https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 4 5
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку

9класс, 10 класс, 11 класс

Пояснительная записка

Русский язык — язык русского народа. Он слу­жит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для свя­зи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе име­ет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные за­дачи.

Специальной целью преподавания русского язы­ка в школе является формирование языковой, ком­муникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция, т. е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- формирования у учащихся научно-лингвис­тического мировоззрения,

- вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функци­онировании), - развития языкового и эстетического идеала, т. е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, т. е. осведом­ленность школьников в особенностях функциони­рования родного языка в устной и письменной фор­ме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфо­графических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогаще­ния словарного запаса и грамматического строя ре­чи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.


Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разде­лах, целях научного изучения языка, элементар­ные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изуче­нии родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:

- воспитание учащихся средствами данного предмета;

- развитие логического мышления школьников;

- обучение их умению само­стоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формирование общеучебных умений работа с книгой, со справочной литературой, совершенство­вание навыков чтения и т. д.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, локальных актов МОУ Большекуликовская СОШ. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается в 5-9 кл. Общее количество – 714 часов. Формой организации учебного процесса является урок, на котором используются современные технологии:

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов и средств, нацеленных на получение конкретного результата.

Главное назначение образовательной технологии состоит в том, чтобы обеспечить полное усвоение знаний учащимися, а также способствовать личностному и профессиональному развитию участников образовательного процесса. Существующие технологии в разной мере отвечают этим требованиям. Поэтому педагогу важно знать суть, содержание каждой из известных в педагогике технологий и уметь использовать их в сочетании для достижения педагогических целей.

Объяснительно-иллюстративное обучение.


Цель – сформировать знания и умения. Цель учебной деятельности задает педагог. Сущность технологии – педагог адаптирует учебную информацию. Учащиеся ее воспринимают. Лучшему усвоению способствует использование наглядных средств. Формирование положительных эмоций ситуативно.

Технология полного усвоения.

Цель – обеспечить усвоение информации в полном объеме. Цель учебной деятельности задает педагог. Сущность технологии – строго фиксируется результат обучения. Другие компоненты адаптируются под достижение всеми учащимися заданного результата. Цели формулируются очень конкретно. Определяется эталон полного усвоения. Составляется тест. Формируются положительные эмоции. Педагог диктует свои требования.

Разноуровневое обучение

Цель – обеспечить усвоение материала на уровне возможностей, запросов. Цель учебной деятельности формулирует педагог вместе с детьми.

Сущность технологии – дифференциация учащихся по уровню обученности на малые группы. Сочетанием форм и методов обеспечивается достижение базового, программного и усложненного уровней образования. Положительные эмоции формируются ситуативно.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию элементов учебной самостоятельности, умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание потребности обращаться к ним.

Согласно положению об итоговом контроле предусмотрены следующие виды и формы контроля:

Устная аттестация по билетам предполагает ответы на вопросы, сформулированные в билетах, выполнение предложенных практических заданий (решение задачи, разбор предложения, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта и т. п.).

Защита реферата предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его темы работы, с учетом рекомендаций учителя или научного руководителя, глубокое изучение избранной темы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее, чем за неделю до экзамена реферат представляется обучающимся на рецензию учителю - предметнику или научному руководителю. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку после защиты реферата.


Тестирование - форма контроля в бланковом варианте. Тестирование представляет собой композицию из тестовых заданий, расположенных по возрастающей трудности. Тестовые задания могут быть представлены в 4-х формах: закрытая, открытая, на установление правильной последовательности, на установление соответствия. Открытая форма тестового задания имеет инструкцию (дополните), закрытая - инструкцию (обведите кружком номер правильного ответа). Задания на установление правильной последовательности - инструкцию (установите правильную последовательность), в заданиях на установление соответствия- инструкцию (установите соответствие).

Для контроля изучения текущего материала используются контрольные диктанты, контрольные работы, тесты, изложения, сочинения.

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5-9 классе языковых явлений речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры, производить все виды разбора, определять стиль и тип текста, соблюдать все основные нормы литературно языка, находить в предложени­ях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор зна­ков препинания и расставлять их в соответствия с изученными в 5—9 классах пунктуационными правилами.

Для работы используется учебники «Русский язык» 8, 9 кл. (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков), утвержденные федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ.

Содержание рабочей программы по русскому языку в 9 классе

Международное значение русского языка (1 час)

Повторение изученного в 5-8 классах (7+2)

Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст

Контрольный диктант по теме

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Сложное предложение (2+3)


Сложные предложения. Р.Р. Способы сжатого изложения содержания текста

Союзные сложные предложения (43+8)

Сложносочинённые предложения (9+3)

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинён­ном предложении. Рецензия. Сложносочиненное предложение.

Контрольный диктант по теме

Сложноподчинённые предложения (3+2)

Строение сложноподчинённого предложения. Знаки пре­пинания в сложноподчинённом предложении.

Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению (20+2)

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъ­яснительными.

Сложноподчинённые предложения с придаточными об­стоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени. Придаточные предложения места. Придаточные предложения времени. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения причины.

Придаточные предложения цели. Придаточные предложения сравнительные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения следствия.

Контрольный диктант по теме

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (11+1)

Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

Контрольный диктант по теме

Бессоюзные сложные предложения (10+4)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в простом и сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном пред­ложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения.

Сложные предложения с различными видами связи (12)

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.


Сложные предложения с различными видами связи. Авторские знаки препинания.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3+2)

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский

литературный язык и его стили.

ПОВТОРЕНИЕ (6)

Фонетика. Графика. Орфография. Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование.

Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА

• Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить все виды разбора: фонетически морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

определять стиль и тип текста;

соблюдать все основные нормы литературно языка.

По пунктуации. Находить в предложени­ях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор зна­ков препинания и расставлять их в соответствия с изученными в 5—9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изу­ченные орфограммы, уметь обосновывать их вы­бор, правильно писать слова с изученными ор­фограммами, находить и исправлять орфографи­ческие ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5—9 классах сло­ва с непроверяемыми орфограммами.


По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.


Литература и средства обучения

9 класс


  1. Русский язык, С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко, М. «Просвещение», 2009 г.,

  2. Методическое пособие по русскому языку

  3. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.; «Махаон», 2007

  4. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографи­ческий словарь. Для учащихся средней школы. — 41-е изд.-М., 1990.

  5. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

  6. Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского язы­ка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1991.

  7. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка/Под ред. Ф. П. Филина. — 2-е изд., дораб. — М., 1998.

  8. Одинцов В. В. и др. Школьный словарь ино­странных слов/Под ред. В. В. Иванова. - - 4-е изд., до-раб. - М., 1999.

  9. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М., 1997.

  10. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд. — М., 1998.

  11. Тихонов А. Н. Школьный словообразователь­ный словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1991.
  12. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фра­зеологический словарь русского языка. — 3-е изд., пере­раб. — М., 1994.


  13. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1998.

  14. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. — М., 1997.

  15. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.

  16. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык: Справочные материалы/ Под ред. Н. М. Шанского. — 7-е изд., испр. — М., 1995.


Ресурсы на локальных носителях

  1. 1С: Репетитор «Русский язык»

Учебно-тематический план по русскому языку в 9 классе








Количество часов

№ п/п

Наименование темы, раздела

Всего

Развитие речи

Контроль

1

Международное значение русского языка

1







2

Повторение изученного в 5-8 классах

9




2

3

Синтаксис и пунктуация

92

15

17

3.1


Сложное предложение

5

3




3.2

Союзные сложные предложения

51

8

9

3.2.1

Сложносочиненные предложения

12

3

2

3.2.2

Сложноподчиненные предложения

5

2




3.2.3

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению

22

2

2

3.2.4

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

12

1

5

3.3

Бессоюзные сложные предложения

14

4

3

3.4

Сложные предложения с различными видами связи

12



5


4

Общие сведения о языке

5

2

1

5

Повторение

6










ИТОГО

102

17

20



следующая страница >>