girniy.ru   1 ... 2 3 4
Результативность.


Перед современным учителем общество ставит большие задачи, поэтому он должен стремиться стать мастером, довести свою деятельность до совершенства, как в преподавании своего предмета, как и в познании личности ученика. Проведенная мной работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты. В 9 «А» классе по химии в прошедшем учебном году вырос уровень обученности учащихся с 65% до 90% (приложение №5). Удалось наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся, о чем свидетельствуют, в частности, удачные выступления ребят: команда школы традиционно занимает призовые места на районных олимпиадах по химии, поставляя участников на городскую олимпиаду.

Победители районных олимпиад


  • 2005-2006 уч.год Берёзко Е., Зеленкевич П.

  • 2006-2007 уч.год Байгот Е., Пучин Н.,

  • 2007-2008 уч.год Байгот Е., Федотова В.

Альшакова И.,


Победители городских олимпиад


  • 2005-2006 уч.год Зеленкевич П.

  • 2006-2007 уч.год Байгот Е., Бороденко А.

  • 2007-2008 уч.год Байгот Е.

Продукт решения Участники научно- практических конференций:

  • 2005-2006 уч. год

      • «Коррозия металлов и способы борьбы с ней», Альферович А., ученик 10 «А» класса

( дипломант районной НПК)

      • «Определение группы крови у человека», Жур Н., ученица 9’ «А» класса



  • 2006-2007 уч. год

      • «Физико-химические методы исследования продуктов питания», Жур. Н., ученица 10’ «А» класса ( дипломант районной НПК)




  • 2007-2008 уч. год
      • «Определение оптимальных условий содержания аквариумных рыб различных климатических зон» , Шварцкопф Е., ученица 8 «Б» класса ( дипломант районной НПК, лауреат городской НПК, диплом III степени на «ЭКОС-2008», диплом III степени на городском турнире экологических проектов)



Система образования должна готовить молодое поколение к тому, чтобы быть востребованным в реальном мире. Очевидно, что мир, в который предстоит влиться выпускникам, имеет тенденцию стать быстро развивающимся, динамичным, высокотехнологичным, в большой степени виртуальным. Электронно-информационные технологии кардинально меняют наш мир. Поэтому необходимо формировать у старшеклассников моду на интеллект, на инновационное мышление, на успешную личностную и гражданскую самореализацию. Что в таком мире, человек вынужден будет выработать в себе разные качества или компетентности. Но главное, что ему придётся уметь делать, — это постоянно реализовывать свой потенциал. (приложение №4)


Профессиональное самоопределение:

2006 г. – БГТУ (1 человек)

2007 г. – Лицей БГУ (2 человека), Лицей № 2 (1 человек),

хим. факультет БГУ (2 человека)

2008 г. - БГТУ (4 человека

Заключение

В заключение своей работы хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом.

В средней общеобразовательной школе №87создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе.

За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:

  • работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

  • работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;

  • целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

  • ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

В настоящее время я продолжаю работу с высокомотивированными учащимися. Кроме того, в школе в 2008/2009 учебном году существует факультатив для учащихся с высокими способностями к изучению предмета химии, что позволяет мне разнообразить формы работы, способствует дальнейшему развитию и совершенствованию моего опыта.


 Литература


  1. И.С. Якиманская. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М., 1996

  2. В.М. Мединский. Идеи к проектам и практике управления школой - М., 1999

  3. О.О. Запотылок. Работа с одаренными детьми. - Мн., 2006

  4. Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого М.В. - М., Прогресс, 1991

  5. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости : дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. - 2004, №4. - с.6-13

  6. Гафурова Н.В. Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одарённости учащихся на этапе "школа - ВУЗ". // Инновации в образовании.- 2004, №4.-с.119-152

  7. Кажарская С. Как развить одарённость и креативные способности. // Минская школа.-2004, №2.-с.44-45

  8. Коршакова Ю.В. Система отбора и подготовки одарённых детей. // Народная асвета. — 2003, №12.-с.62-66

  9. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика. -2003, №6.- с.27-32

  10. Понасенкова С.В. Одарённые дети формирование и развитие способностей. // Праблемы выхавання.- 2003, №3.- с.21-36

  11. Савченко Н.В. Влияние "эффекта олимпиады" на проявление интеллекта и креативности у одарённых старшеклассников. // Одарённый ребёнок. - 2004, № 4. - с.60-62

  12. Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе.- 2004, №7.-с.32-39

  13. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант.- Мн., 2002
  14. Малахова И.А. Развитие личности. Художественно-творческая деятельность. – Мн, 2003



Приложение №2

Задания, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся

Развитие операций анализа и синтеза.
• Исключите лишнее, по вашему мнению, уравнение реакции:

• В чем причина повышения температуры кипения спиртов в сравнении с галоген-алканами?
• Предположите, какими химическими свойствами обладает вещество следующего строения:



Развитие операции сравнения.
• Сравните химическую активность одноатомных и многоатомных спиртов.
• Сравните по строению и химическим свойствам уксусную и масляную кислоты.
• Сравните реакционную способность в реакциях нуклеофильного замещения веществ, формулы которых приведены:

СН3-СООН, С3Н7-СООН, СН2=СН-СООН, СН2=СН-СН2-СООН.

Объясните свой ответ.
• Сравните основные свойства аминов и спиртов. Объясните причину различия.
• Установите соответствие между названием органического соединения и классом, к которому соединение относится.
Класс соединений Название соединения
A. Эфиры. 1. метилпропанол-1
Б. Спирты. 2. фруктоза
B. Углеводы. 3. Транс – пентен- 2
Г. Пептиды.
Д. Углеводороды. 4. Анилин
Е. Амины.

Развитие операции классификации.

• Разделите вещества, формулы которых приведены ниже, на три группы. Какой признак вы положили в основу классификации?



• На сколько групп и по каким признакам можно разделить соединения, формулы которых приведены ниже?


Развитие операции систематизации.

Расположите следующие формулы в порядке уменьшения кислотных свойств веществ, дайте названия веществам.

Развитие операции обобщения понятий.
• Перечислите свойства, характерные как для минеральных, так и для органических кислот.
• Почему амины называют органическими основаниями?
• Что общего в строении спиртов и фенолов?


КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Мозговая В.С.

ГУ «Средняя общеобразовательная

разноуровневая многопрофильная

школа № 37»


Проблема развития одаренности широко обсуждается в научно-педагогической литературе. Изучив работы Богоявленской Д.Б., Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Платонова Н.К., Теплова Б.М., Лука А.Н. мы обратились к проблеме развития одаренности на уроках русского языка. А.М. Матюшкин в статье «Концепция творческой одаренности» приходит к мнению, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество. А понятие «творчество», на наш взгляд, тесно связанно с процессом создания нового оригинального, исследовательской деятельностью учащихся нестандартными путями решения проблемных задач. Одно из форм работы с одаренными детьми на уроках русского языка может являться комплексный анализ текста, который мы широко используем в своей работе.

В преподавании русского языка наметился новый подход: обучать не только языку, но и речи. Этот процесс слияния предусматривает формирование умений полноценного общения. Усвоение структуры русского языка, формирование грамматических операций и действий учащихся должны иметь непосредственный выход в речь, которая осуществляется на основе системы грамматических представлений и понятий.

Решение этой проблемы – слияние обучения языку и речи – мы видим в лингвистическом анализе, основу которого составляет выявление системы языковых средств, использованных для передачи идейно-тематического и эстетического содержания высказывания. Лингвистический анализ текста способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно-выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения. Этим и определяется наше внимание к нему.


Что такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста – это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л.В.Щербы, цель такого анализа – учить читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов».

Учить лингвистическому анализу необходимо поточу, что это способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием, что, по словам В.В.Виноградова, является «самой лучшей рекомендацией для каждого человека в общественной и творческой деятельности».

Вопросы и задания к тексту мы стараемся формулировать так, чтобы учащиеся при анализе конкретного материала могли применить свои знания и развить свои способности по лексике, морфологии, синтаксису, показать, как они владеют основными видами речевой деятельности. В ряде случаев предлагаем учащимся только текст, а вопросы и задания к нему отбирают сами ученики, используя памятку «Программа комплексной работы с текстом», при этом отметим, что учитель может сам подготовить такое своеобразное методическое пособие для работы учащихся с текстами, включая в него вопросы и задания, которые сочтёт нужным.

Программа комплексной работы с текстом

(Она состоит из 15 разделов)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). (Определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.)

2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.


3. Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия.) На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия.)

4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?

6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

8. Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.

9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы: слова, употреблённые в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.) Какова их роль в тексте?

12. Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение.

13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т.д.).

14. Произведите на материале текста разные виды разбора.

15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Анализируя текст, ученик должен стремиться построить свой ответ в форме связного высказывания. Если на уроке ученик выберет из предложенной выше программы работы с текстом пять-шесть заданий (включая разные виды разбора) и выполнит их правильно, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы поставить ему положительную оценку. Материал для разных видов разбора (слова и предложения) может быть отобран учителем, или ученик сам может выбрать его из текста и произвести разные виды разбора.


Оценивая ответ, следует принимать во внимание степень сложности отобранного для разных видов разбора материала.

На уроках-практикумах может использоваться как индивидуальная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом. Если текст анализирует группа из 3 – 4 человек, то может предлагаться больший объём материала; варианты заданий к тесту отбирают из памятки члены группы под руководством учителя (консультанта, ассистента) с учётом своих интересов, уровня подготовки. В результате всеми членами группы может быть выполнено более 10 заданий (по вариантам).

Предлагаем дидактические материалы, которые могут быть использованы на уроках развития речи при изучении и повторении лексики, морфологии, синтаксиса.

Начиная свой ответ с выразительного чтения, к которому он предварительно подготовился, ученик уже показывает результаты своей аналитической работы. Хорошее, правильное, выразительное чтение вслух не только свидетельствует о сформированности навыка чтения, но и требует конкретной подготовки с учётом особенностей конкретного текста: надо выбрать нужный тон, исходя из анализа содержания теста, темы, основной мысли; проанализировать пунктуацию текста, структуру предложений, чтобы найти слова, которые выделяются с помощью интонации, логического ударения. Наконец, перед каждым учеником стоит важная коммуникативная задача: прочитать текст и построить свой ответ так, чтобы тебя было интересно слушать. Наиболее важным и вместе с тем сложным для учащихся является задание «Докажите, что это текст».

Рассматривая средства связи между предложениями, способ связи, показывая, что текст – это цельность и единство, ученики испытывают трудности при анализе лексических средств связи.

На наш взгляд, работа с текстом может быть использована в качестве формы проведения экзамена за курс девятилетней школы, так и переводного. Подготовка к устному экзамену в такой форме предполагает систематическую работу с текстом на уроках развития речи, при изучении и повторении лексики, грамматики. Заметим, что в системе обучения по учебно-методическому комплексу (в пособиях «Русская речь», в сборниках задач и упражнений) работе с текстом уделяется большое внимание. Чаще всего мы выбираем работу с текстом в качестве одной из форм итогового контроля ещё и потому, что считаем такую форму проведения экзамена, зачёта не только полезной, но и доступной, интересной.


1. Докажите, что данный отрывок является текстом художественного стиля.

<…> Все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям…

(А.Чехов)

Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из повести А.П.Чехова «Степь».

1. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложения.

2. Определите виды односоставных предложений. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

3. Проанализируйте орфограммы и пунктограммы текста, подготовьтесь к диктанту.

4. Напишите самодиктант, проверьте его (возможна взаимопроверка).

5. Пользуясь материалом текста, расскажите о разделяющих и выделяющих знаках препинания.

6. Составьте схемы сложных предложений.

2.Запишите отрывки из статьи В.Белова «Язык мой, друг мой». Объясните орфограммы и известные вам пунктограммы.

I. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но разве подобное обстоятельство освобождает нас от обязанности знать падежные окончания? Или правописание частиц «не» и «ни»? Существуют вполне определенные грамматические правила, соблюдать которые обязан каждый, считающий себя грамотным и культурным. Водитель, не знающий правил движения, лишается водительских прав. <…> А вот докладчика, не умеющего склонять сложные числительные, зачастую не только слушают, но и аплодируют ему.

1. Объясните значение слов стихия, чертоги, личность, культурный.

2. Какие слова употребляются в текстах в переносном значении? Что достигается, благодаря использованию этих слов?

3. Каковы тема, основная мысль текстов?

4. Определите стиль текстов. Докажите ваше мнение. Согласны ли вы с мыслями писателя В.И.Белова о русском языке?

5. Подготовьтесь к выразительному чтению текстов.

6. Включите пересказ текстов в свои рассуждения на темы: «Слово – это поступок», «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры».

ЛИТЕРАТУРА

1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении – М.: Педагогика, 1972 - 152 с.

<< предыдущая страница