https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ИНФОРМАЦИИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОМИТЕТ ИНФОРМАЦИИ И АРХИВОВ


Республиканская акция

«Дорога в школу»





АСТАНА

2009


Согласовано:

Председатель Комитета информации и архивов

Министерства культуры и информации Республики Казахстан


______________Б. Омаров

«____»_________2009 года




Утверждаю:

Вице-Министр

образования и науки

Республики Казахстан


________К. Шамшидинова

«____»_________2009 года


Рекомендации по проведению республиканской акции «Дорога в школу»


I. Общие положения

1.1. Республиканская акция «Дорога в школу» проводится во исполнение поручения Главы государства об обеспечении полной посещаемости учащимися школ.


II. Цели и задачи

2.1. Цель Акции - выявление не охваченных обучением детей, оказание поддержки школьникам из малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, во время подготовки к началу учебного года и предупреждения неявки детей в школу по социальным причинам

2.2. Задачи Акции:

- привлечение внимания общества и населения к проблемам охвата всех детей школьного возраста средним образованием;

- информационная и разъяснительная работа по обеспечению права всех граждан на получение обязательного среднего образования;


- выявление и учет детей школьного возраста, не обучающихся или не посещающих, а также систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в организациях среднего образования;

- выявление причин и условий, способствующих, «бросанию» детьми школ, пропуску занятий в школах по неуважительным причинам;

- информирование населения о деятельности органов образования в области обеспечения всеобщего обязательного среднего образования (всеобуча);

- разработка и реализация конкретных мер по оказанию помощи малообеспеченным семьям по сбору ребенка в школу;

- активизация межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия органов образования с негосударственными структурами, в том числе с общественными, частными организациями и меценатами, в решении проблем всеобуча и оказания помощи малообеспеченным учащимся.


III. Организаторы акции

3.1. Организаторами акции являются:

- Министерство образования и науки Республики Казахстан;

- Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан;

- Комитет по охране прав детей;

- Областные, городов Астана, Алматы управления образования;

- Департаменты по защите прав детей.

3.2. На региональном и районном уровне при органах образования создается организационный комитет по проведению акции с участием органов защиты прав детей, культуры и информации и других заинтересованных организаций и учреждений.

IV. Место и время проведения Акции

4.1. Акция проводится один раза в год с 15 августа по 30 сентября во всех типах и видах школ, органах образования и защиты прав детей, других учреждениях и организациях.

4.2. Акция проводится в три этапа:

1) школьный этап (во всех типах и видах школ);

2) районный, городской, областной, городов Астана, Алматы этап;

3) итогово- аналитический этап.


4.3. Официальное открытие или закрытие акции проводится на районном, областном уровне в форме масштабного мероприятия на стадионах, площадях, спортзалах, домах культуры и т.п.

4.2. Старт, финал акции в городах Астана, Алматы и областных центрах рекомендуется также проводить в форме пресс-конференций с участием ведущих СМИ, телеканалов и других партнеров оказавших большую помощь в организации и проведении мероприятий акции.

4.3. На уровне школ особое внимание обращается на работу по выявлению несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия и принятию мер по их воспитанию и получению ими обязательного среднего образования.

V. Участники акции

5.1. Участниками акции могут быть все школы, заинтересованные министерства и ведомства, местные органы исполнительной власти, негосударственные и неправительственные организации, предприятия, хозяйствующие субъекты, частные лица, меценаты, волонтеры и др.

5.3. Обязательно участие видных общественных деятелей, спортивной, культурной, научной общественности, звезд эстрады, телевидения, радио, кино, спорта, искусства (художники, композиторы, поэты, писатели и др.), молодежного движения и культуры (лидеры детских и молодежных движений, ди-джеи, музыкальные группы, рэп-команды, брейк-команды и др.).

VI. Содержание и формы проведения акции


6.1. Акция на уровне школы проходит с использованием следующих форм и методов:

1) утверждение состава организационного комитета акции, разработка и принятие плана мероприятий по проведению акции;

2) активное привлечение к подготовке и проведению акции ученического самоуправления, лидеров и участников детских организаций;

3) организация и проведение поквартирного (домового) обхода и учета детей в возрасте от 0 до 18 лет в пределах закрепленного микроучастка школ

4) выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;


5) надлежащее ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременное информирование органов управления образования и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях, прекративших или уклоняющихся от обучения;

6) выявление и учет малообеспеченных семей, нуждающихся в помощи по сбору ребенком в школу;

7) предоставление сведений оргкомитету акции, органу образования о детях и семьях нуждающихся в помощи по сбору в школу;

8) организация информационной площадки для консультирования родителей по вопросам приема ребенка в школу;

9) организация подвоза детей к школе и обратно домой по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозки детей, в том числе совместно с органами дорожной полиции и организациями, предоставляющими транспорт :

- обеспечение профессиональной надежности водителя автобуса;

- организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя;

- содержание автобуса в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при их эксплуатации;

- разработка схемы маршрута с указанием линейных, дорожных сооружений и опасных участков;

10) подготовка информационного стенда «Дорога в школу» с использованием логотипа и серии плакатов (прилагаемых к настоящим рекомендациям) с подробным освещением хода и итогов акции;

11) проведение творческих конкурсов (на лучшее сочинение, рисунок, стих, песню на тему «Самая лучшая дорога в школу» и т.п.);

12) проведение разъяснительной работы в организациях, предприятиях, в государственных учреждениях, в средствах массовой информации по поиску потенциальных благотворителей и меценатов для помощи малообеспеченным учащимся;

13) организация выпуска и расклейка плакатов серии «Дорога в школу» в организациях, предприятиях, в государственных учреждениях для выявления и привлечения к акции благотворителей и меценатов;

14) обеспечение мониторинга результативности и эффективности акции по прилагаемым к Рекомендациям индикаторам и формам. Специальное обсуждение итогов акции на педагогическом совете с анализом недостатков и извлеченными уроками;


15) чествование активных участников акции в рамках торжественной линейки 1 сентября.


6.2. Мероприятия акции на уровне районного, городского, областного, городов Астана, Алматы управлений образования:

1) подготовка решения акима области, городов Астана, Алматы об организации и проведении Акции «Дорога в школу», утверждении оргкомитета акции;

2) разработка и принятие оргкомитетом акции Плана мероприятий по организации и проведению акции;

3) организация и проведение заседания оргкомитета акции с обязательным протоколированием хода и результатов заседания;

4) организация и проведение стартовых и финальных пресс-конференций оргкомитета, ток-шоу с участием известных людей области, города, которые выступают в поддержку акции;

5) организация информационно-пропагандистских площадок по информированию населения о мерах профилактики «бросания» школ и не посещения занятий в школах, (информационная палатка: информирование населения по вопросам приема в школу, консультации специалистов, раздача листовок, плакатов, буклетов с привлечением волонтеров, детских и молодежных движений);

6) вывешивание на площадях и главных улицах городов банеров с логотипом и номерами телефонов горячей линии акции, расклейка плакатов в организациях и учреждениях, автобусных остановках, рынках, торговых центрах (печатные и электронные версии логотипов и плакатов прилагаются к настоящим рекомендациям);

7) размещение информации о ходе акции в СМИ («бегущая строка», сюжеты о ходе проведения акции на местных телеканалах, организация специального выпуска «Дорога в школу» популярных местных газет, отдельные публикации в СМИ, размещение объявлений с номерами телефонов доверия, «горячей линии» в общедоступных местах);

8) организация семинаров и тренингов для специалистов по всеобучу в рамках августовских педагогических совещаний работников образования. Организация секции «Дорога в школу» для социальных работников, психологов, классных руководителей, представителей родительских комитетов, волонтеров с проведением мастер-классов, круглых столов, презентаций по различным вопросам профилактики школьных прогулов и нежелания учиться;


9) презентация программы акции, итогов проведения акции в прошедшем году, награждение организаций, предприятий, компаний, граждан, внесших наиболее весомый вклад в оказание помощи детям памятными наградами на пленарном заседании августовских педагогических чтений;

10) организация центральной площадки акции с проведением пропагандистских мероприятий на старте или финале акции (фестиваль благотворителей или меценатов «Помоги собрать ребенка в школу», «Помоги школьнику найти дорогу в школу!», «Для всех детей - дорогу в школу», «Я выбираю школу» и др.) с участием акимов областей, городов Астана, Алматы, районов, руководителей организаций и предприятий, творческих коллективов района (города), звезд эстрады, представителей культурной, спортивной общественности, общественных объединений, органов власти и управления всех уровней, социально-активного бизнеса.

11) организация в рамках центральной площадки информационных, спортивных, интеллектуальных, досуговых площадок (школа ди-джея; супер-дискотека; граффити-класс; выставка творческих работ «Моя школа», «Идем в школу»; представление работ школ искусств, центров молодых модельеров, стилистов по новым видам школьной формы).

12) организация в рамках центральной площадки - благотворительных акций, направленных на решение финансовых проблем, связанных со сбором малообеспеченных детей и подростков в школу (вручение подарочных наборов или сертификатов на приобретение одежды, обуви, школьных ранцев, учебников и других школьных принадлежностей малообеспеченным семьям, руководителям школ для передачи малообеспеченным школьникам).

13) закрепление государственных учреждений за конкретными малообеспеченными учащимися для оказания помощи в сборе их в школу (по опыту акимата Костанайской, Южно-Казахстанской областей: подготовка писем руководителям организаций, предоставление им сведений о ребенке, расклейка в этих учреждениях плакатов акции, участие руководителей и работников госорганов на главной площадке акции с вручением различных подарков закрепленными за ними детям, семьям);


14) совместно с сотрудниками правоохранительных органов организация и проведение рейдовых мероприятий по рынкам, дачным хозяйствам, вокзалам, увеселительным заведениям с целью выявления детей, не охваченных обучением или находящихся в ночное время вне дома без сопровождения взрослых. Периодичность рейдов во время акции 1 раз в неделю, всего 7 рейдов;

15) организация волонтерской работы (подготовка волонтеров для работы в группах повышенного риска и пр.). Например, привлечение к рейдам по выявлению безнадзорных, беспризорных детей, нуждающихся в устройстве в школу, расклейка плакатов, раздача листовок и др.

16) организация съемки и демонстрация пятиминутных фильмов, одноминутных рекламных роликов об акции на государственном и русском языках.

17) выделение специальной рубрики «Дорога в школу» на сайте управления образования с логотипом акции с еженедельным освещением результатов акции в регионе. Создание на рубрике сайта on-line сервиса, позволяющего создавать голосования, опросы, форумы по качеству проведения и информированности населения об акции.


6.3. Мероприятия итогово - аналитического этапа акции:

1) на итогово-аналитическом этапе рекомендуется проводить социологические исследования, опросы, анкетирование участников для определения результативности и эффективности мероприятий, соответствия их целям, задачам акции и созданию положительного имиджа органов образования в деле защиты прав детей на образование;

2) для подведение итогов проведения акции проводится заседание оргкомитета с анализом исполнения Плана мероприятий по организации и проведению мероприятий, конкретного вклада каждого члена оргкомитета в реализацию мероприятий акции;

3) с учетом итогов акции проводится пресс-конференция с приглашением широкого круга СМИ;

4) в соответствии с прилагаемыми индикаторами и формами оформляется и в Управление защиты прав детей Комитета по охране прав Министерства образования и науки Республики Казахстан в срок до 10 октября текущего года предоставляется полный отчет по проведению акции.



___________________________________________________


Приложение 2







Приложение 3


Рекомендуемые функции участников в организации и проведении республиканской акции «Дорога в школу»


1. Представитель управления или органа образования (управленцы системы образования- главные специалисты)


  • Определяет законодательно-нормативные и концептуальные документы в области оказании социальной помощи и поддержки нуждающимся детям.

  • Готовит проект решения акимата об организации и проведении акции, утверждении оргкомитета и плана мероприятий акции.

  • Осуществляет выдачу командной информации нижестоящим органам и организациям образования в виде стратегических, концептуальных, программно-инструктивных, распорядительных документов по вопросам оказания социальной помощи нуждающимся обучающимся.

  • Оказывает содействие подведомственным организациям образования в планировании, организации и проведении благотворительной деятельности.

  • Осуществляет общее руководство за ходом благотворительной деятельности на вверенной территории, прогнозирует результаты и определяет способы их достижения.

  • Осуществляет мониторинг качества оказываемой благотворительной помощи социально незащищенным семьям.

  • Обеспечивает сбор и переработку информации о благотворительной деятельности из подведомственных организаций образования и своевременно предоставляет отчетную документацию в вышестоящие органы управления образованием.


2.2. Руководитель учреждения образования (директор школы)
  • Обеспечивает общее руководство за организацией и проведением благотворительной акции «Дорога в школу».


  • Определяет нормативно-правовое сопровождение благотворительной акции «Дорога в школу».

  • Организует сотрудничество с маслихатами, структурными подразделениями акиматов, частными предпринимателями для оказания материальной помощи нуждающимся детям.

  • Оказывает юридическую помощь совместно с сотрудниками правоохранительной системы социально незащищенной семье в оформлении документов на получение социальной помощи.

  • Оказывает помощь совместно с отделом социальной защиты безработным родителям в трудоустройстве, определяет их на бесплатные курсы в центры для обучения и переобучения рабочих.

  • Организует бесплатное горячее питание детей из социально незащищенных семей

  • Обеспечивает использование бюджетных средств, выделенных на оказание материальной помощи нуждающимся детям.

  • Осуществляет контроль за ходом благотворительной акции и своевременным предоставлением отчетной документации об итогах акции «Дорога в школу» в отдел образования.


2.3. Заместитель директора школы по воспитательной работе

  • Осуществляет общее руководство и контрольно-диагностическую деятельность по организации и проведению благотворительной акции «Дорога в школу».

  • Обеспечивает распределение спонсорских средств социально незащищенным детям:

- средства маслихатов - детям из социально незащищенных семей;

- средства структурных подразделений акиматов- детям-сиротам, детям, находящимся под опекой и попечительством;

- средства учреждений правоохранительной системы, здравоохранения – детям из малообеспеченных и неблагополучных семей;

- средства частных предпринимателей - детям из неблагополучных и малообеспеченных семей.

  • Оценивает деятельность классных коллективов учреждения образования по оказанию благотворительной помощи нуждающимся детям.

  • Оказывает помощь и содействие в оформлении наглядной агитации (плакаты, листовки, буклеты) о благотворительной акции.


  • Осуществляет мониторинговую деятельность, обеспечивает своевременное предоставление отчетной документации об итогах благотворительной акции «Дорога в школу» в отдел образования.



2.4. Социальный педагог

  • Определяет банк данных категории детей, нуждающихся в социальной помощи в соответствии с законодательством РК.

  • Оформляет социально-педагогический паспорт школы.

  • Обследует жилищно-бытовые условия семей, нуждающихся в социальной помощи.

  • Осуществляет взаимодействие с общественными организациями в вопросах оказания благотворительной помощи детям.

  • Организует работу пунктов по приему одежды, обуви, школьных принадлежностей, продуктов питания для нуждающихся детей.

  • Оказывает содействие в получении различных видов материальной помощи нуждающимся детям, включая горячее питание и бесплатные учебники.

  • Определяет формы и осуществляет выпуск наглядной агитации (плакаты, листовки, буклеты) о ходе и итогах благотворительной акции «Дорога в школу».

  • Осуществляет сотрудничество со средствами массовой информации о ходе и итогах акции «Дорога в школу».

  • Обеспечивает своевременное предоставление отчетной документации об итогах акции «Дорога в школу» заместителю директора по воспитательной работе.


2.5. Классный руководитель

  • Определяет категории социально незащищенных детей в классе, нуждающихся в материальной помощи.

  • Оформляет социально-педагогический паспорт класса.

  • Обследует жилищно-бытовые условия семей, нуждающихся в социальной помощи.

  • Обеспечивает участие родительской общественности в благотворительной акции «Дорога в школу».
  • Оказывает содействие в получении социальной помощи каждому обучающемуся в классе, включая бесплатное питание и учебники.


  • Обеспечивает своевременное предоставление отчетной документации об акции «Дорога в школу» социальному педагогу.


Юридические и физические лица

  • Оказывают активное содействие администрации школы в организации и проведении благотворительной акции «Дорога в школу»

  • Оказывают содействие в обследовании жилищно-бытовых условий семей, нуждающихся в социальной помощи совместно с социальным педагогом и психологом школы.

  • Обеспечивает пропаганду идей благотворительной акции «Дорога в школу» среди населения, организаций различных форм собственности.

  • Осуществляют взаимодействие с органами власти и социальными институтами в вопросах оказания благотворительной помощи детям.



Приложение 4

Индикаторы оценки эффективности республиканской акции

«Дорога в школу»


  • Доля охвата финансовой и материальной помощью социально незащищенных обучающихся.

  • Доля охвата финансовой и материальной помощью обучающихся из малообеспеченных семей

  • Доля охвата финансовой и материальной помощью обучающихся из неблагополучных семей

  • Доля детей, активно участвующих в акциях

  • Доля участия юридических лиц в благотворительных акциях

  • Доля участия родителей в благотворительных акциях

  • Доля участия педагогов в благотворительных акциях

  • Доля оказанной помощи за счет бюджетных средств

  • Доля оказанной помощи за счет спонсорских средств

  • Доля оказанной помощи за счет родительских средств

  • Доля оказанной помощи за счет учительских средств

  • Количество публикаций, передач, новостных выпусков, пресс-конференций об акции в СМИ

  • Количество проведенных масштабных мероприятий в рамках акции
  • Доля участия госорганов в акции


  • Количество выпущенных и расклеенных плакатов акции

  • Количество вывешенных банеров акции

  • Доля малообеспеченных учащихся, закрепеленных за шефами — госорганами и получивших помощь при сборе в школу

  • Доля госорганов, шефствующих над малообеспеченными учащимися



Приложение 5


Мониторинг итогов благотворительной

акции «Дорога в школу»




п/п

Индикаторы

Общее количество объектов или субъектов ( в т.ч. в тыс. тенге; ед.; чел.)

Количество объектов или субъектов, принявших участие в мероприятии

( в т.ч. в тыс. тенге; ед.; чел.)

Вычисление доли в %

Число из графы Д разделить на число из графы С и умножить на 100

А

В

C

D

E

1

Доля охвата финансовой и материальной помощью детей из малообеспеченных семей










2

Доля охвата финансовой и материальной помощью обучающихся из неблагополучных семей










3

Доля детей, активно участвующих в акциях











4

Доля участия частных юридических лиц в благотворительных акциях










5

Доля участия родителей в благотворительных акциях










6

Доля участия педагогов в благотворительных акциях










7

Доля оказанной помощи за счет бюджетных средств










8

Доля оказанной помощи за счет спонсорских средств










9

Количество публикаций, передач, новостных выпусков об акции в СМИ ( в ед.)




10

Доля участия госорганов в акции










11

Количество выпущенных и расклеенных плакатов акции ( в ед.)





12

Количество вывешенных банеров акции ( в ед.)




13

Количество распространенных листовок акции ( в ед.)




14

Количество (в ходе акции), выявленных детей , не посещающих занятия в школе ( чел.)




15

Количество (в ходе акции), выявленных детей ( не посещавших занятия в школе) и охваченных обучением ( «посаженных за парты») ( чел.)




16

Доля малообеспеченных учащихся, закрепленных за шефами - госорганами и получивших помощь при сборе в школу










следующая страница >>