https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Тема урока: Коллективизация – успех или трагедия крестьянина-труженика…


Цель урока: показать процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества.

Задачи урока:


  1. Образовательная  – сформировать целостное представление о причинах, содержании, значении и последствиях сплошной коллективизации. Раскрыть процесс и методы проведения коллективизации.

  2. Развивающая - развивать навыки и умения аргументировано высказывать свое мнение, личностных оценочных суждений, развивать интерес к предмету, формировать ответственное отношение к миру.

  3. Воспитательная -  постановка морально – этической проблемы соотношения целей и средств коллективизации; попытаться осмыслить и понять, что избранный вариант коллективизации стал началом краха российского крестьянства и всего аграрного сектора в целом, воспитать уважительное отношение к человеку труда, научиться сопереживать труженикам села, на долю которых выпало много испытаний.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.

Оснащение урока: Мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация, историческая карта «СССР в 30 –е годы 20 века»


Иллюстративное сопровождение: Колхозы. Раскулачивание. В колхоз. Худ. А. Пластов. Большой террор.

Метод обучения: изучение нового материала с использованием ЦОР.

Формы работы на уроке:

  • фронтальная

  • индивидуальная


Основные понятия: коллективизация, репрессии, раскулачивание, обобществление, спецпереселенцы, кулаки, подкулачники.

Основные знания: кризис хлебозаготовок 1927—1928 гг. и пути его преодоления; предпосылки «великого перелома»; цели и задачи индустриализации; предпосылки политики сплошной коллективизации; цели и задачи «нового курса» в деревне; политика раскулачивания; экономические, социальные и политические итоги и последствия «великого перелома».


Основные события.

1927г. – острый хлебозаготовительный кризис.

1927г. – XV съезд компартии, курс на коллективизацию.

1929г. – статья Сталина «Год великогоперелома».

Март 1930г. - статья Сталина «Головокружение от успеха».

1937г. – завершение сплошной коллективизации.

Работа с историческими источниками: статья И. В. Сталина «Год великого перелома» (7 ноября 1929 г.); статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов» (2 марта 1930 г.).


План урока.


  1. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.

  2. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации.

  3. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.

  4. Итоги коллективизации.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока, цели и задачи урока.


2. Изучение нового материала


Урок начинается с мотивационной беседы.

- До сих пор многие из нас пытаются ответить на вопросы:

- Почему наше сельское хозяйство не в состоянии полноценно накормить страну?

- Почему мы до сих пор закупаем за границей зерно, продукты питание?

- Почему так плохо приживается фермерство?

- Почему так неэффективно российское сельскохозяйственное производство?

Ответы на многие вопросы следует искать в 1930-х гг. нашей истории, когда была проведена коллективизация.


Вводное слово учителя.

Еще 15- 20 лет назад понятие «коллективизация» было внесено во все учебники как одно из «звеньев ленинского плана строительства социализма». Именно так должны были понимать этот процесс миллионы советских людей. Лишь в последние десятилетия 20 века события, хранившиеся в исторической памяти народа, предстали перед нами во всей своей подлинности. Процесс превращения крестьян – из индивидуальных тружеников и собственников - в «класс социалистического общества», - процесс, который воспринимается сейчас как грандиозный социально-экономический эксперимент, граничащий с преступлением, - будет в центре нашего внимания.


П.А. Столыпин говорил: “Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых”. С опорой, на какие слои деревни проводилась коллективизация?

Набравший силу во 2-й половине 20-х гг. “большой скачок” в индустриализации, повлек за собой крутой перелом политики в деревне – коллективизацию. Она стала 4-м крупным преобразованием в России после 1861 г.

Вспомните, какие это преобразования? (1861 – отмена крепостного права; 1906 – аграрная реформа Столыпина; 1917 – декрет о земле; 1927 – коллективизация).

Стадия «Вызов»


Целостный образ коллективизации представлен в произведениях двух замечательных писателей в романах Шолохова «Поднятая целина» и Платонова «Котлован».

- Вдумайтесь, почему так по-разному звучат названия?

Обратите внимание на доску, в конце темы не стоит знак препинания. Каким он будет, давайте определимся в конце урока.

С коллективизацией мы знакомились в 9 классе. С чем ассоциируется у вас упоминание этого термина?

Составление кластера.

Коллективизация




Стадия «Осмысление».

Рассмотрим первый вопрос темы.

Решение об индустриализации неизбежно повлекло за собой перелом политики в деревне. Что же представляла она в это время?

В 1928 г. на селе проживало более 80% населения СССР, сельское хозяйство давало более половины всего произведённого продукта в экономике. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским (около 25 млн. крестьянских хозяйств). Из-за грубой политики правительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству.


В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хлебозаготовок, во много раз снизился объём экспорта, в городах стали вводиться карточки. Большевистское руководство всегда рассматривало основу нации – крестьянство – как реакционный класс, делая исключение для бедноты.

Основную часть деревни составляли середняки, даже по официальным подсчетам, кулацких хозяйств насчитывалось около 5%.


  • Какая дискуссия проходила в руководстве партии по вопросу коллективизации?


Две группы учащихся работают по этому вопросу. Результатом работы является следующая таблица:


Сущность
политического
подхода

Позиция Сталина

Позиция Бухарина

Оценка кризиса

Кризис носит структурный характер, так как недостаточно быстрое развитие индустрии порождает товарный голод, а мелкотоварное крестьянское хозяйство неспособно обеспечить потребности растущей промышленности. Кризис носит также классовый характер, так как «эксплуататор-кулак» сознательно тормозит социалистические перемены в стране

Кризис в первую очередь вызван ошибками в экономической политике руководства партии и страны, так как именно она привела к отсутствию резервного фонда промышленных товаров и продовольствия, серьезному разрыву цен на зерновые и технические культуры

Пути преодоления

Следует форсировать индустриализацию, для чего необходимо провести сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств. Лишь колхозы смогут обеспечить дешевым хлебом города, а также создадут возможности для увеличения хлебного экспорта. Они должны стать надежным каналом перекачки ресурсов на нужды индустриализации из деревни. В то же время будет обеспечено уничтожение кулачества — «последнего эксплуататорского класса» и тем самым обеспечен полный партийно-государственный контроль над крестьянством


Не замедляя темпов индустриализации, увеличить выпуск промтоваров, сбалансировать цены на зерно и технические культуры, усилить налогообложение кулаков (т. е. выйти из кризиса, не прибегая к чрезвычайным мерам по отношению к крестьянству, за счет использования главным образом экономических рычагов, включая закупки хлеба за границей и развитие кооперативных форм в деревне)

      - Какая точка зрения вам кажется более верной и почему?

1927 г. – XV съезд партии: начало коллективизации (запись в тетрадь).

- Зная события предшествующие этому процессу, мы можем назвать причины коллективизации.

Причины коллективизации (запись в тетрадь).

  1. Потребность государства в огромных средствах для индустриализации.

  2. Мелкие частные крестьянские хозяйства не могли поставлять государству в достаточном количестве продукцию сельского хозяйства.

  3. Частные крестьянские хозяйства были независимы от государства.

  4. Хлебозаготовительный кризис 1927г.

  5. Увеличение в селе за годы НЭПа числа сельской буржуазии – кулаков, что противоречило социалистической идеологии.



Зная причины коллективизации и мотивы руководства, сформулируйте определение коллективизации.

Коллективизация – это процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства (запись в тетради).

Кооперативные хозяйства хоть и в малом количестве уже существовали в СССР, в трёх формах: коммуны, артели, ТОЗы.

Схема «Колхозы» № (N 201578) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3735991e-b2d8-4786-a96a-02366ae2429c/[IS11RO_3-03]_[SH_06].swf

В 1927 году коллективизация рассматривалась как длительный процесс (лишь к 1933 году в колхозы должны были объединиться 85% хозяйств).


1929 г. – выход статьи И.В. Сталина «Год великого перелома» 1929. ресурс № 112485 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b45a55cd-8734-470f-9b86-07d0f592e925/%5BIS9IR_3-28%5D_%5BTS_03%5D.html

После этого намечаются совсем другие сроки.


  • Какие? Покажите районы на карте и укажите сроки коллективизации.

  • Объясните, почему в первую очередь коллективизировались районы, выращивающие хлеб?

Для оказания помощи в коммунистическом преобразовании деревни партия послала 25 тысяч промышленных рабочих. Началось принудительное обобществление домов, мелкого скота и даже домашней птицы.

- Вот как описывают это в романах Шолохов и Платонов (чтения отрывков из произведений).

Статья Сталина положила начало и еще одному процессу – раскулачиванию.

Как определить кулака? В перечне, опубликованном в 1930 г., были такие критерии: наличие мельницы, крупорушки, сдача в наём оборудования и помещений, занятие торговлей, отказ вступать в колхоз и т.д.

Под эти критерии попадало большинство крестьян.

Форсированная коллективизация и массовое раскулачивание вызвало недовольство крестьян. В 1930 г. по стране прокатилась волна восстаний.

1930 г. – статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы (отток их колхозов) № ресурса 112306 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/417413ab-13ae-426b-a84f-1673033cb29c/%5BIS9IR_3-28%5D_%5BTS_04%5D.html

После этой статьи И.В. Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Но шаг назад был сделан для того, чтобы тут же совершить десяток шагов вперед. В сентябре 1931 года коллективные крестьянские хозяйства объединяли уже 60% крестьянских дворов, в 1934 г. – 75%. Сталина праздновал победу. Коллективизация создавала необходимые условия для осуществления планов индустриализации и выполняла важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний островок рыночной экономики – частнособственническое крестьянское хозяйство. Государство ликвидировало зависимость от частных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок.



  • Определите результаты коллективизации для страны в целом.




Цели

Результаты

Последствия

Налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации

Обретение канала перекачивания средств из села в город на нужды индустриализации

Отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села

Ликвидация кулачества как класса

Ликвидация кулачества как класса

Укрепление социальной базы сталинской диктатуры

Огосударствление сельскохозяйственного производства

Полное огосударствление экономики

Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда; ликвидация экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства

Ликвидация «аграрного перенаселения»

Значительное сокращение численности сельского населения

Массовый «исход» крестьян из деревни. Дефицит рабочей силы на селе




  • Почему Солженицын назвал коллективизацию экспериментом, «из-за которого Россия потеряла 20 век»?

  • Как вы думаете, почему разные названия дали романам писатели Шолохов и Платонов?

- Давайте определимся со знаком препинания в конце нашей темы.

Трагедией обернулись и высокие темпы коллективизации.


Советское правительство сознательно сталкивало различные слои крестьянства.

Представьте, у крестьянина Ивана нет никакого хозяйства: развалившаяся изба, пустой погреб, заросший огород, голодная семья. А у его соседа большой дом, крепкое подворье. Кто охотнее пойдет в колхоз? Обоснуйте свое мнение.


- Каких крестьян относили к кулакам?

- Какие методы применяли?

- Когда, и при каких обстоятельствах, происходило раскулачивание?


Давайте посмотрим, каковы были итоги коллективизации.


Самым страшным коллективизации был голод 1932 – 1933 годов.

Знакомство с документом 1.

«Как только созрели первые колоски, матери голодающих детей по ночам выходили с ножницами в поле. Когда началась уборка урожая, колхозники, боясь остаться после сдачи государству сельхозпродукции без хлеба, несли зерно домой в карманах, за пазухой…»

В ответ 7 августа 1932 года был издан закон «Об охране социалистической собственности», получившей в народе название «закон о трех колосках». За сбор колосков применялся расстрел или лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией всего имущества. За 5 месяцев 32г. было осуждено 55 тысяч человек, из них приговорено к расстрелу 2,1 тысяч человек. От голода погибло около 3 млн. человек.

«Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров. Чтобы крестьяне не разбегались из деревень, наиболее крупные села, районы блокировались войсками НКВД. Несмотря на голод партийно-государственная власть публично отрицала размах голода, организуя поездки иностранцам по «потемкинским деревням». Запад знал о масштабах, но предпочитал молчать».

- Дайте моральную оценку данному документу.


Проблемный вопрос.

Работа над высказываниями крестьян, взятых из писем, отправленных из деревни сыновьям в красную армию 1933-1937 годы.

- «Рабочим есть защита, а колхозников зажали…»


- «Царь Николай был дурак, но зато хлеб был пятак, и то белый, и без очереди, сколько хочешь»

- «Соввласть и Сталин действуют методами крепостного права. Как раньше крестьяне работали на барина, так и сейчас колхозник работает до упаду не известно на кого, а хлеб не получает»

Почему крестьяне не были довольны организацией колхозов?


Последствия коллективизации


  1. Массовый голод в 1932 – 1933гг.

  2. Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда.

  3. «Исход» крестьян из деревни.

  4. Укрепление социальной базы сталинской диктатуры.

  5. Ликвидация экономических стимулов сельхозпроизводства.


Стадия рефлексии.

  1. Дайте свою оценку коллективизации. Что вы находите позитивным, а что негативным? Мнение обоснуйте.

  2. Вы считаете коллективизацию успехом или трагедией? Рассмотрите ситуацию с разных точек зрения.

  3. Как процесс коллективизации отразился на истории вашей семьи?

Домашнее задание.

Написать эссе «Цена великого перелома»; «Голод и коллективизация: рукотворная трагедия»; «Коллективизация – успех или трагедия крестьянства?!»



Литература

1.

2. Жарова Л.Н. “История Отечества ХХ века”, М., “Просвещение”, 1992.

3. Верт Н “История Советского государства 1900–1991 г.”, М., 1992.

4. Хрестоматия по истории СССР 1917–1945, под редакцией Э.М.Шагина, М., Просвещение”, 1992.