girniy.ru 1
Г.Ш. Файзуллина


Центральный государственный музей РК, г.Алматы


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ КАЗАХСТАНА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (1991-2008 ГГ.)


Начало 90-х гг. ХХ века осмысливаются как новый этап развития в истории музейного дела Казахстана. Этот период знаменовался судьбоносным для казахского народа событием: 1991 году Казахстан стал суверенным, независимым государством. С этого момента можно говорить о собственном пути развития музеев Казахстана, для которого характерны: поиски новых форм методов работы; изменение содержательной стороны музейной деятельности; ориентация на национальную тематику; актуализация научно-исследовательской работы; расширение музейной сети; появление новых типов музеев.

Основные этапы развития музеев Казахстана в период независимости.

В начальный период государство, переживая эпоху становления в очень жестких условиях социально-экономических реформ, не могло оказывать музеям серьезной финансовой поддержки. Как и в других странах, ограничение в финансировании со стороны государства породило разнообразие новых функций и видов деятельности, которые трудно было соотнести с традиционными представлениями о музее и традиционными подходами к их проектированию [1, c. 33]. Кроме того, был резко ослаблен контроль и идеологическое давление на музеи. В каком-то смысле музеи в этот период времени оказались предоставлены сами себе. Одновременно государство стало более открыто к сотрудничеству с другими странами в самых разных сферах жизни, в том числе в музейной деятельности. В страну пришли зарубежные благотворительные фонды, в свою очередь, музейные работники получили возможность реально приобщиться к опыту музеев других стран.

При этом необходимо отметить, что музеи Казахстана развивали свою деятельность не на пустом месте. Основные коллекции исторических, этнографических, археологических материалов были собраны ещё в XIX–XX вв. Наличие богатых фондов, сложившаяся структура работы позволила многим из них сосредоточиться не на комплектовании, а на использовании того, что было накоплено, но в новых формах и направлениях.


В 1999 – 2000 годах деятельность музеев Казахстана характеризуется:


  • активной поддержкой музеев Казахстана международными фондами и компаниями;

  • проведением семинаров для музейных работников, в основном инициируемых Фондом «Сорос-Казахстан» и Соросовским центром современного искусства (Алматы). «Возможность участия в семинарах Сороса способствовало не только росту профессионализма, но и расширяло горизонты мышления, делая его открытым» [2, c. 48, 78].

  • появлением авторских музеев, детских, музеев неправительственных организаций, «виртуальных» музеев-проектов;

  • более активное использование проектного метода наряду с текущей планово-годовой деятельностью;

  • внедрение интерактивных методик: акцент на личностное переживание истории, на тактильные, звуковые, цветовые, вкусовые способы восприятия;

  • раскрытие тем диалога культур, толерантности.

В 2001-2005 годах, несмотря на то, что в этот период финансовые вливания прекращаются и многие проекты остаются нереализованными, музеи Казахстана продолжили своё развитие, для которого характерны следующие тенденции:

  • смена представлений о назначении музея;

  • усиление ориентации на музейного посетителя (а не на музейный предмет);

  • акцент в культурно-образовательной деятельности музея на формирование личности;

  • реализация «жизнеспособных» проектов (долговременные программы, сотрудничество с образовательными учреждениями);

  • создание и реализация проектов, в которых учитываются особенности восприятия мира современным посетителем (монтажно-клиповой, витринный), использование нетрадиционных экспозиционных решений.

«Рубежным» в новейшей истории музеев страны стал 2005 год. Прежде всего, потому, что этот год был насыщен событиями и явлениями, по отношению к которым мы можем использовать слово «впервые» (если не вообще, то хотя бы – «после продолжительного времени»). Открылся Музей Первого Президента Казахстана. Центральный государственный музей Республики Казахстан получил статус научно-исследовательского учреждения, что явилось высокой оценкой проделанной работы. После продолжительного перерыва возродился интерес к профессиональной подготовке и повышению квалификации музейных специалистов; ежегодно стали выделяться 10 бесплатных образовательных грантов на уровне бакалавриата в университетах страны по специальности «музееведение». Впервые прошла защита [3] диссертации по специальности «музееведение, реставрация и консервация культурных памятников», имевшая объектом исследования музеи Казахстана. Было организовано три (и это за один только год!) семинара для музейных сотрудников [4]. В Казахском институте культурной политики и искусствознания (Алматы) стали регулярно проводиться курсы повышения квалификации для музейных работников.


В 2005 году приходит осознание необходимости анализа и презентации накопленного музеями опыта за период независимости государства: в ноябре в Караганде проходит Центрально-азиатский фестиваль музейных инициатив «Открытая Азия – Открытый музей», организованный ОО «Лаборатория общественного развития» при поддержке OSI в сотрудничестве с местными органами управления; в декабре в Алматы Казахский институт культурной политики и искусствознания им. Аль-Фараби организует Межвузовскую конференцию, в рамках которой впервые работает музееведческая секция.

В том же 2005 году завершается переходный период становления независимого государства и начинается стадия его поступательного развития. Окончательно сознается необходимость формирования национальной идеи, и как следствие, необходимость материально-финансовой поддержки тех культурно-образовательных структур, которые являются генераторами и трансляторами идей национальной самоидентификации и толерантности. К которым, безусловно, относятся и музеи.

Актуализация научно-исследовательской деятельности музеев.

В новое время каждый музей стремился найти своё лицо (необходимость модернизации краеведческих музеев вряд ли нуждается в обосновании [5, c.90]). В музеях происходит актуализация научно-исследовательской и культурно-образовательной функций. Для ЦГМ РК научно-исследовательская деятельность стала основой развития музея, создания и реализации культурно-образовательной деятельности. В то же время, именно культурно-образовательная деятельность «оправдывает» перед обществом, те капиталовложения, которые оно выделяет на развитие научных исследований в музее. Именно музей, на наш взгляд, на сегодняшний день является наиболее приближенной к идеалу структурой, в рамках которой могут вестись научные исследования, потому что в рамках такой институциональной структуры научная идея или открытие могут зародиться и дойти до общества. В отличие от «чистой» академической науки, «синкретическая» музейная наука более открыта для общества и может говорить на доступном языке.


В контексте пересмотра концепции деятельности Центральный государственный музей Республики Казахстан (ЦГМ РК) в сторону усиления научно-исследовательской функции, в музее были проведены структурные преобразования  –  научные отделы в соответствии с профилем исследований объединились с фондовыми. В одну команду объединились специалисты, практически заинтересованные в изучении музейных предметов и их презентации. Произошло «онаучивание» всех профильных подразделений и как основного фактора, и как главного механизма обеспечения эффективности функции главного музея страны» [6, c. 14]. В этих действиях проявилось понимание главного ресурса музея. Ведь ещё в XIX веке, «музеи действительно были местом, где «делалась наука» – работали крупные ученые, заседали научные общества», «экспозиции несли на себе ещё не остывшие следы деятельности ученых, того пытливого, «естествоиспытательского» отношения к действительности». Проявилось также стремление к тому, чтобы современные «экспозиции музея отражали деятельность хранителя и «вырастали» из живой работы с коллекцией и передавали особое отношение ученого к материалу» [7, c. 21]. Так или иначе, хорошо забытое старое стало новым и позволило выйти музею на другой уровень деятельности, снять с себя одежду «национально-окраинного типа музея», отойти от бытующего в музейной среде стереотипа «классического» краеведческого музея советской эпохи.

Государственная программа «Культурное наследие» (2004-2006), разработанная в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» и в настоящее время пролонгированная до 2013 года, стала стимулирующим фактором в возрождении научно-исследовательской деятельности музеев.

В рамках Государственной программы «Культурное наследие» ЦГМ РК в 2005 году впервые в истории отечественного музейного дела выиграл по конкурсу право на разработку научно-исследовательских проектов в рамках реализации данной программы. Каждая тема по своей значимости и актуальности представляет собой совершенно новое и самостоятельное исследование, соприкасающееся с различными областями наук, при этом они непосредственно взаимодействуют с музееведением.


По названной программе работают и другие музеи Казахстана. В целях расширения музейной сети начата работа по созданию историко-культурных музеев-заповедников: «Иссык» в Алматинской, «Берель» в Восточно-Казахстанской и «Сарайшик» в Атырауской областях. В первую очередь, деятельность музеев направлена на изучение археологических памятников своих областей [8]. Реализация государственной программы активизировала также издательскую деятельность музеев [9]. Реализованные проекты отличает комплексность и культурно-образовательная направленность, которая отражена в создании ряда документальных фильмов, появление которых стало возможным лишь в результате проведения научно-исследовательской работы [10].

Если ЦГМ РК является своеобразным флагманом в области научно- исследовательской работы и внедрения ее новых методов в форме проектов, то большинство областных музеев этот вид музейной деятельности продолжают развивать «по старинке». При этом наиболее популярной исследовательской проблематикой остаётся археологическая и этнографическая [11].

Программа «Культурное наследие» показала свою актуальность, востребованность и своевременность. Но одновременно свой вклад в развитие музейного дела Казахстана внесли и неправительственные организации, и, прежде всего, «Лаборатория общественного развития» (Центр современной культуры «Дешт-и-Арт»).

Музейные инновации и общественные инициативы

С 2001 по 2005 годы в Центральной Азии благодаря деятельности международных организаций происходило оживление в сфере зрелищных мероприятий (музыкальные и театральные фестивали), а также в сфере кино и современного искусства. При этом, традиционные музеи осталась как бы «позабытыми». Однако если бы фонды обратились преимущественно к музейной сфере, то это способствовало бы позитивному поступательному развитию культуры центрально-азиатского региона, т.к. современные музеи - это не только институты социальной памяти, но и пространство для постановки острых проблем современности. В общем можно сказать, что в Казахстане до 2001 г. интерес международных фондов к музеям был на «гребне волны» внимания, потом произошел «откат», и вновь «волна», инициированная проектами Дешт-и-Арт Центра.


Общественная организация Центр современной культуры «Дешт-и-Арт» имеет многолетний опыт работы в сфере продвижения и развития инновационных музейных проектов и прогрессивных видов искусства. В 2004 году экспериментальные художественные музейные проекты Центра, в которых были обозначены ростки будущего в развитии музейных технологий в Казахстане, получили высокую оценку Международного жюри на 3-м Открытом Музейном Форуме (Ясная Поляна, Россия). А в 2005 году карагандинский выставочный проект представлял Казахстан на международном фестивале «Лучшие в сфере наследия» (г. Дубровник, Хорватия).

В 2005 г. «Дешт-и-Арт» Центр приступил к реализации своего первого масштабного институционального музейного проекта «”Красная невеста” Центральной Азии» [12]. Цель проекта: «Способствовать активизации и модернизации деятельности центрально-азиатских музеев, созданию партнерской сети, в которую будут входить музеи, НПО культуры и художники, интересующиеся проблемой интерпретации исторического наследия».

Для активизации деятельности в сфере культурного наследия центрально-азиатского региона, кураторы Центра предложили обратиться к современным арт-практикам и передовому опыту российских коллег. В рамках проекта «Красная невеста Центральной Азии» прошел творческий семинар-мастерская «Инновационные методы работы современного музея» (г. Караганда, 4 апреля-8 апреля 2005 г.), где лекторами выступали сами организаторы семинара. Работа в режиме семинаров-мастерских является наиболее эффективной, так как позволяет достичь результатов одновременно по нескольким параметрам:

- Образовательный фактор. Повышение профессионального уровня музейных сотрудников и методическая помощь музею.

- Углубленный мониторинг современного положения музея. Создание расширенного банка данных, выявление активных «звеньев» в среде небольших музеев, способных инициировать прогрессивные изменения.

- Координация деятельности музеев и налаживание межмузейных связей.


- Внедрение инновационных арт-практик в музейную деятельность

- Активизация деятельности современных художников в сфере осмысления культурного наследия.

На семинарах высказываются проектные идеи, некоторые из них реализуются, а некоторые остаются в качестве идеи, но и те и другие способствуют развитию творческого мышления, приобретению навыков проектной культуры и, в конечном счете, способствуют повышению профессионализма сотрудников музеев. И реализованные проекты, и нереализованные проекты представляют интерес, т.к. в любом случае они помогают определиться с реальными целями и задачами в развитии музейной проектной деятельности, а также помогают выявить наиболее жизнеспособные и перспективные идеи. «Неважно…, что эти проекты так и не претворились в жизнь. Творческая идея, реализованная на бумаге или картоне, уже живёт, она уже существует, если не в реальности конкретного музея, то в реальности профессии, в реальности творческого поиска новых форм, принципов, ... Проект – это уже реальность» [13, c.19].

В карагандинском семинаре (2005 г.) приняли участие сотрудники из 16 музеев и неправительственных организаций. Они представляли в основном центральный регион Казахстана. В программе семинара делался упор на знакомство с инновационными для музеев этого региона методами работы.

Участников семинара заинтересовали также проектные методы и формы работы с посетителями, используемые в детских музеях. В итоге в последний день семинара его участники представляли свои проектные идеи, большинство которых были музейно-педагогическими [14].

Поскольку каждый небольшой музей сталкивается с проблемой недостаточности раритетных экспонатов, особое внимание было уделено решению данной проблемы с помощью приёмов, применяемых в области современного искусства. Так, в проектной идее Музея памяти жертв политических репрессий «Тени Карлага» (контекст – «рай – место, где нет тени», «Карлаг – ад, и на его месте до сих пор есть тени загубленных людей») как бы и не предполагается наличие экспонатов, т.к. само место – это экспонат, наполненный собственными смыслами. Предполагаемая экспозиция – это движущиеся по стене тени силуэтов-пленников Карлага. Экспонатами могут быть и «звуки лагеря». В заявленном проекте решалось одно из основных требований, предъявляемых к современному музею – его эмоциональная составляющая.


В 2006 году Дешт-и-Арт Центр приступил к реализации следующего, еще более масштабного институционального проекта «MUSEUMстан» («МУЗЕИ Центральной Азии»), направленного на развитие сети музеев и решение профессиональных проблем в 4-х странах: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Проект начался с проведения Казахстанского Республиканского музейного фестиваля «Открытый Город – Открытый Музей» (декабрь, 2006), на котором специалисты разных музеев страны общались с коллегами, знакомились с новациями, которые, несмотря ни на какие трудности, имеют место быть. Одно из наиболее сильных впечатлений было связано с посещением Музея жертв политических репрессий в поселке Долинка, экспозиция которого соответствует международному уровню.

Логика музейной программы Дешт-и-Арт требовала дальнейшего развития, не только в образовательной плоскости, но и практической – необходимо было помочь музеям воплотить лучшие проектные идеи в реальности. Проект «MUSEUMстан» включил в себя также обширную образовательную программу (12 семинаров), конкурс музейных инициатив и центрально-азиатский музейный фестиваль «Открытая Азия - Открытый музей». Как отмечает М.Б. Гнедовский, «… чтобы инновации не затухали, а наоборот, служили стимулом развития музейного дела, нужны механизмы, позволяющие выявлять и поддерживать «точки роста», поощрять нововведения и делать их достоянием профессионального сообщества. Эффективным механизмом развития являются конкурсы. Принимая участие в конкурсах, одни музеи определенно рассчитывают на победу, другие же надеются найти ориентиры, которые окажутся полезны при определении ими собственного пути развития» [15, с. 42]. На центрально-азиатском конкурсе весьма достойно выглядели и музеи Казахстана, представившие свои проекты.

Наибольшую активность проявили Темиртауский городской историко-краеведческий музей и Историко-краеведческий музей Щербактинского района Павлодарской области – ими было подано по четыре заявки. Сотрудники Щербактинского музея, осознавая важность социальной роли музея для территории, где он располагается, предлагали в заявках идеи, направленные на решение социальных проблем (например, безработица на селе среди женщин), реализация которых повысила бы значимость музея для местного сообщества.


В отличие от большинства музеев, предлагавших на конкурс интерпретацию археологического, этнографического и исторического наследия, Восточно-Казахстанский архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник выдвинул идею создания парковой экспозиции «Сад дикой природы», что вполне соответствует концепции развития этого музея. «Обживание» территории за пределами музейного здания – это перспективное направление развития экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана. Свою версию подобного «обживания» предложил Литературно-мемориальный музей Абая Кунанбаева (Абай, Карагандинская обл.) в проекте «Автопробег “По абаевским местам”».

В трёх проектах фокусной группой были обозначены дети с ограниченными возможностями: «Музей - социо-культурный центр села» Щербактинского музея, «Арт-терапия: музей и инвалиды» Карагандинского областного историко-краеведческого музея, «Экологическое образование детей с ограниченными возможностями» Карагандинского экологического музея. Два последних проекта были отмечены жюри 2-го Центрально-азиатского фестиваля как «победители», за «профессиональное использование арт-терапевтичесих методик и популяризацию национальных традиций» и «экологическое измерение человеческих отношений». Необходимо отметить то, что и Экологический музей, и Жезказганский историко-археологический музей работают по концепции, определяемой Кеннетом Хадсоном, как «музей в вакууме» [16, с. 159]. Эти музеи берут на себя функции, которые, казалось бы, совсем не имеют отношения к музейной работе – работают с детьми-инвалидами над их духовным развитием на их территории, организуют туристические маршруты по региону. Но если социальные работники, сотрудники образования или туристических фирм не «закрывают» эти проблемы, то музей берёт на себя обязательства, которые, в конечном счете, всё равно развивают общество в соответствии с миссиями музеев – развитие экологического сообщества или воспитание любви к родному краю.

Художественные музеи также используют весь свой потенциал для развития творческих возможностей детей, молодёжи, взрослой аудитории. Павлодарский областной художественный музей в течение многих лет реализует проект с молодыми художниками «Активные музейные экспозиции. Проект М*АРТ», представляющий творчество как способ самореализации личности. Карагандинский областной музей изобразительного искусства проводит интерактивную игру с детьми младшего школьного возраста «Я б в художники пошел…». Более сложную задачу ставит перед собой Государственный музей искусств им. А. Кастеева (Алматы) путем создания «Передвижного Медиа-павильона» - внедрение contemporary-art на территорию музея, более привычного к презентации традиционных видов искусства.

Возможность развития не только визуальных творческих способностей, но и литературных подтверждает солидная книга, изданная Литературно-мемориальным домом-музеем Ф.М. Достоевского (Семей) по результатам проекта «Городской конкурс «Волшебное перышко» (сказки, придуманные детьми)» [17].

И музей Ф.М. Достоевского, и Экологический музей работают на перспективу, они «растят» и воспитывают своего посетителя. Это очень нетрадиционный подход для музеев, который позволяет не опираться на конкретный предмет и не ожидать конкретной реакции на содержание музейной экспозиции, а прогнозировать будущее. Если выразиться аллегорически, то в этих двух музеях не «колдуют» над уже выросшим растением, а удобряют и поливают почву, в которой проклюнулся росток; они понимают, что от их усилий зависит, вырастет ли растение сильным и ярким или не приживётся на ниве музейного просвещения, будучи «посаженным» уже во взрослом состоянии. Они понимают – просвещенный, образованный и творческий человек не пройдет мимо таких трудных тем, как «экология» или «творчество Достоевского», он будет готов к их восприятию. Это подтверждает то, что музей, выполняя гуманитарную миссию, обеспечивает достижение своих музейных целей и задач на более стабильном и прочном уровне, получает не поверхностный, а глубокий результат.


Сознательная работа над качественным и долговременным результатом просматривалась в проекте «Дороги в прошлое», представленном на фестивале Северо-Казахстанским областным историко-краеведческим музеем, и не случайно этот проект был отмечен за системный подход к использованию новых технологий музейного образования.

Отличительная черта деятельности музеев Казахстана в период независимости – это акцентирование внимания музея на «личности». В проектах, так или иначе, на передний план выступала «персона» - сотрудника музея как его основного персонажа. Это и прочитывалось в формулировках дипломов – «за персонализацию и поэтизацию труда ученого» («Прошлое в настоящем», Центральный государственный музей РК), «за метафорическое прочтение судьбы конкретного человека и создание масштабного музейного события» («Летающий татарин», Восточно-Казахстанский музей изобразительных искусств им. семьи Невзоровых), «за подвижничество и целеустремленность в продвижении инновационных музейных программ» (интерактивная экскурсия «От телеги до локомотива», Музей истории горного и плавильного дела. пос. Жезды), «за стремление преодолеть стереотип восприятия исторической личности» («Партнерские музейные проекты», Дом-музей Д.А. Кунаева).

Почти все музеи Казахстана работают над темой единства народа Казахстана. С середины 1990-х годов ХХ века Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья (Костанайская обл.) начал целенаправленный сбор предметов немецкой этнографии. В музее есть стационарная экспозиция, и на конкурс был представлен проект создания передвижной выставки «Прерванная нить?..». Зрителям было предложено соединить прерванную нить культурной традиции, что, впрочем, и делает музей, выполняя свою ежедневную работу.

Своеобразное решение для характеристики нашего многонационального государства предложил Темиртауский городской историко-краеведческий музей - проект «93». «Состав жителей г. Темиртау исторически окончательно сформировался благодаря Металлургическому комбинату, на строительство которого со всех уголков СССР съезжались люди разных национальностей, в результате под единой крышей дома, которым стал г. Темиртау, проживают люди 93 национальностей. Не важно, откуда ты, какой национальности, все сложились здесь как личности, приехали и остались. И в каждом из них есть общий металлический стержень. У каждого в душе свой родной город, вне национальности, и все мы жители одной планеты. Отсюда основные объекты предлагаемой экспозиции: 93 силуэта людей из металла с разными образами (фотографии), дом-планета, и через силуэты - карта города» [18]. Реальное воплощение идеи приятно поразило и участников фестиваля, и его жюри, а результатом стало то, что именно этот проект попал в лидеры. Инсталляция казалась немного «не музейной», т.к. на ней не были представлены традиционные музейные предметы, но она хорошо «вписывалась» в концепцию музея и «сочеталась» с его постоянной, весьма традиционной, экспозицией.


За время реализации музейных проектов Центром современного искусства «Дешт-и-Арт», в результате проведения двух центрально-азиатских и одного республиканского фестивалей Караганда вполне может претендовать на звание «музейной столицы» республики. Укоренение традиций фестивальных встреч является положительным фактором развития казахстанского музейного профессионального сообщества.

Подведем итоги. На сегодняшний день значительно расширилась сфера влияния музеев на общество, произошли серьезные перемены в практике музейного дела. «Исторический путь, пройденный музеями Казахстана, свидетельствует - музеи, как новая организационная форма в сфере культуры в XIX веке, вросли в общественную жизнь XX века, и, несомненно, станут символами человеческого наследия в XXI веке» [19]. Действительно, особенности развития музеев в период обретения независимости во многом определяют перспективы развития музейного дела Казахстана в XXI веке.

________________________________________

Литература


  1. Информационный бюллетень. Музеон. – М., 1990. – № 4. – С. 19-47.

  2. Плетникова Л., Сафарова Д. Дешт-и-Арт: трансформация сознания и конструирование идентичности // Культурная политика в Центральной Азии в переходный период: Сборник материалов конференции «Культурная политика в Центральной Азии: практика и перспективы» / Сост. Ю. Маркович, А. Сабитов. – Алматы, 2003. – С. 48, 78.

  3. Файзуллина Г.Ш. Культурно-образовательная деятельность музеев Казахстана в период независимости (1991-2005 гг.). Автореф. дис. канд. ист. наук. – Алматы – Москва: ЦГМ РК – РИК, 2005 (ноябрь). – 26 с.
  4. Апрель, Караганда, ОО «Лаборатория общественного развития» – семинар «Инновационные методы в экспозиционной работе музеев» по гранту Дешт-и-Арт Центра на развитие музейной деятельности в Центральной Азии, лекторы Л.Плетникова, Д.Сафарова, Г.Файзуллина; май, Алматы, ГМИ РК им. А.Кастеева – семинар по музейному и художественному менеджменту, лектор Дженнифер Донелли (США); август, Алматы, СЦСИ – проектный семинар, лекторы – В.Дукельский, А.Лебедев, Е.Лебедева.


  5. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина. / Авторский коллектив под ред. Н.А. Никишина и В.Н. Сорокина. – Москва – Самара, 1998. – 140 с.

  6. Алимбай Н. Центральный Государственный музей Республики Казахстан: краткий исторический экскурс, структурные преобразования, проблемы. // Труды ЦГМ РК, 2004. – Вып. 1 – С. 14-17.

  7. Гнедовский М., Коник М. Нужны новые подходы // Советский музей. – 1988. – № 5 (103). – С. 21-22.

  8. Например, Южно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей организовал научно-археологические раскопки древних городов Сидак и Сауран, к исследованиям были привлечены ученые Алматы, Ташкента и Москвы. Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей в рамках научно-исследовательского проекта «Скифо-сакская культура Казахстанского Алтая: генезис проблемы культурного наследия» участвовал в археологических экспедициях в районе Катон-Карагай, Берель. Сотрудники Акмолинского областного историко-краеведческого музея участвовали в археологических экспедициях в курганах Қошқарбай-1 и поселения Васильковка-1 (эпоха бронзы)
  9. Например, Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей издал двухтомник «Батыс өңірінің халық әдебиеті» и «Каталог прикладного искусства», Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей – «Свод археологических памятников области», Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Г.Н.Потанина – «Каталог Археологической коллекции из фонда музея», каталог «Археологические памятники Павлодарского Прииртышья», сборник «Исторический альманах» по итогам исследовательской работы музея. Также в Павлодаре были изданы собрания сочинений: Машхур Жусуп Копеева (1-4 том), М. Алимбаева (7 томов) и Д. Абилева (5 томов), книга «В семье единой», посвященная 10-летию Малой Ассамблеи народов Казахстана. Переведены на компакт-диски филофонические коллекции Н. Шафера.


  10. В Павлодаре вышел в свет фильм, посвященный 100-летию со дня рождения А.Х. Маргулана «Ғылымға арналған өмір», фильм о старинной части города, видеофильм «Природа Павлодарского Прииртышья». На западе Казахстана были сняты документальный фильм о Сырыме Датове и видеофильм о М.Маметовой; на востоке – документальные фильмы «Нас объединил Кеннигсберг», «Усть-Каменогорск» и «Петроглифы»
  11. Сотрудники Южно-Казахстанского, Жамбылского, Восточно-Казахстанского областных историко-краеведческих музеев, Отырарского государственного археологического заповедника-музея, Мангистауского историко-культурного заповедника совместно с сотрудниками Института археологии им. А.Х. Маргулана самостоятельно проводили археологические экспедиции в разных регионах Казахстана. В результате изучены и типологически классифицированы находки, полученные в результате полевых работ, а также проведена их камеральная обработка. Большое внимание уделяется изучению и сбору материалов по этнической истории и культуре казахов. Например, для сбора материалов по казахам Мангыстау Областной историко-краеведческий музей организовал командировки в Исламскую Республику Иран; музеи Акмолинской области (11 музеев: из них 8 историко-краеведческих, 2 мемориальных, 1 литературы и искусства) провели топонимические исследования в районах Жарқайын, Шортанды, Аршалы, Коргалжын, Егиндиікөл, Жақсы, Есил; сотрудники отдела истории, археологии и этнографии Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея собрали материалы о жизни и творчестве жыршы – Казтуган Суийншиулы, казахского композитора кюйши Мытайулы Даулеткерей в Павлодаре издан «Словарь казахских терминов» (автор М. Абдрахманов) и т.д. Кроме того, можно отметить особый акцент научно-исследовательской деятельности мемориальных музеев (И. Алтынсарина, М. Габдуллина, А. Иманова, Г. Тукая, Ф. Достоевского и др.), которые изучают жизнь и деятельность известных людей в контексте исторического и культурного развития Казахстана. Результатом исследований являются публикации, такие, как, например, «Батырлардың тұйғыны, ғалымдардың жұйрігі» (составитель Жанатай Бекенов, брат М.Габдуллина), «Библиографический указатель произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нём» (составитель И.Ф. Мельникова) и т.д. (Текущий архив Министерства культуры и информации РК. Отчеты музеев. – 2007 г.).


  12. Архив «Дешт-и-Арт» Центра. Проект «”Красная невеста” Центральной Азии». – 2004 г.

  13. Майстровская М. Художник и музей: шаг в третье тысячелетие // Мир музея. – 2002. – № 4. – С. 19.

  14. Например, Карагандинский областной музей музей изобразительных искусств представил проект «Мне уже 10, а маме ещё … (женский портрет в живописи)» о социальной роли женщины в обществе; Музей истории горного и плавильного дела пос. Жезды – «Подарки оставленные богатырями»/«Алыптан қалған сыйлықтар» (о героях-геологах, открывших уникальные месторождения); Археолого-этнографический музей с.Актогай предложил музейно-образовательную игру «Играем в асыки»; Темиртауский историко-краеведческий музей - интерактивную выставку об освоении космоса «9 ½ минут» (время выхода ракеты на орбиту Земли); Музей археологии и этнографии КарГУ им.Букетова – «О чем молchat археологические находки»; Акмолинский ОИКМ – «Язык отцов, язык …» (посвящен дню языков); Улытауский ИКПМ – «Устремлённые в будущее»-«Болашаққа ұмтылу» (решалась проблема юбилея музея, как повода для организации серии мероприятий направленных на привлечение посетителей и формирования круга «поклонников», друзей музея); Карагандинский областной историко-краеведческий музей – «Сокровища Абая» (игра на многозначности понятия «сокровища») и т.д.

  15. Гнедовский М.Б. Фабрика «звезд» (о пользе и значении музейных конкусов). // Музей и новые технологии / На пути к Музею 21 века / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. – С. 43-57.

  16. Хадсон К. Влиятельные музеи. Пер. с англ. – Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2001. – 196 с.

  17. «Волшебное перышко»: Сборник сказок победителей конкурса за 2001-2007 гг. Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского – Семей, 2008. – 266 с.

  18. Архив «Дешт-и-Арт» Центра. Из проектной заявки Темиртауского музея.
  19. Асанова С. А., Основные этапы истории музейного дела Казахстана. Музееведение и историко-культурное наследие [Текст]: сб. ст. / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2009 - Вып. III. - C. 156-166.