girniy.ru 1
План-конспект открытого урока учителя технологии средней школы №1 Ханбикова И.Ф.


Семинар учителей технологии.


Дата: 23 декабря 2004 г.

Класс: 9а


Модуль:
Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.

Раздел: Домашняя экономика и основы предпринимательства.

Тема: Информационные технологии в домашней экономике.

Задача урока: Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи.

Цели: +Образовательная:


  • Ознакомить учащихся с электронной таблицей Microsoft

Excel.

  • Научить вести хозяйственную книгу при помощи

Компьютера.

+Развивающая:

  • Развить у школьников умение пользоваться

персональным компьютером.

  • Умение анализировать.

  • Применять полученные знания на практике.


+Воспитательная:

  • Совершенствовать экономическое воспитание учащихся.

  • Привить активную жизненную позицию.

  • Воспитать инициативу и самостоятельность.


+Профориентационная:

  • Сформировать у учащихся интерес к профессиям

бухгалтера и экономиста.

Методическое оснащение урока:


  1. Материально-техническая база:

  • кабинет информатики

  • компьютер

  1. Дидактическое обеспечение:

  • рабочая тетрадь учащихся

  • плакаты: «Лист экрана Microsoft Excel»,

«Пословица», «Пуск-Программы-Microsoft Excel», «Формулы», «Практическая работа».

  • Таблица: «Поход в магазин».

  • Карточки: «Поход в магазин».

  • Материалы для контроля знаний учащихся:

+ Игра «Крестики и нолики».


  • Литература:

+ Учебник «Технологии» 8 класс.

+ Журнал «Школа и производство» – 2003 год - № 6.

+ Учебник «Информатика».

Словарная работа: Microsoft Excel, ячейка таблицы, электронная таблица.

Тип урока: Урок приобретения новых знаний и умений и применения их на практике.

Методы: Словесный, наглядный, практический.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классного журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку (тетради, ручки)

  • настрой учащихся на работу.

+Учитель – Народная мудрость гласит «Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся». Хорошенько подумайте, о чём говорится в пословице, и в конце урока мы с вами побеседуем по этому поводу.

А тема нашего урока «Информационные технологии в домашней экономике».

  1. Актуализация знаний учащихся:

Игра «Крестики – нолики».

Класс делится на 2 группы, – « Крестики» и «Нолики». От каждой группы к доске выходят по одному человеку с каждой группы. Учитель задаёт вопросы группам. Если ответ прозвучал верным, то тот ученик у доски, чья группа ответила правильно делает ход. Побеждает та группа, которая смогла перечеркнуть три значка («Х» или «О»)

  1. Изложение учителем нового материала:

+ Учитель. Когда мы с вами изучали тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная часть семейного бюджета», мы говорили, что каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Кто скажет конкретнее, что значит правильно распределять бюджет?

- Ученик учитывать поступление средств (доходов) и учитывать расходы.

+ Учитель – правильно. А что нужно для этого делать?


- Ученик завести «Хозяйственную книгу».

+ Учитель – отлично. За окном уже давно 21 век, и в каждой семье начинают появляться компьютеры, а у некоторых из вас они уже есть? Скажите мне, пожалуйста, для чего вы используете компьютер дома?

- Ученик – играем, набираем текст для рефератов, рисуем и т. д.

+ Учитель – игры, рисование – это хорошо, но основная функция компьютера – проводить громоздкие вычисления, помогать человеку. А нельзя ли сделать так, чтобы компьютер помогал вам по хозяйству? Можно! Попробуем завести хозяйственную книгу в этих умных машинах, тем более есть такие программы, где вы можете составить бланк доходов и расходов.

Одна из таких программ – электронная таблица Microsoft Excel. Этой программой часто пользуются бухгалтера и экономисты при расчётах и оформлении смет. Чтобы я дальше мог рассказать об Excel мне нужно 2 помощника.

(2 помощника садятся за компьютер).

Откройте нам, пожалуйста:

Первый помощник – Microsoft Word – программу для создания документов.

Второй помощник – Microsoft Excel – электронную таблицу.

- Ученик – Пуск - Программы-…

+ Учитель – (Обращение к классу) Мы уже с вами знакомы с программой Microsoft Word. Посмотрите пожалуйста на экраны этих компьютеров и скажите, что в них общего вы видите.

- Ученик – 1) Одинаковая панель инструментов.

2) Одинаковое меню.

+ Учитель – хорошо. Т. е. Отличий практически никаких, что намного упрощает нам работу. Но несмотря на эти сходства, функции этих программ разные. Если в Word мы можем работать только с текстами, то в Excel у нас есть возможность работать с формулами.

И так как работать с Excel?

( Пока учитель объясняет классу новую тему, 2 помощника выполняют задание учителя за компьютером).

( На доске плакат «Электронная таблица Microsoft Excel»).

Microsoft Excel хранит информацию в рабочих книгах – это объединение одного или нескольких рабочих элементов.


Каждый рабочий лист представляет собой таблицу (Лист 1, Лист 2, Лист 3).

Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.

Имена строк – это их номера (1, 2, 3…16 тыс.).

Имена столбцов – это буквы латинского алфавита (от А до Z, затем от АА до AZ, BA…BZ и т. д. – 256 столбцов).

Столбцы и строки можно увеличить и уменьшить. Ячейка – это пересечение строки и столбца. Каждая ячейка имеет свой уникальный адрес – А1, А2, т.е. имя строки и столбца. Выделенная ячейка называется текущей ячейкой. В ячейке могут находиться данные 3-х типов:


  1. Числа

  2. Текст

  3. Формула


С числами и с текстом вы умеете работать по программе Microsoft Word. Нам известно, как работать с формулами. Для образца возьмём обыкновенную таблицу в программе Microsoft Word и электронную таблицу программе Microsoft Excel. (Помощники к этому времени выполнили задание). Мы видим, что и там и здесь можно ввести текст и числа. Но для подсчёта в программе Microsoft Word нужно иметь под рукой калькулятор, а в программе Microsoft Excel этого не нужно. Эта программа сама может вычислять, главное чтобы правильно были заданы данные.

= А1 + В1 – сложение (+),

= А1 * В1 – умножение (*),

= А1/В1 – деление (/).

Так же на панели инструментов имеется значок (автосуммирование), который нам упрощает работу. Необходимо выделить нужные ячейки и щёлкнуть левой кнопкой мыши на значок.

  1. Практическая работа.

    1. Вводный инструктаж.

  • Учитель – Прежде чем сядем за компьютеры, нам наобходимо заполнить таблицу “Поход в магазин”. Я просил вас узнать стоимость этих продуктов:

Сметана – 1кг. = ?

Колбаса – 1кг. =?

Хлеб – 1шт. = ?

Сахар – 1 кг. = ?

Яйца – 1 шт. = ?

Макаронные изделия – 1кг. = ?

Масло сливочное – 1кг. = ?

(Учащиеся паралельно заполняют свои карточки состоящие из 3-х продуктов).

- Учитель – Ваша задача:


  1. Запустить электронную таблицу Microsoft Excel.

  2. Заполнить таблицу.

  3. Провести подсчёт заданных продуктов.

  4. Сохранить таблицу в “Моих документах”.

  5. Закончить работу и выйти из Excel.



- Учитель – Инструктаж по технике безопаности:

  1. Не работать с влажными руками.

  2. Не дотрагиваться до электрифицированных проводов.

  3. В случае если компьютер зависнет обращаться к учителю.

- Учитель – теперь мои помощники становятся вашими учителями, со всеми вопросами обращаться к ним. В конце урока они будут оценивать проделанную вами работу.

    1. Самостоятельная работа учащихся.

    2. Текущий инструктаж учителя (Возможно групповой , фронтальный, индивидуальный).

    3. Заключительный инструктаж учителя:

  • Анализ выполнения самостоятельной работы учащихся.

  • Разбор типичных ошибок.

  • Вскрытие причин допущенных ошибок.

  1. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

  • Учитель – составьте такую же таблицу, что и на уроке. Только вместо продуктов вам нужно будет включить товары, которые купили ваши родители к 1 сентября (всё что вспомните) и рассчитайте затраты. У кого дома есть компьютеры принести задание на дискете, а остальные в тетрадях.

  1. Подведение итогов урока.

- Учитель – и так ребята в начале урока я проговорил одну пословицу: «Денежки что голуби: где обживутся там и поведутся». Как вы это понимаете?

- Ученик – разумно расходовать деньги:


+ Не покупать не нужных в хозяйстве вещей.

+ Не покупать лишних продуктов, чтобы потом их не выбрасывать.

+ Ценить трудовую копейку.

+ Уметь быть в меру щедрым и скупым.

- Учитель – Молодцы.


    1. Сообщение учителем о достижении задачи урока.

    2. Сообщение темы следующего урока «Коммуникации в домашней экономике».