girniy.ru 1 2 3

Медиакурс

«Удивительная жизнь растений»


Автор: Пролазова М. Н.,

учитель биологии

высшей категории,

МОУ «СОШ № 2 с углубленным

изучением предметов

гуманитарного профиля»


Пермь, 2006.

Пояснительная записка





  1. Реферат «Удивительная жизнь растений» может быть использован при изучении школьного курса «Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс», в курсе «Общая биология. 10 – 11 класс» при изучении тем «Движущие силы эволюции», «Приспособления организмов к среде обитания», а также в качестве самостоятельного элективного курса.




  1. Реферат содержит разработки 6-ти занятий с применением киноматериалов, а также методические рекомендации по работе с аудиторией.




  1. Основным киноматериалом является документальный сериал ВВС «Невидимая жизнь растений», который содержит 6 фильмов, продолжительность каждого фильма – 48 мин.:

    • «Растения – путешественники»

    • «Растущий»

    • «Расцвет»

    • «Социальная борьба»

    • «Живущие в месте»

    • «Выживание»




  1. Цель реферата: расширить представления учащихся о жизни растений.

Учебно-образовательные задачи:

  1. познакомить учащихся с особенностями жизненных процессов растений, с различными способами приспособления растений к условиям обитания, а также с их взаимоотношениями друг с другом и окружающей средой;
  2. показать с помощью киноматериалов удивительные виды растений и их жизненные процессы, которые учащиеся по объективным причинам увидеть не могут (географическая удаленность, длительность протекания процессов и т.д.).


Учебно-развивающие задачи:

  1. сформировать у учащихся умения выявлять причинно-следстсвенные связи;

  2. развивать у учащихся интеллектуальные способности (сравнение, анализ, сопоставление и т.д.).

Учебно-воспитательные задачи:

формировать у учащихся бережное отношение к природе.




Удивительная жизнь растений


Главные цвета Земли – голубой и зелёный. И если синева – это небо и вода, то зелень – это царство растений. Что произойдёт, если растения вдруг исчезнут с лица Земли? Останутся без пищи животные и человек. Не будет привычной одежды, ведь большая часть тканей сделана из растительного (хлопкового и льняного) волокна. Лишатся отопления многие дома, потому что важнейшие виды топлива – уголь и торф – не что иное, как остатки доисторических лесов. Да и книг не будет, поскольку бумага, на которой их печатают, - тоже растительного происхождения.

Но главное – все живущие на планете (и люди, и животные) не смогут дышать. Для дыхания нужен свободный кислород, а он появляется в атмосфере Земли только как результат фотосинтеза – процесса преобразования воды и углекислого газа в кислород и органическое вещество. Это работа постоянно совершается клетками зелёных растений. Весь кислород в атмосфере нашей планеты появился благодаря непрекращающейся деятельности «зелёных фабрик».

О роли растений для Земли можно судить по некоторым цифрам. Общая масса всех растений в биосфере достигает 1850 млрд. т. Ежегодно они создают 170 млрд. т органического вещества (в 25 раз больше, чем ежегодно добывают угля и нефти во всех странах), а для этого накапливают солнечной энергии в тысячу раз больше, чем вырабатывают все электростанции мира!

Итак, именно благодаря растениям существуют на Земле все живые существа. Растения есть повсюду на поверхности суши. Даже среди вечных снегов и льдов у полюсов и на высочайших горных вершинах можно найти одноклеточные водоросли, не «испугавшиеся» холода. Самые безжизненные пустыни хоть раз в году покрываются зелёными травами. Воды рек, озёр, морей и океанов, за исключением вечно тёмных больших глубин, насыщены растениями – от мельчайших одноклеточных до громадных бурых и красных водорослей. И всюду растения делают своё основное дело – поглощают солнечную энергию, создавая органическое вещество и кислород.


Всего на планете живёт около 350 тыс. видов растений, поражающих людей разнообразием своих форм. Что же у них общего? И что отличает растения от животных, грибов, бактерий? Ведь не у всех растений есть цветки, стебли, листья и корни. И не всегда они зелёного цвета. Большинство растений кажутся неподвижными, но и здесь немало исключений. Подсолнечник поворачивает корзинку-соцветие вслед за солнцем, многие цветки закрываются к ночи и раскрываются утром, а микроскопические зелёные водоросли передвигаются весьма быстро для своих размеров. Кроме того, среди животных есть и неподвижные, например, губки.

За то, что растения могут создавать органические вещества из неорганических, учёные относят их к группе автотрофов («самостоятельно питающиеся»). Способность к фотосинтезу, безусловно, важнейшее отличие растений от организмов – гетеротрофов («питающиеся другим»). Впрочем, некоторые растения (например, петров крест) в процессе эволюции утратили это свойство и приспособились паразитировать на других. Так неужели нет общего, не знающего оговорок свойства, присущего только растениям? Есть. Оно заключается в строении клетки. В отличие от животной клетки растительная клетка окружена плотной оболочкой из целлюлозы, и лишь растения в своих клетках накапливают такое запасное вещество, как крахмал.

Растительное царство обширно, многообразно и не до конца познано учёными. Нужны сотни и тысячи книг, чтобы описать всё удивительное, что можно встретить, изучая мир растений.

Занятие №1



«Процессы жизнедеятельности растений»


Фильм: «Растущий», 48 мин.


Вступление:

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. О зеленых растениях, например, часто говорят как об основе жизни всего органического мира, источнике энергии, силы, здоровья, эстетического наслаждения.

Первые растения обособились от древних эукариот, дав начало самостоятельному царству живой природы. В современном мире живых организмов насчитывают более 350 тыс. видов растений, составляющих около 95% от всей биомассы планеты и являющихся основными продуцентами органического вещества. Флора наших дней представлена растительными организмами самого разного уровня организации, сложности строения и экологических особенностей. Так, выделяют низшие растенияводоросли, а также высшие растения с характерно дифференцированным телом: мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные. Однако все растительные организмы сочетают в себе общие свойства. Прежде всего, это касается общности жизненных процессов.



Цель просмотра фильма:


  1. Выявить характерные для растений процессы жизнедеятельности, условия их протекания;

  2. Рассмотреть приспособления растений, связанные с особенностями их жизненных процессов.


В фильме рассматриваются следующие процессы жизнедеятельности растений:

1. Двигательные реакции – гелиотропизм;

2. Фотосинтез;

3. Минеральное питание;

4. Транспирация (испарение);

5. Защитные приспособления;

6. Листопад;

7. Рост.


Гелиотропизм (от греч. «гелиос» - Солнце и «тропос» - поворот)


Гелиотропизм – это ростовое движение растений по отношению к Солнцу. Положительный гелиотропизм – направление по отношению к Солнцу – характерно для побегов, отрицательный – для корней.


Фотосинтез (от греч. «фотос» - свет)


Фотосинтез – многоступенчатый процесс, свойственный зелёным растениям, в ходе которого из углекислого газа и воды при участии солнечного света образуется органическое вещество (углеводы) и выделяется свободный кислород. Процесс отрыт в XVIII в. учёным Дж. Пристли, Я. Ингенхаузеном, Ж. Сенебье. Фотосинтез происходит в хлоропластах, содержащих зелёный пигмент – хлорофилл.

Фотосинтезирующие растения улавливают обильно изливающуюся на него световую энергию, и запасает её в химических связях, которые могут сохраняться сколько угодно долго. Так нефть и уголь, которые мы в настоящее время используем, содержат «ископаемый солнечный свет» энергию, запасённую фотосинтезирующими организмами сотни миллионов лет назад. У растений ярко выражена конкуренция за свет.

В ходе эволюции у растений сформировались приспособления для повышения эффективности фотосинтеза, например, у бегонии в листьях имеются пузырьки, которые как линзы фокусируют свет. Благодаря фотосинтезу осуществляется воздушное питание растений.



Минеральное питание


Иначе, «минеральное питание» называют ещё «почвенным» или «корневым». У большинства растений минеральное питание осуществляется с помощью корня, благодаря которому из почвы организм получает соли. Но существует особая группа растений – это растения-хищники. И в листьях, и в стеблях этих растений имеются зелёные хлорофилловые зёрна, которые с помощью солнечных лучей участвуют в процессе фотосинтеза. В результате растения-хищники обеспечивают себя и водой, и сахаром. Чего же им не хватает? А не хватает им солей, в особенности солей азота. В фильме показаны венерина мухоловка и кувшинчик. У этих насекомоядных растений разные приспособления для охоты: у венериной мухоловки быстро складываются листья, и насекомое оказывается в ловушке; у кувшинчика листья образуют трубку, в которой скапливается вода и это привлекает насекомых.

Ученых интересовало: могут ли вообще растения-хищники жить без животной пищи? Делали такие опыты: одну росянку кормили насекомыми, а другую не кормили и только поливали водой. Оказалось, что росянка без животной пищи хоть и не погибает, но хиреет и слабо развивается, потому что для развития ей необходимы соли (в особенности соли азота).


Транспирация (от лат. «транс» - сквозь, через; «спиро» - дышу, вдыхаю)


Транспирация – испарение воды растением (в основном его листьями). Благодаря транспирации возникает ток воды и растворённых в ней минеральных веществ от корней к листьям. Транспирация служит для терморегуляции, предохраняет растение от перегрева.


Защитные приспособления

Растения, как производители органических веществ, являются начальным звеном цепи питания. Ими питаются растительноядные животные. В ходе эволюции у растений сформировались защитные приспособления от посягательств животных: шипы, жгучие волоски, мимикрия, яды. Например, у акации имеются шипы, защищающие её от поедания животными; у крапивы – жгучие волоски; яснотка (глухая крапива), не имеет жгучих волосков, но внешне подражает жгучей крапиве. Другие растения могут подражать телам неживой природы, например, растения «живые камни».



Животные используют растения не только как пищу, но и как место для развития потомства: у стратосвета рисунок на листьях напоминает кладку яиц насекомых и этот зрительный обман позволяет растению защититься от животных.

Интересным приспособлением является способность растения быстро складывать листья и становиться для насекомого незаметным (мимоза).


Листопад


Листопад – это процесс естественного отделения листа. Листопад – полезное приспособление растений к перенесению неблагоприятных условий. Листопад позволяет снизить транспирацию: с большой листовой поверхности продолжалось бы сильное испарение влаги, и потеря её не восполнялась бы зимой, так как вода в растении замёрзла бы, и растение засохло бы ещё до весны. Листопад спасает от гибели не только зимой в умеренном климате, но и в сухом тропическом климате. Однако там сбрасывание листьев приурочено к засушливому периоду года.

К моменту листопада в листьях накапливаются вредные вещества, которые удаляются из растения при опадании листвы. Уменьшение листовой поверхности так же защищает растение от механических повреждений при снегопадах.

Листовой опад является поставщиком минеральных веществ для растений - органические вещества расщепляются до минеральных (круговорот веществ).

Рост


В отличие от всех других живых существ растения растут на протяжении всей своей жизни.

«Наиболее выдающаяся черта в жизни растения заключается в том, что оно растет: на это указывает самое название его» (К.А.Тимирязев).

Рост сопровождает растение на всех этапах его жизни. Он обусловлен не только сложными процессами обмена веществ, происходящими в органах, но и условиями, в которых произрастает это растение. В период роста необратимо увеличиваются размеры и масса организма, что связано, в частности, с появлением у него новых частей (клеток, тканей, органов). Когда говорят о росте, то имеют в виду количественные изменения, сопровождающие развитие растущего организма и его частей.


Продолжительность жизни у растений различна: например, у секвойи составляет 5000 лет, у исполинской сосны – 4000 лет, у дуба – 1500 лет, у петунии – 1 год, а у крупки весенней – 25-30 дней.

Прирост особенно заметен в древесине. Годичный прирост древесины называют годичным кольцом. По числу годичных колец можно подсчитать возраст побега и дерева в целом.

Ширина годичных колец у древесных растений зависит от условий окружающей среды. Так, в холодном климате, на болотистых почвах, величина годичных колец древесины очень мала. В благоприятных условиях, на юге, на богатых почвах, толщина годичных колец увеличивается.

Сопоставляя чередование широких и узких годичных колец у ствола, можно определить, в каких условиях жило растение, а также установить колебание погодных условий за многие годы.


Растения разнообразны, но для их нормальной жизнедеятельности необходимо не так уж много: вода, минеральные вещества, углекислый газ и свет.


Вопросы и задания


  1. Перечислите жизненные процессы растений, о которых шла речь в фильме.

  2. В чем заключается суть фотосинтеза? Назовите условия фотосинтеза.

  3. Как связаны между собой процессы фотосинтез и дыхание?

  4. Почему лист называют органом воздушного питания растения?

  5. Что получают растения благодаря почвенному питанию?

  6. Назовите насекомоядные растения. Почему растениям-хищникам необходима животная пища?

  7. Чем обусловлена непрерывность восходящего тока воды у растений?

  8. Как растения приспособлены к уменьшению испарения влаги?

  9. Назовите приспособления растений для защиты от животных?

  10. Что можно узнать по годичным кольцам?
  11. С помощью словаря дайте определения следующим понятиям: гелиотропизм, фотосинтез, транспирация, годичное кольцо, листопад, автотрофы, гетеротрофы.


  12. Сравните жизненные процессы растений и животных. Ответ оформите в виде таблицы.




Занятие № 2


«Цветение и опыление растений»


Фильм: «Расцвет», 48 мин.


Вступление:

Цветение у растения начинается с раскрытия цветка. Цветением называется состояние растения от начала раскрытия цветков до засыхания его тычинок и лепестков или всего околоцветника.

Продолжительность цветения у растений разная: от нескольких минут до нескольких суток.

В период цветения у растений происходит опыление цветка – перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика. Потом осуществляется


следующая страница >>