girniy.ru 1 2 3 4
проект от 17 июля 2008 года



Стратегический план

Министерства образования и науки

Республики Казахстан

на 2009-2011 годы


г. Астана-2008 г.


Содержание


1.

Миссия и видение Министерства образования и науки Республики Казахстан


2.

Анализ текущего состояния


3.

Стратегические направления деятельности, стратегические цели развития Министерства образования и науки и ключевые целевые индикаторы


4.

Функциональные возможности Министерства образования и науки Республики Казахстан


5.

Возможные риски


6.

Приложение: перечень программных документов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан




Миссия Министерства образования и науки

Республики Казахстан:


Формирование и реализация государственной политики в области образования и науки, обеспечивающей конкурентоспособность и устойчивый социально-экономический рост


Видение Министерства образования и науки

Республики Казахстан:


Высокообразованная, конкурентоспособная, интеллектуальная нация


Анализ текущего состояния

В Казахстане 85% населения в возрасте от 5 до 24 лет охвачены образовательными программами. Обучаются почти 4,5 млн. человек. Работают в образовании и науке около 500 тыс. педагогов и ученых. Системой образования и науки охвачено почти 30% населения республики. 99,5 % населения республикиграмотное, Казахстан по этому показателю занимает 14 место среди 177 стран.


За последние 12 лет в результате устойчивого повышения индекса человеческого развития (ИЧР) Казахстан продвинулся на 20 позиций и занимает 73 место, опережая все страны СНГ, кроме Беларусии и России. При этом, снижение ИЧР в начале 90-х годов прошлого века только на 11% было связано со снижением уровня образования (52% было обусловлено снижением ожидаемой продолжительности жизни и 37% - снижением ВВП).

Все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Имевшая место тенденция уменьшения количества детских садов переломлена в 2000 году. В настоящее время идет ежегодный рост числа дошкольных организаций образования. Избыточная сеть вузов, не дававших качественное образование, в 2007 году сокращена на 20%. Для развития образования и науки приняты необходимые стратегические документы:

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы;

новый Закон "Об образовании";

Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы;

программа "Дети Казахстана" на 2007-2011 годы.

Разработаны проекты новой редакции Закона Республики Казахстан "О науке", Государственной программы развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы.

Структура образования приведена в соответствие с международной стандартной классификацией ЮНЕСКО – 97. Создаются условия для введения 12-летней школы. В стандарты 12-летнего образования включены гендерные аспекты. Реструктурировано техническое и профессиональное образование. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр – магистр – доктор Ph.D.

Создана Национальная система оценки качества образования. Она включает все элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование (ЕНТ), промежуточный государственный контроль (ПГК), комплексное тестирование абитуриентов и др.).


В 2008 году впервые начнется международная аккредитация 2-х образовательных университетских программ, которая сделает их признаваемыми в международном образовательном сообществе.

Развитие науки сконцентрировано на 6 приоритетных направлениях: нанотехнологии и новые материалы; биотехнологии; технологии для углеводородного и горно-металлургического секторов и связанных с ними сервисных отраслей; ядерные технологии и технологии возобновляемой энергетики; информационные и космические технологии; национальная идея как основа устойчивого развития.

В целях повышения качества научных исследований путем кардинального технического перевооружения научных организаций проводится работа по созданию в рамках Государственной программы развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы пяти национальных лабораторий открытого типа по приоритетным направлениям.

В ряде крупных региональных вузов страны создаются 15 университетских лабораторий инженерного профиля по критическим технологиям, соответствующим приоритетам развития науки, которые будут обеспечены современным оборудованием.

Только за 2007 год в науке Казахстана было получено два значительных результата: создание вакцины против птичьего гриппа и решение проблем математики, известной более 40 лет в постановке знаменитого японского математика М.Нагаты.

Во всех регионах республики действуют органы по защите прав детей. Созданы условия для сокращения числа детей в детских домах, снижения процента безнадзорных и беспризорных детей, решения жилищных проблем выпускников детских домов путем расширения сети домов юношества.

Активно реализуется молодежная политика. Создана необходимая правовая основа взаимодействия государственных органов, общественных объединений, призванных обеспечивать реализацию интересов и потребностей молодежи. Ежегодно растет число общественных мероприятий и патриотических акций, количество бойцов ССО и отрядов «Жасыл Ел», реализованных социально-значимых проектов. Альянс студентов Казахстана объединяет 50 тысяч человек. Количество молодежных организаций составляет более 700, в их деятельности принимают участие более 1,2 млн. молодежи страны.


3 сентября 2007 года впервые проведен интерактивный урок с участием Главы государства. По специальному расписанию интерактивный урок в 1000 школах проводится еженедельно. Завершена компьютеризация школ. Достигнуто соотношение 21 школьник на 1 компьютер, в сельских школах 20 школьников на 1 компьютер. 96% школ подсоединены к Интернет. 96% школ телефонизированы, в сельской местности - 97%. Сдан в опытную эксплуатацию Казахстанский образовательный портал.

Ежегодно растет число медалей, завоеванных школьниками Казахстана на международных олимпиадах. Только в 2007 году завоевано 35 золотых, 53 серебряных и 79 бронзовых медалей.

Казахстан вместе с 67 странами мира стал участником международного сравнительного исследования TIMSS-2007 (Third International Mathematics and Science Study) по оценке знаний школьников 4 и 8 классов по математике и естествознанию. В исследовании приняло участие 4,5 тысячи учеников из 150 школ. Результаты будут известны в 2008 году.

Растет академическая мобильность студентов. В вузах республики обучается около 7 тысяч иностранных граждан, за рубежом обучаются более 20 тысяч казахстанцев. Около 3000 стипендиатов "Болашак" обучаются в 27 странах мира.

Заключено более 130 международных договоров в области образования и науки. Более 150 организаций образования и науки имеют прямые связи с зарубежными партнерами.

Из 11 составляющих глобального индекса конкурентоспособности (далее- ГИК), характеризующих образование, по четырем мы уже достигли 50 места: доступ к Интернету в школах, количество студентов, количество школьников и расходы на образование.


Однако имеется ряд системных проблем, сдерживающих конкурентоспособность образования и науки Казахстана


1. Не обеспечен равный доступ к дошкольному образованию.

Охват детей дошкольными организациями в республике составляет в среднем 32,8%. Это намного ниже, чем даже у наших ближайших соседей (Россия – 64,5%).


В то же время государства с эффективной экономикой дают всем детям, как минимум в течение трех лет, бесплатное, финансируемое из государственного бюджета, дошкольное воспитание и обучение. В Нидерландах, Италии, Англии, Франции охвачено около 100% 4-5-летних детей, в Швеции, Португалии, США, Германии - около 80% пятилетних детей. Прибыль от вложения 1 доллара в дошкольное образование составляет более 7 долларов. Это в 2 раза выше, чем прибыль от вложений в школьное образование и в 4 раза выше, чем в профессиональное.

Не охвачены организованным дошкольным воспитанием и обучением более 800 тысяч детей в возрасте от 1 - 6 лет.

Низкие показатели охвата детей дошкольным обучением и воспитанием, предшкольной подготовкой сказываются на индикаторе ГИК "Охват начальным обучением" (74 место из 131).



2. Инфраструктура и содержание школьного образования не обеспечивают предоставление государством равных качественных образовательных услуг и переход на 12-летнюю школу

На индикаторах ГИК «Качество начального образования» (68 место из 131), «Качество образовательной системы» (64 место), «Качество математического и научного образования» (70 место) сказывается недостаточная сеть организаций образования, их слабая материальная база, несовершенство содержания образования и др.

Каждая третья школа в республике не обеспечена учебными кабинетами физики, химии, биологии, спортивными залами. Только 28% школ имеют лингафонные и мультимедийные кабинеты. 62 % школ работают в две смены, а 108 - в три. 217 школ располагаются в аварийных зданиях. Капитального ремонта требует 20% школ. 86,2 % школ построены до 1990 года прошлого столетия. Школьная мебель приобретена в 1970-1990 годах, морально и физически устарела и не соответствует возрастным особенностям детей.

Для шестилетних детей, которые пойдут в школу в рамках 12-летнего образования, необходимо оборудовать в школах Казахстана игровые комнаты и комнаты отдыха, обеспечить горячее питание.


Финансирование образования за 10 лет увеличилось в 7 раз. Но в структуре финансирования 82% составляет зарплата. На капитальный ремонт и приобретение основных средств тратится всего по 3% от всех затрат на школу.

Дефицит ученических мест в 2007 году составлял 162867 единиц. Строительство 242 школ на сумму 156,1 млрд. тенге (и 8 школ после уточнения бюджета 2008 года) в регионах республики уменьшит дефицит мест, но не решит полностью проблему.

Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета. В результате более полумиллиона учащихся не имеют возможности получать питание во время учебного процесса. Не развивается система качественного и сбалансированного питания детей в школах. Горячим питанием охвачено лишь 55,5% учащихся, при этом по сравнению с 2005 годом стоимость горячего школьного питания выросла почти в 2,2 раза.

Отсутствует механизм подушевого финансирования с учетом расходов на питание и подвоз учащихся.

Для 19,5 тысяч детей, которые проживают на расстоянии более трех километров от школы, нет организованного подвоза до школы и обратно. Там, где подвоз организован, есть проблемы безопасности и комфорта перевозки. Не решаются на системной основе вопросы технического состояния автобусов, обеспечения горюче-смазочными и расходными материалами. Поэтому необходимо принять программу «Школьный автобус».

По данным Министерства здравоохранения в 2007 году общая заболеваемость среди детей школьного возраста составила более 400 тыс. человек. На состояние здоровья школьников оказывают поведенческие факторы. 22% подростков курят. На диспансерном учете наркологии состоит более 3 тысяч детей и подростков.

В Казахстане с 1996 года создано 714 собственных учебников и 1717 учебно-методических комплесов (УМК - методические пособия, рабочие тетради, справочники, решебники и т.д). Однако не унифицированы требования к содержанию учебников нового поколения и их экспертизе. В результате изъято из-за низкого качества 17 учебников и 6 УМК. Только в 2007 году получено 30 официальных жалоб на учебники алгебры, геометрии, технологии и искусства. Имеющиеся учебники и УМК базируются на старой "знаниевой" методологии.


На Форуме стипендиатов Болашак 30 января 2008 года Президент инициировал национальный проект "Интеллектуальная нация – 2020". Проект предусматривает три направления. Первое - инновационное развитие образования. Наша молодежь должна уметь не только получать, но и создавать новые знания, обладать креативным мышлением, рождать новые решения, технологии и инновации. Для этого нужны новые методики, новые формы преподавания, новые специалисты.

Второе - информационная революция, где мы серьезно отстаем. В частности, Президент предложил создать на базе парка информационных технологий региональный университет с привлечением лучших специалистов из-за рубежа.

Третье - духовное воспитание молодежи, укрепление национально-культурных ценностей.

Стоит задача приведения содержания и методики образования в соответствие с национальным проектом "Интеллектуальная нация – 2020".


3. Техническое и профессиональное образование оторвано от потребностей рынка труда

По показателю ГИК "Охват средним образованием" Казахстан занимает 30 место из 131.

Вместе с тем, потребность рынка труда на три четверти представлена рабочими профессиями. Только каждый четвертый обучается по дефицитным техническим и сельскохозяйственным профессиям. При этом экономика требует дополнительно 100 тысяч работников технического и обслуживающего труда, а ежегодно 12-14 тысяч выпускников школ остаются нетрудоустроенными. На рынке труда нехватка квалифицированных рабочих: в строительстве – 9,9 тысяч человек, в сельском хозяйстве – 9,6 тысяч человек, в технологии машин и оборудования – 7,6 тысяч человек, в сфере обслуживания – 6,8 тыс. человек.

Система технического и профессионального образования ориентирована не на потребности рынка труда и работодателей, а на текущие возможности преподавателей и учебно-материальной базы. В результате подготовка кадров осуществляется в отрыве от реальных запросов производства.


Профессиональное обучение недоступно для сельской молодежи. В 27 районах республики отсутствуют профессиональные лицеи. В 113 профессиональных школах нет общежитий. Инженерно-педагогические кадры высокой квалификации из-за низкой платы труда уходят на производство. Образовательные программы не соответствуют международным требованиям. Не развито социальное партнерство.

В условиях перехода на 12-летнюю школу, для обучения на старшей ступени (профиль) до 30% учеников продолжат обучение и приобретение профессии в учебных заведениях технического и профессионального образования. В связи с этим необходимо строительство дополнительных профессиональных лицеев и общежитий.

По прогнозным данным областных, г.г.Астаны, Алматы департаментов образования к 2011 году контингент выпускников 10 классов будет составлять 235 906 учащихся. Из них 30% (70 772) учащихся предположительно продолжат учебу в учебных заведениях технического и профессионального образования.

Не решен вопрос адекватной оплаты труда 5538 мастеров производственного обучения, привлечения зарубежных преподавателей английского языка для профессиональных школ в 2009-2011 гг., стажировки преподавателей за рубежом.

На базе основного среднего образования в учебных заведениях технического и профессионального образования обучается 325997 человек (58% от общего контингента обучающихся). Получение определенной узконаправленной профессии в возрасте 18-19 лет при низком качестве общего среднего образования, отсутствии четкой преемственности образовательных программ профессионального образования и единой национальной квалификационной структуры порождает риск ограничения возможности развития профессиональных навыков выпускника в дальнейшем.

Анализ содержания образовательных программ и учебно-методического обеспечения показывает отсутствие требований к оценке базовых и профессиональных компетенций, преобладание теоретической подготовки и устаревших данных, недостаточный уровень гибкости и преемственности, доминирование фактов в ущерб ситуационному анализу. Содержание образовательных программ не отвечает ни требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда, ни требованиям обучающихся, стремящихся получить востребованные навыки, подкрепленные широкой базой знаний и умений. Серьезным препятствием повышению качества учебного процесса в колледжах и профлицеях является уровень учебно-методического обеспечения, дефицит современной учебной литературы, особенно по специальным дисциплинам.

Слабо используются передовые технологии обучения. Материально-техническая база учебно-производственных мастерских профессиональных школ морально и физически устарела.



следующая страница >>