https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 12 13

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ



РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 ноября 2009 г. N 436-р


(в ред. Постановлений Правительства РК от 21.05.2010 N 151,

распоряжения Правительства РК от 24.12.2010 N 590-р,

Постановлений Правительства РК от 23.05.2011 N 205,

от 14.06.2011 N 262, от 06.10.2011 N 451)


1. Утвердить Программу мер по развитию конкуренции в Республике Коми (2010 - 2012 годы) (далее - Программа мер) согласно приложению.

2. Органам исполнительной власти Республики Коми, ответственным за исполнение мероприятий Программы мер:

осуществить необходимую организационную работу по выполнению мероприятий Программы мер;

представлять в Министерство экономического развития Республики Коми информацию о выполнении Программы мер ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

3. Министерству экономического развития Республики Коми представлять Правительству Республики Коми информацию о ходе выполнения Программы мер ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять мероприятия, направленные на развитие конкуренции в соответствующем муниципальном образовании.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми Тукмакова В.А.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РК от 23.05.2011 N 205)


Глава Республики Коми

В.ТОРЛОПОВ


Утверждена

распоряжением

Правительства Республики Коми

от 27 ноября 2009 г. N 436-р

(приложение)


ПРОГРАММА

МЕР ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

(2010 - 2012 ГОДЫ)


(в ред. распоряжения Правительства РК

от 24.12.2010 N 590-р,

Постановлений Правительства РК от 14.06.2011 N 262,


от 06.10.2011 N 451)


I. Введение


В настоящее время важным фактором, влияющим на условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Конкуренция ставит хозяйствующих субъектов перед необходимостью применения эффективной экономической политики на рынке, способствуя расширению ассортимента товаров по более низким ценам и лучшего качества. Понятие "товар" в настоящей Программе используется в значении, определенном пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции".

Именно это содействует прогрессу экономики - эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение активизирует внедрение инноваций, совершенствование технологий и рациональное использование ресурсов.

Обратной стороной развития конкурентной среды является стремление к монополизации, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. В целях сохранения своей рыночной доли и контроля над ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения. Ограничение конкуренции приводит к искажению действующих рыночных механизмов, к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.

В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных проблем. Конкуренция требует оптимального сочетания экономических, технологических и правовых предпосылок.

Развитие конкурентной среды на товарных рынках, как и повышение конкурентоспособности в Республике Коми в целом, является одной из основных задач социально-экономического развития Республики Коми, определенных Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45.


Главной целью конкурентной политики в Республике Коми является создание необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках Республики Коми.

Достижение поставленной цели возможно решением следующих задач:

1) формирование эффективной нормативно-правовой базы в Республике Коми, создающей условия для сокращения административных барьеров и ограничений для перемещения товаров, сокращения прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

2) повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов их деятельности;

3) развитие механизма государственного заказа, в том числе расширение практики проведения процедур торгов в электронном виде;

4) создание условий для обеспечения конкурентоспособности участников рынков за счет активизации инвестиционной деятельности;

5) развитие транспортной инфраструктуры путем совершенствования транспортно-коммуникационной системы на территории Республики Коми, в том числе за счет реализации проектов строительства железнодорожных и автомобильных магистралей;

6) создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышения его роли в развитии экономики, расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и информационным ресурсам;

7) создание условий для повышения эффективности функционирования, модернизации технологического оборудования и снижения затрат в жилищно-коммунальном комплексе;

8) создание условий для соответствующего энергетического обеспечения растущих потребностей хозяйствующих субъектов, в том числе создание новых энергетических мощностей на базе использования имеющихся на территории Республики Коми видов топлива;

9) создание условий для обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых в сфере агропромышленного комплекса и сфере обращения сельскохозяйственной продукции и продовольствия - агропродовольственном рынке.



II. Краткая характеристика конкурентной среды


Развитая конкурентная среда означает снижение издержек для производителей, более низкие цены для потребителей, повышение качества продукции, расширение ассортимента товаров и услуг.

Республика Коми расположена на крайнем северо-востоке Европейской части России, является равноправным субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Западного федерального округа. Занимает 2,4 процента территории России.

В республике насчитывается 12 районов и 8 городов республиканского значения с подчиненными территориями, 2 города районного значения и 1 внутригородской район, 29 поселков городского типа, 721 сельский населенный пункт.

На территории республики проживает порядка 958 тысяч человек.

Среднесписочная численность занятых в организациях независимо от организационно-правовой формы (без индивидуального предпринимательства) составила 387 тысяч человек, или, по оценке, 82 процента от общей численности занятых в экономике. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата - 22385 рублей, что на 23,2 процента больше, чем в среднем по России.

Республика обладает богатыми природными ресурсами и занимает одно из ведущих мест в России по разведанным запасам. Основу природно-ресурсного потенциала составляют богатейшие и разнообразные запасы полезных ископаемых. Сырьевой потенциал твердых горючих полезных ископаемых представлен крупным Печорским угольным бассейном, который является вторым в России по ресурсам. Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, большая часть которой находится на территории Республики Коми, - одна из крупнейших в России.

Республика Коми входит в десятку регионов Российской Федерации с наибольшими показателями объема валового регионального продукта на душу населения (в 2007 - 2008 годы была на седьмом месте). Среди регионов Северо-Западного федерального округа республика лидировала в 2005 - 2007 годы, в 2008 году уступив первенство Санкт-Петербургу.


Объем валового регионального продукта Республики Коми в 2009 году составил 285,2 миллиарда рублей, при этом 73 процента валового регионального продукта по-прежнему приходится на такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, торговля, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом.

В формировании валового регионального продукта 32 процента занимают добывающие организации, ориентированные на экспорт и конъюнктуру мирового рынка. Количество участников данных рынков ограничено.

На территории Республики Коми в 2009 году осуществляли хозяйственную деятельность более 19 тысяч юридических лиц, свыше 100 средних предприятий, 13 тысяч малых предприятий (включая микропредприятия) и более 22 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Структура количества участников рынка по видам экономической деятельности и формирования валового регионального продукта представлена в таблице 1:


Таблица 1


Виды экономической деятельности

Количество
хозяйствующих
субъектов,
в % к итогу

Валовой
региональный
продукт,
в % к итогу

Всего

100

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4,4

2,4

Рыболовство, рыбоводство

0,2

0,004

Добыча полезных ископаемых

0,6


26,0

Обрабатывающие производства

6,0

12,48

Производство и распределение электроэнергии,
газа и воды

0,4

5,17

Строительство

6,7

6,19

Оптовая и розничная торговля, ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования

39,8

10,57

Гостиницы и рестораны

1,5

0,53

Транспорт и связь

10,5

11,77

Финансовая деятельность

0,8

-

Операции с недвижимым имуществом, аренда и
предоставление услуг

14,1

12,23

Государственное управление и обеспечение
военной безопасности, обязательное социальное
обеспечение

2,1

5,66

Образование

3,6

2,71

Здравоохранение и предоставление социальных
услуг


1,5

3,2

Предоставление прочих коммунальных, социальных
и персональных услуг

7,8

1,086


В 2009 году положительными моментами для развития конкурентной среды стали:

замедление инфляционных процессов на потребительском рынке,

рост объемов услуг связи и инвестиций в основной капитал.

К особенностям Республики Коми, сдерживающим развитие конкуренции, оказывающим отрицательное влияние на состояние конкурентной среды на рынках и на хозяйственное положение продавцов и покупателей, относятся:

географическое положение, обусловленное большой территорией - 416,8 тысячи кв.км (2,4 процента территории Российской Федерации), 74,6 процента которой составляют леса, 1,5 процента территории находится под водой, 1,0 процента - сельскохозяйственные угодья, 9,8 процента - болота, 12,6 процента - прочие земли;

низкая плотность населения (число жителей на 1 кв.км - 2,3 человека);

низкая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;

суровые климатические условия (на большей части территории Республики Коми);

ограниченность транспортных коммуникаций, а именно низкая плотность сети автомобильных дорог;

значительное количество труднодоступных, отдаленных и малонаселенных сельских населенных пунктов.

Главными приоритетами реализации конкурентной политики в Республике Коми становятся развитие транспортной, энергообеспечивающей инфраструктуры; стимулирование развития малого и среднего предпринимательства; повышение инвестиционной привлекательности республики.

Уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией и ее изменениями, и множеством других значимых факторов.



III. Оценка состояния товарных рынков


1. Агропродовольственный рынок


На территории Республики Коми в отрасли агропродовольственного рынка осуществляют свою деятельность 185 сельскохозяйственных организаций, 270 крестьянских (фермерских) хозяйств и 103,8 тысячи личных подсобных хозяйств граждан. В отрасли занято менее 5 процентов проживающего населения, площадь сельскохозяйственных угодий составляет 1 процент от общей территории Республики Коми.

В последнее десятилетие уменьшилось количество крупных сельскохозяйственных организаций, способных оптимизировать производство, затраты, внедрять новую технику и технологии.

Деятельность сельскохозяйственных организаций в Республике Коми ведется в экстремальных природно-климатических условиях, на территориях с плохо развитой инфраструктурой, особенно транспортной, при значительной удаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (удобрений, сельскохозяйственной техники, концентрированных кормов и т.д.). Как следствие, ограниченная доступность этих территорий и разбросанность сельскохозяйственных организаций на них не позволяет реализовать в Республике Коми принцип самообеспечения продовольствием.

В структуре продовольственных ресурсов Республики Коми доля ввозимой продукции составляет 88,5 процента. В целях обеспечения населения продовольственными товарами Правительством Республики Коми заключены соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с другими субъектами Российской Федерации.



следующая страница >>