girniy.ru 1

Авторская редакция

Законодательные и нормативно-правовые основы

развития образования в странах СНГ (Республика Таджикистан, Республика Молдова, Кыргызская Республика, Республике Казахстан)1


В.А. Мясников,

руководитель Центра сравнительной

педагогики, член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор.

Г.Ю.Нечаева,

старший научный сотрудник


Документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации в Республике Казахстан является "Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года", принятая в 2004 году. Данный документ устанавливает стратегические приоритеты в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.

·Согласно Концепции основными задачами развития образования являются:


  • совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы функционирования казахстанской модели образования на основе дальнейшей демократизации и участия общества в управлении образованием;

  • развитие образования с учетом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей Казахстана;

  • обновление содержания образования, учебного, учебно-методического обеспечения и материально-технической базы;

  • создание национальной системы оценки качества образования;

  • интеграция образования, науки и производства;

  • создание механизмов привлечения сектора реальной экономики для повышения качества профессионального образования и обучения;

  • совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, а также повышение социального статуса педагогических работников;

  • интеграция в мировое образовательное пространство.

В результате реализации Концепции казахстанская система образования должна обеспечить:


  • совершенствование управления системой образования;

  • переход к принципу "образование для всех в течение всей жизни";

  • доступность и преемственность всех уровней образования;

  • полноценное, качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат;

  • совершенствование системы научного и учебно-методического обеспечения всех уровней образования;

  • опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами и отраслями экономики, формирование общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса во всех областях общественного развития;

  • усиление государственной поддержки и совершенствование механизмов стимулирования труда педагогических работников;

  • развитие социального партнерства в профессиональной подготовке кадров;

  • развитие научной и инновационной деятельности;

  • переход на нормативный метод финансирования образования.

Реализация Концепции позволит создать законодательные, нормативные и правовые основы эффективного функционирования системы образования и будет осуществляться поэтапно.

На первом этапе предусматривается развитие сети детских дошкольных организаций, а также реструктуризация сельских школ с целью создания в них комплексов "школа - детский сад", мини-центров дошкольного воспитания.

В среднем образовании будут усовершенствованы базовое и профильное содержание общеобразовательных школ, разработаны экспериментальные учебные планы, программы, учебники и учебно-методические комплексы в связи с переходом к 12-летнему среднему образованию. Будет создана и апробирована модель среднего образования, ориентированная на результат. Для создания такой модели будут приняты меры по:

1. Разработке системы целей образования в виде ожидаемых результатов, которая должна иметь три уровня:


а) национальный уровень: какого человека и гражданина общество хочет получить в результате обучения? Для Казахстана национальными целями образования могут стать несколько широких базовых компетенций: трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность, технократичность и т.д;

б) уровень широких образовательных областей, где национальные цели должны конкретизироваться в виде ключевых компетенций;

в) уровень образовательных предметов.

2. Созданию Национальной системы оценки качества образования, которая позволит оценить качество знания через комплексные экзамены.

3. Изменению принципов организации обучения, роли ученика от пассивного "получателя" знаний, умений и навыков к активно познающему субъекту образовательного процесса.

4. Созданию системы вовлечения всего сообщества в процесс обсуждения ожидаемых результатов школьного обучения и путей их достижения на основе данных мониторинга.

В 2008 году повсеместно начинается переход на 12- летнее обучение.

В техническом и профессиональном образовании начнется пересмотр структуры и содержания образовательных программ и учебных заведений, поэтапное сокращение приема на базе основного образования в организациях послесреднего профессионального образования по специальностям обслуживающего и управленческого труда в области права, экономики, образования, социологии и психологии, медицины и информационных технологий.

Будут созданы нормативные и правовые основы категоризации и расширения сети по видам организаций технического и профессионального образования, разработаны новые учебные планы, программы, учебники и учебно-методические комплексы по специальным дисциплинам и интегрированным курсам и система независимой оценки качества профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации.

Будет создана законодательная основа привлечения реального сектора экономики к организации подготовки профессиональных кадров.


В высшем и послевузовском образовании произойдет присоединение Казахстана к Болонскому процессу, будет осуществлен полный переход на целостную систему подготовки кадров (бакалавриат – магистратура-докторантура), поэтапный отказ от аспирантуры, традиционной докторантуры, открытие на базе ведущих вузов программы подготовки докторов PhD совместно с ведущими зарубежными вузами, имеющими соответствующую международную аккредитацию.

Будут созданы условия для осуществления международной аккредитации вузов и образовательных программ, обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей.

На данном этапе предполагается укрепление материально-технической, информационной и законодательной базы организаций образования в сфере имущественных прав, безвозмездная передача им в собственность земельных угодий.

Вторым этапом будет полномасштабная реализация Концепции, ее корректировка с учетом накопленного опыта, развития рынка труда и социально-экономических условий в стране.

Развитие потенциала и ресурсов системы дошкольного воспитания и обучения, которые в дальнейшем будут рационально и с предельной эффективностью использованы для реализации программ раннего образования детей.

Завершение перехода на двенадцатилетнее обучение, изменение структуры и содержания профессиональных образовательных программ и организаций технического и профессионального образования, создание достаточной сети организаций технического и профессионального образования.

Осуществлен полный переход на подготовку высококвалифицированных кадров по бакалаврским, магистерским, докторским программам и кредитную технологию обучения на всех ступенях послесреднего образования.

Прохождение вузами процедуры международной аккредитации завершается реализацией основных принципов Болонской декларации, обеспечивается качество подготовки кадров в соответствии с международными требованиями.

Трансформация государственных общеобязательных стандартов образования в национальные курикуллумы, ориентированные на результат.


В качестве первого шага в реализации Концепции развития образования в 2004 году была принята Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы. Цель программы – модернизация национальной системы многоуровневого образования, повышение качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворение потребностей личности и общества на основе Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года. С целью формирования эффективно функционирующей казахстанской модели образования Программой предусмотрены следующие основные направления развития:


  • переход на 12-летнее общее среднее образование. Создание системы профильного и профессионально ориентированного обучения школьников старшей ступени;

  • создание нового уровня – послесреднего профессионального образования;

  • обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров: бакалавриат – магистратура – докторантура (Ph.D), основанной на системе академических кредитов;

  • создание Национальной системы оценки качества образования.

Основные приоритеты реформирования образовательной политики Кыргызской Республики были определены в таких основополагающих документах, как Конституция, Закон Кыргызской Республики "Об образовании", Доктрина образования, ряд Национальных программ развития образования. Направленность реформ была задана Законом Кыргызской Республики "Об образовании". Данные приоритеты были развиты в Национальной образовательной программе "Билим", принятой в 1996 г. Эта программа предусматривала совершенствование законодательной базы, обновление содержания образования, качественный рост, меры по социальной защите учащихся и педагогов, выработку устойчивых механизмов финансирования учреждений образования.

За годы реализации программы была практически создана нормативно-правовая база всех ступеней образования, внесены изменения в образовательные программы, разработаны государственные образовательные стандарты, начато внедрение информационных технологий в процесс обучения, а также велся постоянный поиск устойчивого экономического развития сектора образования.


Особое внимание в последние годы стало уделяться проблемам доступности школьного образования, в связи с чем была принята Государственная программа "Доступ к образованию (Жеткинчек)" (1999 г.). Уникальность данной программы состояла в том, что открыто признавалось наличие детей, не посещающих школу, и предлагалась система мер по всеобщему охвату детей школьного возраста образованием.

На обеспечение доступности и качества образования были направлены и другие программы, такие как Президентская программа "Кадры ХХI века" (1995 г.), Национальные программы преодоления бедности "Аракет" (1998 г.), "Аялзат" (1997 г.), "Новое поколение" (2001 г.), Национальный план действий по "Образованию для всех" (2002 г.), Национальная стратегия сокращения бедности (2003 г.), "Айыл мектеби (Сельская школа)" (2003 г.).

"Государственная доктрина образования в Кыргызской Республике" определяет образование как важнейший фактор духовного здоровья общества, профессиональной подготовки, разностороннего творчества и прогресса и устанавливает стратегию и тактику образования на период до 2025 года.

В целях определения дальнейшей стратегии приоритетного развития сферы образования, поддержки инициатив общества, направленных на достижение его высокого уровня и эффективности, Государственной Доктриной образования Кыргызской Республики определены следующие первоочередные задачи:


  • обеспечение стабильности и оптимизации финансирования и управления в сфере образования с учетом современных технологий, своевременной и адекватной оплаты труда, соблюдения трудового законодательства;

  • историческая преемственность достижений образования, сохранение национальных культурных традиций;

  • систематическое обновление содержания профессионального образования с учетом изменений в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии; достижение эффективности и высокого качества деятельности образовательных учреждений;

  • приоритетная поддержка работников системы образования, неуклонное повышение их престижа и социального статуса;


  • подготовка высококвалифицированных специалистов, способных решать профессиональные задачи в условиях информатизации общества и внедрения новых наукоемких технологий;

  • формирование современного миропонимания и научного мировоззрения; патриотического воспитания граждан свободного демократического общества, развитие культуры межэтнических отношений; экологическое воспитание в целях рационального и бережного отношения к природе и среде обитания; эстетическое и физическое воспитание в интересах гармонического развития и самореализации личности;

  • многообразие типов и видов образовательных учреждений, многовариативность образовательных программ, вертикальную и горизонтальную интеграцию образовательных учреждений.

Для решения поставленных задач в 2002 году была принята Концепция развития образования Кыргызской Республики до 2010 года, которая определила дальнейшие этапы развития системы образования. Направленность реформ  определяется в этом документе следующими основными принципами, лежащими в основе демократической системы образования:

  • демократизация всей системы образования;

  • доступность качественного образования, то есть право каждого человека на получение качественного образования на разных уровнях вне зависимости от его социального положения,  пола,  национальной и  расовой принадлежности;

  • децентрализация,  предполагающая рассредоточение учебных заведений по всей территории страны,  повышение ответственности органов местного самоуправления за состояние и качество образования,  вовлечение  в дело образования всего гражданского общества,  самостоятельность учреждений образования;
  • мировой стандарт качества, заключающийся в том, что на каждом из этапов образования человек получает знания,  позволяющие  успешно переходить на следующий этап. В целом, система образования, в нашей стране должна обеспечить вхождение Кыргызской Республики в  мировое образовательное пространство;


  • открытость и мобильность системы для всего нового и оригинального, происходящего в обществе и мире;

  • доверие к объектам и субъектам образовательного процесса,  минимизация количества проверок органами государственного управления с постепенным их перемещением в сферу общественного контроля.

Для реализации  этих принципов выделяются следующие приоритетные задачи:

  • создание  эффективной общественно-государственной системы управления образованием;

  • создание механизмов гарантии качества образования;

  • обеспечение государственных гарантий доступности и  равных  возможностей в получении качественного образования на всех уровнях;

  • создание условий для экспорта образовательных услуг.

С принятием в 1995 году нового Закона "Об образовании" началось реформирование образовательной системы Республики Молдова как неотъемлемой части целого комплекса структурных преобразований, характерных для переходного периода в жизни этой страны. На начальном этапе была разработана новая Концепция развития образования в Республике Молдова, а также Национальная программа развития системы образования на период 1999-2005 годы. Главной целью программы является создание законодательной базы для осуществления управления и учебного планирования для внедрения государственной образовательной политики, определенной Концепцией развития образования, Законом об образовании и другими законодательными актами. Предполагалось, что программа будет выполняться поэтапно.

На первом этапе (1999-2001) предполагалось определение и внедрение системы действий по созданию научной, нормативно-законодательной, управленческой и финансовой базы реформирования и развития образования, преодоление барьеров и негативных тенденций в сфере образования.

Второй этап (2002-2005) нацелен на построение образовательной системы, соответствующей потребностям и интересам личности и общества.


Основными направлениями развития образования в соответствии с программой являются:


  • развитие национальной системы образования;

  • обеспечение единого образовательного пространства, открытого ценностям мирового сообщества;

  • введение развивающего обучения, адаптированного к социальным и экономическим изменениям;

  • построение современной системы оценки и мониторинга в образовании;

  • обеспечение демократизации национальной системы образования, ее интеграции в европейскую образовательную систему.

Результатами выполнения программы должны стать:

  • создание национальной системы образования;

  • разработка новых учебных планов; новые содержание образования и образовательные технологии;

  • разработка и внедрение государственных образовательных стандартов, новых единых критериев измерений и оценки функционирования образовательной системы;

  • создание современной системы управления образованием;

  • разработка эффективного механизма социальной поддержки образовательной системы;

  • разработка и внедрение образовательных развивающих программ для национальных меньшинств;

  • начало функционирования альтернативной системы финансирования образования;

  • подготовка специалистов для всех отраслей национальной экономики на уровне мировых образовательных стандартов;

  • внедрение системы маркетинга образовательных услуг.

План конкретных действия для достижения указанных результатов содержится в "Стратегии социально-экономического развития Республики Молдова на среднесрочный период (до 2005 года)", принятой в 2001 г. В данном документе, в частности, говорится: "Углубление внутренних экономических и социальных реформ в стране и стратегическая цель интеграции в Европейское Сообщество требуют проведения глобальной реформы в образовании. Поскольку образование является фундаментом и ключом к инвестициям в человеческий капитал, политика Республики Молдова в области образования считается национальным приоритетом и ориентирована на обеспечение равных прав на образование для всех категорий населения, соблюдение основных прав и свобод человека и адаптация знаний, предлагаемых учебными заведениями, к требованиям рынка труда путем:


  • консолидации законодательной основы развития образования;

  • оптимизации бюджетных расходов, с определением приоритетов финансового обеспечения;

  • осуществления подготовки кадров на контрактной основе;
    оценки кадрового потенциала, в котором нуждается национальная экономика с точки зрения специальностей;

  • создания благоприятных условий для развития частного образования;

  • совершенствования механизма трудоустройства молодых специалистов;

  • соотнесения спроса и предложения с возможностями рынка труда, определение необходимых специальностей и профессий;

  • совершенствования лицейского, общего среднего, среднего специального и высшего образования, путем оптимизации сети и структуры учебных заведений независимо от их уровня и вида;

  • комплектования фонда учебников и внедрения устойчивого механизма возмещаемого финансирования процесса издания учебников и обеспечения ими студентов и школьников;

  • укрепления профессорско-преподавательского состава посредством пересмотра статуса, ответственности преподавательских кадров и дальнейшего их обучения и совершенствования в соответствии с новыми стандартами воспитания;

  • разработки и внедрения государственных стандартов образования, положенных в основу национальной системы оценки образования всех уровней образования и определения уровня квалификации кадров;

  • расширения процесса оценки и аккредитации учебных заведений и обеспечение его прозрачности;

  • передачи функций по менеджменту (управление, финансирование) воспитательных учебных заведений органам местного публичного управления, что позволит установить конкретные функции и обязанности для каждого уровня образовательного менеджмента по вертикали и горизонтали;
  • завершения процесса передачи средних профессиональных учебных заведений с обучением на местах в подчинение органам местного публичного управления;


  • совершенствования механизма социальной защиты школьников и студентов, который предполагает усовершенствование порядка выдачи студентам кредитов, стипендий: учебных, заслуженных, социальных, а также льгот (обеспечение общежитием, питанием, учебниками и т.д.), способствующих более полному охвату обучением детей и молодежи в целом;

  • разработки и внедрения системы профессиональной ориентации детей-сирот из интернатных учреждений;

  • повышения ответственности местных публичных властей за обеспечение условий для обязательной подготовки к школе детей, начиная с 5-летнего возраста, в том числе для определения размеров такого явления как школьная непосещаемость".

Следующим шагом на пути развития образования является "Программа модернизации системы образования в Республике Молдова", принятая в августе 2005 года. Данная программа рассчитана на период до 2008 года и включает в себя:

  • разработку новой концепции и стратегии развития образования на 2005-2008 гг.;

  • разработку Свода законов в области образования, включая рамочный закон об образовании, законы о среднем общем, неуниверситетском профессиональном, высшем образовании, закон об обеспечении качества образования;

  • приведение законодательной и нормативной базы в соответствие со Сводом законов в области образования;

  • улучшение качества дошкольного образования, расширение доступа к нему, продвижение новой образовательной культуры;

  • обеспечение доступа к качественному общему среднему образованию для всех детей школьного возраста;

  • школьную и социальную интеграцию детей, нуждающихся в специальном обучении;

  • реформирование национальной системы оценки школьных результатов;

  • модернизацию процесса профессиональной внеуниверситетской подготовки;

  • обеспечение нормативной базы для европейской интеграции высшего образования;
  • обеспечение доступа к качественному высшему образованию;


  • социально-экономическую поддержку учащейся молодежи;

  • создание системы непрерывного профессионального обучения педагогических кадров;

  • внедрение информационных и коммуникационных технологий в систему образования;

  • модернизацию механизмов финансирования системы просвещения.

Исследование прогностических доктрин, концепций и программ развития образования в странах СНГ позволяет сделать следующие выводы:

  1. Сталкиваясь лицом к лицу с реалиями нового тысячелетия, в частности, с долгосрочным влиянием глобализации и высоких технологий практически на все аспекты нашей жизни, государства-участники СНГ неизбежно приходят к осознанию необходимости серьезного анализа путей реформирования системы образования и подготовки молодежи к более эффективным методам взаимодействия с требованиями новой эпохи. Именно поэтому в странах Содружества интенсивно ведется работа по поиску таких путей, что находит отражение в государственных документах обобщающего характера: доктринах, концепциях, программах развития образовательных систем.

  2. Развитие образования в государствах Содружества происходит с различной скоростью. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Украина, Россия находятся на пути глубоких преобразований. В этих странах есть детально проработанные планы развития систем образования, подкрепленные государственным финансированием. Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Таджикистан лишь начали переход от декларирования реформ к их конкретному воплощению. Туркменистан лишь слегка модернизировал старую систему образования. Несомненно, что процессы реформирования образовательных систем на постсоветском пространстве зависят от конкретных социально-политических условий, от глубины и последовательности демократических и экономических преобразований.
  3. Реалии таковы, что после распада Советского Союза образование приобрело региональную окраску, и в каждом независимом государстве сформировались свои специфические интересы. Однако в силу сходных стартовых позиций и общности путей исторического развития системы образования стран СНГ сохраняют, во многом, общие черты. Именно поэтому концептуальные положения всех рассмотренных нами документов сходны и включают в себя:


  • смысл и задачи реформирования образования для государства, общества и человека;

  • ценности и ценнностные ориентиры образования, перспективные направления его развития;

  • методологические основания реформирования образовательных систем.

  1. Реформы в образовании государств Содружества, призванные отражать реалии нового тысячелетия в контексте глобализации, адаптации мировых тенденций к национальным условиям и индивидуализации образования, осуществляются в таких областях, как:

  • реализация принципа "Качественное и доступное образование для всех";

  • формулировка новых целей и нового восприятия образования;

  • перестройка структуры образования;

  • изменение учебных планов, педагогических подходов, методов оценки образовательного процесса и достижений учащихся;

  • реформы системы обучения преподавателей и их непрерывного профессионального развития;

  • поиск путей повышения качества образования;

  • система оценки качества, образовательные стандарты и отчетность;

  • социальная включенность;

  • интеграция в европейское пространство высшего образования;

  • информационные технологии в обучении и преподавании.


Литература

  1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг., 2004.

  2. Закон Республики Казахстан "Об образовании", 1999 (С поправками от 2001 г.)

  3. Национальный доклад по выполнению национального плана действий в рамках программы "Образование для всех" Республики Казахстан // Образование в СНГ: проблемы и перспективы. – 2005. - № 1 (1). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cis.bsu.by/second.aspx?uid=3&type=Subject
  4. О состоянии и путях развития Кыргызской Республики. Национальный доклад // Образование в СНГ: проблемы и перспективы. – 2005. - № 1 (1). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cis.bsu.by/second.aspx?uid=3&type=Subject

  5. Национальная программа развития системы образования Республики Молдова на период 1995-2005 гг., 1995.

  6. Программа модернизации системы образования в Республике Молдова, 2005.




1 Продолжение.