girniy.ru 1 2 3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»


УТВЕРЖДЕНО УЧЕНЫМ СОВЕТОМ ИрГУПС

Протокол №______от «___»____________20____г.

Ректор ИрГУПС__________________А.П.Хоменко


НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; стандартизация и управление качеством продукции)»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина ОД. А. 01 «История и философия науки»

для аспирантов очной, заочной форм обучения


Иркутск


Рабочая программа дисциплины


составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2011 г. №1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»


Программу составил д. филос. наук, профессор В.Е. Осипов

«_____»_______________20 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Философия и социальные науки»


«______» _________________ 20 г. протокол № _____________


Заведующий кафедрой А.А Атанов


Рабочая программа согласована и одобрена на заседании кафедры «Философия и социальные науки»

«____» _____________ 20 г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

(фамилия, и. о., подпись)


Примечание: Изменения в программе можно указывать в отдельном приложении.



1 Цели и задачи изучения дисциплины


1.1 Цель преподавания дисциплины состоит в освоении общих закономерностей и конкретного многообразия форм функционирования науки в истории человеческой культуры и в системе философского знания, к пониманию специфики взаимосвязи и взаимодействия с естественными, социогуманитарными и техническими науками. Главным в достижении этой цели является освоение проблемного поля научного знания на «стыке» философии и конкретно-научных дисциплин.


1.2 Задачи изучения дисциплины предполагают:


- усвоение сведений о философских проблемах науки;

- развитие культуры философского и научного исследования;

- формирование умения использовать философские и общенаучные категории, принципы, идеи и подходы в своей специальности;


- развитие ответственности за профессиональную и научную деятельность перед окружающей средой обитания человеческого общества.


1.3 Межпредметная связь


Дисциплина «История и философия науки» базируется на следующих науках:


  • Философия

  • Математика и др.

  • Информатика

  • Экология

  • Социально и социально-гуманитарные дисциплины


2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Таблица №1


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц


Год обучения

1

Общая трудоемкость дисциплины

2

1

Аудиторные занятия:

0,72

1

лекции

0,72

1

практические занятия (ПЗ)


-

1

семинарские занятия (СЗ)

-




лабораторные работы (ЛР)

-




другие виды аудиторных занятий

-




промежуточный контроль

-




Самостоятельная работа:

1,28

1

изучение теоретического курса (ТО)

0,56

1

курсовой проект (работа):







расчетно-графические задания (РГЗ)







реферат

0,72


1

задачи







задания







Подготовка к практическим занятиям







Кандидатский экзамен

1

1



3 Содержание дисциплины


3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в зачетных единицах

(тематический план занятий)


Таблица №2




п/п

Темы и разделы дисциплины

Лекции

(зачетных единиц)

ПЗ

(зачетных единиц)

Самостоятельная работа и реферат (зачетных единиц)




Общая трудоемкость

0,72




1,28

1

Мировоззренческая и методологическая роль философии в становлении и

развитии науки и техники.


0,02




0,035

2

Взаимоотношения философии, науки и техники в процессе исторического

развития научного познания в современных условиях.

0,02




0,035

3

Значение социальных факторов для прогресса науки и техники.

0,02




0,035

4

Гносеологические предпосылки возникновения различных направлений в

науке и технике.

0,02




0,035

5

Роль и значение современной науки и техники для развития общества и


человеческой личности.


0,02




0,035

6

Значение достижений отдельных наук и техники для формирования новых

идей и учений в философии.

0,02




0,035

7

Роль техники в развитии науки.

0,02




0,035

8

Роль науки в формировании различных типов научных картин мира на разных этапах исторического развития общества.

0,02




0,035

9

Анализ основных тенденций развития современной науки и техники.

0,02




0,035

10

Философия и стиль мышления ученого.


0,02




0,035

11

Динамика взаимоотношений различных областей науки на разных этапах ее развития в современных условиях.

0,02




0,035

12

Проблема лидерства в современной науке.

0,02




0,035

13

Логика и факторы развития научного познания.

0,02




0,035

14

Преемственность и новаторство в развитии науки и техники.

0,02




0,035

15

Научные школы и их роль в развитии науки.

0,02



0,035


16

Сущность и причины научных революций и их роль в развитии науки и техники.

0,02




0,035

17

Роль отдельных философских направлений, школ и философов в развитии научного познания.

0,02




0,035

18

Значение открытий выдающихся ученых для развития философии.

0,02




0,035

19

Взаимоотношения гуманитарных и естественных наук в истории

общества и в современных условиях.

0,02




0,035

20

Гуманизация и гуманитаризация современной науки и техники.

0,02




0,035

21


Тенденции развития современной науки и техники как непосредственной производительной силы общества.


0,02




0,035

22

Анализ взаимоотношений «сциентизма» и «антисциентизма» и роли

науки в жизни современного общества и отдельной личности.

0,02




0,035

23

Специфика предмета философии науки и техники как специального раздела философии.

0,02




0,035

24

Логика научных открытий.

0,02




0,035

25

Анализ специфики и взаимоотношений научного и вненаучного знания в истории познания и в современных условиях.

0,02




0,035

26

Философские аспекты взаимоотношений математики, науки и техники.


0,02




0,035

27

Философско-методологические аспекты информатики и информатизации общества.

0,02




0,035

28

Философский анализ современной экологической ситуации.

0,02




0,035

29

Философия и вероятностные подходы и статистические

закономерности в структуре научного познания.

0,02




0,035

30

Системный подход и философия.

0,02




0,035

31

Философия и синергетика.

0,02




0,035

32

Ценностные аспекты научного познания.

0,02




0,035

33

Природа и структура научных дискуссий.

0,02




0,035

34

Исследование особенностей основных этапов истории науки.

0,02




0,035

35

Диалектика фундаментальных и прикладных научных исследований.

0,02




0,035

36

Проблемы единства естественнонаучных, социально-гуманитарных и технических наук.

0,02




0,035



следующая страница >>