https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2
Показатели деятельности предприятий ВиК Кыргызской Республики


(подготовлено Кыргызжилкоммунсоюзом)


Введение


Кыргызская Республика расположена в северо-восточной части Средней Азии. Соседние государства – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Китай. В Кыргызской Республике имеется 7 областей, 41 административный район (кроме районных подразделений города), в их составе имеется 20 городов, 30 поселков городского типа, 417 сельских управ (айыл окмоту) в их числе 1900 сельских населенных пунктов.

Площадь 19.9945 кв. км., 90 % территории находится выше 1500 м над уровнем моря. Горы разделяют страну на северную и южную зону. Климат сухой, континентальный; 53,9 % сельскохозяйственная земля, в том числе 12,7 % пашни, 5,1 % леса, 4,3 % воды и 31,8 % пастбища и прочие территории.


Население 4822,9 тыс. чел. по данным Нацстаткома Кыргызской Республики по материалам переписи населения 1999 года, на 131 тыс. больше, чем 10 лет назад. В республике преобладают средние семьи с числом 5-6 человек. В 1999 году из 4731,7 тыс. чел. населения республики 1615,4 тыс чел. или 34,1 % считалось городскими жителям. К регионам с преобладающим городским населением относится Чуйская, Ошская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская. Доля городского населения очень низка в Нарынской и Таласской областях. Около 49 % городского населения и 50 % промышленного потенциала республики сосредоточены в столице – Бишкеке. Сельское население составляет 3116,3 тыс. чел. или 65,9 %. В 1999 году в Кыргызской республике 38,3 % населения составляли лица дотрудоспособного возраста, 52, 2 % трудоспособного возраста, 9,5 % - пенсионеры. В целом по республике численность женщин выше численности мужчин на 106 тыс. человек.

Плотность населения составляет 24,0 человека на 1 кв. км и она различна по регионам республики: в Джалал-Абадской области – 24,4 чел. на 1 кв. км; Иссык-Кульской – 17,8; а Чуйской – 75,8 чел. В окраинных долинах, расположенных на высоте до 1500 м над уровнем моря, размещаются 80 % населения, они занимают менее 15 % площади республик - это Чуйская, Таласская долины. Окраинные части Ферганской долины, где в отдельных местах средняя плотность населения достигает 100-150 человек на кв. км. В высокогорных долинах Кыргызстана, на сыртах, горных склонах почти нет населенных пунктов с постоянным населением.


За 1985-1995 гг. общая площадь всего жилищного фонда в стране увеличилась с 45533 тыс. кв. м до 57585 тыс. кв.м. Общественный, государственный, жилищный фонд и кооперативный жилфонд обеспечены водопроводом на 93 %, канализацией на 88 %, газоснабжением на 91 %, горячей водой на 71 %. В городской поселениях оборудовано водопроводом 93,9 %, канализацией 88,4 %, центральным отоплением 86,7 %, ванным (душем) 76,1 %, горячим водоснабжением 62.1 %. В сельской местности степень благоустроенности жилого фонда составляет по водопроводам 54,8 %, канализации 46,0 %, центральному отоплению 30,.4 %, ваннам и душам 20.8 %.


Индикаторы производственно-финансовой деятельности предприятий ВиК КЖКС


Вступление


В Кыргызской Республике до последнего времени общая координация и мониторинг деятельности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства осуществляются Кыргызжилкоммунсоюзом. (Cм. Приложение, детально описывающее деятельность КЖКС) Основные технико-экономические показатели, состав затрат на производство ведутся раздельно по водопроводам и отводу сточных вод. Имеются необходимые данные в разрезе категорий потребителей - население; бюджетная сфера; промышленность и коммерческие потребители.


С переходом в рыночные условия хозяйствования полностью прекращено субсидирование жилищно-коммунального хозяйства. Централизованные капитальные вложения в водопроводно-канализационное хозяйство государством не выделяются, за исключением единичных случаев. Предприятия осуществляют свою деятельность на хозрасчетной основе за счет доходов, полученных от отпуска услуг, выполнения работ. Водоканалы являются предприятиями государственной формы собственности, преобразование их в АО в республике не проводилось, за исключением водоканала в Лебединовке (Чуйской Области), который является малым акционерным предприятием

Мониторинг по предложенным индикаторам осуществлен Кыргызжилкоммунсоюзом в целом по водопроводно-канализационному хозяйству городов и республики, входящим в систему Кыргызжилкоммунсоюза, а также в разрезе 18 управлений из 35 согласно предложенным индикаторам (См. приложение 1). Результаты сгруппированы по крупным (свыше 50 тыс жителей), малым водоканалам (менее 50 тыс. жителей), и водоканалы, которые не предоставляют услуг канализации. В г. Кара-Балта имеется два водоканалаж данные по ним собраны и проанализированы отдельно. Ниже в таблице приведены города, где проводилось обследование. В скобках дано население этих городов на 01.01.2002. Водоканал Бишкека, как столичного города, имеет особый статус и не участвовал в обследовании. Ряд очень маленьких водоканалов не смогли представить достоверных данных. Однако, мы считаем, что проделанная работа верно отражает нынешнее состояние сектора, и мы надеемся продолжать подобные исследования в будущем.



Крупные водоканалы

Малые водоканалы

Водоканалы, которые не предоставляют услуги канализации

Джала-Абад (92 800)

Ош (245 200)

Каракол (66 500)

Балыкчи (45 000)

Беловодское (16 200)

Чолпон-Ата (9 100)

Кант (23 000)

Кара-Балта (47 300)- два предприятия

Орловское (5 500)

Талас (32 000)

Кызыл-Кия (31 800)

Нарын (41 200)

Чуй (10 100)

Лебединовка (7 000)

Тюп (11 200)

Ак-Суу (16 700)

Токмак (56 600)


Охват услугами, производство и потребление воды


Индикаторы 1.1 и 2.1 Уровень охвата услугами ВиК


Города и поселки городского типа республики, в дальнейшем городские поселения, обеспечены водопроводом на 93 %, канализацией на 88%. В этот показатель включены столица, крупные города областных центров, пгт, а также ведомственные системы, а не только коммунальные. По кругу изучаемых населенных пунктов, обслуживаемых водоканалами Кыргызжилкоммунсюза, которые участвовали в обследовании, этот показатель несколько ниже и составляет по водоснабжению 59 %; канализации 30%.


Индикатор 1.1 Охват услугами водоснабжения предприятий КЖКС



Сравнительно низкий охват услугами водоснабжения в крупных городах обусловлен историческими причинами- эти города старые и население, в особенности старых районов городов зачастую имеет свои собственные источники водоснабжения. Малые водоканалы развивались как источники водоснабжения при промышленных предприятиях. Поэтому охват услугами в них был заведомо выше, чем в старых городах. То же относится и к водоканалам без услуг канализации.



Индикатор 2.1 Охват услугами канализации предприятий КЖКС




Сравнительно низкий охват услугами водоснабжения и канализации в крупных городах обусловлен историческими причинами- эти города старые и население, в особенности старых районов городов зачастую имеет свои собственные источники водоснабжения. Малые водоканалы развивались как источники водоснабжения при промышленных предприятиях. Поэтому охват услугами в них был заведомо выше, чем в старых городах. То же относится и к водоканалам без услуг канализации.


Существенным фактором, повлиявшим на индикаторы 1.1 и 2.1, является миграция населения из малых населенных пунктов, что снижало доходную базу водоканалов, и что существенно влияло в том числе и на многие финансовые показатели водоканалов. В пгт Чуй население уменьшилось с 10.2 тысяч до 9.4 (или на 8%) с 2000 до 2002 года, в Канте с 25 тысяч до 23 тысяч (на 8%) с 1999 по 2002, в Лебединовке с 11 до 7 тысяч (на более чем 30% , в Орловском с 7.6 до 5.4 тысяч (30%). Аналогичная ситуация наблюдается во многих других городах, где градообразующие предприятия перестали функционировать или существенно сократили промышленное производство. С другой стороны, миграция в крупные города продолжалась. Так население Джалал-Абада увеличилось на 10 тысяч, а Каракола на 5 тысяч человек с 1998 по 2002 год.


Индикаторы 3.1- 4.3: Производство и потребление воды

Годовой объем произведенной воды за 1998-2002 годы снизился на 7,1 %, а поданный по приборам учета на 24,4 %, что в определенной степени объясняется установлением лимитов по бюджетной сфере, где особенно заметно уменьшение потребляемой воды – на 66,7% ( с 7,8 млн.м3 до 2,6 млн.м3) за период с 1992 года. Большой спад в промышленном и коммерческом секторе также повлиял на уменьшение количества проданной воды на 64,4% (с 9,0 млн.м3 до 3,2 млн.м3) за тот же период.



В среднем по республике производство воды уменьшилось с 499 л/чел/сутки до 440 л/чел/сутки или на 10% с учетом промышленного коммерческого сектора и бюджетной сферы. Фактическое потребление в среднем составляло в 1998 году на одного человека 245 л/чел/сутки, в 2002 году – 233 л/чел./сутки. При этом норма водопотребления снижена до 102 л/чел/сутки (уменьшилась на 60%). Крупные водоканалы обслуживают промышленность, а также, в ряде мест вода может использоваться для полива.

Индикатор 3.1 Производство воды предприятиями КЖКС (л/чел/сутки)





Если учитывать только население, то можно составить несколько иную картину – 150 л/чел/сутки в 1998 году; 129 л/чел/сутки в 2001 году и 66,8 л/чел/сутки в 2002 году. Это объясняется тем, что фактически проживает и пользуется услугами больше людей, чем прописано и на которых выписаны счета, с одной стороны, и, с другой – в 2002 году были переданы крупные водоканалы в ведение мэрий городов областного подчинения, согласно постановлению Правительства республики от 8 октября 2001 года № 608. Поэтому по населению более реально сравнивать 1998 и 2001 годы, где снижение потребления населением составит со 150 л/чел/сутки до 129 л/чел/сутки или на 14%, т.е. этот показатель более стабилен и более реален, чем тот, который включает и две другие категории потребителей (бюджет и промышленность).

Производство воды на одно подключение в 1998 году составляло 87 м3/мес. и, в 2002 году – 60 тыс./ м3/мес. и 2 тыс. м3/день или снизилось на 33,3 %. Но здесь необходимо учитывать увеличение количества зарегистрированных подключений с 77881 единиц до 109010 единиц или на 40 %, что характеризует увеличение доступа других потребителей к централизованным системам водоснабжения, что является положительным фактором. Если бы число подключений осталось неизменным, то производство воды на одно подключение составило бы 84,2 тыс./ м3/мес., т.е. снизилось бы на 6,4 %. Протяженность сети по водопроводам увеличилась на 51,4 км за 1998-2002 годы, поэтому и возросло число абонентов и подключений.



Индикатор 4.1 Потребление воды, произведенной предприятиями КЖКС (л/чел/сутки)




Наблюдается определенная тенденция к снижению водопотребления, хотя процесс идет медленно в сравнении с другими странами СНГ. Одной из причин можно назвать отсутствие приборного учета (см. график ниже), что не дает возможности точно определить фактическое водопотребление. Справедливости ради, можно сказать, что снижение обусловлено скорее снижением норм потребления для населения, что приводит к снижению счета за воду. То есть социальная поддержка переложена на плечи водоканала.


Индикатор 7.1: Уровень приборного учета предприятий КЖКС (процент подключений с приборами учета)





Расход (потребление) воды в среднем на одно домовладение за месяц: в 1998 году этот показатель составлял в среднем 18.04 м3/мес., в 2001 году- 16.71 м3/мес.; в 2002 году – 16.02 м3/мес.; к 2001 году снижение на 17.7 % и к 2002 году на 22%, но как отмечено ранее потребление воды населением гораздо выше, чем определяемое по нормам потребления в зависимости от степени благоустройства жилья и прописанных граждан1.


Производство воды в среднем снизилось на 7,1 %, а ее потребление на 15 % в 2001 году и 20% в 2002 году, что отражает наличие «неучтенной» воды, потребляемой на технологические нужды тех подразделений, которые составляют единый производственный комплекс тепловодоснабжения и водоотведения, т.е. созданы и функционируют крупные объединения, где имеются водопровод, канализация и осуществляется выработка теплоэнергии, на что расходуется собственная вода.

Из общего числа подсоединений в 1998 году имели приборы учета воды 3,6 % потребителей, в 2002 году –4,4%, увеличение в основном за счет бюджетных учреждений. Число подключений с водопроводными счетчиками выросло с 8068 единиц до 16985 единиц или в 2.1 раза в течение 5 лет.



Функционирование инженерных сетей и качество услуг


Индикатор 15.1 Бесперебойное снабжение услугами





Необходимо отметить, что в Кыргызской Республике бесперебойному снабжению водой уделяется первостепенное значение. Практически везде оно превышает 20 часов и в 15 водоканалах из 18 превышает 22 часа в день на состояние 2002 года.


Индикатор 6.1-6.3 Неучтенная вода


Существенны потери в сетях водопотребления. Это связано с высоким износом сетей и отсутствием целевого финансирования инфраструктуры водоснабжения и канализации. Средств, полученных от плательщиков услуг, хватает лишь на срочные и аварийные работы. В самом сложном положении оказались крупные водоканалы. Отсутствие финансирования инвестиций, неконтролируемая миграция в крупные города и связанный с этим недооучет потребителей приводит к тяжелейшим последствиям для них. Малые и небольшие водоканалы справляются с проблемой потерь (у них нет сложных инженерных сооружений и они в среднем значительно моложе крупных водоканалов), но без притока финансирования в систему и установления справедливых тарифов, по-видимому, ухудшение не минует и их.


Индикатор 6.1 Производственные и непроизводственные потери воды предприятиями КЖКС (%)





Индикатор 6.2 Производственные и непроизводственные потери воды предприятиями КЖКС (m3/км/день)





Индикаторы 9.1-10.2 Аварийность сетей водоснабжения и канализации

За период 1998-2002 года в среднем по республике количество аварий на км водопроводной сети составило от 0.9 до 1.3, т.е. практически одна авария на км водопроводной сети, по сетям канализации от 0.7 до 1.2 аварии, тоже аналогичная ситуация. Как уже было отмечено, средств на ремонт сетей недостаточно, обновление почти не ведется, только устраняются аварийные ситуации. Число жалоб на услуги по водоснабжению и водоотведению остается почти на том же уровне, для улучшения работы служб требуются инвестиции. КЖКС удается пока контролировать ситуацию, но требуется все больше усилий для поддержания сетей ВиК в рабочем состоянии.



Индикатор 9.1 Аварийность на километр сетей водоснабжения




Засорение и аварии на сетях канализации держалось на уровне около 2.5 аварий на км сетей в год.


Затраты на производство и реализацию воды, отвод и очистку сточных вод


Следует напомнить, что большая часть городов и населенных пунктов Кыргызской республики расположено в горной местности. По этой причине большинство сетей используют рельеф местности для самотечного водоснабжения и водоотведения. Также, практически все водозаборные сооружения используют воду горных рек, а также подземные источники. Поэтому, в большей части, водоподготовка не является проблемой для большинства населенных пунктов. Производственные затраты определяются в основном затратами на электроэнергию, и тарифы на электроэнергию определяют рост затрат водоканалов. Уровень зарплаты у сотрудников водоканалов сравнительно низок. Уровень доходов населения также низок (ВВП на душу населения в год колеблется между 300 и 350 долларов). Все это определяет сравнительно низкие как тарифы, так и затраты предприятий ВиК.


Индикатор 11.1 Затраты на кубометр воды, на которую выставлен счет (в долларах США)




Индикатор 11.1 Затраты на кубометр воды, на которую выставлен счет (в кыргызских сомах)



Производственные затраты на единицу выставленных к оплате счетов в среднем по республике за один м3 воды в долларах США увеличились за пять лет с 0.056 до 0.061 дол/м3; по произведенному (реализованному ) объему продукции с 0.055 до 0.065 дол/м3.


Индикатор 18.1 Усредненный тариф (долларов США за куб. м)



Индикатор 18.1 Усредненный тариф (кыргызских сомов за куб. м)





Индикатор приводит фактический усредненный тариф, который водоканал выставляет своему потребителю. Финансовый кризис 1998-1999 годов существенно повлиял на долларовый эквивалент тарифов (они уменьшились на 15-20% в долларовом выражении и прежний уровень был достигнут два года спустя.


Пока в Кыргызской Республике механизм формирования тарифов сохранен прежний – по трем группам потребителей. Тарифы утверждаются раздельно для водопровода и канализации в разрезе потребителей -население; бюджетная сфера и промышленные, коммерческие предприятия. Доступ к чистой питьевой воде населения – один из приоритетных компонентов Комплексной основы развития Кыргызской Республики на период до 2010 года. Поэтому нужно отметить, что тарифы населению пока устанавливаются щадящие и их доля к уровню затрат на предоставление услуг составляла в 2002 году по водопроводам 62,8%, хотя и возросла с 45, 4 % в 1998 году; по отводу сточных вод соответственно 56.5% и 46.8%. Это является одним из требований Национальной программы «Аракет» по преодолению бедности и к 2005 году этот уровень должен составить 75% с тем, чтобы жизненно важные услуги по водоснабжению оставались доступными основной массе населения. В целом же средние тарифы по водопроводам в республике в 2002 году сложились несколько выше себестоимости 3.22 сома за м3 и 3.16 сома за м3, т.е. рентабельность до 1.9 % к прямым затратам в расчете на один м3 ( с учетом амортизации ). По канализации эти показатели составят 2.85 сома и 2.63 сома и рентабельность 8.4 % (тоже с учетом амортизации). Перекрестное субсидирование остается основой социальной политики в одном секторе (см. выше о структуре тарифов).

Индикатор 21.1 Уровень перекрестного субсидирования (тарифы к остальным потребителям по отношению к тарифам для населения )




Превышение суммы доходов по водопроводам, полученных по промышленным предприятиям над доходами по населению снизилось со 147.2 % в 1998 году до 100.6% в 2002 году; по канализации с 216.4% до 165.6%, что также свидетельствует о выравнивании тарифов по этой категории потребителей. Пока переход на единые тарифы не намечается, т.к. это вызовет чрезмерный рост стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению.


Общие затраты на оплату труда с отчислениями в соцфонд за период с 1998 года по 2001 год увеличились на 22.9 %, а их доля к производственным затратам составила в 1998 году –37.2%, в 2002 году – 36.3 %, т.е. даже несколько снизилась. По водопроводам уменьшилась за этот же период доля расходов на оплату труда к общим издержкам производства с 34.8 % до 32.4 %; по канализации несколько повысились – с 44.5 % до 47.0 %.

Затраты на электроэнергию составляли по водопроводам в 1998 году 31.7 % от общих издержек производства, а в 2002 году 40.7%, а в составе материальных затрат ее доля составляла 62.3 % и 67.6 % соответственно, что связано с увеличением тарифа за один квт./час. По канализации расходы на электроэнергию составили 28.7 % и 25.5 %, а в составе материальных затрат – 69.9% и 58.2 %. Стоимость электрической энергии как доля производственных расходов наглядно представлена в следующей таблице.





1998г

1999

2000

2001

2002

Водопровод














Доля эл.энергии в производственных затратах-%

31.7

37.0

36.5

37.8

40.7

Доля эл.энергии в материальных затратах - %

62.3

66.2

66.7

66.3

67.6

Канализация
















Доля эл.энергии в производственных затратах-%

28.7

31.4

31.9

29.7

25.5

Доля эл.энергии в материальных затратах - %

69.9

62.9

61.3

56.4

58.2


Финансовая дисциплина плательщиков- основа стабильности водоканалов. КЖКС уделяет большое внимание этой проблеме. Однако платежеспособность в городах без канализации остается существенно ниже. Хотя следует отметить водоканал в Лебдиновке, который полностью ликвидировал эту проблему.


Индикатор 23.1 Сбор платежей/ уровень дебиторской задолженности (месяцев отложенного платежа)


Индикатор приводит усредненную задолженность по всем группам потребителей. В разрезе потребителей, дебиторская задолженность по водопроводам по населению с 2.4 месяцев в 2000 году увеличилась до 4.1 месяца за 2002 год; по канализации - с 1.3 до 2.6 месяцев или возросла в 1.7 и в 2.0 раза соответственно. По промышленным предприятиям дебиторская задолженность за 2000-2002 годы также возросла с 4.0 до 5.4 месяцев по водопроводам и с 0.3 до 2.6 месяцев по канализации. Что касается бюджетной сферы, то по обеим отраслям за этот же период отмечается значительное снижение задолженности социально-культурных учреждений – по канализации с 4.0 до 0.3 месяцев, по водопроводам в 2000 году была в размере 3.2 месяцев, начиная с 2001 года полностью оплачиваются текущие поставки услуг и погашается дебиторская задолженность прошлых лет в объеме 5.0 –3.6 млн.сомов, что способствует финансовому оздоровлению экономики водоканалов. Вместо убытков за период 1998-2000 годов в 2002 году получена прибыль более 1.0 млн.сомов. По канализации прибыль за 2002 год составила 1.5 млн.сомов.


Доступность услуг


Несмотря на сравнительно низкие тарифы, оплата услуг водоснабжения является проблематичной для существенной доли населения. Однако индикатор 19.1 – доля платежей за услуги от ВВП на душу населения показывает, что этот показатель превышает 2% только в городах, где услуги канализации не предоставляются. При этом, нужно отметить, что при повышении тарифов лишь на два американских цента за куб.м , примерно треть потребителей будет платить выше 5 процентов своих доходов на услуги ВиК.


Индикатор 19.1 Доля платежей за услуги ВиК в ВВП на душу населения




Уровень инвестиций и стоимость основных средств

В структуру тарифов инвестиции закладываются в очень ограниченных размерах. По водопроводу за счет собственных средств водоканалов было израсходовано на ремонт, замену изношенного оборудования в 1998 году 5.8% к себестоимости; в 2000 году 3.76 % и в 2002 году 0.33%, т.е. явное уменьшение средств на эти цели. По канализации в 1998 году израсходовано на ремонтные нужды 5.26%, в 2000 году –2.7% и в 2002 году – 2.93 %, т.е. та же тенденция, что и по водопроводам. В некоторых малых городах индикаторы отражают инвестиции, связанные с займами Всемирного Банка и Азиатского Банка Развития.



Капвложения за счет бюджета не выделяются водоканалам практически с переходом в рыночные условия хозяйствования, что наряду с не прохождением платежей усложняет ситуацию с поддержанием в целом данных объектов в технически исправном состоянии, не говоря об обновлении основных фондов в этой отрасли. Уменьшение стоимости основных средств водоканалов объясняется как списанием полностью самортизированных средств, использование которых связано с большими финансовыми затратами на поддержание их в рабочем состоянии, так и передачей ряда объектов водоснабжения и водоотведения в областных центрах республики мэриям городов.


Уровень и качество водоподготовки и очистки сточных вод


Как уже было сказано выше, природные источники водоснабжения в Кыргызстане высокого качества и практически во всех водоканалах вода соответствует стандарту потребления. Водоотведение и переработка сточных вод в полном объеме производится на Бишкекском водоканале. Большинство предприятий КЖКС имеют механическую очистку. Биологическая очистка находится в сложном положении, так как инвестиции отсутствуют много лет.


Расход электроэнергии на м3 воды и сточных вод по республике.


Годы

Энергозатраты на м3 произ-водства воды квт/час/м3

Энергозатраты на м3 стоков

Квт/час/м3

Энергозатраты на м3 производства в среднем

квт/час/м3

всего

Энергозатраты на м3 производства в деньгах

Сом/м3

утвержденный тариф

квт/час

заявл.мощн.

тыйын

сом/месяц

1


2

3

4

5

6

1998

0,68

0,49

0,64

0,20

33,6

16,8

1999

0,76

0,54

0,72

0,32

60,0

30,0

2000

0,73

0,53

0,70

0,34

48,0

38,4

2001

0,80

0,63

0,77

0,37

60

35,3

2002

0,83

1,53

0,88

0,26 х)

72

54

*) не все расходы оплачены, имеется дебиторская задолженность перед энергокомпаниям


Выводы


1.Из-за сохранения координирующей роли за Кыргызжилкоммунсоюзом в целом по республике по водоканалам не представило большой сложности для осуществления мониторинга производственно-хозяйственной деятельности в разрезе водопровода и канализации, в динамике за ряд летю

2.Многие индикаторы действительно не применяются в Кыргызстане и их следовало бы ввести в статотчетность (количество подключений, данные о водомерном учете абонентов, об объеме воды, по данной по приборам учета и др.) , что позволило бы реально подойти к нормативам потребления в расчете на человека, к выписке счетов за потребляемые услуги населению, увеличило бы доходную часть.



3. Поскольку капвложения из бюджета не выделяются водоканалам, исключение амортизации из себестоимости может привести к утрате источника финансирования на ремонт, модернизацию оборудования, рентабельность очень низка и ограничивается по населению 5%. Это может привести к искажению издержек производства.


4. Охват услугами водоснабжения и канализации остается стабильным, но на него существенно влияет неконтролируемая миграция. Охват услугами канализации остается низким, и его повышение без существенной помощи со стороны государства и/или международных доноров не представляется возможным.


5. В наиболее тяжелом положении находятся крупные города (Ош, Джалал-Абад и Каракол). В них наиболее высоки потери воды (до 70%) и аварийность сетей (1.5- 2 аварии на км сетей в год). Однако этим водоканалам пока удается предоставлять бесперебойно воду для населения и прочих потребителей.


6. Тарифы на воду остаются низкими. Тариф на воду не включает многие элементы затрат, в первую очередь инвестиции (амортизационные отчисления не позволяют проводить реконструкцию предприятий, так как большая часть оборудования и сетей построены и куплены давно). Перекрестное субсидирование населения прочими потребителями остается главным методом социальной защиты в секторе.


7. Высокое качество воды и географические особенности Кыргызской Республики позволяют предоставлять услуги ВиК крайне дешево. КЖКС считает, что небольшими инвестициями легко устранить имеющиеся проблемы и повысить качество обслуживания населения, а также расширить доступ к услугам.

Приложение


Кыргызжилкоммунсоюз


Кыргызжилкоммунсоюз


Общая характеристика

Государственный союз предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Кыргызской Республики (Кыргызжилкоммунсоюз, КЖКС) исполняет функции органа исполнительной власти который действует от имени и по поручению Правительства Кыргызской Республики, координирующий, деятельность юридических лиц жилищно-коммунальной отрасли при этом остается самостоятельным производственно-хозяйственным комплексом, выполняя различные виды работ и услуг непосредственно для учредителей на договорной хозрасчетной основе.



Кыргызжилкоммунсоюз был создан в 1991 году на основе добровольного объединения предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства республики независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Учредителями его являются предприятия коммунального хозяйства. Решение учредительного съезда было закреплено постановлением Правительства республики от 26 марта 1991 года № 105. Согласно Уставу, утвержденного на учредительной конференции 27 ноября 1990 года, и Положения о Кыргызжилкоммунсоюзе, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 июня 1996 года № 274, входящие в состав Кыргызжилкоммунсоюза предприятия, организации и учреждения, полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность.


На первоначальном этапе в КЖКС входило 143 предприятия с численностью работающих свыше 28 тысяч человек, занятых в 21 отрасли жилищно-коммунального хозяйства от водоснабжения и канализации до благоустройства территорий и предоставления ритуальных услуг. На начало деятельности в 1992 году КЖСК обслуживал 47 из 58 городов и райцентров республики, услугами водопроводно-канализационного хозяйства мощностью водозаборных сооружений 524 тыс.м3 подачи воды в сутки, подаваемой из 228 скважин, имелось 2890 км сетей водоснабжения; а также 17 очистных сооружений канализации общей мощностью 332 тыс. м3 пропуска стоков в сутки с канализационными сетями 405 км.

С усилением роли органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии страны на основании соответствующих Указов Президента Кыргызской Республики произведена дальнейшая децентрализация управления, 19 из 21 отрасли переданы на местный уровень. Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство городов и райцентров, а также бытовое обслуживание населения с 1994-1995 гг. полностью находится в компетенции облгосадминистраций. В то же время, наиболее сложные в инженерном отношении отрасли теплоэнергетики и водопроводно-канализационного хозяйства, оставлены за Кыргызжилкоммунсоюзом. Правительство Кыргызской Республики подтвердило правильность данного решения и постановлением от 20 марта 1995 года № 91 внесло дополнение в Положение о Кыргызжилкоммунсоюзе, утвержденное постановлением Правительства республики от 4 мая 1994 года № 292.



Цели и задачи КЖКС


На основании раздела 3 Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Кыргызской республике, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 августа 1998 года № 520, технологические фонды, включающие инженерную инфраструктуру: водопроводно-канализационные, теплофикационные сети, насосные станции, очистные сооружения, котельные остаются на республиканском уровне в непосредственном ведении Кыргызжилкоммунсоюза и сохраняются за ним все полномочия по развитию, хозяйственному ведению и оперативному управлению предприятиями теплокоммунэнерго и водопроводно-канализационного хозяйства.


В системе КЖКС водоканалы получают реальную помощь в решении стратегических вопросов, поддержании партнерских связей со странами СНГ, обмене опытом, приобретении сложного инженерного оборудования и химреагентов, которое не выпускается в Кыргызстане.


КЖКС ежегодно осуществляет работ на сумму около миллиарда кыргызских сомов (около $21 миллиона долларов). Численность самого исполнительного аппарата КЖКС составляет 15 человек.


В соответствии с Уставом, главными целями и задачами КЖКС являются :


  • содействие обеспечению устойчивой и надежной работы предприятий водопроводно-канализационного и теплоэнергетического хозяйства в городах и районных центрах республики и удовлетворение потребностей всех категорий потребителей в услугах этих отраслей;

  • выполнение комплекса работ по подготовке систем теплоснабжения к работе в осенне-зимний период в городах и районных центрах республики, осуществление в этих целях капитального ремонта котельных, тепловых сетей, участие в проведении тендерных закупок и централизованная заготовка топлива - угля, мазута в части выработки теплоэнергии населению, создание аварийного запаса материально-технических ресурсов;
  • реализация государственной программы по отделению социальных активов с баланса крупных промышленных предприятий;


  • конструктивное взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам прогнозирования развития служб жизнеобеспечения; разработка текущих и среднесрочных прогнозов бюджета, индикативных планов социально-экономического развития, составление программ развития по отдельным городам, регионам и постоянный мониторинг за ходом их реализации;

  • координация вопросов нормативно-методического и правового обеспечения отрасли, реформирование и перевод на самоокупаемость и самофинансирование (разработка методических рекомендаций по формированию тарифов, правил, инструкций, контрактов и т.д., согласование их в установленном порядке); участие в подготовке проектов законов по вопросам, входящим в компетенцию Кыргызжилкоммунсоюза, оказание консультационных услуг по внедрению рыночных структур в отрасли и практической помощи предприятиям в решении наиболее сложных производственных вопросов в технической, экономической , юридической и информационной областях.

  • ежедневный прием населения, работников кооперативов, кондоминиумов, ЖЭУ; обобщение документации на предоставление льгот в оплате за жилье и коммунальные услуги по всем предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности в целом по республике.

  • предоставление документации в Минфин и Минсоцтруд и проведение взаимозачетов по возмещению затрат поставщикам услуг на эти цели;

  • выполнение отдельных работ по поручениям и указаниям вышестоящих директивных органов, а также по просьбам предприятий и организаций.




следующая страница >>