girniy.ru   1 2 3 4

Содержание


1. Введение

2.  Основные противоречия

3.Научно-методическое обоснование

4. Сущность опыта

 5. Описание педагогического опыта

5.1 Выявление одарённых детей

5.2 Методы и приёмы на уроках химии

5.3 Внеурочная деятельность

6. Результативность

7. Заключение

8. Литература

Приложение


Данный опыт представлен учителем средней общеобразовательной школы № 87 Чалой Галиной Владимировной. В работе по теме "Система работы с одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности " автор описывает свою систему работы с одаренными детьми начиная с выявления и до момента достижения ими высоких результатов в различных интеллектуальных конкурсах, научно-практической конференции, олимпиадах.

Введение

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющих ставить и решать оригинальные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Целью представленного опыта является показать систему работы с одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Объект: система работы с одарёнными детьми на уроках и внеурочной деятельности.


Субъект: условия, обеспечивающие выявление и развитие одарённых детей; одарённый ребёнок

Данный опыт работы может быть интересен и полезен для широкого круга работников общеобразовательных учреждений, как для учителей химии, так и для преподавателей других дисциплин.

Материалы носит описательный характер форм, методов и способов воздействия на ученика, для реализации их творческого потенциала с учетом индивидуальных особенностей, формирование мотивации к творческой самореализации. Учебная деятельность интересна при условии разнообразия. Живой интерес к предмету позволяет высокомотивированным, одарённым детям достигнуть хороших результатов в обучении, в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ.


Перспективность опыта заключается в личностной самореализации и профессиональном самоопределении учащихся.

Ввиду того, что средняя общеобразовательная школа №87 являлась школой с углубленным изучением английского языка, многие учащиеся на достаточном и высоком уровнях имеют знания по химии. Но тем не менее, они не всегда в достаточной степени заинтересованы в изучении предмета, а также наблюдается достаточно низкая мотивация в виду того, что ведущая роль на уроке по-прежнему отводится учителю, а инициатива учеников не поощряется. Таким образом, для поддержки высокомотивированных и интеллектуально одаренных учащихся нужно было создать систему работы, в которой главная роль отводится ученику, что способствовало бы раскрытию его академических способностей, развитию творчества, а также самореализации их творческих проектов.

Возникновение, развитие и становление опыта проходит на базе 8-11 классов учреждения образования “Средняя общеобразовательная школа №87 г.Минска”.

Приобретение опыта - это работа многих лет напряжённого труда, начиная с выявления одарённых детей уже в 5-6 классах на предметах «Человек и мир», «Биология», дальнейшего их развития с последующей реализацией их потенциальных возможностей.



Основные противоречия

Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие.

Однако на практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Необходимо создать условия этим ученикам для достижения высоких показателей в изучении предмета. В этом и заключается главное противоречие. При работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. . Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.

Научно-методическое обоснование

Попытаемся осветить состояние данной проблемы в теории, на основе которых выстраивается соответствующая практика работы с одарёнными детьми. Но, прежде, хотелось бы сказать о том, что понимают под системой. Это прежде всего целевые (цели), содержательные (содержание материала, отражённое в учебных планах, программах, учебниках и других нормативных документах) и инструментальные характеристики (методы, средства, технологии).

"Одаренный ребенок" — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями, обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок. Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, "одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей". Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества.


Согласно Дж. Рензули, одарённость детей есть стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, креативнасти (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и творческой мотивации (ориентирование на задачу). Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей.

Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую.

Проанализировав специальную литературу по проблеме одаренных детей и понаблюдав за своими учениками, я выделила для себя наиболее важные характерные особенности, присущие лишь одаренным учащимся, которые послужили мне опорой в работе с высокомотивированными и интеллектуально одаренными учениками.

• Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.


  • Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
  • Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.


  • Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые

  • им пока еще "не по зубам", и в решении некоторых из них добиваются успеха.

Условия успешной работы с одарёнными учащимися:

  1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися

  3. Признание того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.


Сущность опыта

Сущностью данного опыта в создании условий, обеспечивающих выявление и развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, а также реализацию их потенциальных возможностей. Как результат создание целостной системы работы с одарёнными детьми. Мной описана, система работы, которая предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения предмета химии, подготовки учеников к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.

Свою педагогическую деятельность в средней общеобразовательной школе № 87 я начала в 1995 году. На протяжении многих лет я работала с учащимися разных возрастных групп. В начале моей педагогической деятельности

рейтинг учебных достижений учащихся по химии составлял 6 баллов, но вместе с тем, в классах были высокомотивированные и интеллектуально одаренные учащиеся средний балл которых, достигал отметок "8" и "9". За отсутствием опыта работы с одаренным детьми мне пришлось обратиться за помощью к коллегам, проконсультироваться с психологом школы, посетить родительские собрания с целью сбора информации об одаренных и высокомотивированных школьниках. Кроме того, в школе создан "Банк данных одаренных учащихся", куда отдельно внесены данные о школьниках с высокими способностями к изучению различных предметов.


Выявление одарённых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения.


Описание педагогического опыта

Предлагаемая система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.

Первой ступенью опыта было наблюдение за деятельностью учащихся 8-х классов на уроках химии. Учащиеся с большим интересом относятся к новому предмету. И тут необходимо поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого я использую творческие домашние задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. Красноречивому и артистичному – предлагаю подготовить доклад. Ребятам нравится перевоплощаться в образ другого человека,

тогда рассказ ведется от первого лица. Тому, кто неплохо сочиняет, – предлагаю составить загадки по изученной теме. Подобрать рифму к названиям некоторых веществ по химии бывает очень непросто. Прежде чем создать рифмованные строки, нужно неоднократно обратиться к книге – источнику знаний и еще раз проработать изученный материал. Усидчивым предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом, общей буквой, общим окончанием. Например, по химии кроссворды по темам: “Кислород”, “Водород”, “Вода”, и другие. Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, время от времени предлагаю выполнить рисунки с химическим содержанием. Например, при изучении темы “Первоначальные химические понятия”, знакомя восьмиклассников, а теперь уже и семиклассников с химическими элементами, их символами и названиями, предлагаю ребятам найти объяснение этим названиям и отразить это в рисунке, созданном по типу опорного конспекта. В центре листа помещается непосредственно рисунок, отражающий название элемента, а вокруг – даты, цифры, фамилии, говорящие о том, кто и когда открыл данный химический элемент, какова его плотность, температура плавления и кипения, процентное содержание в земной коре и организме человека и т.д. (приложение №1). Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н. Толстого: “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…”. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую такие приемы и методы в своей работе, как эвристическая беседа, создаю проблемные ситуации, задаю вопросы, содержащие проблему, которую в ходе урока решаем вместе. Также на уроках использую задания, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся. (приложение №2) .Учащиеся, успешно справившиеся с освоением основных интеллектуальных умений, готовы к ведению исследовательской работы. Для проведения уроков отбираются экспериментальные


творческие задачи, например с экологической направленностью. Демонстрируя реакцию нейтрализации, сливаю щелочь и кислоту без индикатора, спрашиваю учащихся, происходят ли реакции между кислотами и щелочами? Почему мы не наблюдали никаких признаков химической реакции? (О том, что пробирка разогрелась – умалчиваю). Чем нужно воспользоваться, чтобы доказать, что реакция все-таки произошла? (Жду от учащихся ответа, что данный демонстрационный эксперимент нужно проводить с помощью индикатора).

На уроках необходимо создать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Здесь речь идет об индивидуальном подходе в обучении. Для этого требуется создание образовательной среды, включающей в себя:


  • организацию и разработку учебного материала разного содержания, вида и формы;

  • использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий;

  • создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

  • организацию занятий в малых группах на основе диалога, ролевых игр.

Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, позволяют выявить ребят, способных к творческой работе, и привлечь их к занятиям на факультативах.

На первых этапах, в 8, а теперь уже и в 7 классах, работаю над закреплением интереса к предмету, углубляем знания в рамках школьной программы. Восьмиклассников больше всего привлекают химический эксперимент и задачи с "бытовым" или, наоборот, "сказочным" содержанием.

Начиная с 9 класса, решаем задачи олимпиад (районных, городских, республиканских). Количество учащихся на факультативных занятиях в 7-8 классах - 8-10 человек. На данном этапе необходимо поддержать интерес.

Школьникам 10-11 классов задания подбираются сугубо индивидуально, материал различный по степени сложности, ориентирован на задания городских и республиканских олимпиад. Учащиеся, достигшие высоких результатов, привлекаются к занятиям с учащимися 7-8 классов - в этом проявляется принцип преемственности « равный обучает равного» Для того чтобы предоставить возможность как можно большему числу ребят попробовать свои силы в химических состязаниях, активно пропагандирую всевозможные открытые очные и заочные конкурсы: Интернет-проект (приложение №3)


Часто ученики, посещающие факультативные, занятия требуют индивидуальных консультаций, что ведёт к глубокому и осознанному изучению предмета химии. Деятельность учащихся должна носить в этом случае систематический характер: мной назначается день консультации, когда ученики могут получить рекомендации по поиску ответа.

Консультации я подразделяю на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся с учениками по мере необходимости. В особенности это касается помощи ученику при подготовке к научно-практической конференции, олимпиаде, другим интеллектуальным конкурсам. Групповые консультации проводятся по определенным дням, четко установленным учителем. Занятия организовываются с целью отработки новых приёмов при решении расчётных и расчётно- экспериментальных задач. На групповых консультациях можно организовать с учащимися проектную деятельность где основной из задач учителя является предъявление проблемы, которую следует решить учащимся самостоятельно, а также представление материально-технической базы и специализированной литературы по предмету. При решении проблемы я консультирую, направляю учеников. проблемы может быть представлен на уроке в классе или на научно-практической конференции.



<< предыдущая страница   следующая страница >>