https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Министерство образования Российской федерации

Санкт-Петербургский государственный университет



Философский факультет




Рассмотрено и рекомендовано


на заседании кафедры

истории философии


протокол от _________ №___________


Заведующий кафедрой


проф. Ю.В.Перов


Председатель методической комиссии

Философского факультета


проф. В.С.Никоненко

УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета


_______________________


проф. Ю.Н.Солонин


"____"___________2003 г.



Программа учебной дисциплины


ОПД. "История немецкой классической философии"

специальность - 020100


Разработчик

профессор, доктор философских наук Ю.В. Перов

Рецензенты:

профессор, доктор философских наук К.А.Сергеев

доцент кандидат философских наук Т.Л. Базулева


1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель изучения дисциплины.

Курс "классическая немецкая философия" является базовой учебной дисциплиной для студентов специальности "философия". Его изучение преследует цель формирования у студентов основ профессиональной философской подготовки и освоение ими категориального аппарата философского мышления в его историческом развитии, целостных представлений о мировом философском процессе. Будучи высшим достижением и итогом эволюции классической европейской философии, классическая немецкая философия подготовила переход к "неклассическим" историческим формам последующей, в том числе и современной философии. Без овладения достигнутых ею результатов и их использования невозможны как осмысление тенденций современной отечественной и зарубежной философской мысли, так и продуктивная исследовательская работа в области философии.


1.2. Задачи курса


Раскрытие исторических предпосылок, своеобразия, внутреннего единства и эволюции классической немецкой философии. Реконструкция основных положений и содержания системы трансцендентальной философии Канта и ее современных интерпретаций. Анализ основных положений теоретической и практической частей "наукоучения" Фихте. Изучение главных этапов философской эволюции Шеллинга. Освоение фундаментальных оснований и содержания главных идей системы абсолютного идеализма Гегеля. Уяснение роли и значения классической немецкой философии в мировом историко-философском процессе.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Дисциплина "классическая немецкая философия" является необходимой составной частью изучения истории зарубежной философии студентами специальности "философия". Она следует после изучения курса истории философии Нового времени непосредственно вслед за изучением философии европейского Просвещения. Классическая немецкая философия стала завершением Просвещения и всей новоевропейской классической философии и одновременно подготовила переход к неклассическим формам зарубежной философии XIX века.

Учебный курс создает необходимые предпосылки для изучения других историко-философских дисциплин, изучаемых в соответствии с учебным планом по специальности философия: "Философия марксизма", "Зарубежная философии XIX в.", "История русской философии", "Современная зарубежная философия", а также основания изучения теоретических дисциплин, в том числе "Онтология и теория познания", "Социальная философия и философия истории", "История этических учений", "История эстетических учений", "Философская антропология".


1.4. Требования к уровню освоения дисциплины ОПД – "История немецкой классической философии"
  • знать главное содержание философских учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, иметь целостное представление о своеобразии проблематики немецкой классической философии и о ее роли в мировом философском процессе.


  • владеть основными понятиями (категориями), выработанными в немецкой классической философии и уметь использовать их в своей профессиональной философской деятельности.

  • уметь провести сравнительный анализ философских систем немецких мыслителей в их сопоставлении с основными тенденциями философской мысли прошлого и современности.


2. Объем дисциплины, виды учебной работы,

форма текущего, промежуточного и итогового контроля


Всего аудиторных занятий

96 часов

из них - лекций

64 часа

- практических занятий

32 часа

Самостоятельная работа студента

46 часов

Итого (трудоемкость дисциплины)

142 часа



Изучение дисциплины по семестрам

6 семестр: лекции – 64 ч., практические занятия – 32 ч. промежуточная аттестация, рефераты, экзамен.


3. Содержание дисциплины.

3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий


I. Общая характеристика классической немецкой философии. (4 часа)

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской метафизики. Исторические предпосылки и философские источники классической немецкой философии. Кризис рациональной метафизики абстрактных сущностей и философского эмпиризма. «Онтологический», «гносеологический» и «методологический» дуализм новоевропейской философии: противоположности субъекта и объекта, мышления и бытия. Классическая немецкая философия и европейское Просвещение.


Главные проблемы немецкой классической философии. Историко-типологическое понятие классической немецкой философии; процессуальная целостность, временные границы и персональный состав. Историко-философское значение классического немецкого идеализма.


II. Трансцендентальная философия И. Канта. (20 часов)

Коперникианский переворот в философии. Судьбы и интерпретации кантовской философии, ее историческое значение. Философская эволюция и сочинения Канта. «Докритический» период в философии Канта. Теоретические источники и предпосылки критической философии Канта. Кант и рациональная метафизика, Кант и Просвещение. Задачи и предмет критической философии; система кантовских «Критик». Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии.

Исходные положения и основные понятия критической философии Канта. Трансцендентальный идеализм; «трансцендентальное», «трансцендентное» и «имманентное»; Трансцендентальный субъект и трансцендентальные способности. Кант об априорных формах познавательных способностей и априорном познании. Материя и формы познания. «Формальный идеализм» Канта. Проблема возможности необходимого и общезначимого познания.

Учение Канта о вещи в себе и явлении. Кант и принцип «верум-фактум». Содержание и интерпретации понятия «вещи в себе»; ее роль в философии Канта. Кант о феноменах и ноуменах. «Чистые способности» и их априорные формы как необходимые условия возможного опыта. Проблема «агностицизма Канта».

«Критика чистого разума», проблематика и структура. Кант о задачах и понятии критики. Понятие «чистого разума». Аналитические и синтетические суждения. Вопрос о возможности априорных синтетических суждений — истинная задача чистого разума. Кант о возможности математики, естествознания и метафизики. Интерпретации «Критики чистого разума».

Трансцендентальная эстетика. Созерцание и чувственное созерцание. Чувственность как познавательная способность. Материя и формы чувственности. Априорные формы чувственности. Пространство и Время как чистые априорные формы чувственности, условия внешнего и внутреннего опыта. «Феноменальность» и идеальность пространства и времени. Кант о проблеме идеализма. «Антропологическое измерение» априорных форм чувственности. Кант о роли чувственности в познании.


Трансцендентальная логика и ее структура. Рассудок как способность; познание и мышление. Общая и Трансцендентальная логики. Трансцендентальная аналитика. Аналитика понятий. Функция рассудочных понятий. Понятия и суждения, таблица суждений. Синтез в способности воображения и в рассудке. Категории как чистые априорные формы рассудка. Кант о системе категорий рассудка. Взаимодействие чувственности и рассудка в познании. Дедукция чистых рассудочных понятий и ее результаты. Связь как функция Рассудка. Эмпирическое и трансцендентальное самосознание. Кант о трансцендентальном единстве апперцепции, о высшем принципе всякого применения рассудка. «Фигурный синтез» и способность воображения.

Аналитика основоположений. Воображение и Способность Суждения во взаимодействии чувственности и рассудка. Схематизм чистого рассудка. Трансцендентальная схема и трансцендентальное временное определение. Основоположения чистого рассудка. Кант о высшем принципе всех синтетических суждений. Математические и динамические основоположения. Система основоположений: Аксиомы созерцания, Антиципации восприятия, Аналогии опыта и Постулаты эмпирического мышления вообще. Понятие опыта в философии Канта; действительный и возможный опыт. Кант об опровержении идеализма; феномены и ноумены.

Трансцендентальная диалектика как логика видимости. Разум как способность. Рассудок и Разум. Трансцендентальные Идеи Разума о безусловном. Паралогизмы Чистого Разума. Критика Кантом рациональной психологии. Космологические Идеи. Антиномии и диалектика чистого Разума. Проблема космологической свободы; Кант об эмпирическом и умопостигаемом характере. Идеал чистого разума. Опровержение Кантом физико-телеологического, космологического и онтологического доказательств Бытия Бога и невозможность спекулятивной теологии.

Кант о границах чистого разума. о его спекулятивном применении и возможностях метафизики. Регулятивное применение разума в познании.

Кант о методе в «Критике чистого разума». Дисциплина чистого разума и его границы. Канон чистого разума: главные вопросы философии; мнение, знание и вера. Архитектоника чистого разума; система философии. История чистого разума.


Моральная философия Канта. «Критика практического разума», ее предмет и задачи. Понятие практического в философии Канта; виды практического. Способность желания и воля. Максимы, законы и императивы; гипотетические и категорические императивы. Долженствование и данность морального закона. Критика Кантом «материальной этики». Формализм моральной философии Канта. Формулировки категорического императива. Проблема «признания другого» в моральной философии Канта.

Автономия моральной воли; критика Кантом гетерономной воли. Моральный закон; Кант и классическая концепция морального закона. Всеобщность морального закона. Человек как феномен и как ноумен. Свобода как идея практического разума. Идея практической свободы и обоснование ее реальности. Категории свободы. Кант о мотивах чистого практического разума. Моральное чувство и моральный долг. Долг и склонности; противоречия счастья и нравственности. Высшее благо в сфере практического разума. Антиномия и диалектика чистого практического разума. Постулаты чистого практического разума: бессмертия души и бытия бога. Кант об отношении теоретического и практического разума.

Природа и свобода, сущее и должное в философии Канта. «Метафизика свободы» Канта: трансцендентальная и практическая свобода. Проблема осуществления свободы.

Замысел, место и роль «Критики способности суждения» в системе кантовских критик. Рефлектирующая способность суждения. Целесообразность как трансцендентальный принцип рефлектирующей способности суждения. Эстетическая способность суждения. Чувство удовольствия и эстетическая оценка. Понятие эстетического. Кант об автономии эстетических суждений и моментах эстетического вкуса. Антиномия суждения вкуса. Кант об искусстве и гении. Телеологическая способность суждения. Каузальное и телеологическое объяснение природы. Конечные и последние цели природы, «Физикотелеология» и «этикотелеология». Кант и последующая «философия ценностей».


Проблемы философии истории в критической философии Канта. Телеология истории Канта. Всеобщая история во всемирно-гражданском плане «по плану природы». Кант о культуре как «последней цели» природы. История в контексте этикотелеологии. Социальная философия в форме философии права. Право, мораль и политика; априорное право и общественная реальность. Проект всемирно-гражданского состояния.

Программа доктринальной философии и ее реализация Кантом. Антропологическая проблематика в философии Канта.


III. Трансцендентальный идеализм И.Г. Фихте. (6 часов)

Замысел и понятие Наукоучения Фихте. Трансцендентализм Фихте и Канта. Философский монизм и системность в философии. Наукоучение как система абсолютного знания. Философская эволюция Фихте. Субъективный принцип самосознания., тождество субъекта и объекта в философии Фихте. Фихте и Декарт. Проблематика интеллектуального созерцания у Канта и Фихте. Первое основоположение Наукоучения. Бытие и становление. Принцип деятельности и философия свободы. Полагание и противополагание Второе и третье основоположения Наукоучения. Абсолютное и относительное, бесконечное и конечное Я. Диалектический метод Фихте.

Фихте о теоретическом и практическом отношении, теоретической и практической частях наукоучения. Теоретическая часть Наукоучения. Дедукция познавательных способностей и категорий в Наукоучении. Понятие «независимой деятельности» и продуктивное воображение. Познавательные способности Интеллигенции: созерцание, рассудок и разум. Проблема природы в теоретической и практической философии Фихте. Практическое отношение. Примат практического отношения. Телеология в философии Фихте. Автономия воли и активизм Фихте. Фихте о назначении науки и ученого. Эмпирическое индивидуальное «Я» и проблема множественных «других» Я. Фихте о назначении человека. Философия права; эволюция нравственных, правовых и политических идей Фихте. Проект правового порядка в теории замкнутого торгового государства. Проблемы философии истории.


Путь Фихте к философии абсолютного знания и абсолютного бытия.


IV. Философия Ф.В.Й.Шеллинга. (6 часов)

Задачи и проблемы философии Шеллинга. Периодизация философской эволюции Шеллинга. Место и роль философии Шеллинга в традиции немецкого классического идеализма. Шеллинг и романтики.

Натурфилософия Шеллинга; ее понятие этапы. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм. Натурфилософия в системе абсолютного тождества. Натурфилософия и естествознание. Принципы и основное содержание натурфилософии Шеллинга. Диалектика природы; развитие и продуктивность, потенцирование, полярности.

«Система трансцендентального идеализма». Замысел, общая концепция и структура книги. Трансцендентальный идеализм Шеллинга и Фихте. Шеллинг о высшей задаче трансцендентальной философии» и принципе трансцендентального идеализма. Путь от дуализма основных философских наук к идее тождества. Диалектика в «Системе трансцендентального идеализма». Шеллинг о трех эпохах самосознания в теоретической философии. Дедукция категорий и природы. Механизм, химизм и организм как три ступени бессознательного развития природы и духа. Практическая философия в «Системе трансцендентального идеализма». Шеллинг о проблемах философии истории. Роль телеологии в «Системе трансцендентального идеализма». Философия искусства как органон философии. Шеллинг и философский эстетизм.

Философия абсолютного тождества Шеллинга. Понятие, дифференциация и обнаружение абсолюта. Гегелевская критика абсолютного тождества Шеллинга. Дальнейшая эволюция философии тождества; ее «теологизация». Шеллинг о сущности человеческой свободы и возможности построения системы свободы.

Позитивная философия позднего Шеллинга. Критика «негативной философии» и «метафизический эмпиризм». Философия откровения. Философия, мифология и история в поздних трудах Шеллинга.

V. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля. (18 часов)


Историческая роль и оценки философии Гегеля. Объективное мышление как субстанция. Становление субстанции субъектом: саморазвивающаяся и самосознающая субстанция. Вопрос об отношении мышления и бытия в философии. «Феноменология духа» как наука об опыте сознания; замысел и предмет. Анализ формообразований духа на пути к абсолютному знанию. Обоснование тождества мышления и бытия. Понятие истины в философии Гегеля.

Абсолютный идеализм Гегеля; понятие абсолюта. Философия как наука о мышлении; логика как метафизика и онтология. «Содержательная» диалектическая логика. Гегелевская философия развивающегося понятия: абсолют и его предикаты, логические категории. Гегель о рассудочном и разумном мышлении. Диалектика и диалектическое мышление. Разумно-диалектическое и разумно-спекулятивное мышление. Метод в философии Гегеля. Абстрактное и конкретное; восхождение от абстрактного к конкретному. Логическое и историческое. Единичное, особенное, всеобщее.

Система философии Гегеля. Три способа существования абсолютной идеи. «Энциклопедия философских наук». «Наука логики» и ее структура. Переходы категорий в «Учении о бытии»: качество, количество, мера. Система и диалектика категорий сущности, явления и действительности в логике сущности. Категории: тождество, различие, основание; содержание и форма, отношение; причинное отношение и взаимодействие. Учение Гегеля о спекулятивном понятии. Механизм, химизм и телеология. Идея как тождество понятия с объективностью.

«Философия природы». Природа и материя. Природа как инобытие идеи. Ступени развития идеи по формообразованиям природы.

«Философия духа» как философия развития и осознания идеи свободы. Субъективный, объективный и абсолютный дух. «Антропология», «феноменология» и «психология» как ступени субъективного духа. Формообразования объективного духа; общественные объективации и отчуждение. Гегелевская концепция самосозидания человека и человечества в практической деятельности. Развитие идеи права: абстрактное право, моральность и нравственность. Анализ гражданского общества. Понятие государства у Гегеля. Отношение гражданского общества и государства. Государство и субстанция народного духа.. Тождество «разумного» и «действительного». Ступени абсолютного духа: искусство, религия откровения и философия как абсолютное знание. Содержание и формы в абсолютном духе.


«Философия истории». Гегель о возможности разумного постижения истории в форме философии истории. Мировой Разум как субстанция и субъект истории. Содержание и направленность истории, телеология истории. Эпохи всемирно-исторического процесса. Разум в истории и «хитрость разума». Объективное и субъективное, логическое и историческое в историческом процессе. Обоснование позитивной роли зла в гегелевской философии истории. Теодицея исторической реальности.

Гегель как историк философии. Гегель о соотношении философии и истории философии. Вечное и преходящее в истории философии. Теория историко-философского процесса. Своеобразие историко-философской методологии Гегеля. Гегелевская характеристика докантовской метафизики и ее проблематики. Гегель об эмпиризме в философии и его отношении к метафизике. Гегель о критической философии Канта и ее отношении к предшествующей философии.

Разложение гегелевской школы.. Разложение гегелевской школы: полемика «старогегельянцев» и «младогегельянцев». Фейербах и Гегель. Антропологический принцип философии Фейербаха. Материализм Фейербаха, критика идеализма вообще и гегелевского в частности.


3.3. Вопросы и задания для самостоятельной работы

В ходе семинарских занятий по дисциплине и в процессе самостоятельной работы студентов предполагается освоение обязательного для каждого студента минимума текстов первоисточников общим объемом около 500 стр. (перечень и объем их приведен в списке рекомендуемой литературы п.4.7.1.), а также первоисточников (их разделов), включенных в список экзаменационных вопросов по учебному курсу (п.3.6.).

Студенты, пропустившие семинарские занятия, отчитываются преподавателю по темам программы в устной или письменной форме (по выбору руководителя семинара).


3.5. Примерная тематика рефератов, курсовых работ по дисциплине

Выполнение студентами курсовых работ по дисциплине не предполагается. Для реферирования предлагается один из первоисточников, указанных в списке дополнительной литературы (по выбору студента).



3.6. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу


  1. Классическая немецкая философия. Общая характеристика и основные проблемы.

  2. Классическая немецкая философия в ее отношении к новоевропейской философской традиции.

  3. Замысел и предмет критической философии Канта. Кант о догматизме и скептицизме.

  4. Трансцендентальный (формальный) идеализм Канта.

  5. Априорные формы познавательных способностей в философии Канта. Кант о возможности априорных синтетических суждений.

  6. Кант о “вещи в себе” и “явлениях”.

  7. Проблематика и структура “Критики чистого разума” Канта.

  8. "Трансцендентальная эстетика" Канта ("Критика чистого разума").

  9. Учение Канта о рассудке. Категории рассудка.

  10. Кант о дедукции чистых рассудочных понятий.

  11. Кант о трансцендентальном единстве апперцепции в "Критике чистого разума".

  12. Кант о схематизме чистых рассудочных понятий.

  13. Кант об основоположениях чистого рассудка в "Критике чистого разума".

  14. Понятие опыта в философии Канта. Действительный и возможный опыт.

  15. Кант: разум как способность. Идеи разума.

  16. Трансцендентальная диалектика Канта: Кант о трансцендентальных идеях и паралогизмах чистого разума в "Критике чистого разума".

  17. Кант об антиномиях чистого разума в "Критике чистого разума".

  18. Кант об идеале чистого разума и об онтологическом доказательстве существования бога в "Критике чистого разума".

  19. Кант о возможностях метафизики, о границах и применении чистого разума.

  20. Понятие практического в философии Канта. Способность желания и воля.

  21. Кант. Практические максимы и законы. Категорические и гипотетические императивы.
  22. Кант об основоположениях чистого практического разума в "Критике практического разума".


  23. Автономия воли и моральный закон в философии Канта. Категорический императив.

  24. Критика Кантом материальной (гетерономной) этики. “Формализм” моральной философии Канта.

  25. Мотивы чистого практического разума. Нравственный долг и моральное чувство.

  26. Кант о человеке как феномене и ноумене.

  27. Кант о диалектике и антиномии чистого практического разума в "Критике практического разума".

  28. Кант о постулатах чистого практического разума в "Критике практического разума".

  29. Природа и свобода, сущее и должное в философии Канта.

  30. Кант о трансцендентальной и практической свободе.

  31. Замысел и проблематика “Критики способности суждения”. Рефлектирующая способность суждения.

  32. Кант. "Введение" к "Критике способности суждения".

  33. Кант о критике эстетической способности суждения.

  34. Кант о критике телеологической способности суждения. Последние и конечные цели природы. “Физикотелеология” и “этикотелеология”.

  35. Телеология истории и философия культуры Канта.

  36. Фихте о предмете наукоучения и о двух направлениях в философии. Понятие наукоучения.

  37. Субъективный принцип философии Фихте. Первое основоположение наукоучения.

  38. Второе и третье основоположения наукоучения Фихте. Абсолютное и конечное Я.

  39. Фихте "Первое введение в наукоучение".

  40. Теоретическая часть наукоучения Фихте. Дедукция познавательных способностей.

  41. Практическая часть наукоучения Фихте.

  42. Философская эволюция Шеллинга.

  43. Натурфилософия Шеллинга.

  44. “Система трансцендентального идеализма” Шеллинга (проблематика и структура).

  45. Шеллинг о натурфилософии и трансцендентальной философии как “двух основных науках философии”.
  46. Исходный принцип и основная задача трансцендентальной философии Шеллинга.


  47. Дедукция основных разделов системы трансцендентального идеализма Шеллинга.

  48. Шеллинг о философии искусства (по работе "Система трансцендентального идеализма").

  49. Философия Абсолютного тождества Шеллинга. Переход Шеллинга к “позитивной философии”.

  50. Абсолютный идеализм Гегеля.

  51. Тождество мышления и бытия в философии Гегеля.

  52. Понятие истины в философии Гегеля.

  53. Гегелевское понятие развития.

  54. Мышление как субстанция и как предмет Логики Гегеля.

  55. Абстрактное и конкретное в философии Гегеля. Развитие от абстрактного к конкретному.

  56. Гегель о рассудочном и разумном (диалектическом и спекулятивном) мышлении.

  57. Гегель о методе. Диалектический метод в философии Гегеля.

  58. Система философии Гегеля.

  59. Проблематика и структура "Науки логики" Гегеля.

  60. Гегель в "Науке логики" о трех отношениях мысли к объективности

  61. Гегель" Введение" к "Философии духа". "Понятие духа."

  62. Субъективный, объективный и абсолютный дух в философии духа Гегеля.

  63. Гегель. "Введение" к "Философии истории"

  64. Гегель. "Введение" к "Лекциям по истории философии" и гегелевское "понятие истории философии".


4. Учебно-методическое обеспечение курса.


4.3. Материальная обеспеченность дисциплины, технические средства обучения и контроля

Стандартно оборудованные аудитории для лекций и семинарских занятий. Компьютерная программа "Философская электронная библиотека" в читальном зале философского факультета СПбГУ.


4.7. Литература

4.7.1. Основная

Далее приводится обязательный минимум первоисточников по курсу Указаны основные работы и их соответствующие разделы – по любым изданиям, приведенным далее в списке рекомендованной литературы – общим объемом около 500 стр.



Тема II. Трансцендентальная философия И. Канта.

Кант. Критика чистого разума. // Соч. в 6-ти т. Т.3. М. 1964.


1.Введение.

2.Трансцендентальная эстетика.

3.Трансцендентальная аналитика:

3.1.О логическом применении рассудка вообще.

3.2.О логической функции рассудка в суждениях.

3.3.О чистых понятиях рассудка или категориях.

3.4.О возможности соединения вообще.

3.5.О первоначально-синтетическом единстве апперцепции.

3.6.Основоположение синтетического единства апперцепции…

3.7.Что такое объективное единство самосознания.

3.8.О схематизме чистых понятий рассудка.

3.9.Систематическое изложение всех синтетических основоположений

рассудка.

4.Трансцендентальная логика:

4.1.О трансцендентальных идеях.

4.2.Система трансцендентальных идей.

4.3.О паралогизмах чистого разума.

4.4.Антиномия чистого разума.

4.5.Антиномии чистого разума.

4.6.О трансцендентальном идеале.

4.7.Об основаниях спекулятивного разума умозаключать к бытию

высшего существа.

4.8.О невозможности онтологического доказательства существования бога.

Кант. Критика практического разума. // Соч. в 6-ти т. Т.4 (1). М. 1965.)


1.Предисловие.

2.Введение.

3.Книга первая. Глава первая «Об основоположениях чистого практического

разума».

4.Книга вторая. Глава вторая «О диалектике чистого разума в определении

понятия о высшем благе».

5.Подглавы второй главы:

5.1.Антиномия практического разума.

5.2.Критическое устранение антиномии практического разума.

5.3.О первенстве чистого практического разума в его связи со

спекулятивным.

5.4.Бессмертие души как постулат чистого практического разума.


5.5.Бытие божье как постулат чистого практического разума.

5.6.О постулатах чистого практического разума вообще.

Кант. Критика способности суждения. // Соч. в 6-ти т. Т.5. М. 1966.


1.Введение.


Тема III. Трансцендентальный идеализм И.Г. Фихте.

Фихте. Первое введение в наукоучение. // Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.1.


Тема IV. Философия Ф.В.Й.Шеллинга.


Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. // Соч. в 2-х т. М. 1989. Т.1.


1.Введение.

2.Третий главный раздел "Система теоретической философии…"

2.1.Выводы.

2.2.Общие замечания к первой эпохе.

3.Четвертый главный раздел "Система практической философии…",

Дополнения (к задаче Е).

4.Шестой главный раздел "Дедукция всеобщего органона философии…"

4.1.Дедукция произведения искусства вообще.

4.2.Особенности произведения искусства.

4.3.Выводы.

5.Общие замечания ко всей системе в целом.


Шеллинг. Философия искусства. М. 1976.

Общая часть философии искусства. Раздел первый "Конструирование искусства вообще и в целом".


Тема V. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

Гегель. Наука логики. // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. М. 1974.


Первое отношение мысли к объективности (§§ 26-36).

Второе отношение мысли к объективности (§§ 37-42, 60).

Третье отношение мысли к объективности (§§ 61-75).


Гегель. Философия духа. // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3. М. 1977.

Введение.


Гегель. Философия истории. СПб. 1993.

Введение.

Гегель. Лекции по истории философии. СПб. 1993–1994


Введение в историю философии.

А. Понятие истории философии.



4.7.2. Дополнительная


Источники:

Гегель. Лекции по истории философии в 3-х т. СПб. 1993–1994.

Гегель. Наука логики в 3-х т. М. 1970–1972. (СПб. 1996.)

Гегель. Феноменология духа. СПб. 1992.

Гегель. Философия истории. СПб. 1993.

Гегель. Философия права. М. 1990.

Гегель. Философия религии в 2-х т. М. 1975–1977.

Гегель. Энциклопедия философских наук в 3-х т. М. 1974–1977.

Гегель. Эстетика в 4-х т. М.1968–1973.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. К вечному миру. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Соч. в 6-ти т. М. 1966. Т.6.

Кант И. Критика практического разума. СПб. 1995. (или Соч. в 6-ти т. Т.4 (1). М. 1965.)

Кант И. Критика способности суждения. СПб. 1995. (или Соч. в 6-ти т. Т.5. М. 1966.)

Кант И. Критика чистого разума. М. 1994 (или Соч. в 6-ти т. Т.3. М. 1964).

Кант И. Метафизика нравов // Соч. в 6 т. Т. 4(2). М. 1965.

Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч. в 6-ти т. Т.4 (1). М. 1965.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. в 6 т. Т.4 (1). М. 1965.

Фейербах Л. История философии в 3-х т. М. 1963. (1974)

Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избр. филос. произв. в 2-х т. М. 1955. Т.1. (Соч. в 2-х т. М. 1995.)

Фейербах Л. Сущность христианства // Избр. филос. произв. в 2-х т. М. 1955. Т.2. (Соч. в 2-х т. М. 1995.)

Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство // Фихте И.Г Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.2.

Фихте. Наукоучение 1801 г. М. 2000.

Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека // Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.2.

Фихте И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии. Основа общего наукоучения. Первое введение в наукоучение. Второе введение в наукоучение... // Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.1.


Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.2.

Фихте И.Г. Сочинения. М. 1995.

Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии // Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Т.1.

Шеллинг. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. СПб. 1998.

Шеллинг. Система трансцендентального идеализма // Соч. в 2-х т. М. 1989. Т.1.

Шеллинг. Философия искусства. М. 1976.

Шеллинг. Философия откровения. Т.1,2. СПб. 1999, 2002.


Литература.

Бур М. Иррлиц Г. Притязания разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. М. 1978.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М. 2000. (Гл. 9-11.)

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М. 1982.

История диалектики. Немецкая классическая философия. М. 1978.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII —начала XIX века. М. 1989.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М. 1976.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3,4. СПб. 1996–1997.


Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М. 1973.

Барбашина Э.В. Трансцендентальная философия Канта: онтология и история. Новосибирск. 2002.

Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург. 1997.

Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М. 1993.

Вахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта. М. 1986.

Виндельбанд В. Иммануил Кант // В.Виндельбанд. Избранное. М. 1995.

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М. 1998.

Вышеславцев Б. Этика Фихте. М. 1914.

Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М. 1990.

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М. 1979.

Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М. 2000.


Длугач Т.Б. И.Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». М. 1990.

Длугач Т.Б. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии. М. 1986.

Зиммель Г. Кант // Избранное в 2-х т. М. 1996. Т.1.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М. 1984. (Очерки 3, 4, 5)

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб. 1994.

Каландаришвилли Г.М. Диалектика в «Основах общего наукоучения» И.Г.Фихте. Тбилиси, 1963.

Калинников Л.А. Проблемы философии истории в системе Канта. Л., 1978.

Кант и кантианцы. М. 1978.

Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М. 1988.

Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб. 1997.

Киссель М.А. Гегель и современный мир. Л., 1982.

Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М. 1998.

Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М. 1990.

Лёвит К. От Гегеля к Ницше. СПб. 2002.

Линьков Е.С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Л., 1973.

Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М. 1987.

Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство. Киев, 1983.

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М. 1997.

Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб. 2000.

Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». Формирование принципов системности и историзма. М. 1984.

Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М. 1990.

Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права. М. 1974.

Перов Ю.В., Сергеев К.А., Слинин Я.А. Очерки истории немецкого классического идеализма. СПб. 2000.

Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М. 1978.

Соловьев В.С. Кант. Гегель // Соч. в 2-х т. М. 1988. Т.2.

Соловьев Э.Ю. И.Кант: взаимодополнительность морали и права. М. 1992.


Торубарова Т.В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. СПб. 1999.

Фейербах Л. К критике философии Гегеля. // Фейербах Л. Соч. в 2-х т. М. 1995. Т.1.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего. // Фейербах Л. Соч. в 2-х т. М. 1995. Т.1.

Философия Гегеля и современность. М. 1973.

Философия Гегеля: проблемы диалектики. М. 1987.

Философия Канта и современность. М. 1974.

Фишер К. Кант. Фихте. Шеллинг. Гегель // История новой философии. СПб. 1902–1910. Т. 4–9.

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М. 1997.

Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии. Гегель и греки // М.Хайдеггер. Время и бытие. М. 1993.

Хёсле В. Гении философии нового времени. М. 1992.

Чернов С.А. Субъект и субстанция. Трансцендентализм в философии науки. СПб. 1993.

Шопенгауэр А. Критика кантовской философии // А.Шопенгауэр. О четверояком корне...Мир как воля и представление. В 2-х т. М. 1993. Т.1.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.21.