https://electroinfo.net

girniy.ru 1
Стилистика. Функциональные стили речи. Характеристика типов, стилей и качеств правильной речи.



Общие понятия и термины: стиль, реквизит, понятие о разговорном стиле речи, понятие о слове публицистический, понятие о художественном стиле речи, термин тропы: аллегория, метонимия, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет, анафора, антитеза, бессоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, эпифора, путевой очерк, очерк портретный, устное выступление, доклад, дискуссия.


Краткий план ответа на вопрос:

1.Определение слова «стиль», классификация стилей.

2.Основные разновидности языка: разговорный и литературный.

Функциональные стили речи ( научный, официально-деловой, публицистический.

3.Характеристика литературных стилей речи:

3.1. Разговорный стиль:

3.2. Научный стиль речи:

3.3. Официально-деловой стиль речи:

3.4. Публицистический стиль речи:

3.5. Художественный стиль речи


Развернутый ответ по теме:

Слово «стиль» происходит от лат. stylus - остроконечная палочка.В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим - в виде лопаточки - стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Позднее слово «стиль» стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики –умение выразить свою мысль по -разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

Вспомним наиболее важные признаки каждого и стилей, придерживаясь следующей схемы:

-с какой целью говорим;

-в какой обстановке говорим;

-речевые жанры;

-языковые средства выражения;

-стилевые черты речи.

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные : язык разговорный и литературный язык(книжный).


Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме.

Литературный язык (книжный)включает в себя научную, официально -деловую, публицистическую речь. В зависимости от этого различают научный, официально –деловой, публицистический стили речи и особо -художественный стиль, или язык художественной литературы.

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно –разговорной речи носителей литературного языка.

Особенности данного стиля: неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм. преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая ),возможен монолог.

В лексике и фразеологии -слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания, конкретная лексика, много слов и фразеологизмов с экспрессивно –эмоциональной окраской. Возможна синонимика (чаще ситуативная ). Словообразовательные особенности стиля : широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (лапушка, солнышко) ;с окраской разговорности (-к-(ночевка, свечка), -яга (работяга),- ятина (дохлятина), -ша(докторша). Для данного стиля характерно использование прилагательных оценочного значения (глазастый, худющий),глаголов(пошаливать)

Для усиления экспрессии употребляется удвоение слов(большой –пребольшой)

В морфологии : нет преобладания сущ.над гл.Гл. здесь встречаются чаще (чем в худ.стиле)Весьма употребительны притяжательные прил.(Петина сестра, Федорова жена)

Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются ю

Среди падежных образований употребительны варианты форм род.п. и предложного на -у(из дому, в отпуску, нет сахарку)

Разнообразны временные значения глаголов (прошедшее и будущее в значении настоящего)

Порядок слов в предложении свободный. Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать),междометием (а он бац в землю),повторением сказуемого (и делать не делает).


Безличные предложения широко распространены в разговорной речи.

Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля речи. К нему относится такой вид литературы, как статьи, в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии. Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.На последовательность развития мысли указывают наречия: прежде всего, сначала, потом, затем, далее, а также водные слова : во -первых, во –вторых.

Другими типичным признаком является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.(пустота, скорость, время, сила, количество.

Для научного стиля речи характерно множ.ч. от абстрактных и вещественных сущиствительных: длины, величины, частоты, ;частое употребление слов среднего рода6образование, свойство, значение.

Особенности научно –популярного подстиля речи

К нему близок научно -учебный: язык учебной литературы должен быть простым, ясным, в то же время отличаться научностью, логичностью суждений.

Особенности научного тиля речи:

В лексике: а)термины;

б) однозначность слова;

в)частая повторяемость ключевых слов;

г) отсутствие образных средств;

В составе слова:

А)интернациональные корни, приставки суффиксы;

Б) суффиксы, придающие отвлеченное значение;

В морфологии:

А)преобладание сущ.;

Б)частое использование абстрактных отглагольных сущ.;

В) неупотребительность местоимений я , ты и гл. 1 и 2 лица един.ч.

Г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

В синтаксисе:

А)прямо порядок слов(предподчителен)


Б) широкое использование словосочетаний сущ.+сущ.в род.п.;

В)преобладание неопределенно -личных и безличных предложений;

Г) редкое использование неполных предложений;

Д)обилие сложных предложений

Е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

Основной тип речи: рассуждение и описание.

Официально -деловой стиль речи:

Основные признаки:

-назначение

-в какой обстановке используется

-виды и жанры

-особенности лексики

-другие особенности (характер формулировок, требования к оформлению и т.д.)

Основные стилевые черты:

-точность

-неличный характер

-стандартизованность, стереотипность построения текста

-долженствуще -предписывающий характер

Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной нетерминологической лексики

Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1 -го и 2 – го лица и личные местоимения 1 –го и 2 –го, а формы 3 –го лица глагола и местоимения часто используется в неопределенно -личном занчении.

Стандартизованность этого стиля характеризуется обилием оборотов деловой ерчи: по истечении срока, вступать в законную силу, в установленном порядке,обжалованию не полежит.

Предписывающий характер деловых документов побуждает к использованию неопределенной формы глагола, иногда цепочек гл –взаимосвязанных инфинитивов.(Предприниматель обязан : выполнять обязательства, вытекающие из законодательства.

Общие признаки:

В лексике : широкое употребление стандратных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера.

В морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах.кодекса,законах),совершенного вида, кратких прил,предогах и союзах(в соответствии, в связи,согласно)


В синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены)

Реквизит. В делопроизводстве: обязательные элементы служебного документа.

В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствует повествования и описания.

Публицистический стиль

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus , что занчит «общественный, государственный». Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно –политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общесвенно –политические темы )

Цель: информирование, передача общесвенно значимой информации.

Жанры публицистики –статья в газете, журнале, очерк, репортаж,интервью,фельетон, ораторская речь, судебная ерчь,выступление по радио, телевидению,на собрании, доклад.

Лексические особенности публицистического стиля речи

Для публицистического стиля речи характерно широкое испольование общественно –политической лексики,а также лексики, обозначающей понятия морали,медицины, экономики,культуры, слов из области психологии,слов обозначающих внутреннее состояние, переживание человека.

В публицистическом стиле используются слова : с приставками, корнями и суффиксами а -,анти -,де -,меж_,раз –(с).

Эмоциональные особенности :

Характерно использование образных средств,переносного значения слов с яркой эмоциональной окраской.

Синтаксичекие особенности

Часто используются сущ. В род.падеже несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего побережья.

Жанры публицистического стиля речи

Путевой очерк

Очерк –небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых )(толковый словарь русского языка)


Различают путевой очерк, в котором рассказывается о дорожных впечатлениях.

Очерк портретный -раскрывает лчиность человека.

Проблемный очерк, в котором поднимается какая –то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения.

Устное выступление -речи, доклады. Задача –это общение, это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

Доклад –это развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия законченностью.

Дискуссия –выступление с возражением.


Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно –выразительных средств языка.

Тропы –оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Виды тропов:

Аллегория -одна из форм иносказания, условная передача отвлеченного понятия или суждения посредством конкретного образа.

Гипербола –художественный прием преувеличения, цель которого –это усилить выразительность речи, подчеркнуть превосходную степень какого -либо признака.

Ирония (притворство) –один из видов комического в искусстве, такая форма выражения мысли, когда слово или высказывание приобретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу.

Эпитет –(приложение, прибавление) –образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным.

Литота [1], В лексической стилистике: вид перифразы, намеренно ослабленное выражение, состоящее в определении какого-либо понятия путем отрицания противоположного. *Верь:  я внимал не без участья (Н. Некрасов). НебесполезныйНебезынтересный.


МетафораВ лексической стилистике: вид тропов, результат переноса наименования (метафоризации) с одного объекта на другой на основе имеющихся у них общих признаков/признака. *И черной музыки безумное лицо (А. Ахматова). Буря в стакане воды (Ш. Монтескье о политической неурядице в Сан-Марино).

МетонимияВ лексической стилистике: вид тропов, результат переноса наименования с одного объекта на другой на основании их смежности. *В надышанную сиростьчайной / Картуз засаленный бредет (М. Цветаева). Только слышнона улице где-то / Одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). Владеть кистьюЖить пером.


ОлицетворениеВ лексической стилистике: результат изображения неодушевленного предмета как одушевленного, относится к тропам. *Воздух дышит ароматом/Усмехается заря (Г. Державин). Мне лепетал любимый лес (Н. Некрасов). Небу под снег хотелось/ Улицу бил озноб (Б. Пастернак). Невыразимая печаль / открыла дваогромных глаза (О. Мандельштам).

ПерифразаВ лексической стилистике: родовое обозначение для литоты [1]антономасии [1]эвфемизма: описательное выражение, замещающее слово. При наличии иносказательности п. является тропом. *Царь зверейНаходиться в объятиях Морфея.

Меж тем как сельские циклопы (= кузнецы)

Перед медлительным огнем


Российским лечат молотком (= ремонтируют)

Изделье легкое Европы (здесь:  коляску).

СинекдохаВ лексической стилистике:  троп, результат метонимического переноса, в основе которого лежит отношение части к целому.

*Эйборода! а как проехатьотсюда к Плюшкину? (Н. Гоголь) Медведь здесь не водится.

СравнениеВ лексической и синтаксической стилистике:  стилистический прием, грамматически оформленное образное сопоставление на основе предполагаемого общего признака, является семантической фигурой речи [2].

*Таков поэт:  как Аквилон,    Я отряхну мои печали,    

Что хочетто и носит он –  Как мальчик вечером песок

Орлу подобноон летает    Вытряхивает из сандалий…

Ине спросясь ни у кого,           (О. Мандельштам)

Как Дездемонаизбирает

Кумир для сердца своего.

                            (А. Пушкин)


К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры

АнафораСтилистический приемсинтаксическая фигура [2]:  1. Лексический повтор в начале нескольких следующих друг за другом канонических фрагментов художественного текста (стихотворной строки, строфы или колона). 2. Любой начальный повтор (в том числе звуковой, синтаксический, тематический). *Все стояловсе молчаловсевыжидало (Ф. Достоевский).


Где «Остров мертвых» в декадентской раме?

Где плюшевые красные диваны?

Где фотографии мужчин с усами?

Где тростниковые аэропланы?

                                       (А. Тарковский)

АнтитезаСемантическая фигура речи [2], состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной идее или единой точке зрения. *Малзолотникда дорог (пословица). «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер).

Они сошлисьВолна и камень,

Стихи и прозалед и пламень

Не столь различны меж собой.

                                       (А. Пушкин)

Бессоюзие [2], едВ синтаксической стилистике:  синтаксическая связь предложений, аналогичная по смыслу подчинению, но осуществляемая без участия союзов. *Кончилдело – гуляй смело (пословица, ср. Если кончил дело,.); Я говорил правду – мне не верили (М. Лермонтов, ср. Когда я говорил правду,.).


ПараллелизмедВ синтаксической стилистике:  синтаксическая фигура [2], то же, что и синтаксические анафора и эпифора [2], одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.


Риторический вопросСинтаксическая фигура [2]: утверждение или отрицание в форме вопроса; усиливает эмоциональность речи и привлекает внимание слушателя. *Чтопользы в томчто он живет? Разве жизнь сумасшедшего приятна его родственникам и друзьямнекогда его любившим? (Н. Гоголь) Ужели трезвого найдем / За скатертьюстудента? (А. Пушкин).


ЭллипсисВ синтаксической стилистике:  синтаксическая фигура [2], состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придания тексту большей выразительности, динамичности. Э. способствует передаче быстрой смены событий, действий, общей динамики изображаемой сцены, напряженного состояния персонажа, вносит дополнительные детали в его речевую и психологическую характеристику. *Я – ни словаОн – домойОна – на первом местея – на втором.

Эпифора [1], В синтаксической стилистике:  лексический повтор в конце нескольких следующих друг за другом канонических фрагментов художественного текста(стихотворной строки, строфы и колона). *Эмиграция помнила о Россиидумала о Россииспорила о Россииработала для будущего России (о. А. Шмеман). – Лес не тот! / –Куст не тот! / – Дрозд не тот! (М. Цветаева).

В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизм, слова высокого, поэтического стиля и жаргонные, грубые слова, профессионально –деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции -эстетической.