https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Коллективизация сельского хозяйства



  • Образовательная – дать представление учащимся об основных понятиях урока; подвести к пониманию причин хлебозаготовительного кризиса 1927-1928 гг., сущности и последствий сплошной коллективизации сельского хозяйства



  • Развивающая - создать условия для развития коммуникационных умений и навыков, умения оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать изученный материал, делать выводы; продолжить формирование умений работы с историческим документом.




  • Воспитательная - способствовать становлению и развитию личности учащихся посредством формирования навыков критического мышления.


Тип урока: комбинированный

Основные понятия: ускоренная коллективизация, кооперация, «год великого перелома»

Основные даты:

1928 г. - начало форсированного создания колхозов

1929 г. – «сплошная коллективизация», «год великого перелома»

1930 г. – ликвидация кулачества как класса, «головокружение от успехов»

1932-33 гг. - массовый голод, фактическое приостановление коллективизации

1934 г.- завершающий этап создания колхозов

1937 г. – завершение коллективизации


Д/З §24. вопросы, задания к нему


План:

  1. Проверка Д/З

  2. Новый материал:

  • Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 гг.

  • Причины коллективизации

  • Этапы коллективизации

  • Итоги




  1. Закрепление




  1. Проверка Д/З

  • Почему индустриализация была провозглашена первоочередной задачей экономического развития СССР?
  • В чём заключались особенности социалистической индустриализации?


  • Что такое стахановское движение? Не противоречило ли оно принципам плановой экономики?

  • Каковы были итоги индустриализации?




  1. Новый материал

Сегодня нам предстоит выявить причины и сущность сталинского «великого перелома», проанализировать этапы проведения коллективизации, её итоги и последствия.


Коллективизация – массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), осуществлявшееся в конце 1920-начале 1930-х гг.


? Как развивалась деревня в 1920-е гг.?


Началом сплошной коллективизации с\х в СССР стал 1929 год. В знаменитой статье Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство было признано главной задачей, решение которой уже через три года сделает страну «одной из самых хлебных, если не самой хлебной страной в мире». Выбор был сделан – в пользу ликвидации единоличных хозяйств, раскулачивания, разгрома хлебного рынка, фактического огосударствления деревенской экономики. Что стояло за решением о начале коллективизации?


С одной стороны, крепнувшая убеждённость в том, что экономика всегда следует за политикой, а политическая целесообразность всегда выше экономических законов. Именно эти выводы сделало руководство ВКП (б) из опыта разрешения хлебозаготовительных кризисов 1926-1929гг. сущность хлебозаготовительных кризисов состояла в том, что крестьяне единоличники снижали поставки зерна государству и срывали намеченные показатели: твёрдые закупочные цены были слишком низки, а систематические нападки на «деревенских мироедов» не располагали к расширению посевных площадей, повышению урожайности. Экономические по характеру проблемы партия и государство оценивали как политические. Соответствующими были и предложенные решения:

  • запрет свободной торговли хлебом

  • конфискация зерновых запасов
  • возбуждение бедноты против зажиточной части деревни



Результаты убеждали в эффективности насильственных мер.


С другой стороны, требовала колоссальных капиталовложений начавшаяся форсированная индустриализация. Главным их источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу разработчиков новой генеральной линии. Бесперебойно снабжать промышленность сырьём, а города – практически бесплатным продовольствием.


? Итак, какие же мы можем выделить причины коллективизации с/х?


  1. создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств с целью преодоления зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок

  2. ликвидация кулачества как класса

  3. обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни

  4. перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный на нужды индустриализации


Работа со схемой:


Кризис хлебозаготовок в стране в 1927-1928 гг.



Подходы к его ликвидации в партийно-государственном руководстве

↓ ↓

Сталин Бухарин

Чрезвычайно репрессивные меры Экономические меры


? Как вы думаете, какие меры предусматривал каждый из подходов?

Что являлось конечной целью авторов проектов коллективизации?

Почему за основу был принят подход Сталина?

Задание: «Моделирование будущего развития»: Предположите, как могла развиваться история нашей страны, если бы за основу развития с/х был принят подход Бухарина?

Задание: Пользуясь материалом учебника на стр.177-178, определите этапы коллективизации и её основные направления.


1930-1931 гг.- коллективизация в ключевых производящих зерно регионах (Поволжье, С. Кавказ)

1930-1932 гг.- коллективизация в черноземных областях России, Казахстане, на Украине

1930-1933 гг.- во всех остальных районах страны

? Что можно сказать о темпах коллективизации?


Направления:


  1. создание колхозов

  2. раскулачивание, ликвидация кулачества как класса (по трём категориям)


На этот счёт была принята секретная директива, в которой всё кулачество было разделено на три категории.


Работа с документом №1 на стр. 182 в учебнике:


    • Какие категории кулачества были определены?

    • Какие меры к ним предполагалось применять?

    • Было ли чёткое определение кого считать кулаком?

    • К каким последствиям это могло привести?


По данным историков, зажиточных хозяйств накануне коллективизации было около 3%; раскулачиванию подлежали в некоторых районах 10-15 % единоличных хозяйств. Аресты, расстрелы, переселения в отдаленные районы – весь набор репрессивных средств был использован при проведении раскулачивания, которое коснулось не менее 1 млн. хозяйств (средняя численность семей -7-8 человек).

Ответом стали массовые волнения убой скота, скрытое и явное сопротивление. Государству пришлось временно отступить: статья Сталина «Головокружение от успехов» (весна 1930 г.) ответственность за насилие и принуждение возложила на местные власти. Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. Но уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился. В 1932-33 гг. в самые хлебные районы страны (Украина, Ставрополье, С. Кавказ) пришёл голод.

© «Голод в деревне в 1932-1933 гг.» - сообщение учащегося


По самым скромным подсчётам от голода погибло от 3 до 8 млн. человек, при этом неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объёмы государственных поставок. К 1933 году в колхозах состояло более 60% крестьян, а к 1937 – около 93%. Коллективизация была объявлена завершённой.


Каковы же итоги и последствия коллективизации?

Итоги:


  1. обеспечение необходимыми ресурсами индустриализации

  2. уничтожение частного сектора в с\х

  3. отчуждение крестьян от собственности и земли

  4. ликвидация слоя зажиточных крестьян


? Какие последствие могли быть для развития с/х в сложившейся ситуации?

Последствия:

  1. потеря экономических стимулов к труду в с/х

  2. замедление темпов роста с/х производства и постоянное обострение продовольственной проблемы в стране




  1. Закрепление


I вариант: составить синквейн на тему урока


II вариант:

  • Причины проведения коллективизации?

  • Дата проведения?

  • Этапы проведения коллективизации?

  • Направления проведения коллективизации

  • Итоги политики коллективизации?