girniy.ru 1 2 ... 6 7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.2, ДС.6, ДС.13

«ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»




Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

«050706-Педагогика и психология»

«040101-Социальная работа»

«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

«050711-Социальная педагогика»

«040104-Организация работы с молодежью»















  1. Утверждено на заседании

  2. кафедры психологии

  3. Психолого-педагогического

  4. института

  5. (протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)



  6. Зав. кафедрой

  7. ____________ (Синкевич И.А.)





  8. 2012

1.1. Автор - составитель –

Петрушихина Е.Б. канд. псих. наук, доцент

Двоеглазова М.Ю., старший преподаватель кафедры психологии МГПУ


1.3. Пояснительная записка


Психология управления является одной из ведущих дисциплин в системе подготовки будущих психологов.

Главной целью учебно-методического комплекса является раскрытие закономерностей управленческой деятельности руководителя. Основой учебно-методического комплекса является подход Р.Л. Кричевского к анализу деятельности руководителя и модель управленческих функций А.В. Карпова.

Цель курса: изучение основ психологии управления.


Указанная цель определяет следующие задачи:


  • получение базовых знаний в указанной области;

  • формирование умений вычленять психологические аспекты в деятельности руководителя образовательного учреждения;

  • овладение психологическими методами управления образовательными учреждениями;

Психология управления является дисциплиной специализации и имеет тесные межпредметные связи с такими курсами как «Социальная психология», «Общая психология», «Управление педагогическими системами».

Требования к уровню подготовки студентов:

должны знать:

  1. Основные подходы к анализу личности и деятельности руководителя образовательного учреждения

  2. Психологические закономерности функционирования и развития образовательного учреждения


должны уметь:

  1. Давать психологическую характеристику педагогическому коллективу

  2. Выделять психологический аспект управленческих проблем

  3. Видеть психологические последствия управленческих решений

  4. Вырабатывать рекомендации по оптимизации деятельности руководителя образовательного учреждения



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела дисциплины, темы

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля







1.

Психология управления как самостоятельная отрасль психологии

реферат

4

Защита рефератов

2

Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности

реферат

4

Защита рефератов

3

Психологическая сущность организаций


реферат

4

Защита рефератов

4

Психологические особенности принятия управленческих решений

контрольная работа

4

Проверка контрольных работ

5

Специфика мотивации к трудовой деятельности персонала и руководителей

реферат

4

Защита рефератов

6

Функция организации трудовой деятельности

контрольная работа

4

Проверка контрольных работ

7


Коммуникативная функция руководителя

Реферат, тестирование

12

Защита рефератов, проверка результатов тестирования

8

Интерактивная функция в деятельности руководителя

контрольная работа

4

Проверка контрольных работ

9

Перцептивная функция в деятельности руководителя

реферат

4/1

Защита рефератов

10

Инновационная функция руководителя

контрольная работа

4

Проверка контрольных работ

11

Кадровые функции руководителя

контрольная работа, тестирование

4/8

Проверка контрольных работ, проверка результатов тестирования

12

Представительская функция руководителя

реферат

4

Защита рефератов

13

Управление карьерным ростом сотрудников предприятия


контрольная работа

4/8

Проверка контрольных работ

14

Деформации личности в управленческой деятельности

контрольная работа

4/7

Проверка контрольных работ




Всего




64/67/72







№ п/п

Наименование раздела дисциплины, темы

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля

040104




1.

Психология управления как самостоятельная отрасль психологии

реферат

2

Защита рефератов

2

Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности

реферат


2

Защита рефератов

3

Психологическая сущность организаций


реферат

4

Защита рефератов

4

Психологические особенности принятия управленческих решений

контрольная работа

2

Проверка контрольных работ

5

Специфика мотивации к трудовой деятельности персонала и руководителей

реферат

2

Защита рефератов

6

Функция организации трудовой деятельности

контрольная работа

2

Проверка контрольных работ

7

Коммуникативная функция руководителя

Реферат, тестирование

2

Защита рефератов, проверка результатов тестирования

8

Интерактивная функция в деятельности руководителя

контрольная работа

2


Проверка контрольных работ

9

Перцептивная функция в деятельности руководителя

реферат

2

Защита рефератов

10

Инновационная функция руководителя

контрольная работа

2

Проверка контрольных работ

11

Кадровые функции руководителя

контрольная работа, тестирование

4

Проверка контрольных работ, проверка результатов тестирования

12

Представительская функция руководителя

реферат

4

Защита рефератов

13

Управление карьерным ростом сотрудников предприятия

контрольная работа

4

Проверка контрольных работ

14

Деформации личности в управленческой деятельности

контрольная работа

4

Проверка контрольных работ





Всего




36





Особенности организации и осуществления самостоятельной работы студентами

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

    • изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых и глобальной сети "Интернет";

    • изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

    • подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
    • участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.


Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений;

  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.


Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей в процессе изучения дисциплины «Психология управления» являются:


  • формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

  • написание рефератов;

  • подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;

  • составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);

  • подготовка рецензий на статью, пособие;

  • выполнение микроисследований;

  • подготовка практических разработок;

  • выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;

  • компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя

студент должен:

  • освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной дисциплине.

  • планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.

  • самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
  • выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.


Студент может сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ГОС ВПО/ГОС СПО по данной дисциплине:

  • самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;

  • предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;

  • в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;

  • предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;

  • использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;

  • использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.



следующая страница >>