girniy.ru 1 2 ... 8 9
МОДУЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ «ОДАРЕННОСТЬ И ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТАХ»

(1 кредит, 36 часов)


Авторы

Косаревская Т.Е., кандидат психологических наук, доцент.

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова


Место модульного элемента в образовательном процессе


Модульный элемент является частью вводного модуля «Инклюзия как педагогическая проблема» в подготовке на уровне бакалавриата

Интегрируется со следующими дисциплинами: социология образования, общая педагогика, общая психология, педагогическая психология, психология личности и дифференциальная психология, психология развития, социальная психология.

Цель и задачи


Компетенции

Цель: предназначен для овладения студентами способами анализа проблем психологии индивидуальных различий, понимания предпосылок развития одаренности, формирования системы представлений об обучении и воспитании одаренных детей, освоения основных понятий современной элитологии и элитопедагогики.


Задачи дисциплины:

  • формирование представлений о природе и сущности одаренности, соотношении понятий: задатки, способности, одаренность;

  • формирование представлений об особенностях и проблемах одаренных детей;

  • развитие способности к системному подходу в организации развития и обучения одаренных детей;

  • актуализация и систематизация теоретических знаний, методических и практических навыков, необходимых для развития способностей детей в гетерогенных группах.

В результате освоения модульного элемента у студентов формируются следующие компетенции:


  • способность изучать процессы развития способностей людей с точки зрения анализа социально-экономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

  • владение методологией культурно-исторического и деятельностного подходов к анализу развития системы образования (ОК-2);

Студент должен знать основные понятия современной «элитологии образования»;

- знать историю отечественной и зарубежной педагогики в аспектах связанных с развитием элитного образования;

- уметь осуществлять сравнительный анализ концепций развития современных учебных заведений элитного типа,
- знать эволюцию учений об одаренности;

- уметь анализировать психолого-педагогические особенности одаренных детей;
- знать современные концептуальные модели одаренности, получивших развитие в мировой науке и практике;
- знать формы организации и современные подходы в обучении одаренных детей, являющихся потенциалом для формирования духовно-интеллектуальной элиты;

- владеть навыками просветительской работы с семьей и педагогами, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической компетентности в области детской одаренности.

  • Способность осуществлять диагностику уровня развития детей и гетерогенных групп с особыми образовательными потребностями (СПК-БА-1)

Знание методик диагностики уровня развития детей и гетерогенных групп с особыми образовательными потребностями

Умение осуществлять целеполагание и планирование процесса диагностики уровня развития детей и гетерогенных групп

Умение осуществлять диагностику уровня развития детей и гетерогенных групп с особыми образовательными потребностями


Владение приемами бесконфликтного взаимодействия с субъектами процесса диагностики

Умение осуществлять взаимодействие со смежными специалистами в процессе диагностики уровня развития детей и гетерогенных групп с особыми образовательными потребностями

Соблюдение этических норм при проведении диагностики уровня развития детей и гетерогенных групп с особыми образовательными потребностями


Структура модуля

Модульный элемент «Одаренность и элитное образование в педагогическом и социальном контекстах»

(1 кредит, 36 часов), из них ауд. – 24 часа, СРС – 12 час. Содержит 2 дидактические единицы (по 18 час)

Итоговая форма аттестации по модульному элементузачет.

Структура модульных элементов


Дидактическая единица 1. Одаренность общая и специальная

Всего часов – 18, из них ауд. – 12 час., на СРС – 6 час.

Промежуточный контроль – зачетная работа;


Дидактическая единица 2. Элитное образование в педагогическом и социальном контекстах

Всего часов – 18, из них ауд. – 12 час., на СРС – 6 час.

Промежуточный контроль – Зачетная работа.



Содержание модуля


Дидактические единицы

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Количество часов

Литература




1. Одаренность общая и специальная







18

Л – 8

Пр. – 4

СРС- 6




Лекция 1. Одаренность: определение понятия . Основные современные концепции одаренности.


Общие представления об одаренности и проблема определения понятий. Отсутствие единой типологии способностей, единого определения одаренности.

Современные взгляды на проблему одаренности. Концепция одаренности В.Д.Шадрикова. Закономерности и механизмы развития одаренности в детском возрасте, анализ взаимодействия возрастных особенностей и одаренности в исследованиях Н.С.Лейтеса. Взаимосвязь личностного развития и одаренности. Проблема отделения одаренности от личностных характеристик человека. Модель одаренности по Дж.Рензулли: способности выше среднего; настойчивость, воля; креативность. Структура одаренности А.М.Матюшкина: способности выше среднего, мотивация, креативность.

«Рабочая концепция одаренности» Д.Б. Богоявленской.

«Мюнхенская модель одаренности» Г.Хеллера.



Вводная лекция

(с использованием мультимедийной презентации)


Семинарское занятие 1 «Одарённость: определение понятия, основные концепции одарённости»

Входная тестовая диагностика знаний


Вопросы для самопроверки.

Анализ участия в семинаре, дискуссии.

Заполнение сопоставительно-обобщающей таблицы «Концепции одаренности»






3, 4, 14, 22, 24, 38

Лекция 2.Онтогенез одаренности. Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности


Соотношение понятий: задатки и способности.

Определение источников индивидуальных вариаций развития. Взаимодействие среды и наследственности.

Культурно-историческая теория. Л.С.Выготского о соотношении роли биологического и социального в развитии способностей.

Задатки как анатомо-физиологические основы способностей, взаимоотношение между способностями и склонностями, одаренность как качественно-своеобразное сочетание способностей.

Среда как система взаимодействий человека и мира., два основных измерения среды (по.Бронфенбреннеру): виды деятельности, в которые вовлечен человек, и характеристики наставников (учителей), которых он выбирает для себя в течение всей жизни.

Несовпадения понятий «средовое» и «социальное» влияние; «наследственное» и «биологическое»; «устойчивое» и «наследуемое».

Индивидуальность как саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система.

Способности детей с особенностями психо-физического развития.


Лекция с элементами групповой дискуссии о средовой и генотипической детерминации развития одаренности

Терминологический диктант.


Наблюдение за активностью слушателей в ходе проведения дискуссии.


Тестирование знаний






11, 19, 21, 23,32, 34

Лекция 3. Проблемы диагностики одаренности и прогнозирования ее развития

Цели и принципы диагностики одаренности, особенности диагностики на разных возрастных этапах. Диагностические методы выявления одаренности детей. Психолого-педагогический мониторинг: требования и методы педагогической диагностики. Методы наблюдения, экспертной оценки, анкетирование родителей.

Диагностика творческого мышления школьников с помощью тестов Торренса. Диагностика уровня интеллектуального развития. Использование тестов Векслера, «Прогрессивные матрицы» Равена, тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.


Современные тенденции исследования одаренности и креативности. Трудности прогнозирования развития одаренности.


Семинарское занятие 2 «Проблемы диагностики одарённых детей»



Наблюдение за активностью слушателей во время семинарского занятия и в ходе проведения дискуссии.


Экспресс-опрос основных понятий по теме.

Работа в мини-группах. Групповая дискуссия и рефлексия.




8, 17, 18, 23, 24, 32, 33,37

Лекция 4. Формы проявления одаренности. Личностные особенности одаренных детей

Классификация понятий способности, одаренности и таланта. Исследования способностей как существенной части общей структуры личности в трудах (Б.Г.Ананьев).

Признаки одаренности. Одаренность ранняя и поздняя. Специальная и общая одаренность. Скрытая одаренность, Творческая одаренность.

Основные характеристики детей, демонстрирующих высокие достижения в сферах: интеллектуальной, академических достижений, креативности, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной активности

Личностные особенности одаренных детей: противоречия и проблемы.

Одаренные дети с трудностями в учении. Одаренность детей с особенностями в развитии.






Эссе на тему «Мой профессиональный образовательный маршрут»


Промежуточный тестовый контроль




8, 23, 24, 25, 35, 39

2.Элитное образование в педагогическом и социальном контекстах








18

Л – 8

Пр. – 4

СРС- 6





Лекция 5. Теоретические основы развития элитного образования.

Социальные проблемы модернизации современного образования. Образование и проблемы социального неравенства в современном обществе. Проблема равенства возможностей в получении образования. Стартовые позиции личности и их влияние на место в системе образования. Проблемы доступности образования в России и за рубежом. Потребность в получении высшего образования и их взаимосвязь со статусными ориентациями личности. Роль образования в социализации индивида. Влияние образования на социальную мобильность

Элитное и массовое образование и их соотношение в современном обществе. Элитное и элитарное образование.

Современная элитология: генезис и современное состояние. Основные аспекты элитопедагогики.


Семинарское занятие 3 «Теоритические основы развития элитного образования»


Работа в мини-группах. Групповая дискуссия и рефлексия.

Эссе на тему

«От качества образования— к качеству деятельности»


Анализ участия в семинаре - дискуссии.

Глоссарий по теме





1, 2, 6, 12, 13, 30,

Лекция 6. Проблемы и тенденции развития современных элитных учебных заведений в России

Российский опыт реформирования образования в течение последних десятилетий.

Рынок труда и рынок образовательных услуг как две взаимосвязанные подсистемы. Перспективы процесса демократизации в сфере образования.

Эволюция элитного образования в России до начала XX века. Опыт элитного образования в России XX в.



Экспресс-опрос основных понятий по теме.



Текущий контроль участия в лекциях.





7, 9, 15, 26, 27

Лекция 7. Опыт и перспективы развития современного элитного западного образования.


Развитие концепций элитного образования за рубежом.

Эволюция концептуальных основ западных моделей элитного образования XX века.

Перспективы развития современного элитного западного образования. Международные программы изучения одаренности и переподготовки педагогов «Международный центр изучения одаренности (ICBF)» Мюнстер.

Компетентностная модель и подготовка педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Семинарское занятие 4 «Развитие концепций элитного образования»

Критерии элитности учреждения образования

Промежуточный контроль: групповая презентация, эссе по заданной тематике

Доклады студентов о принципах реализации образовательных услуг в разных странах




2,7, 12, 26

Лекция 8. Социальные, педагогические и психологические факторы развития и условия поддержки одаренности в современном обществе


Социальные и педагогические условия развития и поддержки одаренности на современном этапе.

Роль семьи в поддержке развития способностей детей.

Концепция непрерывного образования. Перспективы интегративных и инклюзивных моделей обучения.

Взаимодействие образования с другими институтами общества в мультикультуральном обществе. Система дополнительного образования.

Социальная адаптация людей с различным уровнем развития способностей. "Человеческий капитал" как запас знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность.. Роль человеческого капитала в развитии современного общества.




Текущая и итоговая рефлексия.


Итоговое тестирование.


Зачет




5, 6, 10, 13, 28, 30, 37

Мультимедийные презентации



следующая страница >>