girniy.ru 1

ПРЕСС_РЕЛИЗ



Заседание рабочей группы по вопросам развития транспорта Приволжского федерального округа


Главные темы заседания - перспективы развития региональных перевозок и перспективы развития авиации общего назначения


Перспективы развития региональных авиаперевозок


Воздушным транспортом сегодня пользуется не более 7% граждан России. Разрушение системы местных и региональных авиаперевозок при переходе от централизованной системы регулирования к авиарынку снизило общий пассажиропоток с более чем 90 млн в 1990 году до 36 млн человек в 2007-м. С 1992 года в России закрыто более 900 ВПП и местных аэропортов. Только в 2005 году было закрыто 18 аэродромов, из которых 10 - с искусственным покрытием. За последние 15 лет был существенно деформирован рынок авиаперевозок. Доля аэропортов московского авиационного узла в общем объеме авиаперевозок на территории России возросла в указанном периоде с 25 до 50%. Во многих регионах практически не разделен бизнес региональных и магистральных авиаперевозок, что ранее позволяло многим региональным авиакомпаниям, пользуясь недостатками действовавшей системы лицензирования, заниматься несвойственным им бизнесом, конкурируя с магистральными перевозчиками на столичных маршрутах и снижая их эффективность вместо того, чтобы во взаимодействии с крупными авиакомпаниями развивать внутрирегиональные и местные авиаперевозки.

На долю воздушного транспорта в России приходится более 20 % от общего пассажирооборота в междугороднем сообщении, еще более значим вклад гражданской авиации в обеспечение внешних связей России – авиационным транспортом перевозится более 80 % пассажиров в международном сообщении. Однако в настоящее время из-за отсутствия эффективного взаимодействия региональных и магистральных авиакомпаний, неразвитости хабовых технологий обслуживания перевозок выстроена неоптимальная сеть авиамаршрутов.

67% полетов пассажиров внутренних воздушных линий осуществляются через Москву, причем удельный вес московского направления постоянно растет. В первую очередь данная ситуация обусловлена разрушением местных и региональных авиационных связей практически во всех федеральных округах страны. В совокупности с неэффективным парком воздушных судов российских авиакомпаний, а также низкой платежеспособностью населения и неразвитостью механизмов государственной поддержки местных авиаперевозок, текущее состояние инфраструктуры является существенным сдерживающим фактором развития всей отрасли гражданской авиации.


В настоящее время местные и региональные перевозки в Республике Татарстан являются недостаточно развитым сегментом рынка авиационных перевозок и включают в себя обслуживание населения лишь на 2-х маршрутах: Казань-Бугульма и Казань-Бегишево. В 70-80 годах прошлого столетия аэродромная сеть местных воздушных линий Республики Татарстан насчитывала около 30 аэродромов во всех районах республики. В настоящее время действуют лишь около 10 (4 из них используются авиацией РОСТО и только 3 используются для регулярных региональных авиаперевозок, в остальных существуют посадочные площадки для выполнения разовых полетов). Таким образом, решение вопроса развития региональных авиаперевозок неразрывно связано с развитием инфраструктуры аэродромов местных воздушных линий Республики Татарстан.

Особую актуальность имеет вопрос состояния парка воздушных судов региональных авиакомпаний. В настоящее время парк воздушных судов, способных обслуживать региональные перевозки, устарел морально и физически. Остающиеся "на крыле" воздушные суда Ан-24 и Як-40 обладают чрезвычайно низкой экономической эффективностью, не соответствуют требованиям по комфорту и безопасности полетов и стремительно теряют ресурс эксплуатации. Единственный вариант развития рынка местных авиаперевозок - оснащение авиакомпаний новыми современными воздушными судами.

В настоящее время выполнение перевозок по местным воздушным линиям в Республике Татарстан является убыточным для региональных авиакомпаний ввиду высокой стоимости перелетов и низкой платежеспособности населения. Основными составляющими цены на авиабилеты являются затраты на авиаГСМ (около 41%) и аэропортовое обслуживание воздушных судов и пассажиров (около 21%).

В 2008 году в авиапредприятие «Казанские авиалинии» с 28февраля открыли первый региональный рейс Казань – Уфа. Опыт первых месяцев работы оказался очень удачным, загруженность рейсов высокая – более 60 процентов. Самолетами Л-410 осуществлено 25 рейсов и перевезено 472 пассажира.



Авиация общего назначения


Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к авиации общего назначения.

В состав АОН входят:


  1. Любительские воздушные суда, которые относятся к сфере деятельности Федерации любителей авиации России (ФЛА России).

  2. Воздушные аппараты взлетной массой до 450 кг Федерации сверхлегкой авиации (ОФСЛА).

  3. Частично, воздушные суда Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО (ДОСААФ).

  4. Воздушные аппараты (дирижабли, аэростаты) Федерации воздухоплавателей России (ФВР).

  5. Воздушные суда корпоративной авиации (деловой).

В настоящее время в Республике Татарстан зарегистрировано 10 эксплуатантов авиации общего назначения (для справки – в 2005 году было зарегистрировано 4 эксплуатанта АОН), эксплуатируется 13 зарегистрированных легких воздушных судов АОН.

Последние годы были отмечены ростом популярности деловой авиации во всем мире. На сегодняшний день эта отрасль играет значительную роль в экономике стран Запада. К примеру, в ведущей стране в этой области – США, авиакомпании, представляющие деловую авиацию, отмечены одним из самых больших уровней выплачиваемых дивидендов по акциям среди частных авиакомпаний. Только в виде налогов ежегодно государство получает более 1,2 млрд. долларов от авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты деловой авиации. В мировом рынке деловой авиации доля Северной Америки составляет более 75 %, Европы - около 20 %, Латинской Америки – 5 %, Азиатско-Тихоокеанского региона- 2,6 %.

В России нет ни одного аэропорта, ориентированного на обслуживание бизнес авиации и располагающего всей необходимой для этого инфраструктурой. Бизнес-терминалы построены только в Москве и Санкт-Петербурге. Причем больше всего воздушных судов деловой авиации принимает и отправляет Внуково: оттуда выполняется до 65 процентов всех бизнес-перевозок московского аэроузла. В международном аэропорту «Казань» ежегодно обслуживается порядка 2000 самолето-вылетов воздушных судов деловой авиации, в том числе около 300 в международном направлении.



ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ

рабочей группы по вопросам развития транспорта

Приволжского федерального округа


г. Казань 24 апреля 2008 г.


11.00 –11.15



Открытие заседания. Вступительное слово.

Величко Алексей Михайлович, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

Павлов Борис Петрович, первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан

11.15 –

11.30

«Перспективы развития региональных перевозок и авиации общего назначения»

Фасхутдинов Ильдус Ирфанович, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан


11.30 –11.45

Реализация установления уведомительного порядка использования воздушного пространства.

Савицкий Дмитрий Владимирович, заместитель руководителя Федеральной аэронавигационной службы

Аксенов Анатолий Александрович, начальник отдела организации структуры воздушного пространства Федеральной аэронавигационной службы

11.45 – 12.00

Современное положение авиации общего назначения в Российской Федерации.

Заболотский Виктор Васильевич, президент Федерации любителей авиации России

12.00 –12.15

Развитие малой авиации как пример частно-государственного партнерства в транспортной сфере.

Фесенко Алексей Максимович, советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта


12.15 – 12.25

О подготовке и реализации Стратегии развития малой авиации на территории Приволжского федерального округа, а также региональных программ развития малой авиации.

Балашов Роман Викторович, генеральный директор НКО «Фонд межрегионального экономического развития»


12.25 – 12.35

Кофе-брейк


12.35 – 13.05

О перспективах развития производства летательных аппаратов для авиации общего назначения в России.

Терешин Виктор Титович, начальник отдела эксплуатации авиационной техники Федерального агентства по промышленности

Алафинов Сергей Вячеславович, председатель совета директоров ОАО «НПО «Аэроволга»

13.05 – 13.15

Развитие сети внутри- и межрегиональных авиационных перевозок.

Юматов Геннадий Станиславович, директор по стратегическому планированию ОАО «Международный аэропорт «Курумоч»

13.15 – 13.35

О создании региональных коммерческих авиакомпаний малой авиации.

Закаржаев Магомед Бахулаевич, генеральный директор ОАО «Авиакомпания Татарстан»

Ермолин Александр Васильевич, председатель правления ООО «НПО Авиакомпания «Приоритет»

13.35 – 13.45

О практике использования аэродромов в интересах малой авиации.

Умаров Шавкат Абдулхаевич, начальник Татарского управления государственного авиационного надзора

13.45 – 14.05


О создании региональных учебно-методических центров малой авиации.

Мортиков Михаил Васильевич, первый заместитель директора департамента авиации РОСТО

Малышев Александр Валентинович, руководитель Приволжского окружного межрегионального территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта

14.05 – 14.10

Подведение итогов заседания.

Величко Алексей Михайлович, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе