Хекхаузен Х.
Мотивация и деятельность
Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Книга «Мотивация и деятельность» известнейшего немецкого ученого X. Хекхаузена является в этом смысле уникальной для российского читателя, поскольку предлагает обобщающее изложение психологии мотивации, выводящее эту область на принципиально новый уровень. Со времени ее первого выхода в свет в России, ставшего событием в научном мире, прошло около двадцати лет, но за это время она не потеряла своей актуальности. Второе издание по сути представляет собой новую книгу с концептуально переработанным материалом и измененной структурой, приближенной к структуре учебника, что упростит работу с ней преподавателям вузов и студентам психологических факультетов.
Психология мотивации, как она существует сегодня, представляет собой одну из наиболее сложных и противоречивых областей современной психологии, для которой характерны обилие эмпирических исследований и нехватка общетеоретических идей. Книга «Мотивация и деятельность» известнейшего немецкого ученого X. Хекхаузена является в этом смысле уникальной для российского читателя, поскольку предлагает обобщающее изложение психологии мотивации, выводящее эту область на принципиально новый уровень. Со времени ее первого выхода в свет в России, ставшего событием в научном мире, прошло около двадцати лет, но за это время она не потеряла своей актуальности. Второе издание, по сути, представляет собой новую книгу с концептуально переработанным материалом и измененной структурой, приближенной к структуре учебника, что упростит работу с ней преподавателям вузов и студентам психологических факультетов.
Оглавление
Предисловие редакторов второго русского издания ......................15
Предисловие автора ко второму немецкому изданию ....................20
Предисловие автора к русскому изданию 1986 г..........................21
Предисловие автора к первому немецкому изданию .....................22
Глава 1. Исследование мотивации: проблемы и подходы ...............25
Повседневный опыт и три проблемные области..........................26
Виды наивного объяснения поведения ..................................31
Объяснение неосуществленных действий .......................;.......33
Парадокс последовательности ..........................................34
Индивидуально-специфическое поведение ..............................37
Мотив как объяснительное понятие .....................................38
Мотивация .............................................................40
Образование намерений и воля .........................................43
Действие ...............................................................45
Фаза после завершения действия .......................................48
Краткий обзор главы ...................................................50
Глава 2. Основные направления в исследовании проблем мотивации.....54
Поколение пионеров....................................................55
Направление психологии воли ..........................................60
Разработка проблем в теории инстинктов ...............................67
Теоретико-личностное направление разработки проблем мотивации .....71
Линия психологии мотивации в узком смысле........................76
Линия когнитивной психологии .....................................82
Линия психологии личности........................................84
Разработка проблем в теоретико-ассоциативном направлении ...........87
Линия психологии научения.........................................88
Линия психологии активации........................................97
Заключение ...........................................................106
Глава 3. Мотивация в теориях черт ................................ 108
Мотивация в теориях черт: мотивы.....................................108
Идеографический подход Оллпорта.................................109
Черта как «нейропсихическая целостность» .........................111
Интуитивно-характерологическая теория черт: Филипп Лерш.......112
Факторно-аналитическая теория черт: Раймонд Б. Кеттелл ..........115
Классификация мотивов на основе инстинктов:
Уильям Мак-Дауголл............................................122
Классификация мотивов на основе отношений
личности и окружения: Генри А. Мюррей ........................126
Иерархическая модель классификации мотивов: Абрахам Маслоу ... 130
Базовые эмоции как рудиментарные мотивационные системы..........134
Проблема таксономии в классификации мотивов .......................142
Три принципа отбора...............................................144
Вычленение класса мотивов на примере деятельности достижения ... 147
Глава 4. Ситуационные детерминанты поведения..................... 150
Стимульно-реактивные связи..........................................152
Потребность и влечение ...............................................153
Теория влечения ......................................................157
Предварительные условия влечения ................................160
Побудительные стимулы ...........................................161
Независимость влечения и привычки ...............................162
Энергетическое действие влечения..................................164
Подкрепляющий эффект редукции влечения ........................164
Неспецифичность влечения.........................................166
Приобретенные влечения. Влечение как интенсивный стимул ..........168
Фрустрация ........................................................169
Страх как приобретенное влечение.................................: 171
Теория конфликта.....................................................175
Теория конфликта Левина ..........................................175
Модель конфликта Миллера........................................177
Применение модели конфликта.....................................180
Теории активации.....................................................184
Понятие активации................................................184
Потенциал возбуждения и его действие .............................187
Когнитивная оценка ситуации в психологии мотивации ................192
Эмоция как результат когнитивной оценки ситуации ...................193
Ситуации, инициирующие эмоции ..................................194
Специфичность нейровегетативных реакций, связанных с эмоциями .. 195
Двухфакторная теория эмоций Шахтера ............................196
Эффект Валинса ...................................................199
Оценка угрожающих ситуаций.........................................201
Когнитивный баланс ..................................................204
Когнитивный диссонанс ...............................................205
Конфликты после принятия решения ...............................208
Вынужденное согласие .............................................209
Селекция информации .............................................213
Несогласие с убеждениями социальной группы......................213
Неожиданные результаты действий и их последствия ...............214
Исследования когнитивного диссонанса в историческом аспекте.....218
Теории когнитивной оценки ситуации с точки зрения проблем психологии мотивации .....................220
Заключение ........................................................221
Глава 5. Ожидание и привлекательность как детерминанты мотивации . . . 222
Теория поля Левина .................................................225
Модель личности...................................................227
Напряженные системы в модели личности ..........................228
Модель окружения .................................................232
Постдиктивность, а не предиктивность модели окружения...........234
Отношения между двумя моделями .................................236
Экспериментальные работы, проведенные в рамках теории поля ........241
Последствия незавершенных действий ..............................241
Усложнения эффекта Зейгарник....................................243
Замещающие действия .............................................245
Психологическое расстояние и сила валентности ....................247
Анализ целенаправленных действий Толмена ..........................248
Ожидание и целенаправленность ...................................249
Эффекты привлекательности .......................................250
Латентное научение: разделение научения и мотивации .............253
Матрица «ожидаемой ценности» ....................................255
Ожидание и привлекательность в рамках теории S—R ..................257
Ранние исследования Халла ........................................258
Средний и поздний этапы исследований Халла ......................261
Дальнейшее развитие теории Спенсом ..............................262
Последующая разработка теорий.......................................263
Избыточность понятия «подкрепление реакции» ....................266
Анализ Уокером понятийного аппарата теории научения ............267
Боллсовская когнитивная модель мотивации привлекательностью ... 268
Квазифизиологическая модель мотивации привлекательностью Биндры ....................................272
Теории «ожидаемой ценности»........................................274
Теория принятия решений.............................................276
Уровень притязаний и теория результирующей валентности............279
Ожидание успеха и валентность ....................................282
Модель выбора риска Аткинсона.......................................283
Теория социального научения Роттера .................................289
Эмпирические доказательства ......................................290
Теория инструментальности ...........................................292
Модель инструментальности Врума.................................294
Три частные модели валентности, действия и исполнения ...........296
Модель выполнения ................................................298
Результат и следствия действия.....................................299
Эмпирическая проверка ............................................300
Заключительные замечания.........................................303
Глава 6. Волевые процессы: реализация интенций....................304
Психология воли Аха..................................................305
Волевой акт и детерминирующая тенденция.........................307
Три типа проблем в исследовании волевых процессов ..................309
Упорство: поддержание устойчивости тенденции действия в процессе достижения цели.................309
Инициирование действия...........................................311
Преодоление препятствий в ходе реализации действия ..............312
Теория контроля за действием Куля ...................................316
Процессы, опосредующие контроль за действием ....................317
Два модуса контроля: ориентация на действие и ориентация на состояние.......................................320
Некоторые эмпирические данные ...................................321
Модель «Рубикона» ...................................................326
Мотивационное и волевое состояния сознания ......................327
Эмпирические данные ..............................................329
Четыре фазы действия..............................................340
Формирование интенции в подготовительной мотивационной фазе ........................342
Инициирование действия: процессы преакциональной волевой фазы..................................343
Акциональная волевая фаза........................................344
Постакциональная мотивационная фаза: оценка результата действия .....................................347
Глава 7. Тревожность............................................350
Общая тревожность ...................................................351
Ситуативные побуждающие эффекты ...............................352
Тревожность как диспозиция и как состояние .......................354
Экзаменационная тревожность.........................................356
Гипотеза внимания в исследованиях экзаменационной тревожности...................................358
Негативное влияние мыслей, связанных с самооценкой..............360
Когнитивные помехи или реакция на свою неспособность ...........363
Эффекты терапевтического вмешательства..........................365
Глава 8. Мотивация достижения................................... 367
Эволюционно-психологические аспекты ...............................368
Измерение мотива.....................................................370
Тематический апперцептивный тест ................................371
Измерение мотивации достижения..................................372
Разработка ключевых категорий анализа содержания рассказов......374
Измерение мотива достижения .....................................375
Измерение тенденций «надежды на успех» и «боязни неудачи» ......376
Методика ТАТ для обоих мотивов достижения ......................379
Критерии качества методики. Измеряемые переменные
как теоретические конструкты ...................................381
Согласованность как проблема измерения и формулирования конструктов .................... 382
Другие методики ...................................................385
Поведенческие корреляты различий в мотивах .........................387
Социокультурные индексы мотива и историко-экономические изменения.............................................390
Тендерные различия и «страх успеха» ..................................393
Исследования в русле модели выбора риска ............................395
Функциональная зависимость валентности от мотива ...............396
Выбор: максимальное произведение ожидания и побудительности ......402
Субъективная вероятность успеха...................................403
Уровень притязаний: выбор задания и постановка целей.............405
Типичный и атипичный сдвиг уровня притязаний ...................409
Максимизация аффекта или максимизация информации ............410
Настойчивость ........................................................411
Анализ условий Физера ............................................412
«Тенденция инерции» незаконченных заданий .........................414
Результаты деятельности достижения..................................416
Школьная успеваемость ............................................416
Сила мотивации и достижения: количество и качество...............417
Теория цели Л оке: проблема воли...................................420
Эффективность решения задач.........................................423
Эффективность ....................................................423
Эмпирические доказательства ......................................424
Другие подходы; внимание и контроль над усилиями ................427
Кумулятивные достижения ............................................427
Двоякая роль силы мотивации в кумулятивных достижениях........428
Эмпирические доказательства ......................................429
Соотносительные нормы оценки результатов...........................430
Первичность индивидуальной соотносительной нормы с точки зрения психологии мотивации.....432
Соотносительно-нормативная ориентация ..........................436
Соотносительно-нормативная ориентация
как мотивационное понятие .....................................439