girniy.ru 1
Т.И.Пороховская


к.ф.н., доцент кафедры этики

МГУ им.М.В.Ломоносова.


Современные концепции этики бизнеса


Направления (концепции) в этике бизнеса различаются тем, как они решают два основных вопроса, по которым в этике бизнеса не существует консенсуса: 1) понимание морали и 2) понимание той роли, которая отводится в этике бизнеса личной моральности предпринимателя и институциональному регулированию.

Можно выделить пять основных направлений этики бизнеса.

1) Первое направление - институциональная этика бизнеса. Его вариантом является, например, так называемая концепция двухэтапной легитимации предпринимательской деятельности. Эта теория рассматривает два типа действий предпринимателей. Во-первых, это действия, ориентированные на прибыль, которые оцениваются только на соответствие правилам игры (законам). Моральные требования к предпринимательской деятельности должны быть воплощены в законах, никаких дополнительных моральных обязательств предприниматели возлагать на себя не должны. Только законы могут обеспечить справедливые условия конкуренции, поскольку они предъявляют одинаковые требования ко всем агентам экономических отношений и ослабляют зависимость коллективного результата деятельности от степени моральности конкретных индивидов. Во-вторых, если же существующие законы не обеспечивают моральности бизнеса, а какие-либо действия предпринимателей вызывают возмущение общественности, бизнес-сообщество должно взять на себя дополнительную ответственность за репутацию бизнеса, предпринять усилия по собственной легитимации, восстановлению доверия к бизнесу в обществе. Это уже не экономическая, а политическая деятельность, и состоит она в а) предложениях по совершенствованию законов и б) принятии бизнес-сообществом на себя коллективных самообязательств (между партнёрами, отраслевых, надотраслевых).

2) Второе направление в этике бизнеса – этика социальной ответственности (А.Кэдбери, Ф.-К. Кауфман и др.). Согласно этой теории, только лишь экономическая эффективность – недостаточное основание для легитимации деятельности предприятий, они должны уделять больше внимания интересам государства, общества, брать на себя ответственность в зоне своей деятельности. Европейский и американский варианты этики социальной ответственности имеют свои отличия. Американская этика бизнеса занимается не столько теоретическим обоснованием концепции, сколько подробным рассмотрением того, что практически может быть сделано для передачи и решения нравственных проблем, проблем социальной ответственности на предприятия. Для менеджеров существуют многочисленные программы корпоративной этики, тренинги, которые предназначены для формирования навыков решения конкретных моральных проблем и повышения чувствительности к моральным аспектам бизнеса и управления. Эта этика ориентирует в первую очередь на личное участие, личную моральную ответственность предпринимателя.


В европейской этике социальной ответственности в бизнесе несколько иное понимание ответственности и вообще она смещает внимание к институтам. В условиях глубокого разделения труда, анонимных процессов обмена, нарастающей взаимозависимости предприятий морально желательный результат не зависит от усилий отдельного предпринимателя, требование социально ответственного поведения как от предпринимателя, так и от предприятия, становится всё более проблематичным, контрпродуктивным. Социальная ответственность может оказаться неподъёмной, связанной с расходами, которые не могут быть компенсированы через рынок, и привести предпринимателя к краху. В современной рыночной экономике индивидуальная жертва бессмысленна, пока большинство участников рынка также не возьмут на себя ответственность. Моделью этой ситуации является «дилемма заключенного», которая анализируется в теории игр: когда индивиды, свободно преследующие свои личные интересы, действуют против партнеров, они получают совокупный результат хуже (в том числе и для себя), чем, если бы они действовали совместно и учитывали интересы друг друга.

3) Ещё одно понимание предпринимательской этики – предпринимательская этика как ограничение принципа получения прибыли (Х.Штайнман, А.Лёр и др.). Для нормальных, ординарных случаев здесь используется уже известная двухступенчатая легитимация предпринимательских действий. Но в этой концепции дополнительно обращается особое внимание на моральные цели предпринимательской деятельности, достижение которых позволит получить общественное одобрение. Речь идет о ситуативном ограничении принципа получения прибыли, отказе от ориентации исключительно только на экономический успех.

Предпринимательская деятельность не полностью определяется экономическими условиями и правовыми рамками, в определенных границах предприниматель свободен. Именно в этих границах и могут быть реализованы моральные установки предпринимателя, его самообязательства, причем, чем более конкурентоспособно и успешно предприятие, тем шире пространство практической деятельности, в которой могут реализоваться моральные ориентации предпринимателя. Эту концепцию сразу же назвали дополнительным налогом на успешных. Она нарушает принцип универсализуемости: чем успешнее предприятие, тем больший груз моральных обязанностей оно должно нести, а для аутсайдеров и тех же успешных прежде предприятий в неблагоприятные для них времена моральные требования свою всеобщую обязательность утрачивают.


4) Под влиянием дискурсивной этики Ю.Хабермаса («этики разума») П.Ульрих предложил создать новый коммуникативный фундамент для экономической науки в виде предпринимательской этики как этики разумного ведения хозяйства.

Классическая идея гармонии между пользой индивидуального хозяйства и общественного, считает П.Ульрих, устарела, экономические процессы становятся все более иррациональными, и средством сохранения дееспособности предприятия, а также способности предпринимателя к принятию решений может стать постоянный политико-предпринимательский диалог. Предприятие является инструментом для достижения общественных целей, оно всегда находится в пространстве противоречащих друг другу интересов групп. Взаимопонимание, компромисс конфликтующих интересов может быть найден на двух уровнях: на уровне принятия решений предпринимателем и на институциональном уровне.

На институциональном уровне должны быть созданы разумные основы предпринимательской политики, своего рода предпринимательская конституция, в которой должны быть урегулированы права всех, кого касается предпринимательская деятельность (аналогично тому, как в конституциях государств закрепляются основные права человека). Эта предпринимательская конституция должна последовательно проводить в жизнь принцип: в распределении прибыли должны участвовать все, кто участвовал в ее создании. Другой рациональной целью может стать оптимизация использования ресурсов (рабочей силы, природных ресурсов, инвестиций).

Консенсус групп относительно рациональных целей социально ориентированной экономики – приоритетный критерий принятия решений, он оставляет на втором плане сам принцип прибыльности. Законодательное упорядочивание социально-экономических отношений П.Ульрих называет обходным, интервенционистско-государственным путём. Он предлагает эти вопросы решать «на месте», на предприятиях, вместо того чтобы решать их как политические проблемы.

В этой концепции задачи социальной политики неправомерно переносятся на уровень предпринимательский и таким образом отстраняются от участия в принятии политических по своей природе решений работники наёмного труда, большинство населения. Акцент делается на легитимизации, социально-нравственном оправдании целей предпринимательской деятельности. Но при практической реализации этой концепции неизбежно возникнут вопросы критериев, оснований принятия решений, а не их оправдания: какую ценность, норму предпочесть в той или иной ситуации, как должен определяться круг стейкхолдеров, - вопросы, на которые эта версия этики бизнеса не отвечает.


5) Наконец, этот перечень будет неполным, если мы не упомянем ещё одну версию этики бизнеса. Эта концепция исходит из моральной нейтральности бизнеса и заключается в его нравственном оправдании.

Таким образом, каждый из вариантов этики бизнеса обосновывает свои способы решения социально-нравственных проблем, «внедрения» морали в предпринимательскую практику. Выбор того или иного варианта этики бизнеса зависит от конкретных социальных условий, характера и масштаба проблем, ментальности предпринимателей, которые хорошо известны предпринимательскому сообществу. Поэтому только само это сообщество может осуществить выбор той или иной концепции этики бизнеса как основания для принятия практических решений.


Литература

Де Джордж Р.Т. Деловая этика (в 2-х т.т.). - СПб.- М.: Ин-т «Экономическая школа»; Издательская группа «Прогресс», 2001.

Рих А. Хозяйственная этика. М.: Посев, 1996.

.Хоман К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика. // Политическая и экономическая этика. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

Фритцше Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. – М: Олимп-Бизнес, 2002.