girniy.ru 1
Состояние инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях Чистопольского муниципального района



В Чистопольском муниципальном районе уделяется серьёзное внимание инновационной деятельности, использованию эксперимента как средства внедрения инноваций, развития муниципальной системы образования.

Инновационная, опытно-экспериментальная работа в районе строится в соответствии с имеющейся федеральной, региональной нормативной базой, используются материалы, рекомендованные Министерством образования и науки РТ, Институтом развития образования по организации инновационной, экспериментальной деятельности, а также научными руководителями, которые являются кураторами инновационных образовательных учреждений района.

Инновационные нововведения, которые развиваются в образовательном процессе школ различного типа, значительно обогащают образовательное пространство муниципального и регионального уровня. В Чистопольском муниципальном районе функционирует 6 инновационных общеобразовательных учреждений. Это 4 гимназии, один профильный лицей и одна школа с углубленным изучением английского языка.

Каждое образовательное учреждение осваивает и разрабатывает новое содержание образования, инициирует и апробирует применение новых методов и приемов работы, новых технологий обучения, обеспечивающих развитие образовательного процесса на новом качественном уровне на основе реализации Программы развития школы.

Вопросы организации экспериментальной, инновационной деятельности, реализации отдельных направлений модернизации образования в системе рассматриваются на Экспертном совете и Совете по образованию при Управлении образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района.

Экспериментальная работа образовательных учреждений района осуществляется по следующим направлениям:


  • Реализация инновационных проектов ресурсных центров;

  • Экспертиза авторских программ и элективных курсов;
  • Деятельность экспериментальных площадок муниципального, республиканского и муниципального уровня.


В 2009-2010 учебном году в Чистопольском муниципальном районе экспериментальная деятельность была организована на республиканском уровне в шести школах (15,8%) (МОУ «Гимназия №1», МОУ «Гимназия №2», МОУ Средняя общеобразовательная школа №4», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением английского языка», МОУ «Чистопольско-Высельская средняя общеобразовательная школа»), а также на муниципальном уровне в 15 школах (39,5%) и в 4 (8,2%) детских садах.

В 2010 — 2011 учебном году организована деятельность экспериментальных площадок:

-федеральная экспериментальная площадка:

  • Модель поликультурного образования (МОУ «Гимназия № 2»);

-республиканские экспериментальные площадки:

  • Психолого-педагогические факторы творческого развития учащихся

(МОУ «Гимназия № 2»);

  • Апробация учебника по биологии под редакцией профессора И.Н. Пономаревой (5-9 классы) (МОУ «Гимназия № 1»);

  • Реализация проекта «Университетские классы» по взаимодействиям с КГТУ в рамках предвузовской подготовки учащихся (МОУ «СОШ № 7»);

  • Новые образовательные технологии современных УМК английского языка (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением английского языка»).

-муниципальная экспериментальная площадка:

  • Апробация системы отслеживания достижений учащихся 1 класса в рамках реализации ФГОС. (МОУ «Гимназия №1»);

  • Система научно – методического сопровождения профессионального роста педагога в межаттестационный период.(МОУ «Гимназия №1»).

С целью определения эффективных способов управления введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в практику работы образовательного учреждения, разработана Программа по апробации механизма введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в практику начальной школы на 2010-2011 учебный год в Чистопольском муниципальном районе.


В 2010-2011 учебном году ФГОС внедрен в МОУ «Гимназия №1», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением английского языка», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7».

При планировании инновационной работы в образовательных учреждениях особое внимание было уделено анализу и созданию условий для освоения инноваций. К таким условиям относятся: мотивационные, кадровые, материально-технические, финансовые, научно-методические, организационные, нормативно-правовые, медико-психологические, информационные.

Организация инновационной деятельности образовательных учреждений является приоритетным направлением в работе Управления образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района. Для изучения, анализа и оценки эффективности работы администрации образовательного учреждения за освоением инноваций используются разнообразные формы и методы, прежде всего изучение документов: программы развития школы.

Модель инновационной деятельности, направленной на решение проблем развития образовательного учреждения, определяется программой развития школы. Все образовательные учреждения Чистопольского муниципального района имеют программы развития, как документ стратегического управления. В 2009 году введена в действие новая программа развития в МОУ «Тат.Баганинской СОШ», в МОУ «Кадетская школа». В 2010 году ещё 12 общеобразовательных учреждений подведут итоги реализации своих программ развития. Во всех данных учреждениях работают творческие группы по разработке и реализации программ развития, готовы новые современные проекты программ на следующий пятилетний период. Основными требованиями к качеству программы развития школы, предъявляемыми Управлением образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района, являются актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.


Проводимые в муниципальных общеобразовательных учреждениях нововведения приводят к изменениям в управленческой системе. В инновационных учреждениях муниципального района введена должность заместителя директора по научно-методической работе. Управлением образования принят план по проблеме профессионализации управленческой деятельности, который включает управленческие семинары по инновационным темам управления.

В 2009-2010 учебном году прошли управленческие семинары в МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Кадетская школа-интернат», МОУ «Гимназия №2», с целью распространения инновационного опыта развития и управления школой по актуальным проблемам современного образования.

Подходы к осуществлению деятельности муниципальной методической службы в 2009-2010 учебном году с целью совершенствования образовательного процесса были модернизированы и систематизировались в рамках введения инновационной модели методической службы как центра квалифицирования ресурсов сопровождения педагогов.

Продолжилось сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений в рамках работы ресурсных центров. В 2009-2010 учебном году осуществляли свою деятельность 12 ресурсных центров на базе 8 общеобразовательных учреждений и 4 ресурсных центра на базе ДОУ; в 2010-2011 учебном году – 4 ресурсных центра на базе общеобразовательных учреждений и 4 центра на базе ДОУ. Организована работа муниципального объединения педагогов по предметам.

В целях эффективного управления учебно-методическим процессом, повышения эффективности проблемно-ресурсного подхода в муниципальной методической службе, системы образования Чистопольского муниципального района, на основании приказа Управления образования исполнительного комитета от 20 апреля 2010 г. № 477, 18 мая 2010 года на базе МОУ «Гимназия №1» состоялось собеседование с руководителями и кураторами ресурсных центров по итогам работы в 2009-2010 учебном году в форме круглого стола: «Проблемно-ресурсный подход: проблемы и перспективы».


В рамках круглого стола проанализирована деятельность ресурсных центров в 2009-2010 учебном году.

Обсуждены вопросы развития педагогов в деятельности ресурсного центра:

- научно-исследовательская деятельность;

- индивидуальное профессиональное развитие педагога;

- организация сетевого взаимодействия.

Руководители ресурсных центров поделились опытом по оценке и самооценке эффективности деятельности ресурсного центра.

За круглым столом члены комиссии, кураторы и руководители ресурсных центров обсудили перспективы реализации проблемно-ресурсного подхода в 2010-2011 учебном году.

Комиссией была отмечена положительная работа руководителей ресурсных центров по проблемам современного образования, МУ «Информационно-методический центр» по организации и систематизации деятельности муниципальных ресурсных центров в 2009-2010 учебном году.

Руководители представили продукты инновационной деятельности по реализации инновационных проектов ресурсных центров:

- Диск «Татар теленнэн электрон таблицалар» (Электронные таблицы по татарскому языку) – руководитель Г.Ш.Набиуллина (МОУ «СОШ №7»);

- методический сборник «Татар эдэбиятыннан БРИга хэзерлек», сборник «Татар эдэбиятыннан тестлар», сборник «Татар теленнэн тестлар» - руководитель Я.Р.Гарипова (МОУ «Татарско-Сарсазская СОШ»);

- сборник методических материалов «Саморазвитие и самореализация личности на основе исследовательской деятельности обучающихся лицея», методические рекомендации «Содержание изменений в педагогической системе при введении профильного обучения», методический бюллетень «Организация исследовательской работы в урочное и внеурочное время», сборник методических материалов «Педагогические технологии в профильном обучении» - руководитель Т.Е.Сахарова (МОУ «Лицей №1»);

- сборник методических материалов «Педагогическая поддержка как одно из средств успешной социализации личности» - руководитель Р.Г.Мирсияпова (МОУ «Муслюмкинская СОШ»);


-методические материалы «Создание оптимальных условий воспитания и развития дошкольников» - руководитель Н.Н.Салтыкова (МДОУ «Детский сад №16»);

- проект «Развитие восприятия детей с помощью игровой системы сенсорного обучения на занятиях по ФЭМП» - автор И.Г.Журавлёва. учитель-дефектолог МДОУ №22, руководитель И.В.Подьячева (МДОУ «Детский сад №8»);

- материалы педагогической конференции «Обеспечение оптимального сочетания лечебно-профилактической и физкультурной работы на основе современных образовательных технологий» - руководитель И.В.Подьячева (МДОУ «Детский сад №8»;

- методическое пособие для педагогов ДОУ «Педагогическая мастерская» - руководитель Е.Е.Воробьёва (МАДОУ «Детский сад №20».)

При обсуждении проблем и перспектив деятельности муниципальных ресурсных центров руководителями ресурсных центров были подняты вопросы организации и качества работы кураторов.

Комиссия по итогам собеседования рекомендовала активнее использовать возможности сайтов общеобразовательных учреждений в деятельности ресурсных центров, организовать действенное сетевое взаимодействие педагогов–членов ресурсных центров по решению совместных задач в реализации инновационных проектов.

Таким образом, реализация проблемно-ресурсного подхода модели методической службы способствовала накоплению и интеграции нововведений по перспективным направлениям развития муниципального образовательного пространства.

К началу 2009-2010 учебного года авторами учебных программ, программ элективных курсов, подтвержденных дипломами ИРО РТ или Академии повышения квалификации РФ, являются 36 педагогических работника Чистопольского муниципального района. Авторские программы 43 педагогов и руководителей представлены на VIII Республиканский конкурс авторских программ и учебно-методических пособий «50 инновационных идей в образовании», итоги которого будут подведены в октябре 2010г.

Каждое образовательное учреждение Чистопольского муниципального района осваивает и разрабатывает новое содержание образования, инициирует и апробирует применение новых методов и приемов работы, новых технологий обучения, обеспечивающих развитие образовательного процесса на новом качественном уровне.

Таким образом, В Чистопольском муниципальном районе уделяется серьёзное внимание инновационной деятельности, использованию эксперимента как средства внедрения инноваций, развития муниципальной системы образования.


Исп.:гл.специалист

УО Н.И.Кондрашина (884342-5-26-24)