https://electroinfo.net

girniy.ru 1


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование…………..……………………………....4

Глава 2. Экспериментальная часть работы ..…………………………………..6

Заключение ………………………………………………………………………14

Библиографический список…………………………………………………….15

Приложение …………………………………………………………. …………16


Введение


Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?

Знаете ли вы, сколько времени проводят в компьютерных развлечениях дети Билла Гейтса, основателя фирмы Microsoft? Не более 45 минут в день. В выходные дни – 1 час 45 минут. Если при этом дети прерываются каждые 15-20 минут, то это вполне отвечает принятым в нашей стране санитарно-гигиеническим нормам. А что еще необходимо учесть, чтобы занятия на компьютере не повредили здоровью детей?

Все зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Не лучше ли постоянно выполнять простые правила?

Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно - достаточно следить, чтобы ребенок выполнял те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером.

Меня заинтересовала эта тема, и я решила узнать, что же действительно на самом деле: компьютер нам друг или враг?


Объект исследования: компьютер и школьники

Предмет исследования: влияние компьютера на самочувствие человека.

Цель исследования: исследовать влияния компьютера на физическое и психологическое самочувствие человека, выяснить отношение школьников к компьютеру.

Задачи исследования:


  1. проанализировать научную литературу по данной теме;
  2. изучить влияние компьютера на физическое и психологическое самочувствие человека


  3. разработать рекомендации для учеников и родителей

Гипотеза исследования: в основу исследовательской работы положено предположение о том, что «компьютер и дети - друзья», если:

соблюдать санитарно – гигиенические требования, использовать компьютер не только для развлечения и игр, а для обучения и общения.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы; проведение анкетирования в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся.

Актуальность исследования. Быть здоровым – это естественное желание человека.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Но в силу разных причин: физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей, 25 – 35 % пришедших в 1 класс детей имеют физические недостатки или хронические заболевания, только 8 – 10 % выпускников школы можно считать действительно здоровыми …, проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными.

По данным статистики из года в год снижается индекс здоровья и увеличивает­ся общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: сер­дечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д. В качестве причин называются негативные грани социальной сре­ды, нарушения обмена веществ как следствие неправильного питания или образа жиз­ни, вредных привычек. Среди этих факторов далеко не на последнем месте стоит компьютерная техника, она является источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей.



Глава 1

Теоретическое обоснование


Сведения о состоянии здоровья обучающихся МОУ «Сергеевская СОШ».





2004г.(198ч)

2005г.(166 ч)

2006г (150 ч)

2007г (133 ч)

2008 (137 ч)

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Миопия

7

3,5%

7

4,2%

7

4,6%

9

6,7%

9

6,5%

Плоскостопие

-




-




14

9,3%

22

16,5%

23


16,7%

ОРВИ

-




-




48

32%

35

26,3%

17

12,4%

Нарушение осанки

5

2,5%

6

3,6%

4

2,%

6

4,5%

7

5,1%

Избыток массы

2

1%

2

1,2%

2

1,3%

2

1,5%

3

2,1%

Дефицит массы

7

3,5%

6

3,6%

4

2,6%

5

3,7%

6

4,4%

Хронические заболевания

5

2,5%

4

2,4%

4


2,6%

4

3%

5

3,6%

Сколиоз

-




-




6

4%

18

13,5%

7

5,1%



Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм, и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.

Особое внимание должно быть уделено изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.


Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

  • широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность)

  • перегрузка суставов кистей;

  • повышенная нагрузка на зрение;

  • влиянии компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации).


Рассмотрим эти факторы по отдельности.

  1. Электромагнитное излучение.  Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения среди бытовых приборов. Во - первых, от экрана трубки идет мягкое рентгеновское излучение. Во-вторых, катушки внутри монитора генерируют переменное электромагнитное излучение. Распространяется оно в основном в стороны и назад. И, в-третьих, используемое в электронно-лучевых трубках высокое напряжение приводит к появлению вне монитора электростатического поля. Тело человека может зарядиться до напряжения в несколько киловольт. Наряду с монитором основным источником ЭМИ являются: наэлектризованная поверхность стола и коврик для мыши; питающие провода и системный блок; блок бесперебойного питания; сетевой фильтр. Электростатические заряды, возникающие на мониторе, притягивают пыль из воздуха. Эта пыль оседает не только на экран, но и на лицо работающего за ним. А в пыли содержатся различные микроорганизмы и их споры. Таким образом, многочасовое сидение за компьютером способно привести если и не к заболеванию, то, по крайней мере, к плохому самочувствию, сухости кожи и аллергической реакции.


  2. Заболевания позвоночника. Еще одним фактором риска при работе за ПК является малоподвижность. Статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут привести к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ПК. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника

  3. Повышенная нагрузка на зрение человека. Растущая компьютеризация принесла с собой так называемый компьютерный зрительный синдром (КЗС). Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию картинки на экране дисплея. Жжение в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок - указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства – через 4 часа и практически у всех – через 6 часов работы за экраном ПК. Особенно часто устают глаза у детей, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером, чтение сверх меры требуют от молодых глаз серьезного напряжения.

  4. Перегрузка суставов кистей. Туннельный синдром.         Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений, именно это, в совокупности с постоянным напряжением мышц руки, приводит к защемлению нерва в запястном канале и в последствии к боли в запястье.
  5. Компьютер и стресс. Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических факторов стресса: потеря информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров), неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера, информационные перегрузки, спам (несанкционированные почтовые рассылки).


  6. Эргономические параметры. На состояние здоровья пользователей оказывают влияние параметры экрана монитора, в частности, изменение контрастности изображения в зависимости от освещенности рабочего места, появление бликов на поверхности экрана от ярких источников света и т.д. Важную роль имеют источники света, параметры мебели и размеры помещения, где расположена компьютерная техника. Мерцание экрана, практически безвредное для глаз, сильно напрягает нервную систему. Зрительный отдел мозга анализирует изображение со скоростью 24 "кадра" в секунду. И один "кадр" получается светлее, другой - темнее, третий - вообще 50/50. В таких условиях зрительная часть мозга нагружается особо сильно. Та же ситуация с шумом. Если вы подолгу работаете с компьютером, который шумит, то это станет фактором повышенной утомляемости.

Шум действует на барабанную перепонку, а в дальнейшем и на стволовые и корковые структуры мозга. Повышается тонус сосудов и, как следствие, артериальное давление, приводя к в конечном счете к развитию гипертонической болезни еще в детском возрасте. В результате перегрузки нервной системы может возникнуть особое заболевание – неврастения.


Глава 2

Исследовательская работа «Компьютер и дети – друзья или враги?»


Наша школа небольшая, всего в ней обучается 113 учащихся с 1 по 11 классы (41% детей подвозят на занятия из четырех соседних деревень). Имеется компьютерный класс (9 компьютеров, подключение к сети Интернет).

Работа за компьютером является неотъемлемой частью жизни современных школьников. Персональный компьютер стал незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач.

Но, несмотря на все преимущества, которые предоставляет компьютерная техника, она является источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей.

Мы провели анкетирование среди учащихся 5 – 11 классов МОУ «Сергеевская СОШ». Вопросы анкеты приведены в Приложении. Нам было интересно узнать обеспеченность учащихся домашними компьютерами, длительность непрерывной работы за ПК, возникающие изменения в самочувствии, роль компьютера в жизни учащихся и т.д.


Результаты анкетирования были обработаны и представлены в виде диаграмм.

Из 78 опрошенных, компьютерами дома обеспечены 24 человека (30,7 %).




Рис.1.


Как следует из рис.1, 22 учащихся используют компьютер ежедневно, 27 ребят работают за ПК 2-3 раза в неделю (те, кто не имеет компьютер дома, ходят к своим одноклассникам и друзьям) и всего лишь 10 человек работает за компьютером 1 раз в месяц.


Изучив ответы на вопрос анкеты о продолжительности работы на ПК без перерыва, мы получили, что более 46% учащихся разных классов проводят у компьютера без перерыва примерно одно и то же время, около 30 минут или один час. 26% учащихся работают на ПК без перерыва около двух часов, 8,9% учащихся – три часа и более.


Рис.2.


Большинству учащихся 5-8 классов (46%) родители разрешают работать за компьютером без перерыва 30 минут, заботясь об их здоровье. Выяснилось, что большая часть 9-классников (40%) так же, как и 11-классники работают за ПК около двух часов. Учитывая, что по данным анкетирования они садятся за компьютер каждый день, следует опасаться за состояние их здоровья.

Первое место в непрерывном времяпровождении за ПК (более 3-х часов) занимают учащиеся 7 класса (23%). В среднем 11% учащихся различного возраста дома за компьютером вообще не работают, (большинство составляют учащиеся 5 и 8 классов), возможно из-за запрета родителей или отсутствия ПК. Среди 10-классников таких практически нет.

По результатам анкетирования учащихся нашей школы мы выявили наиболее часто встречающиеся признаки утомления при работе за компьютером (рис.3). У 16,6% учащихся отмечаются жалобы на быструю утомляемость глаз. Быстрее всего устают глаза при непрерывной работе за ПК у учащихся 5,6 и 9 классов, хотя период непрерывной работы составляет 30 минут или час. Костно-мышечные боли возникают у 5% учащихся, большинство которых 7-классники. Жалобы на головные боли встречаются у 19,2%. Отмечают, что стали раздражительными, нервными и забывчивыми примерно 5% учащихся различного возраста, большинство которых учащиеся 5,8 и 9 классов.



Рис.3.





Рис.4.


Целью нашего исследования было также выяснить роль компьютера в жизни учащихся школы. Нами было установлено, что у 30,7% числа учащихся есть дома компьютер (рис.5), практически все учащиеся (87% ) умеют работать на ПК (рис.6) , пользоваться Интернетом (35%) в основном старшеклассники (рис.7). Это объясняется тем, что в селе для Интернета в школе есть специальная выделенная линия, а жители поселка такой возможности не имеют.



Рис.5




Рис.6




Рис.7


Нам было интересно узнать, для каких целей используют компьютер учащиеся нашей школы. По результатам анкетирования выяснилось, что большинству учащихся нравятся компьютерные игры (рис.8).




Рис.8

Как следует из рис.9, большинство учащихся использует ПК для учебных заданий (42%). Однако, велико число тех, кто использует компьютер просто для игры (26%). Из рис 10 видно, что 23% ребят любят играть в логические игры, пазлы. 11% школьников предпочитают стратегии.



Рис 10



Рис 11.

7% учащихся за играми проводят более 3 часов в день и всего лишь 35% тратят на игры 1 час.






Рис.12

Согласно рис.12, среди учащихся школы тех, кто занимается перепиской по электронной почте – нет.


На вопрос “Можешь ли ты обойтись без компьютера? ” (рис.13) 28 учащихся ответили отрицательно. 31 учащийся может обойтись без ПК и тех, кто может, но с трудом 10 человек.



Рис.13


Анализируя вопрос возможной замены компьютера чем-либо или кем-либо, мы установили, что большинство учащихся видят замену компьютеру в сотовом телефоне, возможно это по тому, что сотовый телефон более доступен в приобретении. (рис.14). А так же в телевизоре. Всего лишь 5% выбрали спорт .



Рис.14

Следует отметить отсутствие в большинстве случаев эмоциональной зависимости учащихся от возможности или невозможности занятий на компьютере (рис.15и рис.16).



Рис.15




Рис.16


Хочется отметить, что большинство учащихся работают в хорошо освещенной комнате, проветривают помещение. Но так же у большинства компьютер может быть просто включен, а сами ребята могут заниматься другими делами.

Так же отрадно, что на вопрос «Помогаете ли вы родителям» 99% опрошенных ответили положительно. Это еще и объясняется тем, что учащиеся проживают в сельской местности и у них есть определенные обязанности «по - хозяйству», к которым они относятся очень ответственно.

На вопрос «Ограничивают ли родители ваше времяпровождение за ПК?» 60% ответили «Да». Это говорит о том, что большинство родителей беспокоятся о состоянии здоровья своих детей.



Вывод:

Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий безусловно влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

ХОРОШО, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

ПЛОХО то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.



Заключение



Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха.


Библиографический список


  1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб.: МСМХС, 1998

  2. Гельман В.Я. Медицинская информатика. Практикум (2-е изд. исправленное). - С-Пб: Питер, 2002.- 480с.

  3. Герасевич В. Самоучитель. Компьютер для врача. - С.-Пб.: БХВ-Петербург, 2004. - 512с.
  4. Сабанов В.И., Голубев А.Н., Комина Е.Р. Медицинская информатика и автоматизированные системы управления в здравоохранении. Учебно- методическое пособие к практическим занятиям. – Волгоград, 2006. – 155с.


  5. «Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утвержденные  Главным  государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года.

6. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997.

7. www.mednovosti.ru

8. www.inopressa.ru

9. «Компьюлента», 23 июня 2005.

10. www.coder.kiev.ua.


 


ПРИЛОЖЕНИЕ


Памятка

о профилактике вредного влияния компьютера на человека.


Защита от электромагнитного излучения.

1.По возможности, стоит приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространённых ЭЛТ мониторов. И обратить внимание на наличие сертификата.

3. Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас.

4. Не оставляйте компьютер включённым на длительное время если вы его не используете, хотя это и ускорит износ компьютера. Так же, не забудьте использовать "спящий режим" для монитора.

5. В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, чтобы излучение поглощалось стенами.

6. По возможности сократите время работы за компьютером и почаще прерывайте работу.

7. Компьютер должен быть заземлён.


Защита от вредного воздействия компьютера на зрение человека

1.Работа в специальных корректирующих компьютерных очках

2.Использование защитного экрана в старых мониторах

3.Выполнение гимнастики для глаз

4.Правильная организация рабочего места



Профилактика заболеваний позвоночника.

1.Эргономичная организация рабочего места

2.Как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера

3.Заниматься спортом и всячески развивать мышцы спины

4.Выполнение лечебной гимнастики для шеи


Профилактика туннельного синдрома

1.Правильное положение рук, эргономичность рабочего места

2.Выполнение упражнений для рук


Профилактика нервных расстройств.

1. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того, что бы её было легко найти, почаще чистите мышь.

2.В Интернете не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом.

3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице.


Рекомендации позитивного отношения к компьютеру

подросткам и их родителям «Когда компьютер – твой друг»

1. Используйте компьютер для приобретения знаний, которые необходимы в настоящей жизни.

2. Используйте и воспринимайте компьютер только как инструмент, усиливающий ваши способности, облегчающий вашу жизнь.

3. Определите свое место и цель в реальной жизни и ищите реальные пути достижения цели, будьте тем, кем хочется в этом мире.

4. Виртуальный мир привлекателен, он дает ощущение легкости в принятии решений и достижении целей, но это обман.

5. Предпочитайте живое общение, стремитесь перевести виртуальные отношения в реальные. Ищите друзей в реальном мире. Виртуальные отношения - это иллюзия и не развивает навыков общения.

6. Помните, что вы интересный и привлекательный человек, что у вас много достоинств, которые можно проявлять в реальной жизни.


7. Будьте естественным и эмоциональным в настоящей жизни - вы человек, а не робот.

8. Планируйте свое время, проведенное за компьютером, и сократите его, если оно затрачивает больше половины вашего свободного времени.

11. Зависимость от компьютера приносит только страдания. Вам нужны проблемы в школе, с родителями и со здоровьем?

12. Помните - только ощущения, полученные в реальном мире, являются реальными, а виртуальные - это иллюзия. Чего бы ни достигал человек в виртуальном мире, все это исчезает, как только выключается компьютер. А успехи в реальной жизни останутся навсегда, в особенности, если человек проявил свои лучшие качества, помогал окружающим людям и своей стране.


Советы родителям, желающим уберечь детей от компьютерной зависимости.


  1. Уважайте чувства детей.

  2. Проводите вместе свободное время.

  3. Интересуйтесь, чем ребенок увлекается.

  4. Станьте для него лучшим другом.

  5. Создавайте условия для гармоничного развития ребенка.

  6. Не ущемляйте его интересы.

  7. Расширьте круг интересов ребенка. Обратите внимание на спорт, музыку, рисование и т.д.

  8. Будьте внимательны к детям.

  9. Показывайте положительный пример своими поступками.

  10. При необходимости проконсультируйтесь с психологом.



Анкета для учащихся 5 – 11 классов.

Класс:___

1. Есть ли компьютер у тебя дома?

а) да, есть

б) нет


2. В течение скольких лет вы используете компьютер?

а) Несколько лет

б) Недавно приобрел

в) Очень давно

3. Умеешь ли ты работать на компьютере?

а) умею

б) не умею

4. Как часто ты работаешь на компьютере?

а) ежедневно

б) 2-3 раза в неделю

в) раз в неделю

г) реже.


5. Сколько времени в день у тебя занимает работа на компьютере?

а) менее 1 часа

б) 1-3 часа

в) 3 часа и более


6. В каком состоянии вы сидите за компьютером чаще всего?

а) На голодный желудок

б) Когда перекусил

в) Когда основательно поел


8. Как вы считаете, есть ли у вас зависимость от компьютера?

а) Да, есть

б) Нет


9. Делаете ли вы зарядку для глаз после работы за компьютером?

а) Делаю

б) Не выполняю


10. В свободное время вы выбираете:

а)Посидеть за ПК

б)Прогулку на свежем воздухе


11. Как часто вы вытираете пыль с компьютера?

а)3-4 раза в неделю

б)Раз в неделю

в)Реже, чем раз в неделю


12. Проветриваете ли вы комнату после работы за компьютером?

а) Проветриваю

б) Не проветриваю


13. При каком освещении вы работаете за компьютером?

а)Работаю в темноте

б)Работаю в слабо освещенной комнате

в) Работаю в хорошо освещенной комнате


14. Стали вы чаще болеть с появлением компьютера?

а) Да

б) Нет

в) Затрудняюсь ответить


15. Ограничивают ли родители ваше времяпровождение за ПК?

а) Да

б) Нет


16. Выключаете ли вы ПК, когда вы на время уходите из комнаты?

а) Да

б) Нет

в) Перевожу в спящий режим


17. Выключаете ли вы ПК, когда находитесь в той же комнате, но не работаете за ним?

а)Да

б) Нет

в) Перевожу в спящий режим


18. Какие жалобы у тебя возникают при работе на компьютере?

а) костно-мышечные боли;

б) головные боли;


в) быстрая утомляемость глаз;

г) изменение психики;

д) ничего не происходит.


19. Для каких целей ты используешь компьютер?

а)учебные задания (подготовка рефератов, докладов, проектов);

б) игры (какие);

в) поиск информации в Интернете;

г) переписка по электронной почте.


20. Умеешь ли ты работать в Интернете?

а) да

б) нет


21. Нравятся ли тебе компьютерные игры?

а) да

б) нет


22. В какие игры ты любишь играть?

а) Аркада

б) Стратегии

в) Шутеры

г) Квесты

д) Логические, головоломки, пазлы

е) Другие


23. Сколько времени ты тратишь на компьютерные игры?

а) 1 час

б) от 1 до 3 часов

в) более 3 часов


24. Хватает ли тебе времени на выполнение уроков, общение с друзьями?

а) хватает

б) не хватает


На вопросы с 25- 29 необходимо написать свои варианты ответов


25. Хватает ли тебе времени, чтобы помочь родителям в домашних делах?

26. На сколько важен компьютер в твоей жизни и можешь ли ты обойтись без него?


27 В ком или в чем ты видишь замену компьютеру?


28.Какие чувства ты испытываешь в тот момент, когда садишься за компьютер заниматься любимым делом?


29. Что ты чувствуешь, если не можешь воспользоваться компьютером, когда в этом есть острая необходимость?