https://electroinfo.net

girniy.ru 1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА


С.К.Шайхитдинова


КОНЦЕПЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ

В ТЕКСТАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ


Программа авторского спецкурса и его описание


Казань-2007г.


Автор программы и разработчик курса

«Концепции идентичности в текстах массовой коммуникации»:

доктор философских наук профессор С.К.Шайхитдинова


Рецензенты:

доктор филологических наук профессор В.З.Гарифуллин

доктор философских наук профессор А.Б.Лебедев


Курс «Концепции идентичности в текстах массовой коммуникации» носит междисциплинарный, теоретико-практический характер. Неклассические подходы к анализу медиа, лежащие в основе курса, рассматриваются как закономерный итог развития коммуникативной культуры в контексте исторического развития западной цивилизации. Основы дискурс-анализа текстов массовой коммуникации подаются с учетом последних разработок в этой области отечественных исследователей. Навык определения концепций идентичности в медиа-дискурсе отрабатывается с использованием имеющегося у автора опыта работы журналистом, а также опыта работы с экспертными заключениями по текстам СМИ, опыта участия в профильных социологических исследованиях.

Курс прошел апробацию на отделении журналистики, на отделении философии Казанского госуниверситета, а также на отделении журналистики в Набережно-Челнинском филиале КГУ.


Концепции идентичности

в текстах массовой коммуникации

Описание курса

Предлагая различные рекламные сюжеты, подбирая «героев дня», делая нужные акценты в видеоряде, средства массовой информации и другие медиа представляют нам специфические стратегии поведения самых различных групп. Эти группы вызывают у нас желание идентифицироваться с ними или, напротив, быть в оппозиции к ним. Частичные идентичности складываются в определенную линию, смысловую концепцию.


Динамика подобных концепций очень подвижна. Их «режиссерами» выступают особенности времени, социокультурные условия, конкретная социально-психологическая ситуация, в которой мы по воле случая оказались... Техникам распознавания и конструирования концепций идентичности в различных типах текстов массовой коммуникации и посвящен этот курс.

Тематика курса затрагивает лишь один из сегментов проблемного поля массовых коммуникаций. Однако имеется в виду очень актуальный для российского общества сегмент – продвижение идеи приятия Другого, Других в коммуникационном пространстве. Перед лектором не стоит задача подвергнуть критике существующую информационную политику, информационную культуру. Речь, скорее, о гуманитарной экспертизе реального положения дел, о необходимости вооружении слушателей этим же навыком. Умение увидеть «Других», понять их языки, является с точки зрения автора, одним из существенных моментов медиа-этики зарождающегося информационного будущего.

Содержание курса. Курс может быть разбит на три тематических блока. Первый – вводные лекции, объединенные темой «Классическое и неклассическое понимание медиа». Необходимость этих лекций обусловлена тем, что российское журналистское образование в большей степени ориентировано на классические подходы в социальных науках. Не отвергая их жизнеспособность, автор курса показывает эвристичность иных позиций, сформированных в век информационных технологий и «семиотического бума». К неклассическим воззрениям в области социального знания отсылает нас само понятие идентичности.

Второй блок занятий посвящен рассмотрению различных концепций идентичности, конструируемых средствами медиа. Речь при этом идет не только о традиционных средствах массовой информации (газета, радио, телевидение). Контекстным полем является кинематограф, другие средства коммуникации массового общества, катализатором – интернет. Подробно будут рассмотрены те репертуары идентичностей, которые активно формируются под воздействием современных социальных практик: цивилизационные («Запад-Восток»), социо-культурные (этно-региональные, субкультурные, поколенческие, гендерные), психологические («победитель», «жертва», «аутсайдер» и пр.).


Третий блок занятий связан с введением в семиологию массовых коммуникаций, с освоением техники дискурсного анализа и опытом его применения по отношению к разным текстам, разным источникам массовой коммуникации.


Курс относится к блоку ДС


Нагрузка

В часах

Всего часов по учебному плану




В том числе аудиторная нагрузка

26

Лекции

17

Практические занятия

7

Консультация

2

Самостоятельная работа




Форма отчетности

Зачет (коллоквиум)



Учебная задача. Дать студентам представление о роли медиа в формировании сознания и облика современного человека, в формировании коммуникационного пространства «Других». Обосновать эту роль через структуральный анализ текстов массовой коммуникации, продемонстрировать способы чтения этих текстов «между строк».


Методы преподавания аудиторных занятий: лекции, чередующиеся практическим разбором текстов массовой коммуникации.


Формы самостоятельной работы. Студенты самостоятельно готовятся к практическим занятиям; осваивают рекомендуемую литературу.


Содержание дисциплины

Индекс



Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов


ДС

Тема 1. «Классическое» и «неклассическое» понимание медиа

Всего

по лекциям

Первой темы

8 часов


Лекция 1. Картина мира как результат медиатизации культуры.

Лекция 2. Классическое понимание медиа как выражение противоречий эпохи модерна.

Лекция 3. Неклассическое понимание медиа: от «Галактики Гуттенберга» – к «Галактике Интернет».

2


6

Тема 2. Человек в медиа-дискурсе

Всего по

лекциям Второй темы

9 часов

Лекция 4. Символическая репрезентация человека в текстовой реальности.

Лекция 5. Концепции идентичности в медиа-дискурсе

Лекция 6. Коды журналистского дискурса

Лекция 7. Идентичности «массового человека» в таблоидных изданиях и других средствах массовой коммуникации.

Лекция 8. Образы мужчины и женщины в журнальной периодике и других текстах массовой коммуникации.

Лекция 9. Поколенческие идентичности в современном медиа-дискурсе.

Лекция 10. Этнические, национальные и цивилизационные идентичности в российском медиа-дискурсе.



5


1


1


1


1

Практические занятия

Всего по практич. занятиям

7 часов

к лекции 4

к лекции 5

к лекции 6

к лекции 7

к лекции 8

к лекции 9

к лекции 10


1

1

1

1

1

1

1

Консультация

2 часа

Зачет (коллоквиум)




ИТОГО





Содержание разделов дисциплины



Тема 1. «КЛАССИЧЕСКОЕ» И «НЕКЛАССИЧЕСКОЕ»

ПОНИМАНИЕ МЕДИА



8 часов


Лекция 1. Картина мира как результат медиатизации культуры


Обосновывается одна из концептуальных идей курса: коммуникации понимаются как «расширение человека» (М.Маклюэн), соответственно на основе типологии коммуникативных культур выстраивается типология доклассического, классического и постклассического обществ.

Понятие «картина мира» рассматривается как типоформирующий признак классической коммуникативной культуры; обозначаются особенности коммуникации в периоды доминирования «горячего мира уха» (в домодерном обществе, до изобретения книгопечатания) и «нейтрального мира глаза» (доминирующего с наступлением эпохи модерна).


Лек

ции


Практические



2

6



_


_


Лекция 2. Классическое понимание медиа как выражение противоречий эпохи модерна

Разбираются ведущие проявления социальности в «проекте реальности», в «проекте истины» и в «проекте человека» в классическую эпоху. В этом контексте характеризуются особенности деятельности классических медиа (традиционных СМИ в лице печати, радио, ТВ) и особенности классической теории масс-медиа.



Лекция 3. Неклассическое понимание медиа: от «Галактики Гутенберга» – к «Галактике Интернет»

Рассматривается, как трансформировалась социальность в «проекте реальности», в «проекте истины» и в «проекте человека» с наступлением неклассической (постмодерной) эпохи и как эти трансформации отразились на понимании медиа и их места в общественном развитии.

Рассматривается, какую роль сыграли медиа новой волны – Интернет – в эволюции коммуникативной культуры от «нейтрального мира глаза» к «синтетическому» миру аудиальных и визуальных практик (от «Галактики Гуттенберга» М.Маклюэна – к «Галактике Интернет» Э.Кастельса).



Тема 2. ЧЕЛОВЕК В МЕДИА-ДИСКУРСЕ


16 часов



Лекция 4. Символическая репрезентация человека в текстовой реальности.

Подробно рассматривается трансформация «проекта человека» в эпоху постмодерна. Внимание акцентируется на том, что процесс дефрагментации человека, поддерживаемый в классическое время «единой истиной», в неклассический период существенно замедляется. Фрагментированные социальные практики, возросшая динамика жизнедеятельности ведут к господству «частичного человека», который постоянно воспроизводится в сопутствующих коммуникативных практиках.


Эволюция человека от «ансамбля общественных отношений» к «ансамблю идентичностей» рассматривается как субъективация объективированных характеристик.

Внимание акцентируется на символической репрезентации идентичностей. Дается понятие мифа как вторичной семиотической системы (Р.Барт). Идентичности рассматриваются как миф.

Коммуникативная культура неклассического общества рассматривается как проявление семиотического мифотворчества.


Практическое занятие к лекции 4.

1. Студенты на примере собственных самохарактеристик определяют различие между «стабильными» социальными признаками человека и ситуативными идентичностями.

2. Студенты декодируют идентичности предложенных преподавателем изображений различных персонажей.


Лек

Ции


Лек

ции



Практические


Практические




2



1



Лекция 5. Концепции идентичности в медиа-дискурсе

Рассматривается, как цивилизационные, этнические, поколенческие, гендерные и пр. идентичности индивида конструируются в массовой коммуникации символическими средствами и возвращаются потребителю в виде завершенных жизненных концепций – в виде мифов.

Концептуализация разных наборов идентичностей рассматривается как способ позиционирования источников информации в условиях рынка.


Практическое занятие к лекции 5.

Студенты обмениваются подготовленными сообщениями о том, какого рода идентичности конструируются в телевизионной и журнальной рекламе. Сообщения иллюстрируются изобразительным материалом.



1




1




Лекция 6. Коды журналистского дискурса

На основе структуралистского и постструктуралистского подходов даются основы дискурсного анализа.

Определяется специфика журналистского дискурса, содержательные элементы журналистского текста, а также языковые составляющие текста, несущие кодовые смыслы.

Рассматриваются общие способы конструирования реальности и человека в медиа-дискурсе (код события; код персонажей; концепция текста; метатекстовые элементы).


Практическое занятие к лекции 6

Осваиваются элементы дискурсного анализа применительно к текстам массовой коммуникации.



2



1




Лекция 7. Идентичности «массового человека» в таблоидных изданиях и других средствах массовой коммуникации

Дается понятие «массы». Рассматриваются потребительские характеристики массовой аудитории и символические репрезентации репертуаров идентичностей этой аудитории. Специфика массовой журналистики рассматривается в сравнении с «качественной» (элитарной) журналистикой.

Рассматриваются проявления магического и прагматического мышления массовой аудитории.


Практическое занятие к лекции 7.

  1. На примере текстов таблоидных изданий рассматриваются воплощенные в них идентичности «массового человека», анализируются причины тематизации именно этих идентичностей.

2. На примере какого-либо популярного ток-шоу (на период 2006г. выбрано ток-шоу «Пусть говорят» Малахова на Первом канале федерального ТВ) рассматривается, как воплощаются идентичности «массового человека» в телевизионной версии медиа-текста.





1





1



Лекция 8. Этнические, национальные и цивилизационные идентичности в российском медиа-дискурсе.

На основе данных отечественной этносоциологии рассматриваются различия в проявлении этнической, национальной и цивилизационной идентичностей российского человека. Тенденции в их конструировании связываются с закономерностями развития идеологического дискурса. Дается понятие идеологии и способов ее репрезентации в текстах массовой информации.

С привлечением опыта автора, участвовавшего в грантовых проектах по выработке методики определения толерантных-интолерантных текстов СМИ, рассматриваются проявления обозначенных идентичностей в разных типах периодических изданий.


Практическое занятие к лекции 8.

На основе дискурс-анализа текстов СМИ рассматриваются особенности символической репрезентации и конструирования этнической и национальной («имперской») идентичностей в татарстанской прессе.




1



1



Лекция 9. Идентичности мужчины и женщины в журнальной периодике и других текстах массовой коммуникации.

Дается понятие гендера. Рассматриваются отличия тематизации гендерной проблематики в традиционном и современном обществах. На примере российской действительности рассматривается, как презентация гендерной тематики определяется дискурсом власти (отношениями доминирования и подчинения). Процесс изменения гендерных стереотипов связывается с освоением новых (западных, североамериканских) цивилизационных идентичностей.

Практическое занятие к лекции 9.

1. На примере текстов массовой коммуникации (массовой литературы, кинематографа, глянцевых журналов, рекламы и пр.) анализируются гендерные стереотипы, характерные для российской действительности.


2. На примере какого-либо популярного реалити-шоу («Дом-2») рассматриваются особенности гендерных идентичностей, осваиваемых в данном формате в среде молодежи.




1



1


Лекция 10. Поколенческие идентичности в современном медиа-дискурсе.

Дается понятие молодежной субкультуры. Анализируются ее особенности и современное состояние. Рассматриваются символические презентации молодежной субкультуры в российской действительности в советское время, в период «перестройки» и в настоящее время.

Рассматриваются особенности проявления в массовой коммуникации идентичностей других поколений.


Практическое занятие к лекции 10.

Производится дискурс-анализ печатной продукции молодежной субкультуры ( рок-журналов; самиздата, подростковой прессы и пр.).




1



1


Консультация

2 часа



Рекомендованная литература


Другой в пространстве коммуникации: Сб-к науч. статей / С.К.Шайхитдинова [и др.] Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007. – 264с.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций / Л.М.Землянова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 301с.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика / Л.М.Землянова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. – 272с.

Ильин И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа / И.Ильин. - М.:Интрада, 1998.- 255с.


Кастельс М. Галактика Интернет / М.Кастельс / Пер. с англ. – Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманиатрного ун-та) 2004. – 328с.

Луман Н. Реальность массмедиа / Н.Луман /пер.с нем. – М.: Праксис, 2005. – 256с.

Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / М.Маклюэн /Пер. с англ.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. - 496с.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / М.Маклюэн / - Пер. с англ.- М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003.- 464с.

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма / Н.Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000.- 347с.

Муратов С. Телевидение в поисках телевидения: Хроника авторских наблюдений / С.Муратов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 176с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию исследования /М.М.Назаров. – М.: Аванти плюс, 2003. -428с.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г.Г.Почепцов. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2002. – 352с.

Свитич Л.Г. Профессия: журналист / Л.Г.Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 255с.

Сиберт Ф. Четыре теории прессы / Ф.Сиберт, У.Шрамм, Т.Питерсон / Пер. с англ.- М.,1998 – 224с.

Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры / С.И.Сметанина. – М.: Изд-во Михайлова, 2002. - 383с.

Социологический словарь / Под ред. С.А.Ерофеева / Пер.с англ.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. – 420с.

Средства массовой информации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.; Сост. И.Г.Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2000. – 224с.

Средства массовой информации постсоветской России: Учебн.пособие / Я.Н.Засурский, Е.Л.Вартанова, И.И.Засурский и др.; / Под ред. Я.Н.Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 303с.

Тоффлер Э.Шок будущего / Э.Тоффлер / Пер. с англ. – М.: Издательство АСТ. - 557с.


Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления / Л.Н.Федотова.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 232с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации / Л.Н.Федотова.- СПб.: Питер, 2003. - 400с.

Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды / Э.В.Чепкина. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. – 280с.

Шайхитдинова С.К. Информационное общество и «ситуация человека»: Эволюция феномена отчуждения /С.К.Шайхитдинова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. – 308с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996.- 344с.