girniy.ru 1

МОУ «СТРЕЛЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Научно-исследовательская работа




Тема: Экологический кризис и возможности его решения





Выполнил: ученик 8 класса Попутников Никита Сергеевич

МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Руководитель : Букреева Надежда Ильинична учитель биологии


с. Стрельцы 2009

Содержание




МОУ «СТРЕЛЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 1

Научно-исследовательская работа 1

Содержание 2

Причины экологического кризиса. 4

Современные экологические катастрофы 7

Приложение……………………………………………………………………………………..13

Введение

До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения экологической гармонии, гармоничного равновесия. Человек, появившийся в середине прошлого века, оказался в мире, отягощенном многими проблемами – спутниками его социально-экономического развития. Это и военное противостояние, к счастью, ослабшее в последние годы, и проблемы народонаселения, питания, здравоохранения, энергетическая проблема, и т.д. К этому добавляются проблемы природопользования: сокращение лесов (20 га/мин), опустынивание земель (44 га/мин), рост парниковых газов в атмосфере, сокращение озонового экрана и т.д. Если эти факты положить на ось времени и сопоставить с динамикой роста народонаселения, то получится, что одно сопровождает другое. Общество столкнулось с серьезным системным кризисом и можно утверждать, что в его основе, в частности, лежат принципы взаимоотношения общества и природы, сформированные еще во времена перехода к производящей экономике.


Нарушение экологического равновесия началось с быстрым развитием производительных сил и индустриализации. Освоение природы происходит так, что при этом не учитываются закономерности, существующие в биосфере. Не учитывается, что экосфера не восстанавливается и, если она будет уничтожена, её нельзя восстановить ни природными процессами, ни деятельностью людей.

Экологический кризис возник как следствие эксплуататорского отношения к природе. Признаками кризиса являются проблема пищи, демографический взрыв, исчерпывание природных ресурсов и загрязнение всех сред. Мы находимся в агонии бензиновой эры, источники нефти будут выработаны за 30 лет, воздух превращается в убийцу. Загрязнение вызывает мутации и рекомбинации генетического материала, что может привести к изменению генетического кода и вымиранию человечества.


Понятие экологического кризиса.


Экологический кризис, который выражается в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возник как в следствии эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения. Загрязнение природной среды выражается в увеличивающемся смоге, мёртвых озёрах, воде, которую нельзя пить, смертоносной радиации и вымирании биологических видов. Воздействие человека на земные экосистемы, которые в своей совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости образуют экосистему Земли, как планеты, вызывают изменения в комплексной системе человеческой среды. А негативное последствие этого воздействия выражается как угроза экологических условий целостному существованию людей, угроза здоровью через воздух, воду и пищу, которые загрязнены веществами, произведенными человеком.

Причины экологического кризиса.



Появление человека является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. Поскольку человечество существует относительно недавно по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности предстанет еще яснее.


Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции. Ныне он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать.

Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере, и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.

Экологическая обстановка на Земле не всегда была одинаковой. Могли появляться изменения, меняющие облик планеты. Одно из таких глобальных изменений произошло, по-видимому, на самом начальном этапе развития жизни на Земле, когда в результате деятельности живого вещества атмосфера нашей планеты резко изменилась, в ней появился кислород, и за счет этого была обеспечена возможность дальнейшего становления и распространения жизни. Процесс становления ее идет через выявление и разрешение противоречий между отдельными компонентами, и периоды резкого обострения противоречий могут быть названы экологическими кризисами.

Развитие человеческого общества сопровождалось экологическими кризисами. Но ранее имели место локальные и региональные кризисы, поскольку само воздействие человека на природу носило преимущественно локальный и региональный характер, и никогда не было столь значительным, как в современную эпоху. Древние охотники могли, истребив животных на какой-либо территории, перейти на другое место; древние земледельцы могли, если почва подвергалась эрозии и продуктивность ее снижалась, освоить новые земли. Правда, такие переселения зачастую сопровождались социальными потрясениями (которые с каждой новой эпохой становились все более драматичными), но, тем не менее, теоретически и практически они были осуществимы.

В настоящее время представляется обоснованной точка зрения, согласно которой плотность заселения Земли приближается к критической. Население земного шара растет по геометрической прогрессии, о чем предупреждал еще Мальтус. В начале нашей эры на Земле находилось 250 млн. человек. Понадобилось 1,5 тыс. лет до того, чтобы оно удвоилось. К началу XIX в. население планеты достигло 1 млрд. а уже в 1987 г. на Земле жило 5 млрд человек, причем на прибавление последнего миллиарда ушло всего 12 лет. Сейчас население Земли более 6 млрд.


Сегодняшние темпы роста населения приводят к тому, что каждое новое поколение для обеспечения условий существования обязано построить новую тенохноструктуру и потребить соответствующее количество ресурсов биосферы, равную той, которая в настоящий момент существует на Земле.

Сколько же Земля сможет прокормить человек? Мнения на этот счёт разные. Но большинство ученых считает, что оптимальное количество жителей планеты не должно превышать 12— 20 млрд. Некоторые же демографы полагают, что на Земле живет уже сейчас больше оптимального «золотого миллиарда».

Проблема небывалого увеличения давления на биосферу растущего населения планеты становится все более острой. Особенно сложна и печальна картина на уровне отдельных регионов и стран, в которых ежегодно умирают с голоду миллионы человек. В то же время в других районах Земли, характеризующихся высоким уровнем давления на биосферу, беспокойство вызывает слишком незначительный прирост численности населения или даже его сокращение. В нашей стране, несмотря на ее огромные размеры и природные богатства, население сокращается на 1 млн. в год, а продолжительность жизни мужчин уменьшилась до 61 года, что в целом свидетельствует о начале процесса депопуляции. В других странах наблюдается перевоспроизводство населения и ведутся работы по планированию семьи.

К ощущению современным человеком временной ограниченности жизни прибавилось осознание пространственной ограниченности нашей среды обитания, хотя последствия человеческой деятельности и в пространственном, и во временном отношении с каждым годом становятся все более продолжительными и внушительными. И если раньше человечество испытывало локальные и региональные экологические кризисы, которые могли привести к гибели какой-либо цивилизации, но не препятствовали дальнейшему прогрессу человеческого рода в целом, то теперешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом, поскольку современный человек разрушает механизмы целостного функционирования биосферы в планетарном масштабе. Кризисных точек, как в проблемном, так и в пространственном смысле становится все больше, и они оказываются тесно связанными между собой, образуя своего рода сеть, становящуюся все более частой. Именно это обстоятельство и позволяет говорить о наличии глобального экологического кризиса и угрозе экологической катастрофы.


Рассмотрим более подробно современную экологическую ситуацию на нашей планете. Процессы жизнедеятельности человека можно представить следующим образом. Человек берет у природной среды необходимые ему вещества, энергию и информацию, преобразовывает их в полезные для себя продукты (материальные и духовные) и возвращает в природу отходы своей деятельности, образующиеся как при преобразовании исходных веществ, так и при использовании изготовленных из них продуктов. Материально-производственная часть деятельности человека выражается в незамкнутой цепи:


отходы

Вещество

Энергия

Информация


Каждый из этих процессов несёт в себе отрицательные последствия: реальные (загрязнение природной среды, эрозия почвы и др.) и потенциальная опасности (техногенные катастрофы, исчезновение ресурсов, болезни и гибель живых организмов, исчезновение и мутации видов на Земле.

Современные экологические катастрофы




Достижения научно-технического прогресса привели к самым мощным экологическим катастрофам на нашей планете. В 1945 г. была создана атомная бомба, свидетельствующая о новых невиданных возможностях человека. В 1954 г. была построена первая в мире атомная электростанция в Обнинске — на «мирный атом» возлагалось много надежд. А в 1986 г. произошла самая крупная в истории Земли техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС как следствие попытки «приручить» атом и заставить его работать на себя.

Чернобыльская авария затронула более 7 млн. человек и коснется еще многих, в том числе и не родившихся, поскольку радиационное заражение влияет не только на здоровье живущих ныне, но и тех, кому предстоит родиться. Средства же на ликвидацию последствий катастрофы могут превысить экономическую прибыль от работы всех АЭС на территории бывшего СССР.


Чернобыль разрешил споры о том, можем ли мы говорить об экологическом кризисе на нашей планете или всего-навсего об экологических трудностях, переживаемых человечеством, и насколько уместны слова об экологических катастрофах. Чернобыль был экологической катастрофой, захватившей несколько стран, последствия которой трудно полностью предугадать. (Рисунок №1)

Второй крупнейший катастрофой глобального характера является высыхание Аральского моря. Еще несколько десятилетий назад газеты прославляли строителей Каракумского канала, благодаря которому вода пришла в бесплодную пустыню, превратив ее в цветущий сад. Но прошло немного времени и выяснилось, что победные реляции о «покорении» природы оказались опрометчивыми. Полезный эффект от орошения был далек от расчетного, почвы на громадной территории оказались засоленными, вода в многочисленных каналах стала высыхать, и вслед за этим приблизилась катастрофа, которая в отличие от чернобыльской не случилась мгновенно в результате аварии, а понемногу подбиралась годами, с тем чтобы предстать во всем своем ужасающем виде. (Рисунок №2)

В настоящее время площадь Арала уменьшилась наполовину, а ветры принесли токсичные соли с его дна на плодородные земли, отдаленные на тысячи километров. «В питьевую воду попало такое количество химических сбросов, что матери в районе Аральского моря не могут кормить грудью своих детей, не подвергая их риску отравления»

Спасти Арал уже не удастся, и этот отрицательный опыт преобразования лика Земли подтверждает вывод В.И. Вернадского о том, что человек стал величайшей геологической силой на нашей планете.

Экологические катастрофы происходят в мировом масштабе: выгорание лесов, их вырубание, неправильная обработка земли, что приводит к опустыниванию, оврагообразованию, что может повлиять на изменение климата на планете с последствиями, которые трудно представить в полном объеме.


Последствия экологического кризиса.

Каковы же последствия экологического кризиса человечество имеет сегодня? Проблема загрязнения природной среды становится столь острой как из-за объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, так и в связи с качественным изменением производства под влиянием научно-технического прогресса. Человечество имеет несовершенные технологии переработки природного сырья, лишь 1—2% используемого природного ресурса остается в конечном произведенном продукте, а остальное идет в отходы, которые не усваиваются природой.

Многие металлы и сплавы, которыми пользуется человек, неизвестны природе в чистом виде, и, хотя они в какой-то мере подвластны утилизации и вторичному употреблению, часть их рассеивается, накапливаясь в биосфере в виде отходов. Отходы производственной деятельности все больше загрязняют литосферу, гидросферу и атмосферу Земли. Основные источники загрязнения: автомобили, промышленность, теплоэлектростанции, сельское хозяйство. Основные загрязнители: углекислый газ, тяжелые металлы, асбестовая пыль, углеводороды, разнообразные химические соединения. Хотя загрязняются воды, воздух, почвы, отражается это на всех живых организмах, в конечном итоге на человеке. Вредных и чуждых природе веществ накоплено столько, что природа уже не в состоянии с ними справиться, а также не справляются с ними адаптационные системы человека.

Я рассматривал влияние экологического кризиса в планетарном масштабе, в том числе нашей стране, Уральском регионе и на локальном уровне окрестности села Стрельцы, в частности в крестьянско-фермерском хозяйстве «Вольность», где работает мой отец и дед.

В условиях экологического и демографического кризиса эффективность аграрного сектора не только на современном этапе, но и в будущем будет диктоваться тремя группами факторов: экономическими, социальными и экологическими. Естественные природные условия хозяйства в первую очередь определяют набор сельскохозяйственных производственных отраслей, приемлемых для экологических параметров данного сельхозпредприятия. Поэтому правильный учет экологических возможностей экономически и социально выгоден для предприятия, так как он позволяет получить долговременный и устойчивый эффект за счет научно обоснованной эксплуатации качественно сохраняющихся земельных ресурсов. Нарушение этих требований рано или поздно негативно отразится не только на функционировании данного хозяйства, но и на экономике в целом.


При выборе целесообразности ведения производства крестьянским хозяйством принималась в расчет экологическая эффективность землепользования как основополагающий элемент построения производственной деятельности, что в конечном итоге скажется и на социальной эффективности и жизни людей.

Фактическое состояние дел по охране природы в крестьянском хозяйстве показало, что в хозяйстве не комплексно используется почва - не применяются органические (кроме соломы) и минеральные удобрения. Но для повышения плодородия земель в хозяйстве используют естественное плодородие. Практически посев пшеницы каждый год проводят по парам. Широко используются агротехнические и биологические приемы борьбы с сорняками.

Также применяются ресурсосберегающие технологии. Например: за культиватором прицеплены бороны. За сеялкой прицеплены катки, что позволяет провести 2 агротехнические операции за один проход трактора. (Рисунок №3)

Пестициды и ядохимикаты хозяйство не использует. Использование средств химизации является основной причиной нарушения процессов круговорота веществ в природе, загрязнения почв токсичными соединениями и их миграции в другие природные сферы – воду, воздух, живые организмы.

На полях имеются лесозащитные полосы, которые являются важным средством защиты почвы от эрозии. А так же являются площадями занятыми стабильными элементами ландшафта, оказывающими на окружающую среду положительное влияние.

Низменные равнины озерных ландшафтов занимают наибольшие площади хозяйства. В озерных ландшафтов доминируют солонцовые комплексы, сочетания луговых засоленных почв и солончаков с лугово-болотными почвами и солодами лугово-болотными.

В севообороте не применяются средства химизации, что имеет большое значение для лесных и травянистых природных экосистем, преобладающих на этой территории. Введение таких севооборотов способствовало заметному оздоровлению естественной растительности, так как было снято негативное влияние средств химизации, снижению интенсивности выпаса общественного скота и проведенному поверхностному и коренному улучшению естественных кормовых угодий. Наиболее эрозионно-опасные участки выведены из состава севооборотной площади и используются для выращивания многолетних трав (кострец безостый, люцерна и др.)


Распашка целинных земель, неправильные и частые обработки заметно усилили ветровую и водную эрозию. Безграмотное и чрезмерное применение средств защиты растений от вредителей, болезней и сорняков привело к уменьшению количества полезной и вредной микрофлоры, повышению токсических химических веществ в почве и сельскохозяйственной продукции. Порой химическая промышленность предлагает далеко небезопасные для здоровья человека и животных средства защиты растений. Это относится к гербициду атразин, исследования показывают, что данный препарат может повредить ДНК и вызвать мутации генов, поражение печени.

Вследствие вышеуказанных причин в настоящее время все больше привлекают технологии по производству экологически чистых продуктов. Эти технологии предполагают создание оптимальных условий для растений, чтобы они в естественной борьбе могли выйти победителями с болезнями, вредителями и сорняками, с наименьшими потерями как в урожае, так и его качестве.

Эффективность использования сельскохозяйственных земель напрямую зависит от степени устойчивости экосистем и ландшафтов. Рассматривая вопросы устойчивости и оптимизации ландшафтов, очень важно располагать системой количественных оценок и характеристик изучаемых процессов. В этой связи заслуживает внимание возможность оценивать степень экологической устойчивости ландшафта с помощью коэффициента экологической стабилизации (КЭСЛ), интегрирующего качественные и количественные характеристики абиотических и биотических элементов ландшафта.

Согласно В.А. Баранову, первый метод оценки с помощью этого коэффициента основан на определении и сопоставлении площадей занятых различными элементами ландшафта, с учетом их положительного или отрицательного влияния на окружающую среду: КЭСЛ = Fст / Fнст,

где Fст – площади, занятые стабильными элементами ландшафта – сельскохозяйственными культурами а растительными сообществами, оказывающими на него положительное влияние ( леса, зеленые насаждения естественные луга, заповедники, заказники и пахотные земли, занятые многолетними культурами: люцерной, клевером, травосмесями);


Fнст – площади, занятые не стабильными элементами ландшафта (ежегодно обрабатываемые пашни, земли с неустойчивым травяным покровом, склонами, площадями под застройкой и дорогами, зарастающими и заиленными водоемами, местами добычи полезных ископаемых, другими участками, подвергшими антропогенному опустошению) .

Оценку ландшафта производят по следующей шкале (таблица 1)

Таблица 1- Шкала оценки ландшафта


КЭСЛ

Характеристика ландшафта

Меньше или равно 0,5

Нестабильность хорошо выражена

0,51 - 1

Состояние нестабильное

1,01 - 3

Состояние условно стабильное

4,51 и более

Стабильность хорошо выражена

В крестьянском (фермерском) хозяйстве «Вольность» состояние ландшафта можно оценить как условно стабильное.

Внедрение природоохранных мероприятий в сельское хозяйство способствует улучшению естественного плодородия почв, увеличению урожаев, улучшению качества сельскохозяйственной продукции, охране окружающей среды от разрушения и загрязнения. Кроме глубокой проработки характера использования сельскохозяйственных угодий, в крестьянском хозяйстве проводится плановая работа по экологическому оздоровлению территории, созданию культурного сельскохозяйственного ландшафта. Осуществлены залесение и залужение эрозионно опасных участков. Были заложены лесополосы.


Заключение

В конце XX века мировая цивилизация вступила в такой этап своего развития, когда на первое место выдвинулись проблемы выживания и самосохранения человечества, сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Современный этап развития человечества обнажил проблемы, вызванные ростом населения Земли, противоречиями между традиционным хозяйствованием и нарастающим темпом использования природных ресурсов, загрязнением биосферы промышленными отходами и ограниченными возможностями биосферы к их нейтрализации. Эти противоречия тормозят дальнейший научно-технический прогресс человечества, становятся угрозой его существования.


Только во второй половине XX века благодаря развитию экологии и распространению экологических знаний среди населения стало очевидным, что человечество является непременной частью биосферы, что покорение природы, бесконтрольное использование ее ресурсов и загрязнение окружающей среды – тупик в развитии цивилизации и в эволюции самого человека. Поэтому важнейшее условие развития человечества – бережное отношение к природе, всесторонняя забота о рациональном использовании и восстановлении ее ресурсов, сохранении благоприятной окружающей среды.

Однако многие не понимают тесной взаимосвязи между хозяйственной деятельностью людей и состоянием окружающей природной среды. Широкое эколого-природоохранное просвещение должно помочь людям в усвоении таких экологических знаний и этических норм и ценностей, отношений и образа жизни, которые необходимы для устойчивого развития природы и общества.


Какие я вижу пути решения экологического кризиса:


1. Пропаганда экологических знаний.

2. Усиление контроля за соблюдением экологических требований.

3. Ужесточение штрафов и наказаний за несоблюдением экологических норм.

4. Разработка и использование новейших технологий переработки природных

ресурсов (безотходные технологии, нанотехнологии и др.)

5. Проводит работу по экологическому оздоровлению территории всех

сельскохозяйственных и промышленных предприятий.


Список литературы


  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М.: ЮНИТИ, 1998.

  2. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

  3. Завьялова О.Г. Экология и цивилизация. Курган. Парус – М, 1995г.
  4. Завьялова, О.Г. Проблемы охраны окружающей среды и региональная практика экологического образования: материалы научно-практической конференции / О.Г. Завьялова, А.П. Кузьмин, О.В. Козлов. С.А. Мерзлякова.- Курган, ГИПП «Зауралье», 1999.


  5. Козлов О.В. Экология и здоровье человека. Курган. Парус - М,1994

  6. Константинов В. М. Охрана природы. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  7. Кузнецов В.Н. Экология России. Хрестоматия. М.:МДС.1995г.

  8. Куприна Л.Е. Человек и окружающая среда. Курган. Парус – М, 1994г.

  9. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.

  10. Научные основы системы земледелия Курганской области: рекомендации / РАСХН. Курганский НИИСХ – Курган, 2001.- 296с.

  11. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: Учеб. пособие/Орлов Д.С, Садовникова Л.К., Лозановская И.Н. М.: Высшая школа, 2002.

  12. Петров К.М.. Общая экология. Взаимодействие общества и природы. СПб: Химия, 1997.

  13. Сивоглазов В.И. и др. Экология России. М.: МДС.1995г.

  14. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  15. Старикова Т.Н. Основы общей экологии. Курган. Парус – М, 1995г.

  16. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие. М.: ACADEMA, 2002.

17. Фешбах М., Френдли А. Экоцид в СССР. М., 1992

18. Царегородцев Г.И. Социально-гигиенические проемы научно-технического прогресса. — Диалектика в науках о природе и человеке. М., 1983. Т. 4.

  1. Черников, В.А. Агроэкология / В.А. Черников, Р.М. Алексахин, А.В. Голубев и др. – М.: Колос,2000. – 536 с.



Приложение № 1

Анкета автора исследовательской работы, проекта.

Направление работы

Социальная экология

Полное название исследовательской работы

Экологический кризис и возможности его решения


ФИО автора

Попутников Никита Сергеевич

Дата рождения

03 апреля 1995 года

Данные паспорта

Серия 37 08 № 295963 выдан ТП УФМС России по Курганской области в Петуховском районе 12.05.2009

Домашний адрес и телефон

641652, ул. Озерная 10, с. Стрельцы, Петуховский район, Курганская область. 8 (35235) 32172

Место учёбы

МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа», 8 класс

Учреждение, направляющее работу на конкурс

МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа» Адрес образовательного учреждения: 641652, ул. Озерная, 31, с. Стрельцы, Петуховский район, Курганская область.

ФИО научного руководителя исследовательской работы, место работы, должность

Букреева Надежда Ильинична, МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа», учитель биологии.

Дополнительные сведения

Посещает кружок «Эколог», участвует в конкурсах, олимпиадах имеет многочисленные награды и поощрения.



Рисунок №1



Рисунок №2



Рисунок №3


Аннотация

В данной работе автор исследует причины возникновения экологического кризиса, историю его развития. Особое значение имеет исследование вопроса о человеческом факторе, влиянии научно-технической революции на углубление экологического кризиса, а также увеличения народонаселения, что привело к возникновению экологических катастроф. Важное значение для человечества имеет ответ на вопрос о последствиях экологического кризиса и путях его решения в глобальных масштабах.

Тема актуальна в том, что экологический кризис проявляется в планетарном масштабе, в том числе в нашей стране, Уральском регионе и на локальном уровне: окрестности села Стрельцы. Автор рассматривает проявление экологического кризиса на примере изменения ландшафта и состава почв на территории хозяйства.

Элементы научной новизны заключаются в том, что рассматривается экологическое состояние территории крестьянского хозяйства. Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в работе материалы позволяют углубить представление об экологическом кризисе на примере изменения местного ландшафта. Работа может быть использована на уроках естественного цикла, внеклассных мероприятиях.

Цель:

вскрыть причины появления экологического кризиса, его углубление в процессе развития промышленного производства, его значение для человека и планеты.

Задачи:

- изучить и проанализировать материалы по проблеме экологического кризиса.

- раскрыть причины появления и изменения характера экологических проблем в процессе развития человеческого общества.

- установить взаимосвязь между использованием и переработкой природных ресурсов и состоянием окружающей среды, а также здоровьем человека.

- найти пути решения проблемы экологического кризиса