girniy.ru 1


Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Кафедра математического образования

и информационных технологий


1
0 класс


" Финансовый менеджмент "


Выполнила: Садовникова Наталья Витальевна

учитель информатики

МОУ «Логовская СОШ»

Калачёвского района Волгоградской обл.

Руководитель: Смыковская Т.К.

профессор, доктор пед. наук


Волгоград - 2006

пояснительная записка

Программа элективного курса по информатике "Финансовый менеджмент" создана с учётом федерального базисного учебного плана (утверждённого приказом Министерства образования России от 09.03.04 № 1312), разработанного на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профиль­ного обучения на старшей ступени общего образования одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 г. и 28.06.2002 г. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002-го), и результатам 2-го Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002 г.)».

Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направ­ленность занятий.

Данный курс предназначен для учащихся 10 класса и ориентирован на обеспечение условий овладения учащимися практическими умениями и навыками владения информационных технологий, необходимых для работы с информацией.

Реализация курса планируется на III – IV четверть в 10 классе.

Назначение курса – предоставить необходимые научные и культурные ресурсы, на которые учащиеся смогут опереться при выборе будущей профессии. Приёмы работы с вычислительной техникой, знание состава компьютерной системы, умение работать с операционной системой и использовать основные прикладные программы – это тот минимум знаний, который поможет будущим выпускникам учебного заведения в начале профессиональной карьеры.


Данный курс ориентирует учащихся в мире современных профессий, помогает реализовать свой интерес к предмету, способствует повышению информационной культуры школьников, развитию навыков менеджмента. По окончании школы это может пригодиться для сдачи экзаменов, а в дальнейшем при поступлении в ВУЗы.

Исходные требования к учащимся:


  • иметь представления о правилах работы с компьютером;

  • уметь работать с окнами;

  • иметь начальные навыки работы в текстовом процессоре Microsoft Word и знать его назначение;

  • иметь начальные навыки работы электронными таблицами и базами данных.

Цель курса: расширить представления учащихся об информационных технологиях в менеджменте.

Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении курса каждый учащийся мог со­здавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является творческий проект.

Задачи курса:

  • систематизация ранее полученных на уроках информатики знаний в области работы с информацией;

  • овладение умениями использовать инструменты Microsoft Office и настраивать их для решения конкретных задач в области менеджмента;

  • развитие элементов системного мышления;

  • предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации в создании творческих проектов и выборе дальнейшего профиля;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств; коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.


Методы обучения

В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Совершенствуют навыки самостоятельной индивидуальной и групповой работы на прак­тических занятиях. Ребятам предлагается осваивать способы работы с ин­формационными потоками — искать оптимальные варианты, анали­зировать их, выявлять факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, результаты использовать для решения учебных и жиз­ненных задач.

Выполнение про­ектов завершается публичной защитой результатов.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характерис­тики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит мультимедийную презен­тацию, веб-экскурсию, комментированный обзор материала.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой. Темы будущих проектов определяются на первом занятии, учитывая интересы учащихся.

Учебно-методический комплект

Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников «Специальная информатика» Симоновича С.В., методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса.

В качестве дополнительных источников информации по курсу реко­мендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятель­ного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.


Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образователь­ные продукты учеников (творческий проект), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результа­ты анализа его продукции и деятельности по её созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письмен­ные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты дея­тельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:


  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка уча­щимися выполняемых заданий;

  2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполнен­ных в группах;

  3. публичная защита выполненных учащимися творческих работ
    (индивидуальных и групповых);

  4. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьни­ков;

  5. итоговая оценка деятельности и образовательной продукции уче­ника в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;

  6. итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учите­лем, выполняемая в форме образовательной характеристики или рецензии.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается сле­дующими способами:
  • по количеству творческих элементов в работе;


  • по степени его оригинальности;

  • по относительной новизне работы для ученика или его одноклассников;

  • по ёмкости и лаконичности созданной работы;

  • по практической пользе выполненной творческой.

Выполненные учащимися работы включаются в их «портфолио».

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на осно­ве сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помо­щью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образователь­ной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, когни­тивные, оргдеятельностные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он имеет форму творческой работы. Данный тип кон­троля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из на­правлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Планируемые результаты освоения курса

Учащиеся должны знать:

  • программы, используемые в работе финансового менеджмента;

  • типичные неисправности и трудности в использовании ИТ;

  • технологии создания и обработки информации в электронных таблицах для расчёта риска и доходности предприятий;

  • возможности обозревателя Internet Explorer;

  • технологии создания и обработки информации в базах данных.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать готовые и создавать собственные шаблоны расчёта и оценка экономической эффективности;
  • выполнять творческие работы над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети;


  • использовать программу Microsoft Access для создания баз данных коммерческих организаций;

  • работать с электронными таблицами, используя Microsoft Excel, для расчёта и оценки, по данным отчётности финансовых коэффициентов, рыночной устойчивости (структуры баланса);

  • создавать собственные проекты в сфере числовой информации по проблеме финансового менеджмента, используя информационные технологии, и защищать их;

  • искать необходимую информацию в Интернете с помощью браузера Internet Explorer.


Содержание программы

Освоение новых программных средств (5ч)

Основы управления финансами. Развитие и совершенствование навыков работы с компьютером. Систематизирование знаний по ИТ.

Профессиональные навыки по работе с ПК в профессиональной работе менеджмента.

Приёмы освоения новых программных продуктов.

Технология сбора информации. Сопроводительная документация. Справочная и учебная литература. Основные страницы компаний-производителей и отдельных авторов программ в Интернете.

Методика ознакомления с новыми программами. Анализ интерфейса программ. Определение назначения программ. Анализ форматов документов, используемых программой.

Методика освоения новых программ. Знакомство с примерами, шаблонами и образцами документов. Эксперименты с пробными документами. Сравнение программ с аналогами. Настройка программы как средство анализа.

Программы «сомнительного происхождения». Правовые, этические нормы работы с информацией. Государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг в России: анализ нормативных актов и правового обеспечения.

Создание и редактирование текстовых документов (6ч)

Средства работы с текстовыми документами. Текстовый процессор Microsoft Word. Окно программы. Методы представления документа. Работа с несколькими документами. Ввод и редактирование текста.


Роль анализа в разработке основных плановых показателей. Средства поиска и замены. Определение вида и начертания шрифта. Форматирование абзацев. Форматирование с помощью линейки. Автоматизация форматирования. Стили. Создание стиля. Маркированные и нумерованные списки. Преобразование текста в список. Оформление текста в несколько столбцов. Создание таблиц.

Формирование документов сложной структуры. Проверка правописания. Литературное редактирование. Работа с планом документа. Создание форм и бланков. Указатели и оглавления. Работа с версиями документа. Предварительный просмотр и печать документов.

Работа с базами данных (9ч)

Базы данных. Структура базы данных. Свойства полей. Типы полей. Связанные таблицы. Поля уникальные и ключевые.

СУБД Access. Объекты Access. Режимы работы с Access.

Таблицы. Создание таблиц. Особенности таблиц баз данных. Надёжность и безопасность баз данных. БД рынка ценных бумаг.

Совместное использование данных. Приёмы работы с таблицами баз данных. Создание связей между таблицами.

БД коммерческих организаций. Запросы. Запросы на выборку. Выбор базовых таблиц для запроса. Заполнение бланка запроса по образцу. Запросы с параметром.

Вычисления в запросах. Итоговые запросы. Запросы на изменение.

Формы. Зачем нужны формы? Создание форм. Автоформы. Создание форм с помощью Мастера. Структура форм. Разделы формы. Создание надписей.

Создание и редактирование связанных полей. Прочие элементы управления формы.

Отчёты. Автоотчёты. Структура отчёта.

Работа с электронными таблицами (7ч)

Табличное представление данных. Основные и производные данные. Электронные таблицы. Анализы и прогнозы. Электронные таблицы Excel. Структура документа Excel. Содержимое ячеек. Ввод информации на рабочий лист. Выбор ячеек. Операции с ячейками.

Сметный расчёт производства и себестоимости продукции. Автоматизация ввода данных. Создание и использование простых формул. Абсолютные и относительные адреса ячеек. Форматирование и изменение размеров ячеек. Сложные формулы и стандартные функции. Работа с несколькими рабочими листами. Совместное использование нескольких рабочих листов. Понятие трёхмерного диапазона. Сортировка и фильтрация данных. Создание диаграмм уровня рентабельности. Печать готового документа. Настройка параметров печати. Задание области печати. Разбиение рабочего листа на печатные страницы.


Форма методики комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности. Рейтинговая оценка. Построение диаграмм рейтинговой оценки.

Средства просмотра World Wide Web (6ч)

Обозреватель Internet Explorer. Возможности программы Internet Explorer. Панель инструментов Internet Explorer. Просмотр Web-страниц в Интернете. Гипертекстовые ссылки. Графика и мультимедиа на Web-страницах. Вспомогательные и встроенные приложения. Загрузка файлов из Интернета. Настройка программы Internet Explorer. Управление отображением Web-страницы. Настройка свойств обозревателя. Хранение информации о Web-страницах. Папка избранных адресов URL. Связь Обозревателя и Проводника. Использование журнала. Автоматическое получение данных из Интернета. Подписка. Каналы. Автономный режим работы с обозревателем. Поиск информации об обучении финансовому менеджменту в Интернете. Анализ поиска.

Итоговое занятие (1ч)


Тематический план элективного курса

" Финансовый менеджмент "



занятий

Тема

Форма занятий

Форма контроля

Литература

1


2

3


4

5

Освоение новых программных средств

Основы управления финансами. Развитие и совершенствование навыков работы с компьютером.

Технология сбора информации.

Методика ознакомления с новыми программами.

Методика освоения новых программ.

Программы «сомнительного происхождения». Правовые, этические нормы работы с информацией. Анализ нормативных актов и правового обеспечения.




Экскурсия


Семинар

Лекция


Семинар


Практикум



Определение темы творческого проекта


Сообщения учащихся.


Специальн. информатика

с. 20-27


с. 28-31

с. 32-37


с. 38-41


с.42

6


7


8


9


10


11


Создание и редактирование текстовых документов

Средства работы с текстовыми документами.

Текстовый процессор Microsoft Word. Окно программы. Методы представления документа.

Роль анализа в разработке основных плановых показателей. Работа с несколькими документами. Ввод и редактирование текста.

Средства поиска и замены. Определение вида и начертания шрифта. Форматирование абзацев.

Стили. Создание стиля. Маркированные и нумерованные списки. Оформление текста в несколько столбцов. Создание таблиц.

Формирование документов сложной структуры. Проверка правописания. Создание форм и бланков. Предварительный просмотр и печать документов.



Лекция


Семинар


Практикум


Практикум


Практикум


Практикум



Сообщения учащихся.

Создание делового письма.


Нахождение оформительских ошибок в предложенном документе.

Написание рецензии на готовый реферат.



с. 43-45


с. 46-49


с. 50-53


с. 54-64


с. 66-75


с. 76-90

12


13


14


15


16


17


18

19


20


Работа с базами данных

Базы данных. Свойства полей. Типы полей. Связанные таблицы. Поля уникальные и ключевые.

СУБД Access. Объекты Access. Режимы работы с Access.

Таблицы. Создание таблиц. Особенности таблиц баз данных.

Совместное использование данных. Приёмы работы с таблицами баз данных.

БД коммерческих организаций. Запросы. Запросы на выборку. Заполнение бланка запроса по образцу. Запросы с параметром.

Вычисления в запросах. Итоговые запросы. Запросы на изменение.

Формы. Создание форм.

Создание и редактирование связанных полей. Прочие элементы управления формы.

Отчёты. Структура отчёта.



Лекция.


Практикум


Практикум


Практикум


Практикум


Практикум


Практикум


Практикум



Беседа

Сообщения учащихся.


Создание БД


Работа с таблицами БД


Формирование запросов


Итоговые запросы


Связанные поля


Подготовка отчёта

с. 94-101


с.102-105


с.106-109


с.109-113


с.114-121


с.121-127


с.128-135

с.136-139


с.140-144

21


22


23


24


25


26


27

Работа с электронными таблицами

Табличное представление данных. Основные и производные данные.


Электронные таблицы Excel. Структура документа Excel. Ввод информации на рабочий лист.

Выбор ячеек. Операции с ячейками. Автоматизация ввода данных. Создание и использование простых формул. Абсолютные и относительные адреса ячеек.

Сметный расчёт производства и себестоимости продукции. Форматирование и изменение размеров ячеек.

Сложные формулы и стандартные функции. Работа с несколькими рабочими листами.

Сортировка и фильтрация данных. Создание диаграмм.

Построение диаграмм рейтинговой оценки. Печать готового документа.



Лекция


Практикум


Практикум


Практикум


Практикум


Практикум


Практикум


Опрос


Сообщения учащихся.


Создание электронных таблиц


Форматирование готовых таблиц

Связь между ячейками

Построение диаграмм

Распечатка

с.150-153


с.154-157


с.158-167


с.168-170


с.170-173


с.174-177


с.178-180

28


29


30


31


32


33

Средства просмотра World Wide Web

Обозреватель Internet Explorer. Возможности программы Internet Explorer.

Панель инструментов Internet Explorer. Просмотр Web-страниц в Интернете. Гипертекстовые ссылки.

Графика и мультимедиа на Web-страницах. Загрузка файлов из Интернета.

Настройка программы Internet Explorer.

Связь Обозревателя и Проводника. Использование журнала.

Автоматическое получение данных из Интернета. Подписка. Каналы.



Семинар


Практикум


Практикум


Практикум


Практикум


Практикум



Сообщения учащихся.


Знакомство с программой

Поиск информации Интернет

Настройка программы


Установка подписки

с.374-377


с.378-383


с.384-387


с.388-395


с.396-399


с.400-404

34

Итоговое занятие

Зачёт, круглый стол

Творческий проект







Итого:

34 часа








Темы контрольных работ


  1. Создание делового письма.

  2. Нахождение оформительских ошибок в предложенном документе.

  3. Написание рецензии на готовый реферат.

  4. Создание базы данных «Провайдеры Интернет».

  5. Анализ эффективности использования производственных ресурсов и его влияния на себестоимость продукции.

  6. Анализ и оценка влияния себестоимости продукции на прибыль.


Темы сообщений и творческих работ учащихся

  1. Знакомство с работой делопроизводителя на производстве (экскурсия в плановый отдел и приёмную ВОПБ №1);

  2. Текстовый процессор Microsoft Word и его возможности.

  3. Правовые, этические нормы работы с информацией. Защита информации.

  4. Программы: бесплатные, условно бесплатные, лицензионные.
  5. Сравнительная характеристика программ.


  6. Программа для создания баз данных – Microsoft Access.

  7. Создание форм в БД.

  8. База данных в помощь школьному секретарю.

  9. Особенности работы с электронными таблицами Microsoft Excel.

  10. Microsoft Excel в помощь начинающему предпринимателю.

  11. Возможности программы Internet Explorer.

  12. Сущность и содержание финансового менеджмента.

  13. Анализ кредитоспособности ссудозаемщика.

  14. Менеджмент: цели и содержание целей финансового менеджмента, и субъекты управления финансами.

  15. Анализ и управление объёмом продаж и себестоимостью продукции.

  16. Финансовый рынок и современные тенденции развития рынка ценных бумаг в России.


Литература и другие источники информации

  1. Симонович С.В., Специальная информатика: Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000г.

  2. Симонович С.В., Практическая информатика: Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000г.

  3. Симонович С.В., Общая информатика: Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000г.

  4. Угринович Н.Д., Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004г.

  5. Полная программная поддержка курса «Информатика и ИКТ» Угриновича Н.Д., Windows-CD, 2004г.

  6. Пакет программ Office Microsoft.

  7. WWW.DIS.RU Архив журнала «Финансовый менеджмент». Издательская группа «Дело и сервис».