girniy.ru |
1
Коллективизация сельского хозяйства
Тип урока: комбинированный Основные понятия: ускоренная коллективизация, кооперация, «год великого перелома» Основные даты: 1928 г. - начало форсированного создания колхозов 1929 г. – «сплошная коллективизация», «год великого перелома» 1930 г. – ликвидация кулачества как класса, «головокружение от успехов» 1932-33 гг. - массовый голод, фактическое приостановление коллективизации 1934 г.- завершающий этап создания колхозов 1937 г. – завершение коллективизации Д/З §24. вопросы, задания к нему План:
Сегодня нам предстоит выявить причины и сущность сталинского «великого перелома», проанализировать этапы проведения коллективизации, её итоги и последствия. Коллективизация – массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), осуществлявшееся в конце 1920-начале 1930-х гг. ? Как развивалась деревня в 1920-е гг.? Началом сплошной коллективизации с\х в СССР стал 1929 год. В знаменитой статье Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство было признано главной задачей, решение которой уже через три года сделает страну «одной из самых хлебных, если не самой хлебной страной в мире». Выбор был сделан – в пользу ликвидации единоличных хозяйств, раскулачивания, разгрома хлебного рынка, фактического огосударствления деревенской экономики. Что стояло за решением о начале коллективизации? С одной стороны, крепнувшая убеждённость в том, что экономика всегда следует за политикой, а политическая целесообразность всегда выше экономических законов. Именно эти выводы сделало руководство ВКП (б) из опыта разрешения хлебозаготовительных кризисов 1926-1929гг. сущность хлебозаготовительных кризисов состояла в том, что крестьяне единоличники снижали поставки зерна государству и срывали намеченные показатели: твёрдые закупочные цены были слишком низки, а систематические нападки на «деревенских мироедов» не располагали к расширению посевных площадей, повышению урожайности. Экономические по характеру проблемы партия и государство оценивали как политические. Соответствующими были и предложенные решения:
Результаты убеждали в эффективности насильственных мер. С другой стороны, требовала колоссальных капиталовложений начавшаяся форсированная индустриализация. Главным их источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу разработчиков новой генеральной линии. Бесперебойно снабжать промышленность сырьём, а города – практически бесплатным продовольствием. ? Итак, какие же мы можем выделить причины коллективизации с/х?
Работа со схемой:
↓
↓ ↓ Сталин Бухарин Чрезвычайно репрессивные меры Экономические меры ? Как вы думаете, какие меры предусматривал каждый из подходов? Что являлось конечной целью авторов проектов коллективизации? Почему за основу был принят подход Сталина? Задание: «Моделирование будущего развития»: Предположите, как могла развиваться история нашей страны, если бы за основу развития с/х был принят подход Бухарина? Задание: Пользуясь материалом учебника на стр.177-178, определите этапы коллективизации и её основные направления.
На этот счёт была принята секретная директива, в которой всё кулачество было разделено на три категории. Работа с документом №1 на стр. 182 в учебнике:
По данным историков, зажиточных хозяйств накануне коллективизации было около 3%; раскулачиванию подлежали в некоторых районах 10-15 % единоличных хозяйств. Аресты, расстрелы, переселения в отдаленные районы – весь набор репрессивных средств был использован при проведении раскулачивания, которое коснулось не менее 1 млн. хозяйств (средняя численность семей -7-8 человек). Ответом стали массовые волнения убой скота, скрытое и явное сопротивление. Государству пришлось временно отступить: статья Сталина «Головокружение от успехов» (весна 1930 г.) ответственность за насилие и принуждение возложила на местные власти. Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. Но уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился. В 1932-33 гг. в самые хлебные районы страны (Украина, Ставрополье, С. Кавказ) пришёл голод. © «Голод в деревне в 1932-1933 гг.» - сообщение учащегося
? Какие последствие могли быть для развития с/х в сложившейся ситуации? Последствия:
I вариант: составить синквейн на тему урока II вариант:
|