girniy.ru
|
|
1
МЕТАФОРЫ В ПСИХОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ Я
© 2010 г. М. П. Рекунчак
Аспирант, Омский государственный педагогический университет, Омск;
e-mail: [email protected]
Рассмотрены понимание метафор и представление об их роли в философских и научных дисциплинах. Метафоры рассматриваются как аналитико-синтетический инструмент, опосредующий процессы понимания, истолкования и производства научного и житейского знания. При помощи метафор анализируются базовые подходы к пониманию Я. Обосновывается ценность определения новых корневых метафор, обсуждаются вопросы внедрения новой обобщающей метафоры для теорий Я в психологии.
Ключевые слова: метафора, Я, понимание, рефлексия, смысл, организация дискурса и мышления, собирание себя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев К.И. Метафора в научном дискурсе // Психологические исследования дискурса / Отв. ред. Н.Д. Павлова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 40–50.
Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Т. 1.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
Зинченко В.П. Живые метафоры смысла // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 100–113.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. А.Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004.
Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Постнеклассическая психология. 2004. № 1. С. 71–88.
-
Рекунчак М.П. Психологические механизмы собирания я // Современная психология: от теории к практике: Материалы XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». Секция «Психология» (Москва , 9–10 апреля 2008 г.). М.: МГУ, 2008. Ч. 3. С. 462–465.
-
Сарбин Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психологии // Постнеклассическая психология. 2004. № 1. С. 6–44.
Теория метафоры: Сборник: Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Общ. ред. Н.Д. Арутюновой, М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. -
Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 35–45.
Улановский А.М. Что стоит за строчным «я»? (Комментарий к статье Г. Херманса) // Постнеклассическая психология. 2007. № 1. С. 54-55.
-
Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Bruner J.S. Acts of meaning. L.: Harvard University Press, 1990.
Dweck C.S. Self-Theories: Their Role in Motivation, Personality, and Development. Philadelphia: Taylor and Francis, 1999.
Dykes F. Breastfeeding in Hospital: Mothers, Midwives and the Production Line. L., N.Y., Taylor and Francis, Routledge, 2006.
-
Fitzgerald T.K. Metaphors of Identity: A Culture-communication Dialogue / Eds. T.K. Fitzgerald. N.Y.: Albany State University of New York Press, 1993.
Gentner D., Grudin J. The evolution of mental metaphors in psychology: A 90-year retrospective // American Psychologist. 1985. V. 40. P. 181–192.
Gruber H.E., Bödeker K. Creativity, Psychology and the History of Science. Dordrecht Springer Science and Business Media, 2005.
Krippendorff K. On communicating: otherness, meaning, and information / Ed. F. Bermejo. Routledge, 2009.
Metaphors in the History of Psychology / Ed. D.E. Leary. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
-
Molden D.C., Dweck C.S. Finding “meaning” in psychology: A lay theories approach to self-regulation, social perception, and social development // American Psychologist, 2006. V. 61. P. 192–203.
Olds L.E. Metaphors of Interrelatedness: Toward a Systems Theory of Psychology. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 1992.
Рepper S.C. World hypotheses. A study in Evidence. L., 1970.
Smith J.D. The self-regulated nature of self-concept and the Life World – investigating the process of personal change and transition // Educate
|
|