girniy.ru 1

Токсанова А.Н., д.э.н., профессор



Диверсификация экономики Казахстана: проблемы и перспективы развития

В данной статье рассматривается проблема диверсификации казахстанской экономики, приводится анализ текущей ситуации и приведены рекомендации для дальнейшего реформирования экономики.


В Казахстане накоплен богатый опыт реформирования экономики: пришлось преодолеть немало трудностей, исправлять ошибки, устранять недостатки, пересматривать некоторые первоначальные установки.

Получены и определенные позитивные результаты экономических реформ: достигнуты высокие темпы роста производства, возрос жизненный уровень населения. Наряду с этим сохраняется влияние факторов торможения: нуждается в совершенствовании отраслевая структура экономики, нельзя считать удовлетворительными уровень экономической эффективности производства.

Ведущая роль в реформировании принадлежит институциональным преобразованиям, включая реальное обеспечение прав собственности, действенное антимонопольное законодательство и контроль за его осуществлением, строгий банковский надзор, страхование банковских вкладов и т.д. При их отсутствии возникает «системный вакуум», прямо ведущий к криминализации хозяйственной жизни, разрастанию клановой и теневой экономики, росту неплатежей.

Устойчивая высокая динамика экономического роста и выгодная конъюнктура на мировом рынке позволяют республике ставить и решать задачи структурной диверсификации экономики, придания ей инновационного и социально-ориентированного характера, гармонизации социальных отношений. От решения этих приоритетов зависят выживание нации и ее конкурентоспособность в современном мире.

В решении этих проблем государство должно взять инициативу регулятора, оператора в свои руки там, где необходимо, выступить инвестором (за счет использования части бюджета, валютных резервов и средств Национального фонда).

Явные диспропорции в структуре экономики сопровождаются ростом реального валютного курса в стране и всплеском инфляции.

В Казахстане ожидается рецидив "голландской болезни", который может обернуться ростом инфляции. Но сверхнормативный рост инфляции и подорожание потребительских услуг – это, прежде всего, результат роста реального курса национальной валюты.

Сверхдоходы в сырьевых отраслях и соответственный спрос на их продукцию действительно блокируют свободный перелив капитала в обрабатывающий сектор. 

Особенно деструктивными оказались последствия ускоренного демонтажа государственной собственности для отраслей и производств, относимых сейчас к реальной экономике. Экономическое развитие Казахстана пока может быть охарактеризовано как зависящее от нефтегазового и горнорудного экспортного сектора и высокого реального обменного курса. Следовательно, высока подверженность экономики мировым ценовым колебаниям так называемых бумовых секторов. Позиция компаний-монополистов в сырьевых отраслях, которые высокорентабельны и сверхприбыльны, такова, что они не заинтересованы в развитии обрабатывающего сектора, за исключением небольших проектов по улучшению технологических показателей в рамках добычи сырья или сырьевого передела. А закупочная политика крупных сырьевых холдингов нацелена на зарубежных партнеров, их головные компании, которые поставляют необходимое оборудование, запчасти, химические реагенты, что не способствует формированию отечественного малого и среднего бизнеса в промышленности. Сейчас этот бизнес в стране ориентирован в основном на розничную потребительскую сферу.


Доминирование сырьевых отраслей является принципиальным препятствием для обеспечения долговременного экономического роста, делает страну зависимой от конъюнктуры мировых рынков.

Ключевыми факторами в данном случае являются усиление влияния научной и инновационной деятельности, образования, наукоемких и информационных технологий на экономику, государство и общество и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования.

Поставленная главой государства задача по вхождению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира предполагает определенные структурные изменения в экономике, такие как диверсификация отраслевой промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и сферы производственной и социальной инфраструктуры.

Стратегическая задача государства по модернизации экономики Казахстана должна сопровождаться ростом ВВП страны и соответствующим ростом благосостояния домашних хозяйств. В целом, начиная с 2000 года, ВВП в реальном выражении увеличивался в среднем на 10%. Рост ВВП во многом обусловлен благоприятными для Казахстана мировыми ценами на основные группы экспортных товаров: нефть, газ, металлы, зерновые и.т.д. Анализ зависимости между ВВП и производством сырой нефти в Казахстане подтверждает наличием тесной связи между двумя индикаторами. Коэффициент корреляции, характеризующий степень равнонаправленности в динамике изменений, равен 0,95. Из вышесказанного можно сделать вывод, что рост производства нефти во многом отражается в тенденциях изменения ВВП, так как в структуре экспорта 70% приходится именно на углеводородное сырье.

Актуальность вышесказанного подтверждается анализом важнейших качественных показателей. Так, в структуре ВВП Казахстана существенная доля приходится на сырьевые отрасли. В первую очередь, на отрасли топливно – энергетического комплекса и металлургию. Такое положение отражается и на структуре казахстанского экспорта, показатель которого только по товарным операциям, связанным с нефтью, газом, металлами составляет львиную долю.


Структура импорта Республики Казахстан представлена такими группами товаров как машины и оборудования, готовые изделия из металла и другие виды промышленной обработанной продукции. Данная ситуация объясняется слаборазвитостью обрабатывающей промышленности, способной выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Так экспортируемая сырая нефть возвращается в нашу страну в виде продуктов глубокой переработкой и высокой добавленной стоимостью.

В целом внешнеторговый оборот страны в 2007 году увеличился на 19,8% по сравнению с предыдущим годом и составил 76558 млн. долл.

Положительная динамика показателей создала условия для повышения благосостояния населения. Вместе с тем, слишком высокие темпы роста добычи нефти и газа могут нарушить макроэкономическое равновесие, способствовать развитию так называемой «голландской болезни» и росту инфляции. Кроме того, это может отразиться на экологической ситуации и привести к быстрому истощению нефтяных богатств страны.

Отраслевая структура Казахстанской экономики в 2006 году представлена производством с удельным весом 44%, из них на добывающую промышленность приходится 16%, обрабатывающей 11,6%, сельское хозяйство 5,5%. Анализ динамики удельного веса отраслей промышленности показывает плавное снижение доли обрабатывающей в пользу роста добывающей отрасли.

Отраслевая структура экономики в сравнении со странами мира со схожей структурой экспорта сложилась в зависимости от абсолютных и относительных конкурентных преимуществ в международном разделений труда. Наделенность естественными природными богатствами в этих странах не затормаживает их масштабное освоение, что отражается в структуре производства экономики. Но данное обстоятельство никоим образом не влияет на развитие более технологичных отраслей, производящих готовую продукцию конечного потребления.

Структура ВВП по потреблению выбранных стран также различна. Основной особенность данной категорий стран является, по нашему мнению значительный объем чистого экспорта, как за счет продукции добывающей и так продуктов вторичной и конечной обработки.


По мнению многих авторитетных экспертов, основными акселераторами роста мировой экономики в XXI веке будут выступать экономики Китая и Индии как наиболее сильно развивающихся рынков. Наличие богатых природных ресурсов в этих странах дает импульс развитию смежных и высокотехнологичных отраслей, несмотря на производство и экспорт минерального сырья. Интегрированность в мировую экономику и наличие развитых торгово-экономических отношений с Китаем и Индией оказывает влияние на развитие экономики Казахстана. Подтверждение тому является динамичный рост реального ВВП трех стран, который иллюстрирован.

Закрепление Казахстана в статусе нефтяного государства несет в себе и большие проблемы: недоинвестирование перерабатывающих секторов экономики, неустойчивость темпов роста в силу зависимости от внешней конъюнктуры, сокращение рабочих мест и, разумеется, усиление социально-экономического расслоения населения. Собственно, резкое увеличение притока иностранной валюты в страну уже привело к развитию симптомов «голландской болезни».

Учитывая, что Казахстан – нефтяная страна, наблюдается рост цен на нефть, приток иностранных инвестиций, рост внешнего заимствования, можно сделать вывод о том, что перегрев экономики является неизбежным этапом экономического развития нашей страны. Любая экономика не может расти быстрее своих физических возможностей. Если предложение запаздывает от спроса и экономика находится в состоянии перегрева, то рано или поздно экономика «выпустит пар» в виде быстрого роста цен и удорожания обменного курса, а также банковского кризиса. Рост цен и реальное удорожание обменного курса может привести к стагнации обрабатывающей промышленности и все усилия правительства по диверсификации национальной экономики могут быть сведены на нет.

Существует два основных подхода к совершенствованию структуры экономики.

Первый (горизонтальные меры) предусматривает создание устойчивых институтов для функционирования экономических агентов, формирования благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание конкуренции на рынках. Эти меры направлены на улучшение положения всех экономических агентов. Прямое вмешательство государства в отношения экономических агентов допускается только для поддержания и стимулирования конкуренции.


Второй подход (вертикальные меры) предполагает проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики, ее совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий. Указанные меры ставят одни группы экономических агентов в более благоприятные условия по сравнению с другими.

В чистом виде ни один из указанных подходов не решает задачу диверсификации структуры экономики. Горизонтальные меры сами по себе не позволяют в среднесрочной перспективе изменить относительные доли секторов в ВВП: они одинаково воздействуют и на несырьевые, и на сырьевые сектора. И только при высоком уровне изъятия природной ренты сырьевые отрасли в долгосрочной перспективе становятся менее привлекательными.

Постановка задачи ускоренной диверсификации требует более активного вмешательства государства. Только адекватное применение механизмов такого вмешательства в рамках рыночной экономики способно, не нарушая конкурентную среду, диверсифицировать экономику путем ускоренного развития не сырьевых секторов. Именно здесь сосредоточено большинство рисков политики активной диверсификации.

Механизмы диверсификации экономики Казахстана. В качестве основных механизмов, способных оказать заметное стимулирующее воздействие на развитие несырьевых  производств, необходимо назвать прежде всего: совершенствование налоговых и таможенных механизмов изъятия природной ренты; создание системы поддержки экспорта; развитие сельскохозяйственного производства; поддержку малого бизнеса.

Совершенствование налоговых и таможенных механизмов изъятия природной ренты

В настоящее время уровень изъятия абсолютной природной ренты достаточно высок, поэтому прямое повышение налога на добычу природных ресурсов может привести к сокращению производства, выдавливанию с рынка предприятий с худшими условиями добычи. Вместе с тем, необходимость увеличения рентных изъятий у компаний с относительно лучшими условиями добычи очевидна. Это вопрос не только увеличения финансовых поступлений в бюджет, но и выравнивания нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых отраслях.


Одновременно может произойти вывод средств в страны с более эффективными условиями ведения хозяйственной деятельности. Грамотное же применение фискальных механизмов, наряду с другими инструментами, стимулирующими инвестиции в высокотехнологические отрасли, будет способствовать не только изменению структуры внешних инвестиций, но и диверсификация активов компаний сырьевых отраслей по видам деятельности.

Механизмы изъятия природной ренты могут включать как налоговые, так и таможенные тарифные механизмы. Возросшие в результате совершенствования налоговых и таможенных механизмов поступления могут частично компенсировать временное сокращение налоговых доходов бюджета, образовавшееся из-за уменьшения общей налоговой нагрузки.

Совершенствование системы поддержки экспорта

О большой зависимости экспортных доходов Казахстана от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары свидетельствует высокая доля энергетических ресурсов в объеме экспорта (70%). Для обеспечения стабильности экспортных доходов при реализации мер по поддержке экспорта необходимо ориентироваться, прежде всего, на повышение доли высокотехнологичной продукции в экспорте.

К первоочередным мерам по поддержке экспорта необходимо отнести следующие:

Во-первых, создание системы страхования экспортных контрактов на поставку продукции перерабатывающей промышленности. Это позволит избавить экспортеров от страховых рисков и будет гарантировать покупателю казахстанской продукции надежные поставки.

Во-вторых, формирование системы гарантирования экспортных кредитов. Предоставление государственных гарантий по кредитам под долгосрочные экспортные контракты благоприятно скажется, прежде всего, на обрабатывающих отраслях. Предприятия же сырьевых отраслей имеют доступ к относительно дешевым мировым кредитным ресурсам ввиду своих размеров и хорошей кредитной истории.

Развитие сельскохозяйственного производства


Сельское хозяйство испытывает острую нужду в инвестиционных ресурсах для обновления и модернизации основных фондов.

Сегодня перед правительством стоят задачи создания максимально благоприятных условий для разрешения рыночных отношений в сельскохозяйственном секторе, повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и как следствие – большего импортозамещения и роста экспорта этой продукции. Для решения такой задачи необходимо провести следующие меры.

Снять правовые ограничения на осуществление вертикальной интеграции в аграрном секторе. Эта мера направлена на создание стимулов к укрупнению сельскохозяйственных предприятий, что означает снижение риска функционирования предприятия в отрасли и обеспечивает возможность появления крупных инвесторов.

Содействовать экспорту казахстанской продукции, устранить административные и рыночные барьеры в торговле, осуществить гармонизацию стандартов и разработать систему сертификации продукции на уровне международных требований.

Обеспечить правовое и организационное содействие формированию рыночных институтов и инфраструктуры, в частности, системы складских расписок, бирж, страхования рисков в сельскохозяйственном производстве, созданию саморегулируемых организаций  в аграрном секторе.

Улучшить разработку механизма оперативного регулирования основных рынков продукции агропромышленного комплекса, регламентацию механизмов рыночных интервенций, что явится важным шагом к сглаживанию сезонных и циклических колебаний рынка сельскохозяйственной продукции.

Провести работу по совершенствованию единого сельскохозяйственного налога (использование чистого дохода в качестве базы налогообложения и введение добровольности использования налога большинством товаропроизводителей), что позволит снизить налоговую нагрузку на сельскохозяйственных производителей.

Поддержка малого и среднего бизнеса

В диверсификации структуры экономики исключительная роль отводится стимулированию и поддержке частной предпринимательской инициативы. Предприятия малого и среднего бизнеса несут в себе огромный инновационный потенциал. По этой причине получили динамичное развитие контрактные отношения между крупным и малым бизнесом, обеспечивающие достижение синергетического эффекта от совместной деятельности. Причем это актуально не только для высокотехнологичных отраслей. Реализация таких контрактных отношений дает положительный эффект во всех отраслях экономики.


Стимулирование венчурного финансирования

Активное содействие со стороны государства развитию венчурной индустрии должно быть направлено на ускорение процесса создания и капитализации инноваций в национальной экономике. Это способствует поддержанию устойчивых темпов экономического роста и формированию новых рабочих мест. Однако в развитии отечественной венчурной индустрии существует ряд проблем, осложняющих данный процесс:


  • незначительное присутствие казахстанского капитала, который мог бы стать важным фактором привлекательности отечественной экономики для зарубежных инвесторов.

  • низкая ликвидность венчурных инвестиций из-за недостаточной развитости фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий.

  • слабость экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора.

  • медленное решение вопросов нормативно-правового регулирования формирования фондов и процесса венчурного инвестирования

  • явно недостаточные усилия по становлению предпринимательской культуры, популярному освещению и методической поддержке венчурного финансирования как относительно нового для Казахстана и перспективного вида инвестиционной деятельности.

Развитие сферы услуг. Доля сферы услуг в ВВП составляет около 54%, что позволяет говорить о возможности ее повышения до уровня развитых стран. Но в экономике не задействован потенциал сектора услуг, который несет в себе рынок платных образовательных и медицинских услуг, способный дать импульс ускорению роста доли всей этой сферы, прежде всего за счет легализации сложившихся неформальных отношений между врачом и пациентом, преподавателем и студентом.

Кроме того, легализация и повышение доходов в отрасли услуг будут стимулировать ее развитие, приток новых инвестиций и кадров, повышение качества обслуживания. Это, в свою очередь, в долгосрочной перспективе положительно скажется на качестве человеческого капитала, что создаст предпосылки для развития высокотехнологичных производств.


Развитие производственной инфраструктуры. Для успешного перехода к устойчивому развитию, уменьшению зависимости от внешней конъюнктуры и для ее диверсификации необходимо формирование мощной производственной инфраструктуры. Это позволит участникам рынка снизить свои трансакционные издержки, одновременно повысив инвестиционную привлекательность вложений в казахстанскую экономику, усилит деловую активность.

Инфраструктура казахстанской экономики должна развиваться при минимальном участии государства, роль которого следует ограничить созданием условий для быстрой и рентабельной реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры рыночного сектора, а в случае необходимости – законодательной поддержкой инициатив по ее развитию. С этой целью государство должно осуществить ряд мер, которые позволят ускоренными темпами развивать несырьевой сектор экономики, повышать макроэкономическую стабильность страны. Назовем основные из них:


  • развитие законодательства в области продажи, аренды и залога земель

  • расширение сектора коммуникаций и информационных технологий, при этом важны либерализация допуска на рынок телекоммуникационных услуг, разработка эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности

  • реформирование естественных монополий.

Таким образом, можно сделать вывод, что для диверсификации экономики в Казахстана практически есть все предпосылки. Во-первых, обеспечена стабильность общеэкономических условий хозяйствования, на основе которых предприятия могут осуществлять долгосрочное планирование и инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости. Во-вторых, те структурные реформы, которые проводятся сегодня, и те, которые запланированы на будущее, создают условия для трансформации экономики.