girniy.ru 1 2 3 4





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


          Курс "Истории психологии" охватывает основные этапы и периоды развития мировой и российской психологической науки от возникновения психологических идей в Древней Греции до обзора современных направлений психологических исследований. В тематическом построении курса использован хронологический принцип, отражающий последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды. При этом развитие психологических идей рассматривается в широком научном и культурном контексте. Такой подход позволяет студенту проследить не только преемственность знания, но и увидеть источники формирования новых идей.

В соответствии с учебным планом данный предмет изучается на втором курсе, и изучение предмета завершается сдачей экзамена.

Подготовка высококвалифицированных психологических кадров требует изучения студентами-психологами истории психологии для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл.

Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. Она знакомит с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, в контексте изучения дисциплины позволяет проанализировать различные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения.

Цель курса. Формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории. Формирование у студентов системного представления об истории отечественной и зарубежной психологии от античности до настоящего времени, как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания.


Задачи курса:


  • Изучение основных этапов и условий становления психологического знания в контексте развития науки и культуры определенного исторического периода.

  • Анализ творческих идей и научного наследия известных зарубежных и российских психологов и ученых, внесших вклад в развитие психологической науки.

  • Освоение основных направлений и школ в мировой и отечественной психологии в их исторической динамике; формирование целостной картины генезиса психологических идей.

  •   Знакомство с основными направлениями развития современной психологии.

  • в системе социально-гуманитарного образования. Курс выступает как важный фактор формирования у студента научного мировоззрения, исторического мышления, гуманистических установок, гражданско-патриотической позиции и конструктивных взглядов при восприятии событий и идей прошлого. В этом плане он связан межпредметными связями со всем спектром социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь философией, историей, культурологией.

  • в общепрофессиональной подготовке. Курс относится к циклу обязательных общепрофессиональных дисциплин подготовки специалиста-психолога (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по истории зарождения и динамике психологических знаний, их связи с актуальным состоянием психологической науки. С этой точки зрения курс связан межпредметными связями со всеми базовыми дисциплинами общепрофессинальной подготовки ((цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины) и рядом дисциплин специальной (цикл ДС - дисциплины специализации) подготовки психолога (историческая психология, история развития отдельных отраслей психологии, история разработки конкретных проблем психологической науки и др.).

После изучения данного курса студент должен:
  • иметь представление о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в истории развития научного и вненаучного психологического знания;


  • знать творческий вклад ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии, историю научных школ и научных направлений, особенности развития психологии в различные хронологические периоды и в разных этно-культурных регионах;

  • владеть основами историко-сравнительного исследования, методами биографического, тематического, категориально-понятийного и логико-структурного анализа жизненного пути ученых и их научного наследия;

  • уметь осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций. формирование у студентов систематизированных знаний о возникновении и развитии различных научных теорий и направлений психологии;

  • овладение базовым категориальным аппаратом дисциплины история психологии;

  • ознакомление с теорией и практикой применения основных научных психологических направлений;

  • обучение студентов самостоятельной работе с исторической и психологической литературой по данной дисциплине.

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны осмыслить рассмотренные трансформации предмета психологии, что в совокупности представляют выработанные наукой на протяжении многовекового пути ее развития подходы к познанию психического. Данное осмысление должно проходить с учетом принципов историко-психологического анализа.

Курс «История психологии» включает лекционные и семинарские занятия.


2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «история психологии»


Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);


описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Бюджет времени по формам обучения, час

Очная

форма обучения

Очно-заочная

форма обучения

Заочная

форма обучения

Всего

144

144

144

Аудиторные занятия, в том числе:

72

36

14

- лекции


36

18

6

- практические занятия

36

18

8

Самостоятельная работа студентов

36

72

121

Экзамен

36

36

9




Экзамен

Экзамен

Экзамен




2 семестр

2 семестр

3 семестр




следующая страница >>