд всегда коллективный. Думаю, что свою роль сыграло и то, что классным руководителем класса в 4-5 классах была молодая учительница. Она не владела большим количеством педагогических приёмов, но любое дело выполняла с особой тщательностью и аккуратностью, одевалась со вкусом, строго следила за чистотой и порядком в классе, давая тем самым хороший пример добросовестной работы. Учитель русского языка часто обсуждала на уроках нравственные проблемы, учитель английского много играла с ребятами. Родители тоже постепенно поняли, что дети ещё нуждаются в их заботе и пристальном внимании. Без их участия в учебном процессе прогресс вряд ли был возможен. В результате новые педагоги, встретившись с этими ребятами в 7 классе (учителя географии , истории…) даже не заметили, что эти дети особенны и требуют специального подхода.

Что последние годы работы изменили в моей педагогической практике? Характер учебной работы –сотрудничество. Отношения - объединяющая педагогика. Эффективность урока напрямую связана с хорошим планированием и чёткой организацией – этот тезис жизнь доказывает нам каждый день, это основа учительского труда. И это позволяет двигаться дальше, решать новые задачи, которые повысят эффективность учебной работы, которые помогли увидеть мне данные курсы. Это переход от группового обучения к персональному, от жесткого построения урока к гибкой системе, формирование всеобъемлющего мировоззрения, участия и ответственности. (Терхи Ояла, 22.11.2010)



Заключение

Появление в последние годы такого большого числа детей с патологиями внимания, памяти, мышления это серьёзный сигнал нам, взрослым, что не всё так благополучно, как, наверно, кажется на первый взгляд в детской жизни. Жизнь не стоит на месте, требует изменений. Как писал Льюис Кэрол, сам не только писатель , а и преподаватель математики, чтобы стоять на месте надо бежать, а чтобы двигаться вперёд надо бежать очень быстро. Эти непоседы заставляют нас искать, придумывать, творить, а значит жить! Они возвращают нам те простые, но вечные ценности жизни , которые заслонены от нас благами цивилизации: радость сопереживания, энтузиазм первооткрывателя, глубину взаимопонимания, веселье общей игры. И спасибо детям за это!!! Парадокс, но отдавая им своё время, внимание , свою жизнь, мы сами становимся богаче, опытнее, мудрее. Мир детства очень щедр и каждое мгновение понимания, заботы, любви возвращается сторицей! Условия жизни усложняются, объём необходимых для человека знаний растёт, нравственные критерии колеблются. Школа всегда была опорой маленькому человеку, надёжным плацдармом для старта в собственную большую жизнь. Педагоги должны сохранить эту роль школы. Может со временем даже нравственные критерии, что сохраняет и передаёт новому поколению школа, будут важнее формул и правил, которые можно самостоятельно найти в учебнике, интернете или вывести самому. Но взаимоуважение, сострадание, взаимопонимание, сотрудничество –это те тонкие понятия, которые можно передать только от человека к человеку, а без них невозможно нет то что двигаться вперёд, а и оставаться человеком. Новые методы работы делают учебный процесс, а значит и общество в будущем более гуманным, это, наверно, главное их значение.

Список используемой литературы.

Н.Н. Заваденко Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М. Школа-Пресс 2000 Библиотека журнала «Дефектология»

В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко Мозг, обучение, здоровье. М. Просвещение 1989


Одарённые дети. М. Прогресс. 1991

С. Соловейчик Учение с увлечением. М. Детская литература 1976

С. Френе Избранные педагогические сочинения М. Прогресс 1990

Д. Хамблин Формирование учебных навыков Педагогика 1986

А.К. Маркова Т. А. Матис А. Б. Орлов Формирование мотивации учения М. Просвещение 1990

В. Леви Стандартный ребёнок М. Знание 1989

Роберт Штенберг Отточите свой интеллект Минск Попурри 2000

Toom Õunapuu Õpetamiskunsti viidad Koolibri 2003

Ruth Alas Juhtumise alused Külim 2001

www.centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/134-sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg.html февраль 2011

www.eurolab.ua/add-adhd/3591/3592/29647/ февраль 2011

www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1171795&uri=index2.html февраль 2011