https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 4 5


Реферат


Проблема человека в философии XX века

(по работе К.Г Юнга «Человек и его символы».)


Выполнила:


Проверила:


Содержание:


  1. К.Г Юнг. К вопросу о подсознании.

  2. Джозеф Л. Хендерсон. Древни мифы и современный человек

  3. Мария-Луиза фон Франц. Процесс индивидуации

  4. Аниэла Яффе.Символы в изобразительном искусстве

  5. Мария Луиза фон Франц.Наука и подсознание.




Книга «Человек и его символы» является последним прижизненным трудом К.Г Юнга, а также единственным популярным изложением его теории, адресованным самым широким кругам читателей. Используя метод "аналитической психологии" Юнга, его ближайшие сподвижники и ученики наглядно демонстрируют влияние бессознательного, опосредованное символами, на древние мифы и современное искусство, на научный поиск и человеческую жизнь от младенчества до старости.

Поэтому структура реферата представляет собой изложение в последовательных трудах учеников Юнга. В каждой из пяти глав представлено основное содержание идей мыслителей.


К.Г Юнг. К вопросу о подсознании.

Свое объяснение значения снов, Юнг начинает с категории «символ». Он вносит четкое различение символа, знака и образа. Символ – это иногда нечто смутное, что может быть известно в обычной жизни, но обладает добавочным значением к своему обычному смыслу. Юнг считал, что разработанный образ в самом широком смысле этого слова, доступен анализу в той мере, в какой его можно понять как символ. Если мы не в состоянии открыть в нем ценность символа, то он является для нас таким, каким нам кажется. Это с одной стороны. А с другой – символ означает возможность и намек, имеющее смысл более высокий и широкий, чем это доступно нашему теперешнему пониманию. Следует различать термины «значение» и «смысл». Значение больше соответствует обыденному или обычному, а смысл более отвечает той бесконечной смысловой перспективе, которая связывается с символом. Слово или изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Таким образом, изучение символов ведет нас в область, лежащую за пределом здравого смысла, рациональности. По Юнгу, человек продуцирует символы бессознательно и спонтанно в форме образов сновидения.

Наше восприятие ограниченно. Существуют некоторые события, которые мы не отмечаем в нашем сознании. Эти события были, но так как существует бессознательный аспект нашего восприятия, они остались за порогом сознания. Юнг считал, что как раз бессознательный аспект любого воспринимаемого явления открывается нам во снах. Причем в них он возникает в виде символического образа, а не рациональной мысли. По мнению Юнга, исторически именно изучение снов подтолкнуло психологов к изучению бессознательного.
Сны для Юнга, - это универсальный источник для исследования способности человека к символизации. Сновидение – это психическое образование, которое, в противоположность обычным содержаниям сознания (их форме и объему их значений), находится как бы вне континуальности развития этих самых сознательных содержаний.
Сновидение, по мнению Юнга, - это некий рудимент той активной психической деятельности, которая происходила во время сна. Юнг, как и Фрейд, говорил, что в каждом сновидении есть детали, порожденные впечатлениями, событиями, мыслями текущего дня или предыдущих дней. Сновидение чрезвычайно лабильное, динамичное образование.

Юнг не отрицал заслуг Фрейда в изучение сновидений. Открытие Фрейда было первой попыткой проникнуть в смысл сновидений. Фрейд первым начал практически исследовать бессознательное. Общим в его работе было то, что сны связаны с сознательными проблемами и мыслями. Юнг также подчеркивал, что заслуга Фрейда в том, что он эмпирически нашел скрытый смысл сновидения. Фрейдовская техника «свободных ассоциаций» сыграла важную роль в развитии психоанализа. По мнению Юнга, она позволила Фрейду использовать сны для исследования бессознательных проблем пациента. Однако Юнг по-другому относился к мучительным сновидениям. Он был не согласен с Фрейдом и считал, что неправомерно говорить о таких функциях сновидения, как охрана сна и завуалирование аффекта, которым в представлениях Фрейда о работе сновидения отводиться ведущее место. Фрейдовское понимание, что сновидения несут функцию исполнения желания и охраны сна, по мнению Юнга, является слишком ограниченным. Хотя основную мысль о биологической компенсаторной функции он считал верной. Сновидения ведут себя компенсаторно по отношению к положению сознания во всякий момент. Но компенсаторные содержания столь интенсивны, что они могут прервать сон. Они могут нарушить сон, если этого требует их функция. Сновидение снабжает сознание бессознательным материалом, который представлен в символичной форме. В этом бессознательном материале, по Юнгу, находятся бессознательные ассоциации, которые обладают достаточной энергией, чтобы дать о себе знать в состоянии сна. Итак, говоря о функциях сновидений, Юнг выдвигает компенсаторную концепцию.

Сновидение – это комплексный феномен бессознательного, столь же необъятный, как феномены сознания. Наряду с компенсаторной функцией сновидения Юнг выделял ещё и проспективную. Компенсацию Юнг охарактеризовывал как целесообразную. Проспективная функция «есть появляющаяся в бессознательном антиципация грядущих сознательных достижений» .Еще в суевериях всех времен и народов сновидения рассматривались в качестве возвещающего истину оракула. Юнг выделял также редуцирующую функцию бессознательного. Если действие проспективной функции синтетичное, подготавливающее, то действие редуцирующей функции прямо противоположно – разлагающее, разрушающее и изобличающее. Редуцирующие образы сновидения анализируют сознательную установку с помощью критики и посредством воскрешения уничижительного материала. Редуцирующая функция сновидений констеллирует некий материал, который состоит из личностных вытеснений инфантильно – сексуальных желаний (Фрейд), инфантильных стремлений к власти (Адлер) и сверхличных, архаических элементов мысли, чувства и влечения. Редуктивными, проспективными и компенсирующими сновидениями, по мнению Юнга, не исчерпывается вереница возможностей толкования. Он также выделяет и реактивные сновидения. К этому разряду Юнг относил те, где объективные процессы вызвали еще и психическую травму, которая предвещает поражение нервной системы. Также Юнг подчеркивал существование телепатических феноменов в сновидении. Некоторые люди очень к этому чувствительны, и они имеют сновидения обусловленные телепатически. Однако Юнг признавал, что эта функция сновидения выходит за рамки научных интересов.

Юнг констатировал существование типичных сновидений на базе своего огромного практического опыта. Сравнение типичных мотивов с мифологическими мотивами навело его на мысль, что «мышление» сновидения следует понимать как филогенетически более древний вид мышления вообще. Для Юнга психология сновидений открывает путь к всеобщей сравнительной психологии. По мнению Юнга, сновидение посылает нам сообщение на языке притчи, т.е. в чувственно – наглядном изображении, о тех влечениях, тенденциях, мыслях, которые остались в бессознательном либо по причине вытеснения, либо просто из-за неведения.



следующая страница >>