girniy.ru 1
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА


Рабочая программа дисциплины.

1.Область применения.

Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности

2.Нормативные ссылки.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Цикл ГСЭ.В.2. Этика и эстетика. Направление подготовки дипломированного специалиста.

Учебный план ПГУ по специальности

Семестровый учебный план на текущий год.

И 151.30.03-2000 Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок разработки и требования к содержанию.


4. Цели и задачи

4.1 Общая цель курса - дать целостное представление об этике и эстетике как самостоятельных областях знаний.

Общая цель может быть конкретизирована в следующих задачах, решение каждой из которых составляет самостоятельный раздел курса: 1) определить предмет этики и эстетики, основные исторические вехи ее развития; 2) выделить важнейшие понятия этики и морального сознания; 3) описать роль морали в культуре, ее менявшееся от эпохи к эпохе нормативное содержание в том виде, в каком оно отразилось в важнейших моральных кодексах; 4) проанализировать понятие морали; 5) рассмотреть наиболее злободневные проблемы прикладной этики - прежде всего те из них, которые остаются открытыми для споров на нормативном уровне (эвтаназия, смертная казнь, проблема справедливого насилия и др.); 6) определить основные категории эстетики; 7) раскрыть содержание эстетического сознания и эстетической деятельности; 8) рассмотреть основные виды искусства, как формы проявления эстетической деятельности.

4.2 В результате изучения курса этики и эстетики студент должен:

    • понимать предмет этики и эстетики, их роль в истории человеческой культуры;


    • знать основные этапы развития мировой этической и эстетической мысли;

    • иметь представление о важнейших школах и учениях выдаю­щихся мыслителей;

    • знать фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу этических учений

    • завершивший обучение студент должен уметь обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, применять полученные знания при решении профессиональных задач, а также в практической жизни.


5. Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин, обеспечивающих общекультурное развитие и философско-методическую подготовку. Основные положения этики и эстетики должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: философии, культурологи, а также стать основой для формирования личности специалиста.


6.Сводные данные об основных разделах дисциплины


Название раздела

Количество часов

Уровни изучения

Аудиторные

Самостоят. работа

Лекции

Семинар. занятия

1. Предмет и задачи этики













2. Мораль как предмет этики











3. История этических учений













4. Основные категории этики













5. Проблемы прикладной этики













6. Предмет и основные категории эстетики













7. Основные этапы развития эстетической мысли













8. Искусство













Итого
















  1. Лекции




    1. Разделы и их содержание.

7.1.1. Предмет и задачи этики.


Этика – нормативная наука и практическая философия. «Этика» и «мораль» происхождение терминов. Обоснование предмета и задач этики Аристотелем. Структура этического знания: общая теория морали, история этических учений, прикладная этика. Разновидности этической теории. Этика гуманистическая и авторитарная.


7.1.2. Мораль как предмет этики.

Мораль как форма общественного сознания и регулятор отношений в обществе. Происхождение морали, ее назначение и основные свойства: нормативность, оценочность, императивность. Система моральной регуляции: нравственные ценности и идеалы, нормы и принципы морали, смысл жизни. Функции морали в обществе.

Моральное измерение личности. Моральное сознание, его структура, и формирование в процессе воспитания и самовоспитания. Природа нравственного поступка. Нравственная автономия личности.


      1. История этических учений.

Важнейшие моральные и этические учения. Генезис и формирование философско-этического мировоззрения. Древнейшие этические системы в истории человечества.

Античная этика: моральный абсолютизм Сократа, гедонизм, этика Аристотеля и Эпикура.

Религиозная этика средневековья: христианство, ислам. Этические взгляды Возрождения. Трудовая этика протестантизма и формирование основ буржуазной морали.

Этическая система И. Канта: абсолютизм морали, категорический императив. Постклассическая этика: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Русская этическая мысль. Л.Н. Толстой. Этика в XX веке. А. Швейцер.


      1. Основные категории этики.


Ценности. Идеал. Высшее благо. Добро и зло. Добродетель и порок. Моральная свобода и ответственность. Долг и совесть. Стыд и вина. Справедливость. Польза. Милосердие.

      1. Проблемы прикладной этики.



Проблема нравственного прогресса. Перспективы этики ненасилия.

Открытые проблемы прикладной этики. Проблема смертной казни. Эвтаназия как проблема.

Этика науки и техники. Профессиональная ответственность ученого. Свобода исследований и социальная ответственность. Использование научных и технических достижений.


      1. Предмет и основные категории эстетики.


Предмет эстетики. Понятие эстетического. Эстетическое освоение действительности человеком. Особенности эстетического сознания. Эстетическая оценка. Эстетический вкус.

Связь эстетического и этического. Место эстетики в системе философских наук. Категории эстетики.


      1. Основные этапы развития эстетической мысли.


Зарождение и формирование основных направлений в эстетике. Античные философы о прекрасном.

Крупнейшие представители западноевропейской эстетической мысли: Лессинг, Кант, Гегель.

Русская эстетика: Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев.

Современные эстетические теории. Становление и развитие технической эстетики.

      1. Искусство.


Искусство как специфическая форма отражения действительности сознанием человека. Воспроизведение, преображение и оценка действительности в искусстве. Предмет искусства.

Виды искусства, их специфика. Искусство в эпоху компьютерной революции.


8. Практические занятия – не предусмотрены


9. Лабораторные работы – не предусмотрены


10. Семинарские занятия


10.1 Основные темы.


10.1.1. Этика как наука. Предмет и задачи этики.

10.1.2. Мораль как предмет этики.


10.1.3. История этических учений.

10.1.4. Основные категории этики.

10.1.5. Этика науки и техники.

10.1.6. Предмет и основные категории эстетики.

10.1.7. Основные этапы развития эстетической мысли.

10.1.8. Искусство.


11. Другие виды аудиторных занятий – не предусмотрены.


12. Курсовое проектирование – не предусмотрено.


13. Другие виды самостоятельной работы – подготовка рефератов.


14. Рекомендуемая литература


Основная литература


  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2004 – 250 экз.

  2. Гусейнов А.А., Дубко Е.Д. Этика. – М., 2003 – 100 экз.

  3. Кошарный В.П., Сорокина Г.Г., Столяров И.Н. Этика и эстетика. Учебное пособие. – Пенза – 2004. – 100 экз.

  4. Словарь по этике. М., 1989.

  5. Борев Ю.Б. Эстетика. - М. - 2001. – 200 экз.

  6. Кривцун О.А. Эстетика. - М. - 1998. – 50 экз.

  7. Радугин А.А. Основы эстетики. - М. - 2001. – 50 экз.

  8. Эстетика. Словарь. - М. - 1998.



Дополнительная литература



  1. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.

  2. Буткевич О.А. Красота. – М. – 1983.

  3. Волкова Е. Произведения искусства – предмет философского анализа. – М. – 1976.

  4. Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М. – 1987.

  5. Дробницкий О.Т. Понятие морали. М., 1974.

  6. Ефимов В. Т. Этология как учение о нравах и нравственности. М., 1992.

  7. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб. - 1997.

  8. Лаптенок А.С. Нравственная культура общества: преемственность и новации. Мн., 1999.



15. Методические материалы

  1. Этика и эстетика. Планы семинарских занятий/Бабина В.Н, Мартынова О.А., Попова О.В.


  2. Этика делового общения. Уч.-метод. пособие/Пронин А.М.


16. Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Учебная группа, поток

Решение кафедры (№ протокола, дата, подпись зав.каф)

Решение метод. совета (№ протокола, дата, подпись)

Лектор, (разработчик программы)

№ изменений