girniy.ru 1 2 ... 5 6
РПУД «Социальная психология» (для бакалавриата ООП «Психология»)



Начало титульного листа

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет психологии


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Социальная психология»

(
Social Psychology)


Язык (и) обучения - русский

Трудоемкость ______4_______ зачетные единицы


Регистрационный номер рабочей программы:

учебной дисциплины:

код года утверждения




код факультета или иного

структурного подраздел.




Порядковый

номер или шифр

11

/

/ 76

/

000002



Санкт-Петербург

2011


Конец титульного листа


СОДЕРЖАНИЕ

1.1

Цели и задачи учебных занятий ………………………………………




1.2

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий………………………………………….



1.3


Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)………




1.4

Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся ………………..




1.5

Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий …………………………………………………………………..




1.6

Организация учебных занятий…………………………………………




1.7

Структура и содержание учебных занятий ……………………………







Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий………….




Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

2.1

Методическое обеспечение ……………………………………………







2.1.1.Методическое обеспечение аудиторной работы………………...







2.1.2.Методическое обеспечение самостоятельной работы…………..






2.1.3.Методика проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и критерия оценивания …………………








2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)……………………………………………




2.2

Кадровое обеспечение …………………………………………………







2.2.1 Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины……………………………..………………………………







2.2.2 Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) персоналом………………………..………………………………







2.2.3 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса…………………………….




2.3

Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины………




2.4

Информационное обеспечение учебной дисциплины…………………







2.4.1. Список обязательной литературы………………………………..





2.4.2. Список дополнительной литературы…………………………….







2.4.3. Перечень иных информационных источников…………………




Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы

учебной дисциплины



    1. Цели и задачи учебных занятий


Подготовка по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 030300 «Психология» с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Данная рабочая программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда общекультурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной теории и практики социально-психологической науки. Компетенции, на которых сфокусирована данная рабочая программа учебной дисциплины, могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП подготовки бакалавра психологии. Исходя из этого, в данной программе сформулированы следующие цели и задачи (миссия данной учебной дисциплины):

Основной целью освоения дисциплины «Социальная психология» является формирование у студентов целостного представления о ключевых идеях и категориях социально-психологической науки, общей ориентации в ее понятийном аппарате, теоретических и методологических проблемах, а также возможность использования социально-психологического знания для решения практических задач.



Задачи курса:


  1. сформировать у студентов общее представление о теоретических основах социально-психологической науки и ее связях с другими сферами науки и общественной практики;

  2. сформировать у студентов представления о предмете социальной психологии, его составляющих, о феноменах и закономерностях социального поведения личности и различных социальных групп;

  3. осветить наиболее важные социально-психологические концепции и раскрыть те экспериментальные данные, к которым апеллируют эти концепции;

  4. ознакомить с основными методами социальной психологии, а также с методами и приёмами социально-психологической диагностики и психологической помощи, используемыми в практической социально-психологической работе и способствовать развитию умений работать с ними;

  5. способствовать развитию практических умений изучать особенности взаимодействия личности и общества, социально-психологические особенности личности, закономерности социального развития личности, становления и функционирования больших и малых социальных групп;

  6. показать направления прикладной социальной психологии и отметить особенности практической социальной психологии.




    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Данный курс является компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению 030300 «Психология». Дисциплина «Социальная психология» относится к профессиональному циклу (Б3). Она ориентирована на профессиональное и личностное становление будущих бакалавров психологии. Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения и навыки, соответствующие полному среднему образованию. Одновременно с изучением дисциплины он должен иметь или получать знания, умения, навыки и компетенции по дисциплинам: «Общая психология», «Психология личности», которые создают теоретико-методологические и инструментально-прикладные основы формирования компетенций, формируемых в рамках учебной дисциплины «Социальная психология». Данная дисциплина является обязательной, рассчитана на изучение на втором курсе в третьем семестре. Формой отчетности является экзамен по всему изученному курсу.



    1. . Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:

Владеет культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

Готов к осуществлению стандартных базовых процедур организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий индивиду и группе.

Готов к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии




    1. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

В результате освоения курса студенты должны

знать:

  • историю возникновения социальной психологии как науки и ее место в системе психологических и гуманитарных;

  • основные понятия, закономерности и проблемы, характеризующие основные предметные области социальной психологии: «психологию общения», «психологию группы» и «психологию личности»;

  • наиболее важные социально-психологические концепции и раскрыть те экспериментальные данные, к которым апеллируют эти концепции;


уметь:

  • ориентироваться в основных социально-психологических теориях, знать вклад отечественных психологов в разработку социальной психологии коллектива, лидерства и руководства;

  • использовать основные методы и методики социально-психологических исследований;

  • находить социально-психологические проблемы, ставить цели социально-психологического исследования и использовать основные социально-психологические методы в исследовательских целях;
  • изучать особенности взаимодействия личности и общества, социально-психологические особенности личности, закономерности социального развития личности, становления и функционирования больших и малых социальных групп;



владеть:

  • методами эффективного общения;

  • приемами разрешения конфликтных ситуаций.




    1. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий


Выбор организационной формы работы, соответствующей типу выполняемого задания, а также эффективное руководство и управление деятельностью учащихся, ее регулирование на занятии способствует интенсификации процесса обучения.

В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, традиционные семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.

В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как:

Активные формы обучения:

- подготовка доклада по теме «Актуальные проблемы социальной психологии» и выступление с ним перед аудиторией;

- написание эссе на тему «Соотношение социальной психологии, социологии и общей психологии» (объем – 150-200 слов);

- описание процесса собственной социализации в письменном виде;

- описание студентом условий достижения взаимопонимания между ним и другими людьми;

- составление глоссария по теме «Социальная психология общения» и кроссворда с использованием понятий глоссария (не менее 10 слов);

- анализ понятий «лидерство» и «руководство» и их сравнение в письменной форме, описание их сходства и различия;

- описание специфики коммуникативного поведения всех представителей малой группы, в которой студент является постоянным членом;

- составление в конце семестра глоссария по всему изученному материалу курса.

При подготовке индивидуального задания студент может при необходимости обратиться к преподавателю за консультацией.


Интерактивные формы обучения:

- дискуссия по теме «Актуальные проблемы социальной психологии» в рамках семинара;

- рассмотрение основных направлений зарубежной социальной психологии в виде обсуждения каждого направления в микро-группе с дальнейшей презентацией своего направления всей аудитории и совместным обсуждением;

- проведение деловой игры «Путешествие на воздушном шаре» (Приложение 1) с последующим анализом результатов наблюдений «экспертов». Эксперты – 5 студентов из группы, которые наблюдают со стороны за ходом группового взаимодействия, отслеживая распределение ролей в группе, развитие групповых процессов, стиль, выбираемый лидером и т.п.


При изложении части тем, по желанию лектора, применяется мультимедиа-проектор для проведения презентаций и демонстрации видеоматериалов занятий.



    1. Организация учебных занятий

1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость

групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

практики и т.п.

Аудиторная учебная работа учащихся

Самостоятельная работа

трудоемкость (в зач.ед.)

лекции

семинары

консультации

практ. занятия

лаб.работы


контр. работы

коллоквиумы

в т.ч. текущий контроль

промежуточная аттестация

под рук-вом препод-ля

в присутствии препод-ля

в т.ч. с использованием метод. материалов

в т.ч. текущий контроль

промежуточная аттестация

объем активных и интерактивных форм учебзанятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Очная форма обучения

Модуль 1.

4

6
















0,5





4


14

8




10




20

20
















20







20










Модуль 2.

6

2
















0,25







4

8

6




4

20

20
















20






20










Модуль 3.

8

4




2










0,5







6

12

6




6

20

20




20










20







20










Модуль 4.

10

4














0,25








2

14

4




4

20

20
















20







20










Модуль 5.

4

2
















0,5







2

12

2




8

20

20














20







20










Экзамен

























4













6




ИТОГО:

32

18




2










2

4




16

60

26

6

32

4


1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины


Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

Модуль 1

Экзамен

В период сессии

написание эссе на тему «Соотношение социальной психологии, социологии и общей психологии»

(объем – 150-200 слов)

1 неделя

подготовка доклада по теме «Актуальные проблемы социальной психологии» и выступление с ним перед аудиторией, групповая дискуссия

2-3 недели

Итоговый тест по материалу Модуля 1

3 неделя

Модуль 2

описание специфики социально-психологического подхода к личности

(в письменном виде)

3-4 неделя

описание процесса собственной социализации в письменном виде

4 неделя

Итоговый тест по материалу Модуля 2

5 неделя

Модуль 3

описание студентом условий достижения взаимопонимания между ним и другими людьми

7 неделя

составление глоссария по теме «Социальная психология общения» и кроссворда с использованием понятий глоссария

(не менее 10 слов)


8 неделя

Итоговый тест по материалу Модуля 3

8 неделя

Модуль 4

описание специфики коммуникативного поведения всех представителей малой группы, в которой студент является постоянным членом

9 неделя

сравнение понятий «лидерство» и «руководство»

11 неделя

Итоговый тест по материалу Модуля 4

12 неделя

Модуль 5

подготовка и защита проектов по проблеме прикладной социальной психологии

13 неделя

составление глоссария по всему изученному материалу курса

12-13 недели

Итоговый тест по материалу Модуля 5

13 неделя


Форма итогового контроля: Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в устной форме, в виде ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка.

Студенты, систематически посещавшие в течение всего семестра лекционные занятия, активно работавшие на семинарских занятиях, успешно справившиеся со всеми письменными работами, имеют право выбора на экзамене одного из двух предложенных в билете вопроса. Студенты, не выполнявшие текущие задания, не посещавшие лекции и семинары, на экзамене получают на экзамене дополнительное задание – решение практической ситуации.




    1. Структура и содержание учебных занятий

(Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий)


Междисциплинарная связь изучаемых модулей с обеспечиваемыми

( последующими) дисциплинами


Код (наименование ) модуля

Наименование обеспечиваемой

( последующей) дисциплины

Модуль 1- Модуль 5

Психодиагностика

- Педагогическая психология


Модуль - 1. (вводный) Социальная психология как наука

Цель модуля – сформировать у студентов представление о предмете, объекте, методах социальной психологии, рассмотреть основные этапы становления социальной психологии как науки и основные ее направления.



следующая страница >>