girniy.ru   1 2 3 4

5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


1. История психологии: теоретические и методологические основания


  1. Особенности отличия психологического знания от психологического познания.

  2. Формы существования психологического знания представлены в современном общественном и индивидуальном сознании.

  3. Основные подходы в определении предмета истории науки.

  4. Особенности предметной области истории психологии.

  5. Методологические принципы истории психологии.

  6. Методы истории психологии.

2. Психологические идеи в античной и восточной философии.

  1. Представление о душе в Милетской и Эфесской школах.

  2. Практическая психология в школе Пифагора.

  3. Психологические воззрения Демокрита.

  4. Концепции Сократа и Платона.

  5. Учение Аристотеля.

  6. Вклад в психологическую науку античных врачей.


3. Психологические воззрения в период Средневековья и Возрождения.

  1. Теологическая картина мира.

  2. Теория «волюнтаризма» Августина.

  3. Психологические идеи в учении Фомы Аквинского.

  4. Психологические идеи в эпоху Возрождения.


4. Психология Нового времени.

  1. Складывание механической картины мира.

  2. Дуализм Рене Декарта.

  3. Психологическая концепция Б. Спинозы.

  4. Психологические идеи Т. Гоббса.

  5. Теория эмпиризма.


5. Влияние физиологии и естествознания на психологию ( первая половина ХIХ века).

  1. Складывание научной картины мира.

  2. Создание психофизики.

  3. Появление психометрии.

  4. Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на психологию.
  5. Изучение головного мозга. Работы Ч. Белла, П. Флуранса.


  6. Развитие психиатрии.


6. Создание психологии как самостоятельной науки.

  1. Создание В. Вундтом экспериментальной психологии.

  2. Структурализм Э. Титченера.

  3. Первые шаги психологии, как самостоятельной науки.


7. Функционализм.

1. Истоки функционализма.(развитие зоопсихологии, исследования Ф.Гальтона).

2. Философия Г. Спенсера.

3. Возникновение функционализма.

4. Вклад функционализма в развитие психологии.


8. Бихевиоризм.

1.Истоки бихевиоризма.

2. Основные положения бихевиоризма.

3. Вклад в бихевиоризм Дж. Уотсона.

4. Методы бихевиоризма.

5.Вклад бихевиоризма в развитие психологии.


9. Психоанализ.

    1. Специфические особенности психоаналитической теории.

    2. Истоки психоанализа.

    3. Личность З. Фрейда.

    4. Методы психоанализа.

    5. Психоанализ как теория личности.

6.Вклад психоанализа в развитие психологической науки


10. Гештальт-психология.

  1. Определение понятия «гештальт».

  2. Истоки гештальт-психологии.

  3. Гештальт-принципы организации восприятия.

  4. Исследование проблем научения.

  5. Вклад гештальт-психологии в развитие психологической науки. .


11. Французская социологическая школа и описательная психология.

  1. Социально-исторический подход к исследованию психики.

  2. Черты пралогического мышления.

  3. Вклад социологической школы в развитие психологии.

  4. Метод описательной психологии.


12. Необихевиоризм.
  1. Основные положения необихевиоризма.


  2. Концепция К. Хала.

  3. Схемы подкрепления Б. Скиннера.

  4. Социальная когнетивная теория А. Бондуры.

  5. Теория социального научения Дж. Роттера.

  6. Современное развитие необихевиоризма.


13. Неофрейдизм. Логотерапия.

  1. Видоизменение психоанализа.

  2. Аналитическая психология К.Юнга.

  3. Индивидуальная психология А.Адлера.

  4. Концепция К. Хорни.

  5. Теория Э. Фромма.

  6. Современное развитие неофрейдизма.

  7. Логотерапия В. Франкла и её современное звучание.


14. Гуманистическая психология. Когнитивная психология.

1.Концепция самоактуализации А.Маслоу.

2. Модель самоактуализирующейся личности.

3. Гуманистический подход К. Роджерса.

4. Когнитивное направление в психологии.

5. Вклад в психологию Дж. Миллера и У. Нассера.

6. Метод когнитивной психологии.

7. Современное развитие гуманистической и когнитивной психологии.


15. Психология в России 18-19 века.

  1. Первые психологические идеи в России 18- 1 пол. 19 века.

  2. Рождение психологической науки в России в сер.19 века.

  3. Появление первых психологических школ в России.

  4. Объективный подход в психологии. Учение И.М. Сеченова.

  5. Идеалистическая психология. Идеи К.Д. Каверина.

  6. Духовное направление в психологии.


16. Учение о поведении. ( Психология в России конца 19- начала 20 века).

  1. Учение о поведении - вершина Российской психологии.

  2. «Объективная» психология В.М. Бехтерева.

  3. Вклад И.П. Павлова в мировую психологию.

  4. Учение о доминанте А.А. Ухтомского.
  5. Современные учения о поведении.



17. Психология в России советского и постсоветского периода.

  1. Политическая история советской психологии.

  2. Вклад Л.С. Выгодского в развитие психологии.

  3. Теория установки Д.Н. Узнадзе.

  4. Психологические идеи А.Р. Лурии.

  5. Концепция С.Л. Рубинштейна.

  6. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.

  7. Концепция П.Я.Гальперина.




  1. ПРАКТИКУМ К ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ».



Творческие проекты (проведение сравнительного анализа для коллоквиума )

  1. Значение истории психологии для методологии психологических знаний

  2. Зарождение психологических идей в Древней Греции: Милетская школа, Пифагорейский союз, Элейская школа, Киники, Стоики.

  3. Развитие психологического знания в период расцвета античной Греции: Левкипп, Демокрит, Протагор, Сократ

  4. Характеристика взглядов античных врачей (Гиппократ, Гален)

  5. Психологические взгляды Платона и Аристотеля

  6. Эволюция психологических учений в Древнем Риме (Эпикурейская школа, стоицизм, скептицизм, эклектизм)

  7. Психологические взгляды мыслителей средневековья (Авиценна, Аль-Хайсам, Газали)

  8. Эволюция психологического знания феодальной Европы (Святой Августин, Фома Аквинский, Роджер Бэкон)

  9. Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Николай Каузанский, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно). Китай, Индия, Япония, Византия.

  10. Выделение сознания как критерия психики в ХY11 веке (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Д.Локк, В.Лейбниц)

  11. Формирование ассоциативной психологии в ХУ111 веке (Д.Юм, Гартли)

  12. Развитие эмпирического направления в психологии ХУ111 века (Ламетри, Кондильяк, Гельвеций, Кабанис)
  13. Зарождение и развитие культурно-исторического направления в психологии ХУ111 века (Вико, Монтескье, Гердер)


  14. Психологические идеи в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Фейербах)

  15. Естественно-научное направление психологических исследований в первой половине Х1Х века (Дарвин, Мюллер, Холл, Гельмгольц, Фехнер)

  16. Выделение психологии в самостоятельную науку Вундт, Кюльпе, Титченер, Джеймс, Вудвортс, Эббингауз, Торндайк, Бине, Штерн)

  17. Зарождение отечественных психологических взглядов в эпоху средневековья и нового времени (Постников, Ломоносов, Голицын, Новиков, Родищев)

  18. Развитие психологической мысли в России Х1Х века (Велланский, Галич, Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Ушинский, Сеченов, Лесгафт, Чиж, Бехтерев)

  19. Развитие психологии в России ХХ века.




  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат выполняется с целью проверки знаний студента по основным вопросам курса и ориентирован на изучение и изложение теоретических основ дисциплины.

При подготовке к написанию реферата студент должен изучить рекомендованную литературу. В ходе написания реферата студенту необходимо продемонстрировать знание основных вопросов темы, проявить умение правильно, четко и кратко излагать материал.

Реферат должен отвечать следующим требованиям:

  1. Освещать вопросы только заданной темы. Желательно использовать схемы, графики, таблицы и другие формы графического отображения материала.

  2. Изложение реферата следует с:

Содержание

Введение

Раскрытия вопроса (ов):

Заключение

Списка использованной литературы (библиография)

Приложения (если таковые имеются),

по ходу освещения реферата выделять подзаголовки, делать достаточные интервалы между строками.
  1. Работа должна быть напечатана или написана четким и разборчивым почерком.


  2. Объем реферата не должен превышать 20-24 страниц.

  3. Страницы должны быть пронумерованы, а также обязательно наличие полей (3 см) для пометок преподавателя, рецензирующего работу.

  4. В ходе реферата не следует ограничиваться только рекомендованной литературой, нужно использовать дополнительные источники.


8.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1 ЭТАП

адание: выполнить реферат по темам)

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ


Темы рефератов

  1. Сравнительный анализ особенностей различных форм психологических знаний

  2. Медологические подходы в определении предмета истории науки: достоинства и недостатки

  3. Повышение объективности историко-психологического исследования: пути и способы

  4. Особенности применения метода планирования историко-психологического исследования

  5. Метод проблемологического анализа в изучении динамики психологического познания об индивидуальности человека

  6. Позитивные и негативные тенденции современного развития историко-психологических исследований

  7. Фома Аквинский: жизнь и учение

  8. Вильям Оккам и его идеи

  9. Пьер Абеляр как исследователь жизненного пути человека

  10. Роджер Бэкон как основатель опытной науки

  11. Аль Фараби как "второй Аристотель" - жизнь и творчество

  12. Идейно-теоретические основания арабоязычной философии и психологии

  13. Биография и психологическое наследие Ибн Сины

  14. Ибн Рушд как основоположник аверроизма

  15. Вклад в развитие психологического знания Ибн Аль-Хайсама

  16. Характеристика основных особенностей эпохи Возрождения

  17. Гуманистические идеи о человеке эпохи Возрождения
  18. Основные морально-философские и психологические воззрения периода Возрождения


  19. Психологические идеи в педагогических произведениях эпохи Возрождения

  20. Я.А. Коменский - выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения

  21. Литература периода Возрождения как источник психологических идей

  22. Философские и психологические идеи Бернардино Телезио

  23. Психологические идеи Леонардо да Винчи Психологические идеи в трудах Галилея

  24. Декарт и Гоббс - сходство и различие психологических идей

  25. Учение о страстях Декарта: основные идеи и их обоснование

  26. Вклад Гоббса в развитие психологического познания

  27. Спиноза как представитель рационалистического подхода в европейской философии

  28. Спиноза - жизнь и творчество: основные идеи в развитии психологического знания

  29. Трактовка соотношения души и тела у Лейбница

  30. Механистическая картина человека: суть основных идей и положений

  31. Психологическое наследие французских энциклопедистов

  32. Дени Дидро: жизнь, идеи, учение

  33. Сенсуалистическая концепция Кондильяка: основополагающие идеи и влияние на психологию

  34. Вклад Гельвеция в развитие психологического знания

  35. Гольбах и его понимание внутреннего мира человека

  36. Ж. Руссо и его система психолого-педагогических взглядов

  37. И. Кант и его критическая философия: идеи и влияние на развитие научного познания

  38. "Трактат о человеческой природе" Д. Юма как основа эмпиризма в психологии Основные отличия научной картины мира в XVIII и XIX вв.

  39. Характерные черты развития философско-психологической мысли первой половины XIX в.

  40. И. Гербарт и его вклад в развитие психологической мысли

  41. Творческое наследие Гегеля и его значение для развития психологического знания

  42. Л. Фейербах как представитель классической немецкой философии
  43. Предпосылки оформления психологии как самостоятельной науки в анатомо-физиологических и медицинских науках


  44. В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии

  45. Эволюционная теория Дарвина и ее значение для развития психологических идей

  46. А.А. Потебня -выдающийся лингвист и философ конца XIX в.

  47. История формирования и развития психофизики

  48. Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца XIX в.


9. Вопросы к экзамену (зачёту).

  1. Предмет истории психологии.

  2. Задачи истории психологии.

  3. Место истории психологии в системе наук.

  4. Методы истории психологии. Источники изучения истории психологии.

  5. Понятие «душа» и его содержание на ранних этапах эволюции общества.

  6. Генезис и характерные черты античной философии

  7. Атомистические материалистические концепции души в античной философии.

  8. Философская и медицинская школа Гиппократа.

  9. Учение Сократа – поворотный пункт в развитии античной психологии.

  10. Особенности объективно-идеалистического учения, душа в учении Платона.

  11. Трехуровневая структура процесса познания в учении Платона.

  12. Философские взгляды, понятие души у Аристотеля.

  13. Учение о процессах познания Аристотеля.

  14. Представления об эмоциональных процессах (чувствах и аффектах) в учении Аристотеля.

  15. Учение о воле и характере в философских воззрениях Аристотеля.

  16. Психологические взгляды стоиков.

  17. Психологические идеи поздней античности.

  18. Психологические идеи средневековой Европы.

  19. Арабоязычная средневековая психологическая мысль. Учения Авиценна (Ибн-Сина), Альгазена, Аверроэса (Ибн-Рушда).

  20. Особенности психологической мысли периода Возрождения.
  21. Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения


  22. Философия Нового времени: рационалистический и эмпирический пути познания мира

  23. Философия Декарта.

  24. Психологическая концепция Б. Спинозы.

  25. Психологические взгляды Т. Гоббса

  26. Эмпирическая концепция Дж. Локка.

  27. Учение англ. Философа Бэкона о трудностях и путях познания.

  28. Проблемы рационального и бессознательного в психике человека в концепции Г.В. Лейбница. Учение о монадах.

  29. Особенности психологических идей французских просветителей ХVIIIв.

  30. Психологические идеи в немецкой классической философии конца 18 века – первой половины 19 века.

  31. Развитие ассоциативной психологии в Англии.

  32. Психологические взгляды М.В. Ломоносова как родоначальника естественно - научных представлений в русской психологической мысли.

  33. Концепция человека А.Н. Радищева. Его учение о душе.

  34. Особенности развития психологического знания в России в период Просвещения.

  35. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки.

  36. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизика, психометрия, психофизиология органов чувств.

  37. Психологическая программа В. Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.

  38. Программа развития экспериментальной психологии в России в трудах И.М. Сеченова и его рефлекторная концепция психики.

  39. Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в России.

  40. Экспериментальные исследования Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурского.

  41. Вклад В.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии.

  42. Зарубежная психология периода открытого кризиса

  43. Бихевиоризм. Классический бихевиоризм Д. Уотсона.

  44. Необихевиоризм Э. Толмана и К. Халла.

  45. Оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера.

  46. Истоки возникновения и программа развития гештальтпсихологии.


  47. Феномены и законы зрительного восприятия в русле гештальтпсихологии.

  48. Исследования творческого мышления в русле гештальтпсихологии.

  49. Теория поля К.Левина.

  50. Глубинная психология. Психоанализ 3. Фрейда, общая характеристика.

  51. Система психоанализа.

  52. Методы учения Фрейда.

  53. Структура личности Фрейда и роль бессознательного.

  54. Индивидуальная психология А. Адлера

  55. Аналитическая психология К. Юнга

  56. Неофрейдизм

  57. Французская социологическая школа психологии Э. Дюркгейма,

Л. Леви-Брюль Ж- Пиаже.

  1. Когнитивная психология и процессы приобретения опыта.

  2. Гуманистическая психология.

  3. Логотерапия.

  4. Психогенетика.

  5. Основные этапы развития психологической науки в СССР.

  6. Методологические принципы развития психологической науки в СССР.

  7. Основные психологические школы Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


2 ЭТАП

адание: выполнить реферат по темам)



<< предыдущая страница   следующая страница >>