ЭТИКА И ЭСТЕТИКА
Рабочая программа дисциплины.
1.Область применения.
Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности
2.Нормативные ссылки.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Цикл ГСЭ.В.2. Этика и эстетика. Направление подготовки дипломированного специалиста.
Учебный план ПГУ по специальности
Семестровый учебный план на текущий год.
И 151.30.03-2000 Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок разработки и требования к содержанию.
4. Цели и задачи
4.1 Общая цель курса - дать целостное представление об этике и эстетике как самостоятельных областях знаний.
Общая цель может быть конкретизирована в следующих задачах, решение каждой из которых составляет самостоятельный раздел курса: 1) определить предмет этики и эстетики, основные исторические вехи ее развития; 2) выделить важнейшие понятия этики и морального сознания; 3) описать роль морали в культуре, ее менявшееся от эпохи к эпохе нормативное содержание в том виде, в каком оно отразилось в важнейших моральных кодексах; 4) проанализировать понятие морали; 5) рассмотреть наиболее злободневные проблемы прикладной этики - прежде всего те из них, которые остаются открытыми для споров на нормативном уровне (эвтаназия, смертная казнь, проблема справедливого насилия и др.); 6) определить основные категории эстетики; 7) раскрыть содержание эстетического сознания и эстетической деятельности; 8) рассмотреть основные виды искусства, как формы проявления эстетической деятельности.
4.2 В результате изучения курса этики и эстетики студент должен:
-
понимать предмет этики и эстетики, их роль в истории человеческой культуры;
знать основные этапы развития мировой этической и эстетической мысли;
иметь представление о важнейших школах и учениях выдающихся мыслителей;
знать фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу этических учений
-
завершивший обучение студент должен уметь обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, применять полученные знания при решении профессиональных задач, а также в практической жизни.
5. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин, обеспечивающих общекультурное развитие и философско-методическую подготовку. Основные положения этики и эстетики должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: философии,
культурологи, а также стать основой для формирования личности специалиста.
6.Сводные данные об основных разделах дисциплины
Название раздела
|
Количество часов
|
Уровни изучения
|
Аудиторные
|
Самостоят. работа
|
Лекции
|
Семинар. занятия
|
1. Предмет и задачи этики
|
|
|
|
|
2. Мораль как предмет этики
|
|
|
|
|
3. История этических учений
|
|
|
|
|
4. Основные категории этики
|
|
|
|
|
5. Проблемы прикладной этики
|
|
|
|
|
6. Предмет и основные категории эстетики
|
|
|
|
|
7. Основные этапы развития эстетической мысли
|
|
|
|
|
8. Искусство
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
Лекции
Разделы и их содержание.
7.1.1.
Предмет и задачи этики.
Этика – нормативная наука и практическая философия. «Этика» и «мораль» происхождение терминов. Обоснование предмета и задач этики Аристотелем. Структура этического знания: общая теория морали, история этических учений, прикладная этика. Разновидности этической теории. Этика гуманистическая и авторитарная.
7.1.2. Мораль как предмет этики.
Мораль как форма общественного сознания и регулятор отношений в обществе. Происхождение морали, ее назначение и основные свойства: нормативность, оценочность, императивность. Система моральной регуляции: нравственные ценности и идеалы, нормы и принципы морали, смысл жизни. Функции морали в обществе.
Моральное измерение личности. Моральное сознание, его структура, и формирование в процессе воспитания и самовоспитания. Природа нравственного поступка. Нравственная автономия личности.
История этических учений.
Важнейшие моральные и этические учения. Генезис и формирование философско-этического мировоззрения. Древнейшие этические системы в истории человечества.
Античная этика: моральный абсолютизм Сократа, гедонизм, этика Аристотеля и Эпикура.
Религиозная этика средневековья: христианство, ислам. Этические взгляды Возрождения. Трудовая этика протестантизма и формирование основ буржуазной морали.
Этическая система И. Канта: абсолютизм морали, категорический императив. Постклассическая этика: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Русская этическая мысль. Л.Н. Толстой. Этика в XX веке. А. Швейцер.
Основные категории этики.
Ценности. Идеал. Высшее благо. Добро и зло. Добродетель и порок. Моральная свобода и ответственность. Долг и совесть. Стыд и вина. Справедливость. Польза. Милосердие.
-
Проблемы прикладной этики.
Проблема нравственного прогресса. Перспективы этики ненасилия.
Открытые проблемы прикладной этики. Проблема смертной казни. Эвтаназия как проблема.
Этика науки и техники. Профессиональная ответственность ученого. Свобода исследований и социальная ответственность. Использование научных и технических достижений.
Предмет и основные категории эстетики.
Предмет эстетики. Понятие эстетического. Эстетическое освоение действительности человеком. Особенности эстетического сознания. Эстетическая оценка. Эстетический вкус.
Связь эстетического и этического. Место эстетики в системе философских наук. Категории эстетики.
Основные этапы развития эстетической мысли.
Зарождение и формирование основных направлений в эстетике. Античные философы о прекрасном.
Крупнейшие представители западноевропейской эстетической мысли: Лессинг, Кант, Гегель.
Русская эстетика: Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев.
Современные эстетические теории. Становление и развитие технической эстетики.
Искусство.
Искусство как специфическая форма отражения действительности сознанием человека. Воспроизведение, преображение и оценка действительности в искусстве. Предмет искусства.
Виды
искусства, их специфика. Искусство в эпоху компьютерной революции.
8.
Практические занятия – не предусмотрены
9.
Лабораторные работы – не предусмотрены
10.
Семинарские занятия
10.1 Основные темы.
10.1.1. Этика как наука. Предмет и задачи этики.
10.1.2. Мораль как предмет этики.
10.1.3. История этических учений.
10.1.4. Основные категории этики.
10.1.5. Этика науки и техники.
10.1.6. Предмет и основные категории эстетики.
10.1.7. Основные этапы развития эстетической мысли.
10.1.8. Искусство.
11. Другие виды аудиторных занятий – не предусмотрены.
12. Курсовое проектирование – не предусмотрено.
13. Другие виды самостоятельной работы – подготовка рефератов.
14. Рекомендуемая литература
Основная литература
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2004 – 250 экз.
Гусейнов А.А., Дубко Е.Д. Этика. – М., 2003 – 100 экз.
Кошарный В.П., Сорокина Г.Г., Столяров И.Н. Этика и эстетика. Учебное пособие. – Пенза – 2004. – 100 экз.
Словарь по этике. М., 1989.
Борев Ю.Б. Эстетика. - М. - 2001. – 200 экз.
Кривцун О.А. Эстетика. - М. - 1998. – 50 экз.
Радугин А.А. Основы эстетики. - М. - 2001. – 50 экз.
Эстетика. Словарь. - М. - 1998.
Дополнительная литература
Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
Буткевич О.А. Красота. – М. – 1983.
Волкова Е. Произведения искусства – предмет философского анализа. – М. – 1976.
Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М. – 1987.
Дробницкий О.Т. Понятие морали. М., 1974.
Ефимов В. Т. Этология как учение о нравах и нравственности. М., 1992.
Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб. - 1997.
Лаптенок А.С. Нравственная культура общества: преемственность и новации. Мн., 1999.
15.
Методические материалы
-
Этика и эстетика. Планы семинарских занятий/Бабина В.Н, Мартынова О.А., Попова О.В.
Этика делового общения. Уч.-метод. пособие/Пронин А.М.
16.
Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
|
Учебная группа, поток
|
Решение кафедры (№ протокола, дата, подпись зав.каф)
|
Решение метод. совета (№ протокола, дата, подпись)
|
Лектор, (разработчик программы)
|
№ изменений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|