https://electroinfo.net

girniy.ru 1

ТМИ - теория множественности интеллекта



М. Чошанов, доктор педагогических наук, профессор Государственного университета Огайо Колумбус, США


В самом начале двадцатого века группа французских психологов под руководством Альфреда Бине разработала самый первый тест по измерению интеллектуальных способностей человека. Чуть позже он был импортирован в США и обрел международную известность как тест Ай-Кью (Intelligence Quotient - коэффициент интеллекта).


Почти восемь десятилетий спустя психолог из Гарвардского университета Говард Гарднер бросил вызов этой теории. Он предложил теорию множественности интеллекта (Theory of Multiple Intelligence - TMI или ТМИ), которая по многим позициям является диаметрально противоположной концепции Ай-Кью.

Основные концептуальные положения

Основными концептуальными положениями Г. Гарднера являются:

интеллект нельзя измерить в лабораторных, искусственных условиях путем выполнения каких-либо тестов (в том числе и теста Ай-Кью);

категорически не оправдано объяснение расовых и религиозных различий, базируясь на результатах тестов по измерению интеллекта (как это делают сторонники теории Ай-Кью);

интеллект человека - неоднозначен, он - множественнен.

Надо признать, что сторонники ТМИ одержали несомненную победу и практически полностью отобрали былую популярность Ай-Кью.

Теория Г. Гарднера появилась не на пустом месте, она опирается на фундаментальные нейрофизиологические и психологические исследования. Сторонники Ай-Кью считают, что интеллект данного конкретного человека предопределен, фиксирован и статичен. То есть интеллект - это нечто, с чем человек рождается и что не изменяется на протяжении всей его жизни. Однако исследования прогрессивных нейропсихологов доказывают обратное, что интеллект может быть изменен и развит в процессе обучения. Г. Гарднер утверждает, что интеллект человека может быть не просто усовершенствован, но и развит как минимум по семи направлениям. Впервые эти направления, равно как и определение интеллекта, были сформулированы в ставшей уже классикой книге Г. Гарднера «Фреймы мышления» (Frames of Mind), которая была написана по результатам исследований «Проекта-Ноль» (Project-Zero) Гарвардского университета в 1983 г.


Что такое интеллект и каковы его разновидности?

Под интеллектом Г. Гарднер понимает неординарную способность человека к нестандартному решению проблем; генерированию новых проблем и идей; созданию продукта или оказанию услуг, которые обладают высокой степенью ценности в данной культуре.

Согласно первоначальному варианту теории множественности интеллекта, в ней представлены следующие его разновидности: вербально-лингвистический; логико-математический; визуально-пространственный; моторно-двигательный; музыкально-ритмический; межличностно-коммуникативный; внутриличностный.

Ключевыми позициями ТМИ являются следующие моменты. Во-первых, Г. Гарднер твердо убежден в том, что каждый человек имеет способности к тому или иному типу интеллектуальной деятельности. Естественно, что у разных людей те или иные способности развиты в разной степени: одни обладают универсальными интеллектуальными способностями, другие проявляют свой интеллект в какой-либо одной узкой области. Так, например, великий немецкий поэт Гете был одновременно и государственным деятелем, и ученым, и философом. Не менее разносторонними гениальными интеллектуальными способностями обладал наш соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов. С другой стороны, истории известны многие примеры гениальных людей, имевших неординарные интеллектуальные способности в какой-либо одной области, например, Ф. Гаусс - в математике, Роберт Фишер - в шахматах. В то же время многие из нас, простых смертных, находятся в середине между указанными выше полярными полюсами развития человеческого интеллекта.

Второй важный момент в ТМИ заключается в том, что большинство людей могут развить в себе любой тип интеллекта до адекватного уровня компетентности. Иными словами, нельзя утверждать, что тот или иной человек не имеет способностей к математике, музыке, литературе или искусству, они просто неразвиты у него должным образом. Таким же образом, каждый школьник обладает потенциалом к изучению, например, школьной математики, если создать для этого необходимые условия.


В-третьих, различные типы интеллекта могут тесно взаимодействовать и влиять на развитие друг друга. Известны случаи, когда занятия классической музыкой способствуют развитию математических способностей школьников. Этот момент очень важен с точки зрения использования разных типов учебной и игровой деятельности детей в процессе обучения.

И, наконец, последней по счету, но не по значению ключевой позицией является утверждение о том, что существует множество способов развития того или иного интеллекта. Так, для того, чтобы быть хорошим рассказчиком, не обязательно уметь читать и писать. Вспомните хотя бы няню А. С. Пушкина - Арину Родионовну. Однако это вовсе не означает, что не надо учиться письму и чтению для того, чтобы стать хорошим рассказчиком. Этот момент лишь подчеркивает тот факт, что развить ту или иную интеллектуальную способность можно различными путями.

Семь типов интеллекта

Рассмотрим вкратце каждый из семи типов интеллекта.

Вербально-лингвистический интеллект «несет ответственность» за все многообразие устной и письменной речи, включая способности к грамматике, чтению, рассказу, письму, поэзии, сочинительству, и даже юмору. Этот тип интеллекта присущ писателям, поэтам, рассказчикам, сатирикам и т.п.

Логико-математический интеллект ассоциируется с так называемым научным мышлением, то есть способностью к индуктивным, равно как и дедуктивным умозаключениям, сильно развитым логическим мышлением, умением оперировать абстракциями, символами и числами, способностью устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать закономерности, умением соотносить частное и целое. Данный тип интеллекта ярко проявляется у научных работников, компьютерных программистов, бухгалтеров, юристов, банкиров и, конечно же, у математиков.


Визуально-пространственный интеллект имеет отношение к таким областям человеческих способностей, как рисование, скульптура, дизайн, навигация, архитектура и даже, как ни странно, игра в шахматы. Этот тип интеллекта предполагает высокоразвитые способности к образному мышлению и, как правило, присущ профессионалам в сфере архитектурно-художественного творчества, картографии, конструирования и даже специалистам в области рекламы.

Моторно-двигательный интеллект отражает способности человека к творческому выражению эмоций, силы и красоты с использованием пластики движений отдельных групп мышц и тела в целом. Кроме того, данный тип интеллекта применительно к процессу обучения означает использование материализованных действий как основного этапа развития умственных способностей обучаемых (вспомните теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной). Особенно ярко данный тип выражен у танцоров, артистов балета, спортсменов, акробатов, фигуристов, представителей циркового искусства.

Музыкально-ритмический интеллект включает в себя способности к распознаванию и использованию голоса и ритма, чувствительности к звукам и тональности, высокоразвитому музыкальному слуху, умению играть на музыкальных инструментах. Этот интеллект, так же как и предыдущий, обладает очень высокой природной силой, он как бы заложен в человека природой: недаром многие из нас любят напевать или насвистывать любимые мелодии во время выполнения какой-либо работы. Очевидно, что наиболее яркое выражение данный тип интеллекта находит у композиторов, певцов, исполнителей, учителей музыки.

Межличностный интеллект предполагает высокоразвитые коммуникативные способности, умение работать в команде, способности к тесному контакту и общению с аудиторией, психологические способности чувствовать и понимать другого человека. Такой тип интеллекта присущ психотерапевтам, религиозным деятелям, политикам, менеджерам.


Внутриличностный интеллект включает в себя прежде всего знание внутренних механизмов психической деятельности человека, на уровне чувств, эмоций, переживаний, самоанализа, интуиции и т.п. Он также предполагает достаточно развитые способности к методологическому мышлению, к глубокому анализу действительности, рефлексии, к системному восприятию объектов и явлений. Данный тип интеллекта можно обнаружить у мыслителей, философов, духовных учителей (гуру).

Как развивать интеллект учащихся?

Развитие каждого из названных типов интеллекта в процессе обучения предполагает использование соответствующих способов учебной деятельности. Так, например, для развития вербально-лингвистического интеллекта наиболее благоприятными формами учебной деятельности могут быть чтение, работа со словарем, развитие речи, ведение дневника, написание диктантов, изложений и сочинений, попытки стихосложения, учебные дискуссии и дебаты, переписки, использование юмора на уроке, рассказывание сказок, историй и т.д. и т.п.

Для развития логико-математического интеллекта рекомендуется использовать различные занимательные задачи, логические игры и головоломки, задачи на смекалку и находчивость, софизмы и парадоксы. К сожалению, многие под логико-математическим интеллектом понимают лишь способности к овладению узкими предметными знаниями и умениями по математике и логике. Может оказаться так, что учащийся хорошо владеет школьным программным материалом по математике, но его логико-математический интеллект остается недостаточно развитым. Именно поэтому для развития данного типа интеллекта в процесс обучения математике, да и не только математике, необходимо включать решение нестандартных задач, составление задач самими учащимися и включения их в поисковую, исследовательскую деятельность.

Развитие визуально-пространственного интеллекта предполагает включение в учебный процесс элементов рисования, лепки, создание пространственных моделей изучаемых объектов, инициирование активного воображения, фантазирования, мысленного эксперимента, использование средств наглядности, видеоматериалов.


Моторно-двигательный интеллект может быть развит в процессе применения в учебном процессе ролевой игры, драматизации, физических упражнений, использования элементов танца, языка телодвижений, спортивных и других видов подвижных игр.

Музыкально-ритмический интеллект наиболее полно проявляется в учебно-игровой деятельности, связанной с музицированием, пением, использованием аудиоматериалов, природных звуков.

Межличностный интеллект хорошо развивается в процессе обучения в малых группах, работе в командах, выполнении групповых проектов, взаимообучении.

Развитие внутриличностного интеллекта предполагает использование индивидуализированных методик обучения, приемов развития саморегуляции, самоконтроля и самооценки, применение методик медитации, формирование способностей к рефлексивному мышлению, метапознанию, развитие интуитивных способностей учащихся.

Очевидно, что развитие того или иного типа интеллекта ни в коей мере не должно быть ограничено и связано с отдельным школьным предметом, например, развитие вербально-лингвистического интеллекта - на уроках языка и литературы, логико-математического - на уроках математики, визуально-пространственного - на уроках изобразительного искусства, музыкально-ритмического - на уроках музыки и пения, моторно-двигательного - на уроках трудового обучения и физкультуры и т.д. Напротив, необходимо проектировать учебный процесс так, чтобы в процессе обучения каждой школьной дисциплине были задействованы различные типы. Так, вариант плана развития различных типов интеллекта на примере интегративной темы «Открытия и изобретения» при обучении разным предметам может быть представлен в виде следующей матрицы (см. таблицу).



Каковы преимущества и недостатки теории множественности интеллекта?

К неоспоримым достоинствам ТМИ следует отнести следующие моменты:

новое понимание и определение интеллекта;

широкие возможности развития способностей учащихся с различными типами интеллекта;

множественность проявлений человеческого интеллекта в литературе, науке, искусстве, музыке, спорте, политике, религии, и т.д.

демократический характер теории: каждый тип интеллекта имеет право на существование и развитие;

уникальные возможности обогащения процесса обучения посредством различных типов интеллектуальной деятельности.

Недостатки же прежде всего связаны с размытостью границ трактовки теории и ее применения. Например, каково взаимоотношение понятий «талант» и «интеллектуальная личность»? Можно ли считать интеллектуальной личностью талантливого спортсмена (музыканта), который «не может связать и двух слов»? Иными словами, можно ли назвать интеллектуалом, например, неординарного и в то же самое время скандально известного боксера Майка Тайсона?! Каковы границы ТМИ с точки зрения включения в нее новых типов интеллекта? Например, можно ли считать проявлением интеллекта неординарные кулинарные способности? Теория не дает ответы также и на многие другие вопросы, такие, как, когда ТМИ целесообразна и эффективна? В каких случаях следует воздержаться от ее применения? Не скрывается ли за стремлением объять необъятное простая эклектика? Каковы технологические аспекты формирования каждого типа интеллекта в отдельности и интеллектуальной личности в целом?

Но в целом теория Говарда Гарднера является, без сомнения, новаторской концепцией в западной педагогике, в частности - в педагогике США, где она и зародилась.

Для американских педагогов она как глоток свежего воздуха: в отличие от «дискриминирующей» концепции Ай-Кью, ТМИ дает возможность построения демократической концепции образования в демократическом обществе.



© Журнал «Директор школы», № 3, 2000