girniy.ru 1 2 ... 14 15

УДК 677.025.002



СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ


Джакпарова Р.С., к.т.н., доц., Капишева С.А.

Алматинский технологический университет, г. Алматы, Республика Казахстан


Основные принципы и особенности организации учебного процесса в условиях кредитной технологии обучения для профессорско-преподавательского состава АТУ достаточно четко отражены в специальном документе (Руководство для преподавателя АТУ, Алматы, 2009).

Особое место в обновленном документе уделено проблеме организации учебного процесса при кредитной технологии обучения и даны рекомендации по подготовке к учебному процессу. Анализ данного документа позволяет увидеть ориентированность на развитие и формирование учебной и творческой самостоятельности у студента – бакалавра. (См.п.2.1.8. Организация СРС и СРСП. Руководство для преподавателя).

Несмотря на достаточно высокий уровень разработки данного документа проблемы осмысления и успешной реализации его в учебный процесс требует большой методической научно-методической проработки в отношении реального повышения роли СРС. Это связано со следующими объективными особенностями и трудностями:

во-первых, СРС – это не простая сумма отдельных видов деятельности студента; СРС – системная многокомпонентная деятельность, в которой должна господствовать большая самоорганизация студента;

во-вторых, отсутствие в большинстве случаев преемственности между высшим и средним образованием в воспитании активной позиции относительно самостоятельной работы (деятельности);

в-третьих, отсутствие комплексного подхода (учебно-воспитательного и учебно-творческого характера), необходимой материальной базы для формирования самостоятельности студента (специальные аудитории, работа читальных залов в вечерние часы и др.).

Весьма актуальна и проблема деятельности эдвайзера, т.к. еще не сложилась единая и четкая система его работы. В функции эдвайзера огромна роль по оказанию помощи в вопросах организации СРС с учетом интересов и возможностей каждого студента.


В данной работе на начальном этапе проведен структурный анализ учебной деятельности студента с целью выявления важной составляющей – самостоятельной работы, в том числе и внеаудиторной. Разработанная структура организации СРС представлена в виде схемы (рис.1).

Реализация всех компонентов данной структуры по организации и управлению СРС обусловливает необходимость поиска форм, методов, приемов и средств активизации самостоятельной и творческой деятельности студента.

Следующим этапом после разработки структуры важно сформулировать общую концепцию, в которой необходимо выявить каким образом отдельные компоненты взаимодействуют друг с другом, взаимоусиливают конечный результат.

Из поставленных задач для дальнейших практических решений данной проблемы следует, что идеи синергетики – науки о взаимодействии и взаимоусилении, не обходят стороной и проблемы образования.


ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство для преподавателя АТУ., п.2.1.8. Организация СРС и СРСП. Алматы, 2009г.

Структура организации самостоятельной работы студентов

Приемы активизации СРС

Рабочая программа






Метод. комплексы по темам

Система контроля

Аудиторные занятия













с элементами проблемного обучения и обратной связи








Комплектование книжного фонда библ

Распреде- ление лит-ры по потокам

Внеаудиторная СРС











Метод. пособия для ст-тов по всем видам уч. занятий

Метод. рекомендации для ст-тов по орг-ции СРС



Внеаудиторная СРС


Проработка теоретического материала

Подготовка к практич. зан., решение дом. задач

Подготовка к лаб. зан., оформление отчетов

Формирование навыков самост. творческого труда


Учебно-методич. карты

УДК 37


«РОЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ» ДЛЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ И МОДЕЛЬЕРОВ»


Мухтарова Г.С.

Алматинский технологический университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Дисциплина «Академический рисунок и живопись» является очень важным предметом для подготовки высококвалифицированных специалистов – дизайнеров и модельеров - конструкторов.


Владение навыками академического рисунка и живописи позволяет дизайнерам и модельерам точно и грамотно рисовать образцы моделей одежды и аксессуаров или других изделий легкой промышленности.

Данная дисциплина позволяет студентам научиться не просто срисовывать или копировать образцы моделей человека, а научиться грамотно компоновать вещи и предметы в необходимом заданном формате, выявлять конструкцию и верно строить и передавать пропорции предметов. Также в ходе занятий по дисциплине «Академический рисунок и живопись» студент учиться рисовать в различных техниках: линейного рисунка, штриховки, живописной манере передавать фактуру и материальность различных предметов. Вместе с тем студенты учатся реалистично изображать окружающие вещи по академическим канонам, изображая различные формы по методу центрального проектирования и оси симметрии. Изучая законы линейной перспективы и построения теней, студенты используют в практических работах законы наблюдательной перспективы и тональных отношений.

В рамках изучения законов и канонов рисования академического рисунка и живописи студент должен рисовать все предметы, а также человека, только с натуры.

О значении рисования с натуры писал русский художник - реалист И.В. Репин: «Непрестанно рисовать с натуры - вот школа самая высшая и верная».

Изучение законов академического рисунка и живописи, а также изображение различных предметов и форм в реалистической манере, в рамках академических канонов изображения очень важно для будущих художников – дизайнеров и модельеров.

В процессе учебных занятий закладываются теоретические основы, а также вырабатываются практические навыки у студентов по грамотному реалистическому изображению всех окружающих предметов и вещей, а также людей в соответствии с требованиями академического учебного рисунка.

В результате теоретического изучения курса «Академический рисунок и живопись» будущий специалист овладевает не только специальной терминологией, но и законами линейной перспективы, правильной техникой использования художественных материалов.


В результате практического изучения курса «Академический рисунок и живопись» на практических занятиях будущий специалист овладевает знаниями по правильной компоновке предметов в заданном формате, верному изображению масштаба и пропорций предметов, изображению предметов в различных ракурсах с применением законов линейной перспективы, построению предметов, с использованием осей симметрии, передаче тональных и цветовых отношений через светотень, а также навыками по работе с различными материалами: карандашом, углем, пастелью, акварелью, гуашью.

Вместе с тем студент овладевает техниками: линейного рисунка, штриховки, растушевки, аля - прима, гризайль, лессировки. Гризайль – это техника исполнения произведения, выполненного кистью одной краской (преимущественно черной или коричнево. Лессировка – эта техника применяется в живописи для придания цвету новых оттенков, иногда для создания нового (прозрачного) цвета, а также для усиления или приглушения интенсивности цвета. Лессировка широко распространена в акварельной живописи. С помощью вышеуказанных техник можно научиться реалистично передавать объём и материальность вещей и предметов. Объём и материальность предметов достигается через светотень, в частности путем моделировки формы через свет, блики, рефлексы, полутень, собственную падающую тень предмета.

В программе курса предполагается прохождение следующих разделов, как организация работы и подготовительные упражнения по основам компоновки. В процессе данного вводного занятия студент знакомиться с элементарными знаниями, начиная с грамотного умения правильно затачивать карандаш, выработки навыков правильной координации глаза и руки, развития глазомера, умения рисовать под правильным наклоном, без нажима на карандаш.

Курс дисциплины «Академический рисунок и живопись» включает в себя такие темы, как изображение простых геометрических форм (куба, шара, цилиндра, призмы), закрепление знаний о ракурсе, линии горизонта, перспективном сокращении предметов.


Изображение предметов круглой пластики, в частности предметов быта, посуды, всевозможных ваз, кувшинов, позволяет студентам научиться рисовать круглые объемные предметы.

Тема изображения гипсовых скульптур позволяет теоретически отличать различные виды скульптур и мелкой пластики, такие как: бюст (подгрудное или поясное изображение человека), бюст - подгрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре, статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера, статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника, торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

Тема рисования гипсового орнамента, то есть розетки и капители, разгадывание их конструктивно-художественного построения приносят огромную пользу студенту в изучении законов симметрии.

Тема живописи, натюрморта с использованием различных драпировок и предметов различной фактуры позволяет будущим дизайнерам и модельерам научиться чувствовать и передавать через цвет и объем материальность и фактуру тканей, их складок. Натюрморт (с фр. nature morte - мертвая натура; англ. still life; нем. stilleben - жанр изобразительного искусства, показывающий предметы, размещенные в среде и организационные в группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, дичь, рыба, входящие в созданный художником контекст.

Складки на шелке, атласе или простых тканях имеют свои особенности. Полученные знания позволяют студентам в будущем в при разработке художественных проектов авторских коллекций одежды правильно и реалистично передавать складки и драпировки на одежде.


Изображения фигуры человека начинаются с выполнения в большом количестве набросков с натуры и форэскизов в графической манере исполнения. На более поздних этапах студент рисует академическую постановку сидящей фигуры, а также поясной портрет человека.

Для подготовки к практическим занятиям студент в качестве самостоятельной работы студента выполняет ряд следующих заданий, в формате А4, такие как: построение различных предметов (видов посуды), в технике: карандаш, этюды в цвете различных фруктов в технике: гуашь, акварель, изображение с натуры цветов в технике: а ля-прима, т.е. по сырому художественный прием в живописи, когда картина пишется без предварительных прописок, за один сеанс, наброски с натуры фигур людей в различных движениях в технике: карандаш, тушь-перо, этюды сидящей и стоящей фигуры с натуры в технике: гуашь, акварель.

В связи с вышеуказанным большим обьемом работ, предполагаемых в ходе прохождения программы курса «Академический рисунок и живопись», начинают с рисования изображений простых геометрических форм до академических постановок поясного портрета и фигуры в полный рост человека, в интерьере.

Для студентов, обучающихся по специальности «Художественное оформление и моделирование изделий легкой промышленности» необходимо увеличить количество кредитов по дисциплине «Академический рисунок и живопись».

В данное время дисциплина «Академический рисунок и живопись» рассчитана на один семестр, этого недостаточно для овладения студентами навыками академического рисунка и живописи. Возможно, необходимо разделить данный предмет на «академический рисунок» и отдельно «живопись». Для сравнения профессиональным художникам факультетов «живопись» и «скульптора», для получения высоких результатов дисциплина «академический рисунок и живопись» ведется отдельно, а также непрерывно в течение четырех или пяти лет обучения.

Дисциплина «Академический рисунок и живопись» позволяет студентам научиться рисовать, не путем срисовывания или копирования, а помогает овладеть знаниями и навыками по грамотному рисованию натуры и предметов. Как говорил великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их».



следующая страница >>