https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 10 11



Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр»

Рассказовского района


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Материалы научно – практической конференции













Рассказово, 2009 г


Составители:


начальник муниципального учреждения «Информационно-методический центр» Рассказовского района

Н.С. Попова

методист по информационным технологиям муниципального учреждения «Информационно-методический центр» Рассказовского района

И.Н. Козловцева,


Компьютерная верстка: И.Н.Козловцева


Сборник содержит материалы, которые рассматривают проблему информатизации образования. Издание обобщает опыт работы педагогических работников образовательных учреждений района, которые рассматривают проблему по систематизации, анализу, оценке тенденций развития информатизации образования в современных условиях.

Представленные материалы предназначены руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений, специалистам органов управления образованием и методических служб, работающим в регионах по данной проблеме.


Шуклинова Надежда Анатольевна


Использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании.

24 года я работаю в системе образования, и за это время стала свидетелем и участником всех тех изменений, которые направлены в конечном итоге на обучение, развитие и воспитание компетентной личности школьника.


Каких-то несколько лет тому назад даже было трудно себе представить, что в нашей школе будут компьютеры, и дети смогут практически изучать основы информатики и вычислительной техники. При чем введение такого предмета как информатика началось не с 2001года, когда в школу поступил первый и единственный компьютер с принтером по президентской программе, а значительно позже в 2004 году, когда в учебный план из школьного компонента был выделен 1 час для учащихся 8 класса.

В отличие от уроков в школе сразу же с 2001 года был организован компьютерный кружок, который посещали учащиеся 1-4 классов и отдельно 5-9 классов. Занятия кружка в основном проходили в лекционном режиме с показом на компьютере, потому что для 12-14 человек нереально было предоставить индивидуальную работу за ПК. Как учитель я понимала, что теория предмета, оторванная от практики, малоэффективна. Ситуация изменилась с приобретением еще двух компьютеров и подключению их к системе Интернет. С 2005 года кружок был ориентирован на учащихся 5-9 классов с целью приобщения к ИКТ.

В 2008 году активизировалась работа по дополнительному образованию. Изучив нормативные документы для организации занятий во внеурочное время, цели и задачи творческих объединений детей, мне необходимо было разработать рабочую программу, выбрать наиболее актуальные вопросы для решения, определить контингент детей. Это было для меня ново, поэтому первоначальный вариант программы был доработан с учетом замечаний, а в дальнейшем утвержден на региональном уровне.

Мной было выбрано название ДО «Замечательные возможности ПК» не случайно, в плане занятий ставилась цель: дополнительно научить работать с программами Microsoft Office Manager, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage, совершенствовать приобретенные на уроках информатики навыки работы с текстовыми и графическими редакторами. Был определен возраст участников 11- 14 лет в количестве 14 человек. Ставилась и практическая цель: изготовить визитные карточки, буклеты, презентации и разработать сайт. По прошествии этого года уже можно сделать некоторые выводы, определить достижения и ошибки, наметить пути совершенствования занятий ДО. Хотелось бы отметить:


Во-первых, временные возможности каждой из используемых программ различны. Так, работая с программами Microsoft Office Manager, Microsoft Office Publisher каждый смог обработать свои цифровые фотографии, разработать по различной тематике буклеты, а вот с разработкой сайта возникли затруднения. Только двое учащихся смогли создать до конца сайт из нескольких страничек. Лучший из них «В сетях всемирной паутины МОУ Осиновская ООШ» семиклассницы Тетушкиной Анны был опубликован в Интернете http://www.osinovkatmb.land.ru и отправлен на областной конкурс информационных и компьютерных технологий «Компьютер – ХХI век» в марте этого года.

Во-вторых, подбор тематики публикаций. В большинстве случаев учащиеся в этом плане инертны. Приходиться им «подбрасывать проблемы», а вот здесь при ее решении раскрываются индивидуальные качества. Так Долгова Катя из 5 класса подготовила пропагандистский буклет «Спорт против наркотиков» не просто красочно, содержательно, но и с использованием своих стихов. Этот буклет был представлен в рамках акции «За здоровье и безопасность наших детей» в информационно-методический отдел районной администрации. Воодушевленная своими успехами, она же подготовила буклет о своем классе, где каждого представила в стихотворной форме. Получилось необычная реклама своего коллектива.

К достижениям я отнесла бы следующее:

- как учитель математики, работая по теме проектной деятельности с применением ИКТ, на уроках не имею возможности обрабатывать с учащимися полученные результаты в ходе исследования проблемы, а вот на занятиях ДО во внеурочное время учащиеся воплощают уже конкретно свои наработки с использованием ИКТ;

- изучая проблему: как и где применяется понятие площади в жизни человека, пятиклассники совместными усилиями разработали буклет «Площадь». В нем ребята отразили план-схему школы, с указанием площади каждого школьного помещения, причем они сами делами измерения и расчеты по формуле. Один такой буклет подарили директору для практического использования. Сколько радости я увидела в глазах детей по достижении ими результата. Теперь они уже выходят с предложением - определить площадь пришкольного участка, площади под различные культуры. Но это можно будет выполнить только в летнее время.


С этого года в нашей школе предмет информатика введен во 2 классе, а вот семиклассники изучают этот предмет третий год. Они уже имеют определенные знания и навыки работы на компьютере. Но в учебниках даются конкретные практические задания, которые согласно плану я предлагаю школьникам. На занятиях ДО у меня есть возможность разнообразить тематику заданий, развивая детскую инициативу, их творчество, стараясь корректировать их работу. В этом помогает мне Интернет. Дети легко осваивают поисковую систему Интернет, умеют ее использовать по запрашиваемым вопросам, что значительно облегчает работу при решении конкретных задач по предметам, начиная с русского языка – узнать правописание слов; истории - различные сведения о людях и событиях; по химии – сведения о свойствах веществ… Калинина Лена (7 кл.) с использованием Интернет-ресурсов смогла подготовить мультимедийную презентацию-проект «Компьютер и здоровье», которую представила на областной конкурс в номинации «Компью-TERRA» .

А на будущее мне хотелось приобщить членов ДО к электронной почте.

Результатом своей работы по использованию ИКТ в дополнительном образовании, я считаю – расширение знаний в области ИКТ, умение использовать их при изучении любых предметов, развитие творческих индивидуальных качеств, возможность получить современное образование. А для сельских школьников, у которых за редким исключением есть домашние компьютеры, благодаря занятиям в детском объединении, есть возможность и полноценно развиваться, идти в ногу со временем, а главное - не оказаться на обочине жизни из-за недополученных знаний в стенах школы по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Ерохина Светлана Борисовна

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках физики

Характерной чертой современного образования в России является постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса вместе с развитием общества и созданием единой системы непрерывного образования.


Цель этого совершенствования - повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы и подготовить учащихся к труду в условиях ускорения НТП: электроника и вычислительная техника становятся компонентами комплексной автоматизации народного хозяйства.

Средством достижения этой цели является использование для организации учебно-воспитательного процесса информационно-коммуникационных технологий.

Нужен ли компьютер на уроке? Какова его роль на уроках физики? Его применение принесет пользу или вред? Споры по этому поводу будут продолжаться еще длительное время. Врачи, психологи, методисты – все приводят свои доводы «за» и «против», но компьютеризация в стране, происходящая по президентским и правительственным программа, идет такими темпами, что уже сейчас компьютеры есть почти в каждой школе.

С появлением в нашей школе современного мобильного компьютерного класса, интерактивной доски, мультимедиопроектора, подключения к Интернету, расширились возможности организации и проведения урока физики, соответствующего уровню XXI века. Возникает необходимость в разработке методических материалов по применению компьютера на уроке. Физика – один из тех учебных предметов, при обучении которому ИКТ могут быть применены в различных вариантах.

Всё чаще на своих уроках я стараюсь использовать интерактивный физический эксперимент, исследовательские и лабораторные формы учебной деятельности. Школьникам, имеющим дома персональные компьютеры, задаю индивидуальные задания, привлекаю их к участию в научно-практических конференциях. При работе с компьютером повышается интерес учащихся к физике, максимально используются психофизические и интеллектуальные ресурсы личности ребёнка, развивается творческий потенциал, расширяется кругозор, происходит связь теории и практики. Использование в современной школе новых передовых педагогических и информационных технологий – это не дань моде, а назревшая необходимость уже даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня.


На своих уроках использую:


  • готовые программные продукты: “Открытая физика” (Open Physics 1.1), «Уроки физики 7 класс», «Уроки физики 8 класс», «Уроки физики 9 класс», «Уроки физики 10 класс», «Уроки физики 11 класс» (Из серии “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”), “Репетитор - физика”, «Живая физика», «От плуга до лазера».

  • презентации по различным темам курсов физики и информатики, самостоятельный поиск информации в Internet;

  • индивидуальную работу на компьютере (тестирование, выполнение виртуальных лабораторных работ), в том числе с использованием сайтов Internet;

Компьютерные курсы “Открытая физика 1.1” и “Живая физика” дают возможность учащимся представить изучаемый материал более наглядно, провести самому имитацию физического явления, рассмотреть устройство механизмов и приборов, исследовать зависимость параметров изучаемой системы, а учителю показать модели физических экспериментов, для которых в нашей школе отсутствует оборудование.

Разумеется, компьютерная лаборатория не может полностью заменить настоящую физическую, но этого и не требуется. Не секрет, что учащиеся с огромным удовольствием и старанием выполняют практические, экспериментальные и лабораторные работы, где идёт непосредственное соприкосновение с приборами, механизмами. Так в 9 классе при изучении математического маятника, сначала выполняем лабораторную работу “Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины", а затем, используя мультимедиопроектор, проводим компьютерное исследование этой же зависимости. Данная работа возможна ещё и потому, что в этих классах я преподаю информатику, что позволяет мне проводить интегрированные уроки. В 10 классе при изучении темы “Изопроцессы” компьютерные модели позволяют моделировать процессы сжатия и расширения идеального газа при фиксированном значении одного из параметров: давления, температуры, объёма. При этом на графике, приведённом рядом с анимационной моделью процесса, наблюдается изменение двух остальных параметров и, следовательно, внешнего вида самого графика. Тут же внизу выводится энергетическая диаграмма, и учащиеся могут видеть, как изменяются количество теплоты, произведённая работа и внутренняя энергия данного процесса. Идёт практическая проверка первого закона термодинамики. Данные модели изопроцессов удобно так же использовать при проведении зачётов после завершения темы. В компьютерной модели “Превращение энергии при колебаниях” (тема, рассматриваемая в 9 и 11 классах) графически показано соотношение между потенциальной и кинетической энергией в любой момент времени. В компьютерном эксперименте можно изменять массу тела, совершающего колебательные движения, жёсткость и полную энергию системы. И здесь опять открываются широкие возможности по совершенствованию структуры урока: возможность проведения урока с классами разных ступеней обучения. Одиннадцатиклассники, повторяющие эту тему, могут выступить в роли консультантов и помощников для девятиклассников.


Для контроля знаний при проведении контрольных, самостоятельных работ и зачётов, удобно использовать тесты и задачи разной сложности, предлагаемые в курсе “Открытая физика 1.1", поэтому можно варьировать их, составляя свои задания. Тесты я распечатываю на каждого ученика, поэтому мною накоплены комплекты раздаточного материала по всем классам, позволяющие экономить время при проведении различных видов контроля знаний.

Учащимся, интересующимся физикой, я предлагаю экспериментальные задачи с использованием интерактивной программы “Живая физика". Они сами придумывают задачу, затем создают модель и проверяют правильность решения с помощью компьютерного эксперимента. Когда над задачей работают 2-3 человека, то возникают деловые споры, царит атмосфера коллективного творчества, каждый отстаивает свою точку зрения, пытается предсказать результат. И, конечно, всегда понятна радость победы того ученика, кто оказался прав.

Работая с УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” я убедилась, что он обладает рядом существенных достоинств, как для учителя, так и для ученика.



УМК позволяет

ученику:

учителю:

– проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения;

– самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения уроков;

– осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками;

– получать более точное представление сложных для понимания явлений или процессов за счет трехмерных моделей (3D-моделей);


– отойти от традиционной формы проведения урока;

– формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;

– развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы;

– работать в индивидуальном темпе;

– создавать вариативные проверочные работы (тестовые и контрольные задания), учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся;

– формировать навыки самоконтроля;

– быстро анализировать успеваемость и отслеживать динамику ее роста у каждого учащегося за счет ведения “Журнала успешности”;

– осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, составлении проектов, создании школьной библиотеки наглядных пособий;

– собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам, что особенно важно при переходе к профильному обучению.



следующая страница >>