https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 ... 32 33

Абильмажинов Е.Т., Маканов К.А.

Семипалатинский государственный педагогический институт;

Казахская финансово – экономическая академия, г. Семей


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ПИЩЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА


На промышленных предприятиях продвижение материалов внутри здания осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т.д. Ход процесса продвижения материалов существенно зависит от степени подготовленности персонала и пропускной способности технических средств, а так же от объема накопленных запасов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение материалов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место продвижение материала, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных производственных элементов [1].

На уровне промышленных предприятии логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

Планирование и управление производством - эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.

Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Как видим, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционированию логистических систем.

В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек [2].


Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис. 1). Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.




Рис. 1- Принципиальная схема логистических систем пищевого производства


Организационно-производственная структура рассматриваемой логистической системы зависит от многих факторов. Среди них, номенклатура продукции, техника и технология, типы организации производства (единичное, серийное и массовое) и уровень кооперирования. Соответственно, предметная, технологическая и смешанная (предметно-технологическая) производственные структуры составляют основу формирования организационной структуры управления производством [3].

Прежде чем сформулировать показатели эффективности логистических систем пищевого производства, условимся, что они должны характеризовать, затраты обеспечения достижения цели управления.

Кроме того, при определении эффективности управления материальным потоком пищевого производства следует учитывать, что в современных условиях хозяйствования первостепенное значение приобретают такие показатели, как объемы перевозок конкретных грузов, а не общие объемы перевозок, конечные затраты на весь процесс доставки продукции потребителю, а не только на перевозку, сокращение качества перевозимого груза. Должна повышаться роль показателей, характеризующих не столько объемы деятельности транспортных и оптово-торговых предприятий и организаций, сколько затраты на конечные результаты этой деятельности, необходимой для смежных отраслей и обслуживаемых предприятий.

Как видно, такой подход к формированию показателей эффективности управления материальными потоками пищевого производства ставит под сомнение использование в качестве его критериев максимальной величины либо стоимости продукции, созданной на транспорте, либо реализации и доходов от коммерческой деятельности, вследствие чего возрастает заинтересованность в объемных показателях. Вместе с тем экономическая эффективность должна характеризовать не увеличение объемных показателей, а удовлетворение потребностей при наиболее эффективном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.


Оценка состояния эффективности системы включает комплекс мероприятий, направленных на выявление сильных и слабых сторон системы управления материальными потоками, формирования целей, также выявления направлений ее совершенствования.

В основу проводимого исследования положены следующие положения: - анализ системы управления материальными потоками осуществляется с точки зрения ее функциональной связи с другими подсистемами предприятия и направлен на выявление недостатков в управлении предприятием, сдерживающих повышение эффективности производства;

- все факторы эффективности функционирования системы управления материальными потоками исследуются во взаимосвязи и взаимообусловленности, анализ осуществляется на основе метода сравнения с помощью стандартных и экспертных оценок.

В процессе изучения проблемы повышения эффективности ставились и решены следующие задачи:

- определение наиболее существенных характеристик системы управления материальными потоками; выявление ключевых факторов проблем управления;

- оценка эффективности системы управления. Решаемые задачи определили содержание основных этапов проводимого анализа.

Первый этап. Сбор информации, касающейся объекта исследования и связанных с ним систем. Получение недостающей информации путем проведения экспертного опроса специалистов.

Второй этап. Анализ системы управления материальными потоками. На данном этапе осуществляется выбор направлений анализа и формирования группы показаний и симптомов причин для оценки состояния системы управления потоковыми процессами. На основе ранжирования ключевых факторов проблем и выявления отклонений от нормативного значения показателей. Основное внимание сосредоточивается на последующих этапах анализа, связанных с оценкой эффективности функционирования системы.

Третий этап. Выбор критериев эффективности системы управления материальными потоками. Данный этап включает проведение работ по определению основных направлений оценки и критериев эффективности управления материальными потоками. Критерии выступают в качестве необходимой предпосылки вынесения решений об уровне эффективности системы. Каждый из них характеризуется с помощью ряда показателей. Отбор показателей осуществляется исходя из требований: используемые измерители должны фиксировать фактический уровень эффективности и одновременно с этим подчиняться задаче анализа и управления экономическими процессами на основе выявлений различных причин и следственных связей.


Завершающей процедурой формирования системы критериев является их ранжирование по степени влияния на эффективность организации производства. Ранжирование осуществляется по количественным характеристикам в диапазоне от 0 до 10. Максимальная оценка присваивается наиболее предпочтительной характеристике.

Показатель, имеющий наибольший вес, получает ранг 1. Для каждого из наиболее важных критериев разрабатывается шкала полезности с интервалом 0 - 1,0. Основным назначением шкалы является преобразование разнородных измерений в эквивалентные им баллы. В нашем случае 0 означает самый низкий уровень результативности для данного критерия; 0,1 - хороший уровень; 0,2 - плохой уровень; 0,3 - удовлетворительный; 0,5 - хороший уровень; 0,7 - очень хороший уровень и 1 - самую высокую эффективность.

Четвертый этап. Анализ состояния эффективности системы управления материальными потоками. Данный этап включает расчет резерва изменения эффективности, относительную оценку значимости критериев для повышения результативности системы, установление направлений ее совершенствования.


Список литературы.

1. Агарев Е.М. Непрерывная холодильно-транспортная цепь для мяса и мясопродуктов / Е.М. Агарев, Л.В. Куликовская, М.А. Дибирасулов, В.И. Карпов, И.С. Братков // Холодильная техника. - 1998. -№ 1. - С.6-7.

2 Толысбаев Б.С. Экономические методы управления и организации материальных потоков пищевого производства.- Алматы: КазФЭИ, 2003.- 138 с

3. Толысбаев Б.С., Абильмажинов Е.Т. Организация материальных потоков на основе синхронизации технологических операции // Научный журнал.

Вестник Семипалатинского государственного университета им. Шакарима №1. 2006., С.70-74


Исмаилова К.Н.

КГКП «Бизнес колледж», г. Семей

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА



Важным фактором, обеспечивающим международный престиж нашего государства и вхождение его в когорту 50 самых развитых стран мира, является система профессионального образования. Особое место в системе профессионального обучения занимает среднее профессиональное образование, его преимущество заключается в ускоренной и качественной подготовке специалистов, основанной на практикоориентированной направленности обучения и социальном партнерстве.

Бизнес колледж готовит специалистов для сферы малого и среднего бизнеса, банковской и страховой систем, ведет переподготовку кадров. Колледж является инициатором внедрения социального партнерства. Работа по данному направлению ведется с 2002 года, накоплен определенный позитивный опыт. Основными социальными партнерами являются более 300 производственных и торговых предприятий и предприятия общественного питания г. Семея и две базы г.Барнаула. Производственная практика проходит на основе трехсторонних договоров. Базами практик задействованы крупнейшие предприятия города Семей, такие как ТОО «Гермес», ТОО «Мегастрой», рестораны «Кен Сарай», «Дастан», «Венеция» и др. Развитие социального партнерства способствовало более качественной организации прохождения практики, позволяет решать проблемы с трудоустройством выпускников.

Социальное партнерство содействует обновлению методов обучения. В апреле 2010 года четыре педагога участвовали в семинаре, проходившем на базе колледжа, проведенного Международной Организацией Труда по программе «USAID» «Знакомство с бизнесом». В процессе семинара педагоги обучались проведению тренингов.

Деятельность средних профессиональных учебных заведений осуществляется в жестких конкурентных условиях, которые требуют поиска новых путей решения образовательных задач. Актуальным становится развитие международного сотрудничества с учебными заведениями среднего профессионального образования стран приграничной зоны. История становления механизма международного сотрудничества бизнес колледжа г. Семей началось в 2002году. Колледж много лет сотрудничает с Израильским Технологическим колледжем города Беэр-Шева, из стран ближнего зарубежья с Барнаульским торгово- экономическим колледжем, Брянским кооперативным техникумом. Международное сотрудничество эффективно воздействует на качество подготовки квалифицированных кадров.


Педагогический коллектив большую работу проводит по организации научно – исследовательской работы учащихся, результатом которых являются ежегодные международные научно – практические конференции.

В апреле текущего учебного года была проведена 5 международная научно – практическая конференция, в котором приняли участие более 200 участников из школ и колледжей области и Российской Федерации г. Барнаула и г. Омска и Омского Экономического института.

В целях повышения качества подготовки специалистов колледж обменивается опытом работы родственных учебных заведений.

Более 5 лет в колледже успешно реализуется международное сотрудничество с родственными учебными заведениями России. Наш колледж сотрудничает с Барнаульским торгово – экономическим колледжем, Брянским кооперативным техникумом. Работа ведется по следующим направлениям: проведение совместных педагогических и методических советов, конференций, круглых столов, обмен студентами, организация практики обучающихся, участие в конкурсах проектов и выставках, повышение профессионального уровня педагогов, стажировки, обмен опытом. Участие педагогов в зарубежных стажировках, семинарах позволило перенять передовой опыт ведущих организаций партнеров и его распространение на базе колледжа. Опыт международного сотрудничества содействует развитию инновационной педагогики. Важное значение в подготовке современного специалиста занимает организация производственной практики. В целях решения данного вопроса два педагога колледжа участвовали во всероссийском семинаре «Моделирование профессиональной деятельности в условиях функционирования учебной имитационной фирмы». В результате, на основе опыта работы Барнаульского торгово-экономического колледжа, была внедрена и функционирует в учебном заведении учебная имитационная фирма «Жас Канат», работа в которой приближена к реальным производственным условиям. Деятельность обучающихся в фирме имеет практическую направленность по выработке профессиональных навыков, что способствует реализации модели выпускника колледжа.


Развитие межгосударственного сотрудничества происходит на основании подписанных Договоров, Соглашений и Перспективного плана. В рамках Соглашения по обмену студентами в 2009 году состоялся первый выпуск, в настоящее время 6 учащихся Бизнес колледжа продолжают обучение в Барнаульском торгово-экономическом колледже. Это результат плодотворного сотрудничества двух учебных заведений.

Для подготовки компетентных специалистов в колледже на базе специальности «Технология и организация производства продукции предприятий питания» изучаются национальные кухни разных народностей, так как в сфере малого и среднего бизнеса в городе Семей функционируют предприятия питания, представляющие кухни разных стран и народов. Такая подготовка способствует успешному трудоустройству выпускника колледжа.

Преподавателями Бизнес колледжа проводятся мастер - классы по национальной казахской кухне для учащихся торгово-экономического колледжа в Барнаульском торгово-экономическом колледже России.

Два педагога и 4 студента имеют сертификаты Барнаульского торгово-экономического колледжа по конкурсу «Лучший предпринимательский проект». В мае 2008 года в Горном Алтае преподаватели и учащиеся Бизнес колледжа приняли участие в конкурсе проектов по предпринимательской деятельности. Проект был награжден Дипломом Лауреата конкурса. Подобные конкурсы содействуют качеству подготовки квалифицированных кадров для малого и среднего бизнеса.

Результатом работы по международному сотрудничеству явилось участие в Международной выставке «УЧСИБ» в городе Новосибирске в марте 2010 года . В форуме участвовали более 300 учреждений образования России и дальнего зарубежья. Это дошкольные учреждения, школы, гимназии, колледжи, лицеи и ВУЗы. Участниками выставки также стали представители Германии, Франции, Швейцарии, Канады, Великобритании, Чехии. Участники выставки – ведущие вузы Сибири, колледжи, профессиональные училища, школы и лицеи – представили инновационные программы, модели и технологии современного образования, методические разработки, а также продукцию, необходимую для организации учебного процесса. КГКП «Бизнес колледж» совместно с ФГОУ СПО Барнаульским торгово-экономическим колледжем представил на выставке проект «Развитие международного образовательного сотрудничества как одно из условий повышения качества образовательных услуг». Оба колледжа награждены Дипломами в номинации конкурса Золотая Медаль ITE Сибирской Ярмарки. На выставке обоими колледжами были представлены инновационные материалы по международному сотрудничеству. Это материалы классных, внеклассных мероприятий, научно- практических конференций, мастер – классов.


Бизнес колледжем представлена работа Учебной Имитационной Фирмы «Жас- Канат», в которой студенты проводят практические занятия , приближенные к реальным условиям работы. Проведена презентация обеих колледжей в виде видеофильма, слайдов. Кроме того, был проведен мастер – класс по карвингу. Была представлена композиция «Райская птица», символизирующая красоту, совершенство, богатство, выполненная учащимися специальности «Технология и организация производства продукции предприятий питания» Маутжановой М., Бейсхановым Е., Фоминых М., Томозовой Е.

Также был проведен мастером производственного обучения Рсалиевой А.А. мастер- класс «Традиции и обычаи казахского чаепития », во время которого звучала музыкальная композиция в исполнении учащегося специальности «Банковское дело» Маширбаева Н.. Выпускники Бизнес колледжа специальности «Маркетинг / по отраслям/», в данное время обучающиеся в Барнаульском колледже на 4 курсе, Кумпеисова Салтанат и Нургазина Жулдыз исполнили национальные танцы. Делегация бизнес колледжа посетила Новосибирский химико - технологический колледж для знакомства с достижениями российских коллег.

В течение трех дней знакомились учебные заведения, демонстрировали свои возможности и таланты, издательства представляли свои новые книги, электронные пособия и творческие поделки детей, проекты, инновационно - технические возможности. Школьники имели возможность пройти пробно ЕГЭ. Международный образовательный форум «УЧСИБ» ориентирован на широкую аудиторию – преподавателей, методистов, студентов, учащихся и их родителей – и призван представить передовой опыт воспитания и обучения

Выход на Новосибирскую выставку вызвал интерес к нашему колледжу других учебных заведений. Налаживается сотрудничество с Барнаульским строительным колледжем, с Омским экономическим институтом и Омским колледжем торговли, экономики и сервиса. В апреле преподаватели и учащиеся колледжа по приглашению Омского экономического института приняли участие в международном конкурсе «Повар – юниор» в г. Омске и заняли 3 место среди 16 учебных заведений России. Преподаватели приняли участие в Интернет конференции и заседании круглого стола по проблемам образования.


В процессе международного сотрудничества возникают проблемы, связанные с дальностью расстояний, а также недостаточностью Интернет ресурсов.

В целях подготовки профессионально компетентных специалистов широко используются образовательные технологии: процессуально – ориентированная, модульная, уровневой дифференциации, проектирования, научного и учебного исследования и др. Активно внедряется информационно – коммуникационная технология обучения. Функционирует лаборатория ИКТ по проведению уроков в режиме Оn – line. Проводятся Интернет уроки, Интернет конференции в рамках международного сотрудничества.

На качество подготовки специалистов большое влияние оказывает наличие учебно-нормативной документации. Преподавателями разработаны учебно-методические комплексы по всем ведущим дисциплинам.

По рекомендации государственной аттестационной комиссии в марте 2009 года был обобщен опыт разработки и использования УМК - на базе колледжа проведен международный научно – методический семинар «Учебно-методический комплекс – основа формирования компетентного специалиста в условиях модернизации образования» для колледжей и профессиональных лицеев области.

В колледже функционирует творческая площадка инновационных проектов по воспитательной работе, направленная на формирование специалиста с активной жизненной позицией.

В 2007 году Бизнес колледж стал Лауреатом международной премии и был награжден Дипломом Международного Делового Совета в г. Москве и Знаком Почета «Лидер национальной экономики» за достигнутые успехи в области подготовки специалистов для сферы малого и среднего бизнеса.

Важным фактором успешности деятельности учебного заведения является его способность идти в ногу со временем, учитывая новейшие требования и современные концепции образования. Вместе с тем, мир стремительно меняется, и очень важно учитывать опыт других учебных заведений, в том числе зарубежных.

Список литературы.

  1. Закон РК "Об образовании" от 27.07.2007 N 319-III

  2. Закон РФ «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 (с изм. и доп. № 18-ФЗ от 13.02. 2009).

  3. А.И.Тлеубаев, К.Н.Исмаилова., Ш.О.Рахманкулова, Н.Г.Янголова. «Из опыта работы колледжа в области международного образовательного сотрудничества». г.Семей. 2009 г.



<< предыдущая страница   следующая страница >>