https://electroinfo.net

girniy.ru 1




Лекция №1


Введение в курс теоретической фонетики.


  1. Становление фонетики как науки.

  2. Предмет и задачи фонетики.

  3. Разделы фонетики.

  4. Связь фонетики с другими науками.

  5. Практическое применение фонетики.


1. Становление фонетики как науки.

Устная речь с давних времен интересовала человека. Следовательно, фонетика, которая занимается устной формой речи, является наукой древней и возникла задолго до появления грамматики и лексикологии.

Первыми фонетистами считают древнеиндийских ученых, которые 2300 лет назад старались закрепить правильное произношение санскритских святых текстов, чтобы священные звуки не исказились при передаче текста. Античные греки первыми разработали письменную систему, основанную на фонетическом алфавите (для английского языка это фактически транскрипция).

В дальнейшем лингвистика мало обращала внимания на звуковую сторону языка. Исключением являются работы некоторых ученых, но даже еще в I половине 19 в. ученые плохо различали звуки и буквы, т.е. у них не было четкого определения звука (что называть звуком?)

Подлинное развитие фонетики началось в 19 в. Оно было связано с необходимостью составлять грамматики туземных языков в колониях, с изучением бесписьменных диалектов и сравнительно-историческим описанием языков и их групп. А также со следующими открытиями: 1829 г. – изобретен ларингоскоп (позволил заглянуть в горло); 1852 г. – производятся первые наблюдения над работой голосовых связок (что положило начало артикуляторной фонетике); 1877 г. – изобретен граммофон (что позволило записать речь и прослушать запись; способствовало появлению экспериментальной фонетики); 1886 г. - впервые была организована Международная Фонетическая Организация (IPA – International Phonetic Association), которая начала издавать специальный фонетический журнал “Le Maitre Phonetique” (у ученых появилась возможность обмениваться опытом).


В конце 19 в. в России и Западной Европе начинает развиваться экспериментальная фонетика. Её расцвет приходится на 20-е гг. 20 в.

Сейчас фонетика является самостоятельной лингвистической дисциплиной, которая имеет свой предмет и задачи.


2. Предмет и задачи фонетики.

Фонетика (греч. Phōnetikē звуковой, звучащий, рhōne звук, голос) – это раздел языкознания, который изучает звуковые единицы языка. Звуковая сторона – необходимая форма существования слов, материальное выражение, без которого невозможно существование языка. Звуковой строй языка - особый ярус в структуре языка, а поэтому фонетика - самостоятельный раздел языкознания, который имеет свой особый предмет и задачи. В соответствии со структурой звуковой стороны языка фонетика изучает звуки, слоги, различные типы ударения (т.е. акцентуацию) и интонацию. Звуковая сторона – сочетание линейных и нелинейных единиц. Звуки, слоги являются линейными единицами, а акцентуация и интонация являются нелинейными единицами, которые наслаиваются на линейные.

Перед фонетикой ставятся следующие задачи:

- установить звуковой состав данного языка в определенный период его развития;

- изучить его в статическом состоянии или изучить эволюцию и развитие звуковой стороны на протяжении ряда эпох истории этого языка;

- определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений;

- изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков;

- исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения у них общего и специфического.


3. Разделы фонетики.

Звуки речи – это самые краткие звуковые единицы, на которые членятся слова. С физической точки зрения звуки речи являются звуковыми волнами, как и все остальные звуки. Почему же, слушая стук топора, шум машины и т.д. мы остаемся чаще всего равнодушны к ним, но сразу же реагируем на слова, которые произносит наш собеседник. В чем своеобразие звуков человеческой речи и что их отличает от других звуков?


Особенность звуков речи в том, что они и их сочетания образуют звуковую сторону слова и через слово участвуют в передаче нам определенного смысла. Подобное изучение звуков, (т.е. с точки зрения их лингвистической, смыслоразличительной функции) представляет собой один из аспектов фонетики – лингвистический (или функциональный). Изучением лингвистического аспекта занимается раздел языкознания – фонология (греч. phōne + logos учение).

Изучая звуки речи, можно исследовать тот аппарат, который производит эти звуки т.е. речевой аппарат. Такой аспект изучения звуков речи называется артикуляционным (анатомо-физиологическим). Изучением данного аспекта занимается артикуляторная фонетика. Каждый звук, произносимый нами в речи, является не только результатом определенной работы человеческого организма, но и объектом слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме. Изучением особенностей восприятия речи человеком занимается перцептивная фонетика.

Звуки речи могут изучаться со стороны их физических свойств, например, силы, тембра, высоты. Такой аспект изучения звуков речи называется акустическим, т.к. изучением звуков занимается раздел физики – акустика (греч. аcustikos – слуховой). Так, акустическая фонетика берет во внимание акустический аспект образования звуков речи, изучает объективные характеристики звуковых явлений (тон, шум, высоту, силу, тембр).

Кроме того, существует несколько видов фонетики: общая и частная, историческая и описательная, теоретическая и практическая, сравнительная и экспериментальная.

Частная фонетика изучает фонетическую систему каждого конкретного языка. Если при этом фонетическая система изучается в определенный этап развития языка, то мы имеем дело с описательной (синхронической) фонетикой. Если изучается развитие фонетических явлений языка, то это историческая (диахроническая) фонетика (она изучает фонетические явления с точки зрения их возникновения, развития, изменения, исчезновения).


Общая фонетика является частью общего языкознания. Общая фонетика изучает природу звука речи как единства трех аспектов (акустического, биологического (артикуляционный + перцептивный) и функционального). В область общей фонетики входит: учение о фонеме, учение о слоге, общая теория ударения и интонации, звуковые законы, теория графики и орфографии на основании данных целого ряда языков.

В зависимости от целей, стоящих перед фонетикой, различают теоретическую и практическую фонетику.

Теоретическая фонетика решает общие вопросы, связанные со звуковой стороной языка, изучает условия образования звуков, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока того или иного языка. Если при этом теоретическая фонетика сравнивает явления двух языков – она становится сравнительной. Сравнительная фонетика занимается сопоставительным изучением фонетических систем нескольких языков.

Практическая фонетика опирается на положения теоретической фонетики. Практическое изучение языков имеет большое значение, например, для постановки правильного произношения звуков родного и иностранного языков, в орфографии, в деле создания алфавитов для бесписьменных языков. Данные практической фонетики используются в логопедии, в сурдопедагогике (при обучении звуковому письму глухонемых).

Изучением звуков речи при помощи специальных приборов занимается раздел фонетики – экспериментальная фонетика. Экспериментальная фонетика использует все виды фонетических исследований в той ли иной степени связанных с постановкой экспериментов. Экспериментальная фонетика пользуется следующими методами:

1) методом самонаблюдения, т.е. внимательным вслушиванием в произносимый звук и повторением этого звука самим экспериментатором с одновременным контролем за органами речи;

2) методом палатограмм – отпечатков, фиксирующих области касания языка с твердым небом;

3) методы рентгенографии позволяют получить комплексное изображение артикуляционной картины звука, однако являются опасными для здоровья говорящего и кроме того, нарушают естественность артикуляции; поэтому эти методы не получили широкого распространения;


4) методом осциллографии. Осциллограмма речевого сигнала представляет собой график, который показывает, как изменяется амплитуда звукового давления во времени при произнесении звука;

5) методом спектрографии для исследования тембральных характеристик звука;

6) современные методы исследования артикуляции сочетают возможности электротехнической аппаратуры и компьютерной техники. К примеру, электромагнитное излучение и компьютерная томография обеспечивают трехмерное изображение речевого тракта и данные об изменении его параметров.


4. Связь фонетики с другими науками.

Среди всех лингвистических дисциплин только фонетика изучает план выражения языкового знака. Звуковая сторона автономна и развивается по своим законам – это дает фонетике право на самостоятельное существование.

Фонетика напрямую связана с орфографией: Фонетика формулирует правила произношения отдельных звуков и их групп, изучает и устанавливает правила взаимоотношения фонемы и графемы, их соответствие:

Например: [p] → p: pen

→ pp: happy

→ gh: hiccough/hiccup

→ графема присутствует, но звука нет: pneumonia [nju:'məuniə]


Фонетика связана с грамматикой


  1. через правила чтения.

Чтение окончаний существительных во мн. числе: основа +S = [s] / [z] / [iz]

Чтение окончаний правильных глаголов в прошедшем времени: основа +ed = [t] / [d] / [id]

  1. чередование фонем (гласных или согласных) при образовании множественного числа существительных и временных форм неправильных глаголов.

foot – feet [u:] – [i:]

sing – sang – sung [i] – [æ] – [Λ]

leaf– leaves [f] – [v]

bath – baths [θ] – [ð]

  1. через интонацию.

Интонация помогает определить логический предикат предложения.

‘He came home. (Who?)

He ‘came home. (Did he come?)

He came ‘home. (Where?)


Фонетика связана с лексикологией


  1. только ударение различает грамматическую категорию и значение слова:

‘object (предмет) - to ob’ject (не одобрять)

‘abstract ( реферат) - to ab’stract (извлекать)


  1. сложные слова и сочетания слов различаются ударением:

‘bluebottle – василек и ‘blue ‘bottle – синяя бутылка; ‘blackbird – черный дрозд и ‘black ‘bird – черная птица

  1. омографы – слова с одинаковым написанием, но разным произношением. Благодаря произношению можно определить их лексическое значение.

Wind [wind] - ветер / [waind] – виток

Bow [bou] - лук / [bau] – поклон

Tear [tεə] - разрыв / [tiə] – слеза


Фонетика связана со стилистикой через интонацию и ее компоненты: ритм, паузу, мелодику, а также через такие явления как рифма, аллитерация, которые основываются на повторяемости звуков. Например, повторение звука [m] в стихотворении создает настроение веселья (merriment):

There are twelve months in all the year,

As I hear many men say,

But the merriest month in all the year

Is the merry month of May.

Еще одно стилистическое средство, иллюстрирующее связь с фонетикой, носит название ономатопея. Сюда относятся слова, условно передающие природные звуки или крики животных:

Bow-wow, says the dog;

Mew-mew, says the cat;

Grunt-grunt, goes the hog;

And squeak, goes the rat.

Из нелингвистических наук, изучающих звуковую сторону языка, фонетика связана с акустикой, физиологией, анатомией. Но фонетика изучает лингвистическую сущность звуковых явлений (т.е. какую функцию они выполняют в речи).


Фонетика связана с медициной и психологией при лечении люди с патологией речи.

Фонетика связана с социальными науками.

Социофонетика изучает взаимодействие произношения и общества, изменение фонетических структур в соответствии с разными социальными функциями.

Кто (мужчина / женщина, пожилой / молодой, городской / сельский …)

что

как (ласково, с угрозой, спокойно …)

используя какие фонетические средства

кому (другу, начальнику, незнакомцу …)

когда (на работе, дома ...)

и почему (чтобы убедить, попросить …)

говорит.

Фонетика связана с рядом технических дисциплин. Прежде всего, это экспериментальная фонетика – построить прибор, провести исследования, подсчитать результат.


6. Практическое применение фонетики.

Фонетика имеет большое практическое значение. Без нее были бы невозможны правильная методика обучения письму и чтению, постановка произношения при изучении неродного языка, создание рациональной системы письма для бесписьменных языков и усовершенствование существующих систем письма, успешное лечение дефектов речи, обучение дикции актеров, певцов, дикторов и т.д.