РПУД «Социальная психология» (для бакалавриата ООП «Психология»)
Начало титульного листа
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Социальная психология»
(Social Psychology)
Язык (и) обучения - русский
Трудоемкость ______4_______ зачетные единицы
Регистрационный номер рабочей программы:
учебной дисциплины:
код года утверждения
|
|
код факультета или иного
структурного подраздел.
|
|
Порядковый
номер или шифр
|
11
|
/
|
/ 76
|
/
|
000002
|
Санкт-Петербург
2011
Конец титульного листа
СОДЕРЖАНИЕ
1.1
|
Цели и задачи учебных занятий ………………………………………
|
|
1.2
|
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий………………………………………….
|
|
1.3
|
Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)………
|
|
1.4
|
Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся ………………..
|
|
1.5
|
Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий …………………………………………………………………..
|
|
1.6
|
Организация учебных занятий…………………………………………
|
|
1.7
|
Структура и содержание учебных занятий ……………………………
|
|
|
Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий………….
|
|
Раздел 2. Обеспечение учебных занятий
|
2.1
|
Методическое обеспечение ……………………………………………
|
|
|
2.1.1.Методическое обеспечение аудиторной работы………………...
|
|
|
2.1.2.Методическое обеспечение самостоятельной работы…………..
|
|
|
2.1.3.Методика проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и критерия оценивания …………………
|
|
|
2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)……………………………………………
|
|
2.2
|
Кадровое обеспечение …………………………………………………
|
|
|
2.2.1 Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины……………………………..………………………………
|
|
|
2.2.2 Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) персоналом………………………..………………………………
|
|
|
2.2.3 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса…………………………….
|
|
2.3
|
Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины………
|
|
2.4
|
Информационное обеспечение учебной дисциплины…………………
|
|
|
2.4.1. Список обязательной литературы………………………………..
|
|
|
2.4.2. Список дополнительной литературы…………………………….
|
|
|
2.4.3. Перечень иных информационных источников…………………
|
|
Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы
учебной дисциплины
|
Цели и задачи учебных занятий
Подготовка по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению
030300 «Психология» с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Данная рабочая программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда общекультурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной теории и практики социально-психологической науки. Компетенции, на которых сфокусирована данная рабочая программа учебной
дисциплины, могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП подготовки бакалавра психологии. Исходя
из этого, в данной программе сформулированы следующие цели и задачи (миссия данной учебной дисциплины):
Основной целью освоения дисциплины «Социальная психология» является формирование у студентов целостного представления о ключевых идеях и категориях социально-психологической науки, общей ориентации в ее понятийном аппарате, теоретических и методологических проблемах, а также возможность использования социально-психологического знания для решения практических задач.
Задачи курса:
сформировать у студентов общее представление о теоретических основах социально-психологической науки и ее связях с другими сферами науки и общественной практики;
сформировать у студентов представления о предмете социальной психологии, его составляющих, о феноменах и закономерностях социального поведения личности и различных социальных групп;
осветить наиболее важные социально-психологические концепции и раскрыть те экспериментальные данные, к которым апеллируют эти концепции;
-
ознакомить с основными методами социальной психологии, а также с методами и приёмами социально-психологической диагностики и психологической помощи, используемыми в практической социально-психологической работе и способствовать развитию умений работать с ними;
-
способствовать развитию практических умений изучать особенности взаимодействия личности и общества, социально-психологические особенности личности, закономерности социального развития личности, становления и функционирования больших и малых социальных групп;
показать направления прикладной социальной психологии и отметить особенности практической социальной психологии.
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Данный курс является компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению 030300 «Психология». Дисциплина «Социальная психология» относится к профессиональному циклу (Б3). Она ориентирована на профессиональное и личностное становление будущих бакалавров психологии. Студент, обучающийся по данной дисциплине,
должен иметь знания, умения и навыки, соответствующие полному среднему образованию. Одновременно с изучением дисциплины он должен иметь или получать знания, умения, навыки и компетенции по дисциплинам: «Общая психология», «Психология личности», которые создают теоретико-методологические и инструментально-прикладные основы формирования компетенций, формируемых в рамках учебной дисциплины «Социальная психология». Данная дисциплина является обязательной, рассчитана на изучение на втором курсе в третьем семестре. Формой отчетности является экзамен по всему изученному курсу.
. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:
Владеет культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений
|
Готов к осуществлению стандартных базовых процедур организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий индивиду и группе.
|
Готов к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии
|
Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся
В результате освоения курса студенты должны
знать:
историю возникновения социальной психологии как науки и ее место в системе психологических и гуманитарных;
-
основные понятия, закономерности и проблемы, характеризующие основные предметные области социальной психологии: «психологию общения», «психологию группы» и «психологию личности»;
наиболее важные социально-психологические концепции и раскрыть те экспериментальные данные, к которым апеллируют эти концепции;
уметь:
ориентироваться в основных социально-психологических теориях, знать вклад отечественных психологов в разработку социальной психологии коллектива, лидерства и руководства;
использовать основные методы и методики социально-психологических исследований;
находить социально-психологические проблемы, ставить цели социально-психологического исследования и использовать основные социально-психологические методы в исследовательских целях;
-
изучать особенности взаимодействия личности и общества, социально-психологические особенности личности, закономерности социального развития личности, становления и функционирования больших и малых социальных групп;
владеть:
методами эффективного общения;
приемами разрешения конфликтных ситуаций.
Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
Выбор организационной формы работы, соответствующей типу выполняемого задания, а также эффективное руководство и управление деятельностью учащихся, ее регулирование на занятии способствует интенсификации процесса обучения.
В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, традиционные семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.
В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как:
Активные формы обучения:
- подготовка доклада по теме «Актуальные проблемы социальной психологии» и выступление
с ним перед аудиторией;
- написание эссе на тему «Соотношение социальной психологии, социологии и общей психологии» (объем – 150-200 слов);
- описание процесса собственной социализации в письменном виде;
- описание студентом условий достижения взаимопонимания между ним и другими людьми;
- составление глоссария по теме «Социальная психология общения» и кроссворда с использованием понятий глоссария (не менее 10 слов);
- анализ понятий «лидерство» и «руководство» и их сравнение в письменной форме, описание их сходства и различия;
- описание специфики коммуникативного поведения всех представителей малой группы, в которой студент является постоянным членом;
- составление в конце семестра глоссария по всему изученному материалу курса.
При подготовке индивидуального задания студент может при необходимости обратиться к преподавателю за консультацией.
Интерактивные формы обучения:
- дискуссия по теме «Актуальные проблемы социальной психологии» в рамках семинара;
- рассмотрение основных направлений зарубежной социальной психологии в виде обсуждения каждого направления в микро-группе с дальнейшей презентацией своего направления всей аудитории и совместным обсуждением;
- проведение деловой игры «Путешествие на воздушном шаре» (Приложение 1) с последующим анализом результатов наблюдений «экспертов». Эксперты – 5 студентов из группы, которые наблюдают со стороны за ходом группового взаимодействия, отслеживая распределение ролей в группе, развитие групповых процессов, стиль, выбираемый лидером и т.п.
При изложении части тем, по желанию лектора, применяется мультимедиа-проектор для проведения презентаций и демонстрации видеоматериалов занятий.
Организация учебных занятий
1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость
групп обучающихся
Код модуля в составе дисциплины,
практики и т.п.
|
Аудиторная учебная работа учащихся
|
Самостоятельная работа
|
трудоемкость (в зач.ед.)
|
лекции
|
семинары
|
консультации
|
практ. занятия
|
лаб.работы
|
контр. работы
|
коллоквиумы
|
в т.ч. текущий контроль
|
промежуточная аттестация
|
под рук-вом препод-ля
|
в присутствии препод-ля
|
в т.ч. с использованием метод. материалов
|
в т.ч. текущий контроль
|
промежуточная аттестация
|
объем активных и интерактивных форм учебзанятий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
Очная форма обучения
|
Модуль 1.
|
4
|
6
|
|
|
|
|
|
0,5
|
|
|
4
|
14
|
8
|
|
10
|
|
20
|
20
|
|
|
|
|
|
20
|
|
|
20
|
|
|
|
Модуль 2.
|
6
|
2
|
|
|
|
|
|
0,25
|
|
|
4
|
8
|
6
|
|
4
|
20
|
20
|
|
|
|
|
|
20
|
|
|
20
|
|
|
|
Модуль 3.
|
8
|
4
|
|
2
|
|
|
|
0,5
|
|
|
6
|
12
|
6
|
|
6
|
20
|
20
|
|
20
|
|
|
|
20
|
|
|
20
|
|
|
|
Модуль 4.
|
10
|
4
|
|
|
|
|
|
0,25
|
|
|
2
|
14
|
4
|
|
4
|
20
|
20
|
|
|
|
|
|
20
|
|
|
20
|
|
|
|
Модуль 5.
|
4
|
2
|
|
|
|
|
|
0,5
|
|
|
2
|
12
|
2
|
|
8
|
20
|
20
|
|
|
|
|
|
20
|
|
|
20
|
|
|
|
Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
6
|
|
ИТОГО:
|
32
|
18
|
|
2
|
|
|
|
2
|
4
|
|
16
|
60
|
26
|
6
|
32
|
4
|
1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля в составе дисциплины
|
Промежуточная аттестация
|
Текущий контроль
|
Виды
|
Сроки
|
Формы
|
Сроки
|
очная форма обучения
|
Модуль 1
|
Экзамен
|
В период сессии
|
написание эссе на тему «Соотношение социальной психологии, социологии и общей психологии»
(объем – 150-200 слов)
|
1 неделя
|
подготовка доклада по теме «Актуальные проблемы социальной психологии» и выступление с ним перед аудиторией, групповая дискуссия
|
2-3 недели
|
Итоговый тест по материалу Модуля 1
|
3 неделя
|
Модуль 2
|
описание специфики социально-психологического подхода к личности
(в письменном виде)
|
3-4 неделя
|
описание процесса собственной социализации в письменном виде
|
4 неделя
|
Итоговый тест по материалу Модуля 2
|
5 неделя
|
Модуль 3
|
описание студентом условий достижения взаимопонимания между ним и другими людьми
|
7 неделя
|
составление глоссария по теме «Социальная психология общения» и кроссворда с использованием понятий глоссария
(не менее 10 слов)
|
8 неделя
|
Итоговый тест по материалу Модуля 3
|
8 неделя
|
Модуль 4
|
описание специфики коммуникативного поведения всех представителей малой группы, в которой студент является постоянным членом
|
9 неделя
|
сравнение понятий «лидерство» и «руководство»
|
11 неделя
|
Итоговый тест по материалу Модуля 4
|
12 неделя
|
Модуль 5
|
подготовка и защита проектов по проблеме прикладной социальной психологии
|
13 неделя
|
составление глоссария по всему изученному материалу курса
|
12-13 недели
|
Итоговый тест по материалу Модуля 5
|
13 неделя
|
Форма итогового контроля: Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в устной форме, в виде ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка.
Студенты, систематически посещавшие в течение всего семестра лекционные занятия, активно работавшие на семинарских занятиях, успешно справившиеся со всеми письменными работами, имеют право выбора на экзамене одного из двух предложенных в билете вопроса. Студенты, не выполнявшие текущие задания, не посещавшие лекции и семинары, на экзамене получают на экзамене дополнительное задание – решение практической ситуации.
Структура и содержание учебных занятий
(Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий)
Междисциплинарная связь изучаемых модулей с обеспечиваемыми
( последующими) дисциплинами
Код (наименование ) модуля
|
Наименование обеспечиваемой
( последующей) дисциплины
|
Модуль 1- Модуль 5
|
– Психодиагностика
- Педагогическая психология
|
Модуль - 1. (вводный) Социальная психология как наука
Цель модуля – сформировать у студентов представление о предмете, объекте, методах социальной психологии, рассмотреть основные этапы становления социальной психологии как науки и основные ее направления.